Дневник 39

Рассказы отца 9

*****
Конец семьдесят шестого. Работаю в средней школе учителем истории. Перед началом уроков захожу в учительскую…
- Вы слышали - Леонида Ильича наградили третьей звездой!
- При его скромности он скоро будет четырежды героем - не подумав, отвечаю я...

Проходит пару недель. Меня вызывают к заведующему РАЙОНО...
Захожу в кабинет. Здороваюсь. Мы с заведующим хорошо знакомы, он не раз был на моих уроках. Но в этот раз он  старается не встречаться со мной глазами.
Знаком приглашает сесть.
- На вас поступило несколько "сигналов"…
- Каких "сигналов"? - спрашиваю я, хотя всё уже понял. Как человек с моим опытом работы в органах мог быть так неосторожен!
- Неужели не догадываетесь - спрашивает кто-то сзади.
Поворачиваю голову и вижу в углу кабинета серого невзрачного человека.
Сразу понимаю, что он тут главный…
- Я перед вами с "открытым забралом" - обращаюсь я к "серому" - Не могли бы и вы представиться?
"Серый" представляется. Его имя мне ничего не говорит. Кто он и откуда и так понятно, но я заработал несколько драгоценных секунд, чтобы справиться с собой.

- Вы на уроках неуважительно отзываетесь о великих русских писателях и поэтах, например, об их семейной жизни - начинает беседу "серый".
Вспоминаю… Действительно однажды на вопрос учеников о том сколько раз был женат Сергей Есенин - ответил, что трижды, не считая связей, которые не закончились браком...
- О семейной жизни Сергея Есенина мне во время урока задали вопрос мои ученики. Я не мог не ответить на их вопрос или сказать неправду.
"Серый" задаёт ещё несколько вопросов по другим похожим "сигналам". Отвечаю.
Но ведь меня вызвали не для этого…
- Скажите, а почему вы в присутствии такого-то, такого-то и такой-то саркастически отовались о скромности Леонида Ильича Брежнева после получения им высокой награды?
Вот и главный вопрос! "Сигнализировали", конечно, не те, кого назвал “серый”.
- Сам не понимаю, как у меня такое могло вырваться - я всегда очень уважительно отзывался о Леониде Ильиче, а тут вдруг решил пошутить…
- Понимаю… В следующий раз перед тем, как так "пошутить" - думайте. Беседа окончена. Кстати, вам привет от моего "коллеги по работе" - вашего бывшего ученика. Вы, оказывается его любимый учитель...

Я понимаю, что легко отделался. За такие шутки учителю истории могут приклеить ярлык "не заслуживает политического доверия" и потом только в дворники...
Всю эту историю надо бы забыть, но меня душит злость на доносчиков.

Используя свой предыдущий опыт, довольно легко выявляю "информаторов" и делаю так, чтобы о них узнали в нашем учительском коллективе.
Они снова "сигнализируют" - жалуются, что я им создал невыносимые условия для "плодотворной работы"…

Меня снова вызывают, но уже не в РАЙОНО... На этот раз "серый" разговаривает жёстче:
- Я вижу вы не поняли смысл нашей предыдущей профилактической беседы. Вы, используя свой предыдущий опыт работы в органах, раскрыли наших "информаторов". Вы хотите положить на стол партбилет? Потерять работу?...
Кажется, я серьёзно влип...

К счастью, делу не дают ход. На внеочередном партийном собрании мне объявляют строгий выгвор… без занесения в личное дело.
Метла пока подождёт…


Как писались "Рассказы отца от первого лица" - не предисловие автора

Давно хотел записать рассказы отца, рассказы, которые я помню с детства, но не знал, как это сделать.
Но ведь я методолог - поэтому в конце концов набросал сначала (для себя, конечно) этакую пунктирную методику:

1. Буду "рассказывать" от первого лица, чтобы читатель невольно отождествлял себя "с рассказчиком";
2. Буду использовать (за редким исключением) настоящее время, чтобы у читателя возникало ощущение, что всё происходит "здесь и сейчас";
3. Постараюсь сочетать общий, средний и крупный план (кинематографичность) для того, чтобы у читателя при прочтении перед глазами "бежали картинки";
4. Буду излагать опуская лишние детали и подробности, описывая, как бы не сами события, а "впечатление" от них (этакий "литературный импрессионизм), чтобы читатель не зависал на этих подробностях, читая рассказы "на одном дыхании";
5. Постараюсь ничего специально не придумывать, не утрировать  и не приукрашивать, чтобы у читателя создалось ощущение "настоящести" того, что происходит.

Есть ещё кое-что...
Я решил, что в каждом мини-рассказе должна быть своя "изюминка" : последовательность событий, действие, фраза  - иначе даже интересный материал не заставит читателя дочитать до конца.
Но и этого мало...
Чтобы писать от имени отца надо было им на время... как бы стать - думать, как он, писать как он, чтобы всё это читалось, как фронтовые записи.
Перед тем, как написать каждый из мини-рассказов я в течение нескольких дней представлял себя своим отцом. Часами рассматривал его старые фотографии, по нескольку раз перечитывал открытки отца с фронта, чтобы писать в его стиле.
У меня всё время перед глазами было его выражение лица , а в ушах звучал его голос...
После этого я садился и писал каждый рассказ очень быстро - на одном дыхании.
Потом я иногда пытался править текст, но почти всегда возвращался первоначальному варианту.
В результате и получились "Рассказы отца от первого лица" именно в таком виде.
Некоторые  потом говорили, что возникает ощущение, что эти "Рассказы" написал не я, а мне в руки попали отцовские записки.
Редактор одного литературного портала мне перед публикацией даже написал:
"Желательно все же упомянуть  в предисловии, что это Ваш литературный опыт, а не записи отца. Иначе может возникнуть заблуждение" -
Воспринял это, как комплимент...

Приятного чтения...


Рецензии