Юрюзанская юность. Стр. 1

     Ночь. Как я люблю тебя, ночь! Утром начнётся день с его трудами и суетой, но пока он не наступил, нет и усталости. Наоборот, чувствуешь, что будь сейчас крылья за спиной, отправился бы в ночной полёт. Одним словом, сова! А иной раз нахлынет такой рой воспоминаний, что так и тянет поделиться ими хотя бы с бумагой. А самые лучшие воспоминания исходят, разумеется, из детства и юности. А мне в этом очень повезло, наверное.
     Почему? Да потому, что до 17 лет я жил в Юрюзани. А красивее места на Земле я не видел пока. И не говорите мне про кулика, что хвалит болото! Кто не знает, объясню, что Юрюзань – это маленький городок на Южном Урале, названный так по имени речки, что в переводе с башкирского означает, говорят, «быстрое течение». Что касается речки, то это действительно так, по крайней мере, пока она течёт среди гор. Горы, конечно, невысокие, но создают местами великолепные панорамы. Одно из таких мест – гора Сосновая, хоть и срубили на ней последние сосны, когда я был ещё мал. Но если оттуда смотреть на юг в хорошую погоду, то вид откроется поразительный: хребты, наслаиваясь волнами один за другим, создают подробную цветовую гамму от тёмно-зелёного до бледно-голубого в зависимости от расстояния. А что говорить, если взойти на 500 метров выше, т.е. на гору Шуйда, где стоит телевышка! Это надо увидеть, слов не хватит. А мне в 10 лет повезло: я тогда побывал и на телевышке, правда, на старой, 55-метровой, но мне, как говорится, хватило. И погода в тот час была изумительной, словно на заказ. А панорама гор, занявшая все 360 градусов вокруг, очаровала меня навсегда. Но не весь мир был внизу – весь южный сектор горизонта был заставлен хребтами, гораздо более высокими, чем Шуйда. Это и великолепный Нургуш, и ещё более длинная Зигальга, а ещё правее – Нары, уходящая за горизонт. «А вон и Яман-Тау, самая высокая гора Южного Урала», - показал мне мой взрослый проводник на высоту. Я тогда еле разглядел между Зигальгой и Нарами белеющую в 70-километровой дали горбинку, по цвету сливающуюся с небом. «А это что за гора?», - спросил я его, указывая на кажущуюся выше всех короновидную гору, дыбящуюся за Зигальгой возле её смычки с Нургушем. «Это Иремель, она чуть пониже Яман-тау, а отсюда кажется более высокой, потому что она к нам ближе, до неё всего 50 километров». Я глядел на красавицу Иремель, она была такой манящей, я захотел побывать на ней. Не знал я тогда, что приду к своей мечте – Иремели, только когда мне будет уже 50 лет. Но самым притягательным местом этого бескрайнего поднебесья были там, внизу, теряющиеся в дымке домики родной улицы. Мир огромен, бесконечен, а родина мала, призрачна, словно нарисована или придумана. А как забыть навечно врезанный в память вид из родного окна, где две, почти симметричные Каменные горы, разделённые речной долиной, смотрят друг на друга, словно в недоумении: зачем это нас разлучили?   
 
 *Примечания (здесь и далее - комментарии читателей публикации на форуме "Леди.ру")
 ТТ11 августа 15:09 Браво! Как же Вы любите то, о чём пишете!
 Владимир Деев11 августа 15:12 Как не любить? Тянет! Снится, как летаю над всем этим, всё до холмика знакомо, исхожено в детстве.
Мария11 августа 22:16 Где бы Вы ни были, душой Вы в краю родном, и даже воспоминания Вас подпитывают теплом, стоит лишь на миг в них окунуться. И равнодушной не оставили, я в Усть-Катаве немного жила.


Рецензии
Саму Юрюзань, город, видел несколько раз с дороги из машины, а вот по реке сплавлялся разок на катамаране, очень красиво и запоминаемо. Потом написал шутливые стихи, на фотографии пещера Салавата Юлаева, как её там называют, это уже в Башкирии: http://proza.ru/2022/02/11/1120 А начинался сплав чуть ниже по течению Усть-Катава

Геннадий Ботряков   07.12.2023 15:00     Заявить о нарушении
Спасибо!
Читал те стихи, даже пытался отозваться подобным четверостишием с вином НАПАРЕУЛИ, но решил - нет, пусть всё будет на своих местах))))

Владимир Деев 2   11.12.2023 04:52   Заявить о нарушении
Спасибо за "Напареули", я что-нибудь придумаю

Геннадий Ботряков   21.12.2023 20:41   Заявить о нарушении
"Вспомнил, как в одном ауле, -
Проезжал я там однажды, -
Поднесли "Напареули".
Повторял бы вечер каждый!"

Геннадий Ботряков   22.12.2023 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.