Размышления о прожиточном минимуме

...Тут одна обратилась к В.В. - чтобы испытал на дочерях "прожиточный минимум", окончание было: "Заранее соболезнуем". М-да, резко. Но беспросветно глупо!

Прожиточный минимум" - это экономический "коэффициент", а не сумма денег, не набор продуктов (хотя по ТВ так и подаётся). Например, при СССР коэффициентом был уровень производства в России в 1913 году, и все наши показатели обретали "понятный" вес, когда содержали что-то "по отношению к 1913 году". Продолжим.

Никто по "минимуму" не живёт (если не хочет) и не собирается жить! В России веками жили и богаче нынешней "нормы min", и вровень, и много ниже: одних нельзя было заставить жить беднее, других нельзя было заставить жить богаче! Такова жизнь.

"Прожиточный минимум" устанавливает себе САМ ЧЕЛОВЕК! Как и другие "минимумы" и "максимумы". Например, в 80-х прошлого века у станции "Сортировка" (Свердловск), в лесочке, летним утром можно было увидеть бреющегося перед зеркальцем мужчину: у него квартира, семья, работа, но летом он уходил жить в лес, как бомж, и жил там рядом с бомжами... А другой, не имея средств, тем не менее будет сидеть часами в ресторане перед стаканом воды, без сорочки под пиджаком, а в одной манишке и с манжетами, торчащими из рукавов, и будет с кем-нибудь красиво "играть словами".

Показательна тема нищих. Целые тома трудов о них написаны. В 19 веке в России (при 100 млн населения) было 300 тыс. нищих: они делились на десяток разрядов (уличные, монастырские, бродячие "перехожие калики" и т.д.). Нищие были и в СССР, они есть и сейчас - и побогаче некоторых "ненищих"!

В СССР тоже жили по "минимуму": например, была минимальная зарплата (самая гуманная!) 70 руб. в 60-70-е, 90 руб. в 80-е - при средней зарплате в промышленности 180 руб., при полной пенсии в 120 руб. Больше "положенного" не заработаешь, не получишь, а на твои деньги спланированы продукты и одежда "минимального фасона" и цены на них, квартплата и прочее, и тебе хватит только "в обрез". Но любую мать-"одиночку" исполком/райком по звонку направят на предприятие или завод, там ей дадут угол в общаге, устроят уборщицей в цех, где она будет работать 2-3 часа (мыть раздевалки, коридоры, кабинеты или только убирать стружку), вместе с дитём, и получит свои 90 (половину зарплаты промышленного рабочего). Остальное, "сверх минимума", можно было получать через "общественные фонды распределения" (почти бесплатные пионерлагеря, путёвки в санатории, квартиры, дешёвые билеты в трамвае (шестая часть от булки хлеба)...

Но это была, как говорят, "тюрьма": ни почитать, ни посмотреть, что хотел бы, ни машину купить, ни за кордон, ни бросить работу... А сейчас свобода! Свобода "самораспустить" совхоз, свобода не работать "по-белому", свобода пустить на свои поля приезжих, свобода самому (а не ЦК) выбирать ЛЮБУЮ власть, чтобы она установила любой минимум или максимум. Как мы, свободные, можем "плакать" о "прожиточном минимуме"?..

Но продолжу: минимум и максимум - они в нас самих, были и остаются. Так сложилось в самой нашей истории. Например, 15,16,17,18-й века: в деревнях была "крестьянская община": выбирали старших, сообща платили госналоги, перераспределяли поля, организовывали опеку над осиротевшими, следили за поселёнными в деревню бродягами, преступниками (без права их выгнать)... Так государство "спихнуло" на народ многие "административные" заботы, главное - на войну есть кого и откуда призвать... То есть многие "муниципальные" сегодняшние заботы, как своего рода обязательный "минимум", легли на простого человека. Нынче другое: "простой" человек будет "до упора" бомжевать в аварийном жилье (в "минимуме") и ждать, когда муниципалитет переселит... Хотя нормальный русский мужик, живя в деревне искони в своём доме, водрузил на себя "максимум": всегда самому строить себе жильё! Это равенство??? И так было на Руси и раньше:

Цитирую: "По существующим правилам, неимущие НЕ НЕСЛИ общественные тяготы наравне с имущими" (стр.114 - в кн. Т.И.Трошиной "От Петра I до Сталина", госуниверситет им. Ломоносова, Архангельск, 2009 год). "Тяготы" тут - это налоги и общественные работы - исходя из твоего достатка, имущества.

В таких условиях, "община оказывала и ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ влияние... в какой-то степени формировала ИЖДИВЕНЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ" (выделено мной, стр.115, там же). То есть часть деревенских жителей (даже до 30%) старалась жить ПО МИНИМУМУ! Так легче. А остальные, приверженные русским обычаям и русской культуре, строили большие красивые дома-избы, конюшни, заводили рабочих и ездовых лошадей, покупали сундуки для богатого приданого дочерям... И платили большие налоги! То есть старались жить ПО МАКСИМУМУ! И никуда мы "не убежали". Оглянитесь: и сейчас кто-то живёт по максимуму, и его не свернёшь с этого пути, а кто-то живёт по минимуму...

Интересный факт: чтобы жить богато - надо работать, иногда без остановок, не смотря ни на что, ни на жар, ни на хлад, поэтому крестьяне всячески избегали быть избранными в Управление общиной (ведь то надо кого-то искать для помещика или для приехавшего урядника, то собрание, то ты посыльный, то поля перемеривать...). И это сыграло "злую шутку" в Революцию в 1917-1918 годах. Новая власть сразу заболела ЗАОРГАНИЗОВАННОСТЬЮ, то и дело требовала выслать в губернию ли, в волость ли разных делегатов от народа (от крестьян) - для легализации разных Решений и мер. Кого посылала деревня? Ну не рабочие же руки!!! Посылали тех, кому пока делать нечего: пришедших с фронта солдат, или просто надоевших деревенских бездельников. Поэтому много было перекосов и в продналоге, и продразвёрстке, и в колхозном строительстве (разные решения принимали не близкие к проблемам люди)...

Ещё один штрих: в самом начале 19 века (кажется, 1803 год) группа "обследователей" проехалась по деревням от Москвы до Урала для выяснения картины бедности и достатка, и вот их "докладная": большая часть имеют хорошие дома, дворы, сено косят вовремя, дрова к зиме готовы, сами опрятные; а меньшая часть (до 30%) живут в избах без дворов, сено косят поздно жухлое, в копнах оно уже гниёт, дров не готовят (топят чем найдут), сами неопрятные и пьяные что ни день... Вот вам тоже жизнь ПО МАКСИМУМУ и ПО МИНИМУМУ, которые установил САМ СЕБЕ ЧЕЛОВЕК. И что интересно, такое "соотношение" сохранилось в деревне вплоть до её "смерти" (в 70-х). Вот факт для размышления, как хотите к нему относитесь:

В 50-х - 60-х гг. в деревне Черемхова были хорошая мельница, лесопилка, кузница, слесарка с точилами и токарным станком по дереву... Работали "главными" мой отец (Попов Алексей Тихонович) и ещё Попов Дмитрий Васильевич. Дмитрий ещё и фермой заведовал, поэтому временами работал на всех механизмах один А.Т. Все сельхозмеханизмы на зерноскладе (был у реки, на пеньках) - это от Черемховских раскулаченных... Короче говоря, настал момент, когда отобранное у "работавших ПО МАКСИМУМУ" (у кулаков) имущество - стало снова служить "работающим по максимуму". Из разных деревень везли в Черемхову кто мешок зерна размолоть, кто пару брёвен распустить на доски, и т.д. "Левая работа". Иногда за день у А.Т. скапливалось аж 7 бутылок водки. И вот вечером, чуя нюхом, мужики стекались к кузнице. Кырманов Костя, друг А.Т., хитро спрашивает: "Тихоныч, есть что-нибудь?.." А.Т. хитро отвечает: "А поискать надо! Может, и есть..." И вот сели кружком, А.Т. в середине с указательным пальцем: "Так, этому наливай, этому тоже, этому - не наливай! Так, и этому не наливай. Этим двоим лей..." (Это рассказал мне Анатолий Руфанович Кырманов).

Сколько было нытья, упрёков, просьб, но А.Т. был непреклонен (к тем, кому не наливали): "Ты ещё ни копны сена не поставил себе, а уж август на исходе. И в колхозе ты работник - глаза бы не смотрели. А тоже... пить надо, как все... Иди отседова! Работать надо сначала, а потом за стакан..." Вот вам подтверждение, что "манера" жить ПО МИНИМУМУ живуча в нас, и нужно держать себя в приличном человеческом состоянии, а не предлагать В.В всякую ерунду... (Добавлю: шибко надоедливым А.Т. предлагал выжать 110-килограммовую штангу, мол, тогда нальём. Конечно, никто не мог, а А.Т. выжимал её, имелась самодельная у кузницы).

Поэтому в молодости для меня было удивительно, когда я увидел, как отец (А.Т.) пошёл куда-то по улице и не поздоровался со встречным мужичком, который и фуражку даже снял, здороваясь. И только потом я понял, что мой отец, живший и работавший всегда ПО МАКСИМУМУ, "нерукопожатием" дал ответственный сигнал человеку, который захребетник, склонен жить ПО МИНИМУМУ, сигнал, что так жить аморально, ведь деревня-то общая, да и страна, и так называемый валовой общественный продукт, богатство страны - суммируется и со всех предприятий, И СО ВСЕХ ДВОРОВ!!!

Один дачник (царство ему небесное, мы знакомы были с юности) вставил в печку "козёл" (спираль нихромовую толстющую). Я зашёл, жара, печка горячая. Приятель открыл дверцу, прихвастнул: "Уметь надо!" В топке было красно от раскалённой спирали. Конечно, сие устройство работало не через счётчик. В печке у него был МАКСИМУМ жары, на счётчике - даже не МИНИМУМ, а НОЛЬ!!! Вот так мы живём, и плачем о "прожиточном минимуме". Кому вовсе, из-за жизненных ситуаций, худо и бедно живётся, особенно старым, помощь найдётся, Бог не бросит. И плакать нечего! Будут выборы - вот там и всплакнём, взяв авторучку...

Мой родственник, ставший тоже черемховским дачником, возразил мне, что не поздороваться с человеком - это гордыня. У отца моего, А.Т., была гордыня, видите ли. Боже, начитаются Лазарева - и кругом про гордыню вставляют, хотя она - совсем другое. Не здороваться с захребетником, или вором, негодяем - нормальная моральная реакция, не противоречащая ни одной Заповеди, Более того, мы обязаны таким образом противостоять мирскому злу, не давать разрастаться.

(См., например, работу профессора Института философии РАН России Р.Г.Апресяна ""Мне отмщение, Аз воздам". О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди "Не противься злому"").

Но легче жить ПО МОРАЛЬНОМУ МИНИМУМУ, ПО МИНИМУМУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: "моя хата с краю", а потом жаловаться на "прожиточный минимум", как будто не мы его установители и авторы...


Рецензии