Адыгское ткачество на дощечках

Галуны: на пути к исчезновению или в поисках новых трендов в современной моде?

120 дощечек… 480 отверстий с протянутыми через каждое из них металлизированными золотыми или серебряными нитями длиной от 2,5 до 5 метров… Деревянный «бегунок» с переплетенными нитями в 7 счастливых прядей…. Десяток поворотов дощечек, требующих немалых усилий от мастерицы, и появляется широкая тканая полоса с незатейливым узором определенной плотности…. А через десяток часов на руках у рукодельницы один метр 4-х сантиметрового галуна, из которого в дальнейшем можно изготовить галунный пояс для молодой черкешенки.
Между тем такие галунные пояса давно уже у адыгов канули в лету, исчезли из повседневного обихода черкесских красавиц и, возможно, безвозвратно утрачены. Современные черкешенки отдают предпочтение металлическим стилизованным поясам или, в лучшем случае, серебряным поясам, изготовленным черкесскими мастерами-ювелирами в адыгском стиле. Однако такие изделия стоят дорого, но зато могут храниться веками и передаваться из поколения в поколение как семейная реликвия.
Впрочем, тканые галуны, которые на протяжении веков у адыгов украшали праздничные традиционные платья-сае, девичьи шапочки – «дышъэ па1о», черкески - по швам, канту и на газырницах, башлыки, кинжалы и шашки, перестали быть обязательным и неотъемлемым элементом черкесского национального костюма. Уже с конца XIX века, если анализировать ретро-фотографии, на костюмах адыгов (черкесов) не наблюдается тканая тесьма шириной от 0,5 до 5 см. из золотых или серебряных нитей.
В сравнении с окантованными галунами платьями сае более раннего периода и изобильно декорированными ими черкесскими цые такая одежда кажется незавершенной или лишенной одной из своих отличительных особенностей. А ведь в старину галуны не только украшали праздничный костюм адыгов, но и использовались для сокрытия боковых швов, сделанных вручную, а также имели сакрально-защитную функцию от сглаза. При этом обшитое золотыми или серебряными галунами с шириной от 0,7 до 2 см. платье подчеркивало статность и стройность черкешенки.
Когда традиционные платья и черкески стали изготовляться с использованием швейных машинок, исчезла необходимость скрывать лицевые и боковые швы. Между тем этим значимым элементом украшения адыгской одежды стали пренебрегать по разным причинам. К тому времени у адыгов остановилось и развитие золотошвейного ремесла. Да и многие искусные мастерицы покинули родную землю, вынужденные переселиться со своими семьями на чужбину.
Спустя столетие золотое шитье адыгов (черкесов) и все его техники стали возрождаться. Юные черкешенки, познавая многовековые секреты золотошвейного искусства, стали увлекаться вышивкой и басонным плетением. Редкие рукодельницы осваивали азы адыгского ткачества на дощечках. Отсутствие спроса на галуны, трудоемкость и продолжительность процесса их тканья, большой объем исходного материала, порой дорогостоящего, привели к тому, что тканые вручную галуны заменили, в худшем случае, на фабричные ленты, а в лучшем случае – на сплетенную руками плоскую тесьму.
Со временем тренд к стилизации адыгских сае, на который стали ориентироваться современные черкесские дизайнеры, обусловил то, что галуны стали непрактичными и неудобными для использования при изготовлении свадебных платьев в адыгском стиле. Известно, что сотканное вручную на дощечках не должно подвергаться стирке и многоразовой термической обработке. Утрата широких галунов могла быть связана и с уходом из обихода высокого женского головного убора в виде шлема, считавшегося княжеским. Во время свадьбы его позволяли надевать невесте, независимо от её социального статуса, как знак отличия. Да и галунные шашки адыгские мастера делали очень редко, предпочитая декорировать их ножны серебряными пластинами с орнаментом или тамгой. Яркие бархатные покрывала, окантованные широкими галунами по всему периметру, которые мы видим на скакунах адыгских всадников на рисунках европейских путешественников XVII-XIX веков, давно уже канули в лету. Только газырницы на черкесках не переставали украшать золотыми или серебряными галунами. До сих пор этот золотошвейный элемент не игнорируется ни мастерами, изготовляющими черкески, ни их обладателями. Словно отдавая дань своим корням и истокам, черкесские мужчины сохраняют через газыри и газырные галуны нить, связывающую их с традициями и историей своего народа.
И всё-таки, несмотря на то, что современные адыгские дизайнеры пренебрегают ткаными вручную галунами, старинная техника адыгского ткачества на дощечках пока ещё не утрачена. Мастера по золотому шитью, отдающие дань истокам своего ремесла, продолжают украшать праздничные традиционные костюмы золотыми или серебряными галунами, хотя таких становится всё меньше и меньше. А ведь изготовленные в традиционном стиле праздничные сае от таких мастериц, как Сафиет Сет (Панеш), Лариса Гумова, Мадина Хацукова, Бэла Боджокова, Фатима Акушева и Фатима Коблева, заметно отличаются от этно-стилизованных платьев и радуют глаз. Воссоздавая традиции и сохраняя старинные техники золотого шитья адыгов (черкесов), эти мастера передают их через свои работы следующим поколениям.
К счастью, в последнее время мастера по изготовлению черкесских шашек снова делают свои работы с использованием галунов, хотя пока некоторые из них пытаются разгадать секреты мастеров прошлых веков. Залим Тумов, Арсен Хашхожев, Хамед Хасанов и другие уже пополнили коллекции своих шашек галунными образцами.
Задаваясь вопросом: «Галуны на пути к исчезновению или в поисках новых трендов в современной моде?», можно с надеждой ответить, что у адыгского ткачества на дощечках есть большой потенциал для развития в будущем. И известные черкесские мастера это уже доказали неоднократно. Народный мастер Вячеслав Мастафов не только разгадал и сохранил секреты техник золотошвейного искусства мастеров прошлого, но и стал развивать его дальше, совместив ткачество на дощечках с искусством плетения циновок. А модельер из Адыгеи, мастер по золотому шитью Севиль Едыдж не только сохранила значимость тканых вручную галунов, используя их в своих работах, но и создала уникальное винтажное изделие с галунами и басонными украшениями. Мастер по басонному плетению Анжела Исаева использовала галуны для изготовления стильных этно-аксессуаров. Её галунные браслеты и подвески на сплетенных шнурах могут украсить одежду современных модниц.
За последние четыре года в Адыгее была создана уникальная коллекция галунов разной ширины, которая пока насчитывает около 50 видов. Мастер, задумавший довести их количество до ста, экспонирует их на выставках с целью сохранения, продвижения и популяризации старинной техники адыгского ткачества на дощечках. А мастер-классы по тканью галунов привлекают внимание начинающих мастериц-золотошвей, которые за короткий срок достигают больших результатов. Таким примером является Фариза Цеева. Она продолжает сохранять секреты адыгского ткачества, используя свои галуны на расшитых золотом сумочках и кисетах.
Несомненно, стоит отдельно отметить огромный вклад Фатимы Шемгоховой, обучающей юных мастериц по золотому шитью и изготовлению адыгской традиционной одежды в Майкопском государственном гуманитарно-техническом колледже Адыгейского Государственного университета.  Занимаясь подготовкой будущих модельеров-дизайнеров, она уделяет особое внимание обучению всем четырем техникам золотошвейного искусства адыгов. Её искусные ученицы применяют их в дальнейшем при подготовке своих модных этно-коллекций, завоёвывавших не раз первые места на различных конкурсах.
Пока живут хранители золотошвейного искусства адыгов (черкесов), старинная техника тканья галунов на дощечках не исчезнет, несмотря на низкий спрос на них. К тому же они могут обрести вторую жизнь не только на традиционной одежде, но и на современных модных платьях и костюмах. Разумеется, более практично будет использовать адыгские галуны при создании винтажных изделий и аксессуаров в этническом стиле, текстильных картин, традиционных панно и вееров.
На самом деле, к счастью, сегодня не стоит уже вопрос: «Сохранять или не сохранять техники золотошвейного искусства адыгов?». Главная задача современных мастеров по золотому шитью – развивать это уникальное древнее ремесло в будущем, внедрять его в современные модные тренды, делать его изделия востребованными, совершенствуя свое мастерство. Именитые европейские дома моды уже показали, что искусно выполненные ручные изделия всегда в тренде современной моды и придают изысканность и роскошь даже самым простым вещам. Впрочем, как это было во все времена….


Рецензии