За 30 лет огонь стал огоньком?

                Диалектика казачьего возрождения
     Тридцать лет назад, 22 сентября 1990 года,  в Белой Калитве, после перерыва в семь десятилетий, прошёл казачий Круг, с которого в Белокалитвинском районе начался процесс, названный возрождением казачества. Первым атаманом на этом Круге был избран Станислав Тихонович Донцов, принявший эту «донскую» фамилию специально по такому историческому поводу. 
      Не всё сразу сладилось в том виде, как теперь. На сайте районной администрации в разделе «Казачество» говорится по этому поводу так: «В первоначальный период возрождения казачества в Белокалитвинском районе были и хорошие начинания казаков, и негативные явления, допускались серьезные ошибки, связанные с непониманием целей казачества и ролью его в современном обществе. Со времени принятия на себя обязательств по несению государственной и иной службы и вхождению в государственный реестр, отношение к казачеству и его деятельности изменилось».   
      Чтобы уразуметь, о каком непонимании, и о каких негативных явлениях идет речь, поговорим немного об истории «возрождения». Отметим сразу, что о возрождении в буквальном смысле речь идти изначально не могла, поскольку общество и государственное устройство с начала ХХ века, когда были отменены сословия, необратимо изменилось, но мы будем использовать этот термин, как устоявшийся.
    В начале 1990-х годов, в русле объявленных в стране «перестройки» и «гласности», в прессе публиковалось множество материалов на различные политические и исторические темы. Я тоже, обуреваемый тогдашними демократическими идеями, писал критические статьи на темы советской истории, по поводу возрождения казачества и т.д. В то время ходили по рукам всевозможные журналы, затёртые до дыр, запретные ранее самиздатовские брошюры, какие-то неряшливого вида газеты. Всё это, а также пространные публикации главного идеолога КПСС и одновременно её подпольного развальщика Яковлева, ангажированного «историка» Волкогонова и других «прорабов перестройки» большинством населения принималось на веру. И я тоже, каюсь, был в числе этих людей, хотя и не все новые идеи разделял.
    Это было что-то вроде помешательства – жажда обновления после долгих лет стабильной устоявшейся жизни. Хотелось товарного изобилия после дефицитов последних лет, когда в продаже не было даже табака, раздражал маразм тогдашней антиалкогольной кампании, ущемлявшей человеческое достоинство, хотелось свободы, хотя вряд ли кто-то до конца понимал конкретный смысл этого понятия. Всё, как известно, познаётся в сравнении, а предметно сравнивать тогда было не с чем.
     Время во многом изменило отношение к «демократическим ценностям», на которые в разное время безоглядно клюнули, к сожалению, страны, народы и отдельные граждане, но не будем забегать вперёд.
    Говоря кратко, тогдашняя «перестроечная» власть слабела не по дням, а по часам, и это ощущалось буквально в воздухе. По радио и телевидению без конца передавали какие-то заседания, дискуссии, появился ряд острых, будоражащих сознание обывателя телепрограмм, общество всё больше политизировалось, и накал страстей в нём неуклонно нарастал.
     Авторитет партии на местах таял, как весенний снег, и партийные органы, бывшие всегда стержнем советской власти, не знали, за какую соломинку хвататься. Начинающий лысеть инструктор горкома из недавних комсомольцев, сопровождавший приезжих ветеранов войны, посоветовал убрать в нашей школе цитату И.В. Мичурина на каком-то стенде. «Почему?» – недоумевал я. «Ну, вы что. Он же ученик Лысенко!»
    Потом в нашу школу приехали работники райкома партии под руководством третьего секретаря Н.Ф. Григоровой, чего раньше не могло быть в принципе. Визитёры пытались спасти положение, призывали продолжать деятельность первичной организации КПСС. На мой вопрос, а что, собственно, мы можем делать, если всё рушится сверху, нашёлся только вымученный ответ, что можно, например, заниматься озеленением. Короче говоря, это было фиаско.
     Вот в таких условиях инициативная группа по воссозданию казачьего юрта и поехала по хуторам, где компактно проживали потомки представителей бывшего казачьего сословия. В Белой Калитве такие граждане жили, в основном, в старой её части, названной чуть позже станицей.
      В хуторе Нижнепопове, носившем тогда наименование Нижний Попов, группа «казаков», хотя это понятие, естественно, тоже было  весьма условным, сформировалась довольно быстро. Она была небольшой, ибо приглашали туда представителей только местных казачьих фамилий, ревностно следя за тем, чтобы не затесался в эти ряды кто-либо посторонний. Были там и бывшие коммунисты, и комсомольцы, и разного рода «недооцененные», и просто любители приключений. Школа тоже не осталась в стороне, и наш коллектив «делегировал» в эту группу походного атамана. Дезориентированная официальная власть, не получая привычной партийной команды, на этом этапе никак не вмешивалась в происходящее.
    Казаки проводили собрания, что-то обсуждали, на хуторских гулянках они стали вести себя как-то иначе, солиднее, что ли, с едва заметным гонором. Кучковались, что-то обсуждали, но непосвященных в свой круг не допускали.
     Однако что такое «секрет» в хуторе?! Понемногу завеса таинственности рассеивалась. Стали муссироваться слухи о том, что из каких-то юртов, якобы, молодежь едет в горячие точки, которые стали появляться после разрушения Советского Союза, с целью получить там боевой опыт и оружие.   
     Новые казаки  стали облачаться в военную форму – кто во что горазд, лампасы из атласных лент на разнобойные штаны пришивали сами. Кителя, портупеи,   гимнастёрки из старых складских запасов, хромовые сапоги, армейские фуражки, знаки различия и погоны – всё пока ещё советское, хотя и имеющее тенденцию выглядеть на дореволюционный лад. Это  для стороннего взгляда было довольно комично и сильно напоминало провинциальный театр.
    На площадке перед зданием сельсовета, как на плацу, можно было увидеть строевую подготовку «господ казаков» разного возраста и степени упитанности –   это была наглядная презентация новой-старой реальности. На митинг в честь Дня Победы казаки пришли строем, с отдельным венком, и возложили его по-особенному торжественно. Совмещалось, казалось бы, несовместимое. Казаки старались казаться олицетворением царских времён, но над трибуной реял флаг СССР, и никакая белогвардейщина в это время явно себя не проявляла, тем более что в хуторе было немало ветеранов Великой Отечественной войны, и с этим приходилось считаться.
     Всё происходящее было щемяще новым, но всё же в населении особой реакции не вызвало. Люди не знали, чего от новшеств ждать, и относились к намечавшемуся оказачиванию, в основном, с иронией.
     На этом этапе возник термин «ряженые», для которого было две причины. Во-первых, весьма живописное одеяние, а во-вторых – отсутствие какого бы то ни было официального статуса. Такое себе самодеятельное войско идейного атамана Грициана Таврического.
     Правда, нижнепоповским казакам в отношении руководства тогда повезло. Первым хуторским атаманом стал коренной житель хутора, молодой водитель колхоза «Дружба» Юрий Александрович Медведев – порядочный, уважаемый  человек, хороший семьянин и активный общественник. Родители его жили в Верхнепопове (тогда – Верхний Попов), а молодые Медведевы получили колхозную квартиру в коттедже через один дом от нашего, и мы часто общались. Как-то я делал для вокально-инструментального ансамбля в ДК, где участвовал Юрий, модную в то время цветомузыкальную установку, потом он просил собрать ревербератор, но до этого дело так и не дошло. 
    Некоторые из новоявленных казаков стали заводить «казачьи хозяйства». Одна семья организовала ферму на удалении от хутора, Юрий взял в лизинг трактор и самосвал, планируя заниматься производством зерна. Но основная масса выжидала и не торопилась принимать судьбоносных решений.
     По поводу публикаций в газете, мне присылали письма, призывая помогать казакам, потому что «они не дюже грамотные». Я отвечал, что именно так и расцениваю то, что делаю – помогаю избежать глупостей и не отвращать от себя население. А поводы для разочарования случались.
    Однажды первый атаман Станислав Донцов опубликовал в районной газете пафосную статейку, в которой призывал тех, кому «не повезло» с местом рождения, отправиться на свою малую родину, где их заждались «подмосковные хороводы» и что-то ещё в этом роде, теперь уже и не вспомню. Этот толстый юмор  он адресовал тем людям, что в непростых условиях построили современный город на месте бывшей заштатной станицы. Большей глупости трудно было бы придумать, но, надо отметить, она весьма отчётливо отображала цели тогдашнего варианта возрождения.
     Кто-то из «возрождавшихся» мечтал властвовать на «земле предков», а всех тех, кто «не казацкого роду» сделать «иногородними», как в царские времена. Естественно, такую тенденцию не назовёшь не только позитивной, но и сколько-нибудь реальной. И всё же кто-то в это верил, а позже, осознав иллюзорность подобных фантазий, разочарованно покинул казачьи ряды.
     Жизнь, между тем, шла своим чередом, и однажды местные казаки пригласили меня, как директора школы, на заседание хуторского Круга. Проходило действо вечером в Доме культуры, народу присутствовало немного: сами активисты нового движения да несколько зевак.  Предварительно проинструктированный, я  начал с высокопарного обращения «господа казаки». Поведал о работе школы, о патриотическом воспитании, а потом рассказал о своем видении проблем «возрождения». Говорил о важности личного примера, о необходимости общественно значимых дел, о формировании позитивного образа казака в глазах населения. И  о том, что придётся отказаться от принципа «казак родится от казака». Только массовость движения, дескать, может вынудить власть с ним считаться. Это примерно то, о чём есть все основания говорить и теперь, хотя фамилии на «ко» в казачьей среде, и даже в руководстве, в наше время уже не редкость.
    Единства в казачьих рядах, и это необходимо отметить, не было с 1990-х годов изначально, как не было его, и это тоже надо признать, и в другие переломные моменты истории, будь то Гражданская война, восстание под руководством Кондратия Булавина или Есауловский бунт, в подавлении которого, кстати, участвовал и будущий герой Отечественной войны 1812 года М.И. Платов.
    Как-то мне прислали по почте письмо, где сообщали, что предки хуторского атамана, якобы, поддерживали красных и надо об этом написать разоблачительную статейку. Я ответил, что вражда и взаимные разоблачения могут убить то немногое, чего удалось достичь, и я не стану никого ни с кем сталкивать. И об этом я тоже, не называя фамилий, говорил тогда на Круге.
    Взявший слово Д. из хутора Верхнепопов, мужчина уже в годах, заявил, считая меня своим, что казаки все равно захватят власть и т.д. и т.п. Когда вышли курить, я заметил, что захватить власть иногда бывает возможно. Но что вы будете с ней делать?! Власть – это, в первую очередь, большая, сложная и  ответственная работа: образование, медицина, дороги, благоустройство, социальное обеспечение, взаимодействие с другими органами управления и т.д. Недавний выступающий ответил вопросом на вопрос: «Ну, ты же будешь нам помогать?!» Я ответил, что буду помогать, если это будет на пользу всему населению, а не каким бы то ни было заговорщикам. Власть нужно не захватывать, а получать законно, в результате выборов. А для этого надо заслужить уважение со  стороны всех жителей, и другого реального пути просто нет.
    На этом же Круге собравшиеся применили меры внушения к молодому цыгану из табора, околачивавшегося тогда в Верхнепопове. То ли он что-то украл, то ли кого-то побил – не помню. Но мера подействовала. Цыгане хутор покинули, и это добавило хуторскому казачеству авторитета.
    Мое выступление на Круге не пропало втуне. Юрий Александрович вскоре позвонил и спросил, чем они могут помочь школе. Возможностей у казаков было с гулькин нос, но чем-то они тогда всё-таки помогли, и это тоже пошло хуторским казакам в плюс.
    В дальнейшем судьба первого атамана хутора, к огромному сожалению, сложилась несчастливо. Какой-то пришлый ублюдок, недалеко от его двора, нещадно бил палкой лошадь, Юрий пытался защитить несчастное животное, и это стоило ему жизни. После этого казачья активность в хуторе пошла на спад.
     Надо сказать, что первое время казаки с восторгом погружались в романтические будни новой жизни – это было что-то вроде занимательной игры.  Скрипя портупеями, свежеиспеченные урядники, вахмистры и рядовые казаки ездили на различные сборы в окружную станицу Каменскую и Новочеркасск, участвовали в районных мероприятиях – с обязательными молебнами и прочими непривычными ритуалами. Ну, а по завершении – как же без этого – поднималась щедрая чарка за вольный Дон, за возрождение и атаманов. Естественно, женам это не нравилось, тем паче, что «чарка» у иных вызывала продолжительные рецидивы, а у самых лихих вспыхивали, случалось, и неуместные рыцарские чувства. Как в известном анекдоте: «Ну, какой же настоящий джигит не любит женщин…»
    Один хуторской казак, вернувшись из «похода», стал учить жену, что она должна по старым обычаям казаку ноги мыть. Та, будучи женщиной не робкого десятка и при силе, налила в тазик воды и, паче чаяния, вылила хмельному казаку на голову. «Что там ноги, я тебя вообще могу искупать!»
    Правда, такими комичными историями дело не ограничивалось. Одна семья распалась, а в другой случилась страшная трагедия. Погибли сразу оба супруга, и это были первые хуторские похороны по казачьему обычаю, с участием тогдашнего юртового атамана Приданникова. Однако понурая лошадь в поводу ничуть не сгладила ощущения ужасной беды. Жили эти люди на нашей улице, и я их хорошо знал.
      По этому поводу мне позвонил первый юртовой атаман, тогда уже бывший. «Здорово дневал, директор. А, ну-ка расскажи атаману, что там у вас случилось!» Я ответил в том же тоне: «У нас случилась трагедия, но я информатором не нанимался. Приезжай и узнаешь». Потом мне еще не раз доводилось общаться с юртовыми атаманами. Один из районных предводителей был выпускником нашей школы, а позже и родителем. Но из семьи он ушёл в хуторе, в связи с этим, не жил и ничем запоминающимся не отметился.
     Однажды, уже через годы, мне передали письмо от бывшего хуторского атамана Ивана Арефьевича Свинарева. Он просил помочь с перезахоронением расстрелянного в пылу отступления красноармейца, уроженца окрестных хуторов, который припоздал из увольнения. Бывший атаман, видевший детскими глазами трагичную сцену около бывшей мельницы, не хотел унести эту тайну в могилу. Я написал письма местным властям, но никто не предпринял никаких действий. Решил пойти на приём к тогдашнему районному главе и атаману юрта А.П. Овчарову, через сайт поинтересовался, когда это можно сделать.
    Узнав об этом, руководство отдела образования переполошилось, решив, что я собираюсь на них жаловаться, убедили в этом, как можно судить, и главу-атамана. Поднялась странная суета, мне даже прислали, ни много – ни мало, регламент работы администрации. Короче говоря, я понял, что идти на приём бесполезно.
    Обратился к заместителю главы, ещё в несколько адресов, но тщетно. Так И.А. Свинарев и не дожил до исполнения того, что лежало камнем на его душе. Он имел бы все основания воскликнуть, как Гамлет: «Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти». Но зато как торжественно у нас теперь отмечают День неизвестного солдата!    
     Кстати говоря, я был в команде агитаторов по выборам А.П. Овчарова на пост главы района. Когда он победил, мы отмечали это событие в столовой птицефабрики. Было весело, Александр Петрович пел, причем неплохо, гости плясали. А через некоторое время новый глава и атаман, случайно встретившийся на рынке, меня… «не узнал». Тем и запомнился.
    Ну, а когда наша школа получала статус казачьей, я общался с тогдашним юртовым атаманом В.В. Самуйликом. Однажды мы вместе участвовали в презентации книги В.М. Бачурина в библиотеке имени Лермонтова, и атаман там сказал хорошие слова.
     В связи с получением статуса казачьей школы, не могу не вспомнить покойного ныне Виктора Ильича Истомина, тогдашнего председателя Совета стариков. Это был настоящий офицер, интеллигентный и общительный человек, много помогавший нашей казачьей школе  в практических вопросах.
      Но вернёмся обратно в девяностые. Притязания казаков на власть не ослабевали и порой принимали карикатурные формы. Ладно еще, что атаман время от времени  сидел в одном кабинете с председателем сельсовета, и тот с ним что-то согласовывал. Но однажды один подвыпивший казак заявился в сельсовет с самодельной шашкой и грозился всех порубать, если они не будут уважать  казаков должным образом.
    Надо отметить, что казачья «мудрость» этого периода впоследствии обошлась хутору очень дорого. Дело в том, что в начале девяностых газодобытчики-северяне предложили построить в Нижнепопове новое здание школы, под которую уже был отведён участок. За это они просили разрешения возвести в Верхнепопове современный квартал городского типа для своих работников, чтобы те могли, отработав положенный срок, поселиться на юге. Казалось бы, повезло! Но не тут-то было:  хуторские «сыны вольного Дона» заявили местной власти, что они, как истинные наследники, не поступятся землями предков. Ну, нет – так нет. Новый квартал построили в хуторе Поцелуев.
     Многих из тех казаков уже нет в живых, «земли предков» каждое лето зарастают бурьяном, а хутор Верхнепопов, имевший шанс стать современным обустроенным посёлком, стоит без газа и воды. Да и  школа ютится в нетиповом здании барачного типа, построенном хозспособом 60 лет назад. Не знаю, чем руководствовались тогда патриоты «земли предков», возможно, представляли себя в будущем крупными землевладельцами, сдающими свои латифундии в аренду «иногородним». Но получилось, как получилось.
    Кстати, о земельных наделах. Некоторые местные жители, да и мы тоже, на месте бывшей колхозной овощной плантации около Верхнепопова, несколько лет выращивали картофель, капусту, томаты, тыкву, кто-то сеял там суданку на сено. Договаривались, чтобы всё это совместно поливать. Но потом, когда налог на землю сельхозназначения сильно подняли, все огородники это занятие оставили. В результате плодородная земля просто  заросла травой. Такая вот поддержка «традиционного землепользования».
    Государственный переворот 1993 года «казачество» встретило с воодушевлением. В столицу, поддержать «царя Бориса», по чьей-то незримой команде отправились посланцы недавно созданных юртов, намеренные поставить  ребром вопрос о статусе казачества, имея в виду, ни много – ни мало, автономию региона.
    От имени Ельцина  в его администрации  посланцам тихого Дона что-то наскоро пообещали, позже участникам вояжа вручили первые медали, и это было всё. Ну, или почти всё. Власть поняла, что решать что-то нужно, и тогда  была придумана нынешняя система возрождения или перерождения – кому как нравится. Запрягали, правда, медленно, и только с начала двухтысячных годов взаимоотношения казачества и власти постепенно приобрели нынешний формат.
    Нет, делиться полномочиями никто, естественно, не планировал, и ни за что не отвечающих атаманов-советчиков из местных органов власти «попросили». Но кое-что дали взамен. Как говорят на Востоке, если гора не идет к Магомету, то Магомет идёт к горе. Атаманов хотите видеть руководителями? Никаких проблем.  Давайте зайдём с другого конца, и официальных руководителей на местах сделаем атаманами. «А если руководители – дамы?» – спросит кто-то наивный. Да не вопрос! Внедряя единую, уже не такую «боевую» форму, как раньше, подумали  и о женщинах. Теперь любой представитель власти может выглядеть по-казачьи, и неважно, какого он пола и роду-племени. Вот вам и казачья власть –
получите-распишитесь.
   Но самое главное, руководство юрта стало получать от власти финансовую поддержку и жалование. Ну, а кто платит, как известно, тот и заказывает музыку. Это положение имеет и обратную сторону: казачья верхушка разделяет с властью ответственность за положение в стране и регионе, в том числе за демографию, социальные стандарты, экологию, отношение к истории и т.д. На первый взгляд всё гладко, но если, скажем, какой-либо районный атаман, не возглавляющий районную ветвь власти, попытается составить на выборах реальную конкуренцию действующему руководителю, то самозванца быстро поставят на место. Такие случаи время от времени бывают. Как говорится, каждый сверчок знай свой шесток.
    Так уж получилось, что не было среди казаков нового времени ярких личностей, новаторских идей, способных воодушевить всё население. Да, похоже, и задача такая не ставилась, чтобы привлекать на свою сторону население. Пытались некие оригиналы даже доказывать, что казаки – это не какие-то там обыкновенные русские, а отдельный народ, произошедший вовсе не от беглых крепостных со всех концов империи, а от загадочных ариев, причем ещё до нашей эры! И язык-то у них, дескать, не русский, а особый – казачий, хоть толмачей заводи.
    В мае 2006 года донской атаман и казачий генерал Виктор Водолацкий заявил в интервью радио «Свобода» в присущих ему своеобразных речевых оборотах: «Происхождение казаков, в 473 год до нашей эры лёгкий отряд казаков шёл на помощь осаждённой Трое». Это та самая Троя, которая пала на самом деле в 1184 году  до нашей  эры, и Водолацкий, таким образом, исправляет недочёт Гомера, по непонятной случайности не упомянувшего казаков в своей бессмертной поэме. Без всякого сомнения, поразительное «научное» открытие! А кто-то насмехается над украинскими «историками», у которых украинцами были Христос, Будда, Тутанхамон, Чингисхан и много кто ещё.
     Ну, в общем, мощнейший бред сивой кобылы – теперь может выглядеть, как «историческое открытие». А суть в том, что только особый народ может претендовать на автономию, ради этого не жаль задним числом и Трою «освободить». Жаль только, что «освободители», заблудившись в исторических датах, немного припоздали, и «троянский конь» сделал своё коварное дело за шесть веков до прибытия «лёгкого отряда».
    Именно с той же «народной» целью во время  первой постсоветской переписи, жителей Ростовской области в 2002 году горячо и массово призывали писать в графе «национальность» слово «казак». Кто-то писал, а иные, шутя, представлялись половцами, печенегами, а то и марсианами. В итоге, затея лопнула, как мыльный пузырь. Статистическое Управление  в официальных отчетах показало, что казаками в регионе пожелали числиться  всего около 150 тысяч человек.
    Это означало бесперспективность идеи прослыть отдельным народом с имеющимся  электоратом. Тогда учебным заведениям, пережившим оптимизацию, настойчиво стали присваивать областной статус «казачьих». Были созданы и функционируют казачьи корпуса имени императоров или царских генералов, бывшие ПТУ стали казачьими лицеями. По идее, из этих учебных заведений, делающих, надо признать, немало и хорошего, должны выходить убеждённые казаки, готовые, наконец, массово указать в новом опросе свою казачью «национальность». Но выходят ли таковые – большой вопрос.
     За всё время в хуторе Нижнепопов только один житель постоянно щеголял в казачьей фуражке и с лампасами. Но нередко, как классический джентльмен, он бывал «гладко выбрит и слегка пьян». На митинге в честь юбилея Победы, гость из числа ветеранов-освободителей с недоумением поинтересовался, указывая на его видавшие виды  лампасы, что это за «генерал».
     Как бы там ни было, но русские, украинцы, белорусы, армяне, цыгане, татары и другие народы, живущие на Дону, в новых поколениях остаются теми, кем они появились на свет. Это естественно, так должно быть, и так и будет, независимо от того, в какой школе эти люди учились. Нельзя утратить культуру любого народа, ибо это будет потеря для всех. Национальное самосознание из поколения в поколение передается в семье, причём с самого раннего возраста. Первые слова мамы, колыбельные, народный фольклор, знакомство с историей предков и т.д.
    С самого начала «возрождения» стала активно эксплуатироваться тема репрессий, ставших буквально мемом. И уж где-где, но тут историческая некомпетентность и ангажированность многих казачьих идеологов проявилась в полной красе. На монументе репрессированным казакам в Белой Калитве, например, указано совершенно недостоверное число репрессированных казаков, превышающее общее население того времени, при том, что казаки составляли гораздо меньше его половины.
    Вызывают умиление рассуждения, что казаков, якобы, притесняли за то, что они «просто хотели жить на своей земле». Ну, полноте. Может быть, такие рассуждения годились для неискушённых обывателей в девяностые годы, но теперь, когда доступна масса исторических ресурсов в сети Интернет, у людей, способных мыслить, такие незатейливые конструкты могут вызвать только удивление. Замечу, кстати, что  оплачиваемое участие казаков в  наложении штрафов на население в ходе полицейских рейдов, нравится это кому-то или нет, напоминает молодецкий посвист и гиканье молодцов с нагайками, разгонявших рабочие демонстрации в начале века. Это потом стало одним из поводов для «безвинных» репрессий. Совершенно очевидно, что участие в полицейских мероприятиях отнюдь не добавляет казакам симпатий населения.
     Вообще, в современных условиях представляется странной и контрпродуктивной политика навязчивой пропаганды белоказачества, пышные «парады» на День поминовения жертв политических репрессий, придуманный теперь уже бывшим атаманом чуть ли не всемирного казачества, депутатом Госдумы от партии «Единая Россия» Виктором Водолацким. При этом жертвы зверского террора со стороны, к примеру, атамана Краснова и расказаченные им донские казаки не поминаются вообще. Красновских концлагерей как будто и не было вовсе, и хлеб его эмиссары у населения не отбирали, и интересы России этот сепаратист не предавал.
    При этом «господа-с» рассуждают о примирении. Увы, исключительно на принципах   красновщины. «Заслуженного»  донского генерала гитлеровской СС Петра Краснова периодически то там, то здесь вспоминают добрым словом. Еще бы, именно он пытался создать сепаратистский Доно-Кавказский союз, пусть и под защитой немецких штыков. Кстати говоря, флаг, учреждённый именно при Краснове, осеняет Ростовскую область и поныне. Зато ни флаг СССР, победившего в Великой Отечественной войне, ни даже Знамя Победы на митингах 9 мая увидеть стало невозможно.
    В мировой истории произошло немало гражданских войн. И во всех были репрессии, причем с обеих сторон – это неизбежно. Так же было и в России, и эту тему стоило бы вообще закрыть, если мы не хотим нового противостояния.
    Итак, прошло тридцать лет. Есть ли повод гордиться достигнутым прогрессом? С точки зрения власти, как можно видеть, есть: «Казачьи общества не только с каждым годом укрепляют свой авторитет, доказывая действенность государственной политики в отношении казачества в целом, но и активно участвуют в решении региональных проблем на основе конструктивного сотрудничества с органами власти, различными структурами и правоохранительными органами». Какой-то резон в этом утверждении, безусловно, есть, особенно если брать культурную и образовательную составляющие, но реально существующего, а не декоративного казачьего общества, хоть бы отдаленно похожего на то, что было вначале, в хуторе Нижнепопове нет.
    Допустим, что это взгляд со стороны. Давайте посмотрим, как обстоит дело с точки зрения самого казачества.
     В сентябре 2013 года, вышеупомянутый Виктор Водолацкий, тогда верховный атаман «Союза казачьих войск России и зарубежья» и депутат Госдумы,  в интервью порталу «Военное обозрение» говорил: «В 1996 году, я считаю, произошло искусственное деление казаков на общественных и реестровых, когда казаки были сплочёнными. После введения этих нормативно-правовых документов казаки разделились: одни захотели быть активными участниками госслужбы, остались общественные организации». 
    «Государство завело казачество России в тупик». К такому выводу пришли делегаты первого Большого Круга Общероссийской общественной организации «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья», состоявшегося в 2015 году.  Тут надо кое-что пояснить.
    Общероссийская общественная организация по развитию казачества «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья» (СКВРиЗ) зарегистрирована в Минюсте Российской Федерации 24 декабря 2014 года. А создана эта организация вместо Союза казачьих войск России и зарубежья  (СКВРЗ), являвшегося   международным общественным объединением, зарегистрированным в 1993 году   и ставшим правопреемником ранее существовавшей общероссийской общественной организации Союз Казачьих Войск России, созданной в июле 1991 года. Под эгидой этого союза, за счет бюджетных средств, были проведены три Всемирных конгресса казаков. Последний из них проходил с 12 по 14 октября 2008 года в городе Новочеркасске. 
    В декабре 2010 года по решению Пресненского суда города Москвы СКВРЗ был ликвидирован в связи с грубыми нарушениями законодательства, регулирующего деятельность общественных организаций.
    В ноябре 2019 года,  всё тот же казачий генерал Виктор Водолацкий снова обвинил правительство и, на этот раз,  даже спецслужбы в расколе казачества. В частности, он публично заявил на Большом Круге Всевеликого войска Донского, уже не будучи его атаманом,  что разъединение казачества началось около 25 лет назад по инициативе официальной власти. По его словам, на заре возрождения казачества в 90-е годы ХХ века у каждого казака горел огонь в душе, но сегодня уже лишь «тлеет огонёк».
      «В чём причина? В том, что государство всё делало для того, чтобы нас разъединить. Как раз 25 лет назад, в 1996 году, нас разделили на реестровых и не реестровых. Внутреннее гражданское общество начинает расшатываться теми сотнями миллионов долларов, которые вбрасываются на поддержку так называемой демократии в России»», – заявил Водолацкий.   
   Странное прозрение для казачьего генерала Водолацкого, который сам эти 25 лет пребывал в органах власти и, не покладая рук, организовывал «мировое казачество». Может быть, кто-то думает, что состоятельные американские, австралийские, бразильские, аргентинские и прочие заграничные «кавалеристы» искренне хотят помочь России? Помочь они могут, но только тем, кто продолжит дело их предков, когда-то вступавших в сделку с немецким кайзером ради призрачного Доно-Кавказского союза, направленного против России.
     Не в угоду ли этим «казакам» с берегов Потомака, Рейна или Сены казачьи печатные листки пестрят восхвалением битых бывшими батраками белых генералов, при согласии которых Россию пытались разделить оккупанты из 14 государств?! Стоило бы посмотреть, наконец, правде в глаза. Большевиков на всю огромную империю было не более 10 тысяч, а на Дону их можно было, образно говоря, сосчитать по пальцам. При этом численность Донской армии в мае 1918 года составляла 17 тысяч человек, а под ружьем в Добровольческой армии числилось до 11 тысяч. Так что, говорить, будто эти армии, вооруженные до зубов, были «безвинно» разбиты именно большевиками, нет абсолютно никаких оснований. Своё отношение к господам выразил народ, доведённый тогдашней властью до отчаяния – когда-нибудь этот очевидный факт надо признать.
    В связи с изложенным, возникает вопрос: зачем вся эта масса публикаций, правдами и неправдами обеляющих и восхваляющих  белое движение, на что рассчитывают её организаторы, кроме поощрения со стороны заграничных «братьев» и отечественных спонсоров?
     На Дону живут потомки не только казаков, но и тех, кто тоже проливал кровь за Россию в разные периоды её истории, кто устанавливал и защищал Советскую власть на Дону, кто строил, воевал за Родину и восстанавливал хозяйство после войны, и этих людей, как и раньше, подавляющее большинство. Неужели кто-то настолько наивен, что надеется потомков  рабочих, крестьян и казачьей бедноты времён Гражданской войны воодушевить собственническими идеями Корнилова, Каледина, Краснова и прочих битых тузов? Стоило бы выяснить хотя бы для себя, почему атаман Каледин застрелился за два дня до наступления  нового 1919 года.
    17 января 2008 года В.П. Водолацкий в должности атамана подписал приказ о создании рабочей группы по реабилитации Петра Краснова, якобы, в связи с поступившим запросом от организации «Казачье зарубежье». Уже из этого факта понятно, чего добиваются заграничные «рубаки». В 2008 году, вследствие общественного неприятия, зарубежным заказчикам пришлось отказать, но идея не ушла в песок и регулярно всплывает даже на центральных телеканалах.
    Мало того, стоило бы учитывать и нынешнюю социально-политическую ситуацию в стране, когда на фоне запредельного социального расслоения, в сознании населения, даже через лживую пропаганду, неуклонно прорастает авторитет советского периода российской истории, когда Россия достигла вершин своего развития, а социальная справедливость была отнюдь не фикцией.
    Да, сейчас на казачество из бюджета выделяются многие миллиарды, но много ли от этого имеют непосредственно казаки, и, может быть, им стоит задуматься, куда  ведёт пропаганда, блюдущая интересы нынешнего олигархата и зарубежных политиканов?
     Уже не раз упомянутый Виктор Петрович Водолацкий, по числу титулов и званий, несомненно, выглядит самым ярким представителем современного казачества, по крайней мере, формально. Начав со слесаря и сантехника, бывший атаман, возглавлявший войско более тринадцати лет, стал доктором социологических наук,  действительным членом общественной организации «Академия социальных наук», членом Генерального совета партии «Единая Россия». Но, честно говоря, когда читаешь или слушаешь этого «учёного», невольно ощущаешь в нём прежнего, не самого успешного выпускника строительного техникума.
    Впрочем, может быть, это тоже обманчивое ощущение человека со стороны?  Почитаем, что пишут в издании «Московский монитор» земляки Виктора Петровича, хорошо его знающие и, наверное, поэтому помешавшие ему стать атаманом всея Вселенной, а то бы он дорос и до этих звёзд. Впрочем, есть и на самом деле некий персонаж, обвешанный бронзулетками подобно новогодней ёлке и именующий себя не иначе, как  всемирным атаманом. Это некто Валерий Камшилов –  «князь», «генерал-полковник» и атаман Центрального федерального округа, утверждающий, что казачество зародилось не где-нибудь, а именно в городке Касимове. Занятно, правда?! Это было бы весело, если бы не было так грустно.
    «В 2008 году большой круг станицы Азовской единогласно исключил Водолацкого из своих рядов за «многолетнюю антиказачью политику», а вскоре недоверие атаману выразили делегаты войскового круга «Всевеликого войска Донского». Виктор Водолаций, несмотря на то, что ему указали на дверь, долго сопротивлялся решению казаков, уступив их требованию лишь в 2013 году. За это время он успел пролоббировать на пост нового атамана своего ставленника, который, по мнению станичников, продолжил разрушительную деятельность.
    При этом Водолацкий параллельно возглавлял другую казачью организацию – «Союз казаков-воинов России и зарубежья», бывшие члены которой также вспоминают своего экс-руководителя недобрым словом. Данный персонаж, занимая должность атамана организации с 2005 года, не удосужился отсылать в надзорные органы соответствующие отчёты, в результате в 2010 году СКВРЗ была исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.
     Удивительно, но документ о прекращении деятельности был направлен не Водолацкому, а прошлому атаману Виктору Ратиеву. То есть руководитель за пять лет не зарегистрировал «Союз казаков-воинов России и зарубежья» в Министерстве юстиции. Вскоре выяснилось, что бездействие этого деятеля было связано с желанием похоронить казачье общество, а на его месте создать НКО на территории Германии. Однако указ президента Путина, запрещающий чиновникам участвовать в зарубежных предприятиях, разрушил все планы Водолацкого. В результате он зарегистрировал новое юридическое лицо в РФ, назначив себя атаманом данной организации».
   Приведённый отрывок – это только малая часть огромного потока разоблачений и обвинений в адрес предводителей казачества, как со стороны самих атаманов, так и со стороны их подчинённых. То, что пишут на сайте Валерия Камшилова о Викторе Водолацком, буквально поражает, а есть ещё атаман Николай Козицин, не без оснований объявленный предателем по событиям на Донбассе, да и масса других персон. Некоторые даже чеканят медали своего имени! Например, в безбрежном море наград и отличий, мне попалась «личная награда Верховного казачьего атамана», названная «Сиятельный князь Виктор Коваленко»! А? Каково?!
    Видеоролик с орущим на людей в казачьей форме Виктором Ратиевым, объявлявшим президента царём и грозившим сорвать погоны с каждого, кто хоть слово скажет против «царя», разошёлся по соцсетям и долго был предметом насмешек.
    Но это ещё что! Пресса совсем недавно пестрела сообщениями, что в городе на Неве тамошние казаки открыли бюст президенту РФ в облике римского императора Нерона. Казалось бы, прославили. Но откуда же знать простодушным монументалистам историю неоднозначного римского правителя. Нерон убил жену вкупе с неродившимся ребёнком, ужасным был и его собственный добровольный уход из жизни, в которой он был публичным геем, время от времени праздновавшим «свадьбы» в качестве то «мужа» – то «жены». Да и финал  его правления вряд ли можно назвать удачным.  Вот и думай тут, что на самом деле хотели выразить незадачливые инициаторы «монумента».
   Я все эти примеры привожу вовсе не для юмора. Мне  бывает обидно читать издевательские комментарии и видеть насмешки по названным выше и многим другим поводам, живя на казачьей земле. А сколько их вызывают некоторые атаманы, буквально обвешанные многочисленными орденами и медалями, порой весьма экзотическими! По Интернету ходит даже  складный и довольно смешной стишок на эту тему – «Шёл казак куда-то вдаль. На груди была медаль...»
    Так что, утверждать, будто казачество разделено  только по линии реестровых и общественных казаков – это значит не понимать реального положения дел.
Вследствие всех этих и ряда других причин, позитивный образ казачества в глазах населения очень далёк от идеала.
     В ноябре 2019 года, когда на 25-м внеочередном отчетно-выборном Большом круге Всевеликого войска Донского заместитель губернатора Ростовской области Михаил Корнеев, за которого предполагали голосовать почти все участники, совершенно неожиданно предложил поддержать на должность атамана согласованную в администрации кандидатуру казачьего полковника Виталия Бобыльченко, 65 казаков-выборщиков от Второго Донского округа покинули зал.   
    На этот Круг и вообще явились только 415 из 450 приглашенных выборщиков, причем, лишь у пятерых нашлись для отсутствия уважительные причины. Но и из числа оставшихся в зале участников, 99  голосовали против Бобыльченко. Если бы ушедшие 65 делегатов к ним присоединились, у Виталия Бобыльченко не было бы никаких шансов.
    Судить об исторических познаниях нового атамана можно, например, по такой цитате: «Раз уже речь зашла о Ленине, то приведу пример: насколько нужно было не любить свой народ, чтобы превратить войну 1914 года –
оборонительную за рубежами своего Отечества – в войну гражданскую. Ведь в период революции 1917 года убивали людей за то, что они образованные, носят погоны. Если где-то убивали за цвет кожи, то у нас – за происхождение. За это расстреляли не только государя Николая II, но и его ни в чем не повинных детей».
    «Оборонительная война за пределами Отечества» – это безусловный шедевр демагогии, такой перл мне встречать ещё не доводилось. Но дело не только в этом. Как же В.И. Ленин, положивший конец убийственной для страны войне, погубившей без малого миллион россиян, «не любил свой народ», причём до такой степени, что добившись для него мира, сразу же приступил к ликвидации неграмотности, строительству школ, больниц и электрификации страны? Как В.И. Ленин  «превратил» империалистическую войну в гражданскую, если началась эта война с калединского мятежа и похода на Петроград,  которым, кстати, руководил  будущий атаман-графоман Краснов, пойманный красногвардейцами и давший слово офицера больше не воевать против Советской власти?! Слову офицера, заметим попутно, доверчивые и пока еще благодушные красноармейцы тогда поверили, и отпустили Краснова на все четыре стороны. Впоследствии они, получив хороший урок вероломства, сделали надлежащие выводы.
    Не знает, видимо, господин новоизбранный атаман и того, что Николай Александрович Романов уже не был государем во время нахождения в Ипатьевском доме, причём отстранили его от власти отнюдь не соратники Ленина. Кстати, ни одно казачье войско в защиту «гражданина Романова», в связи с его низложением, не выступило, так что теперь честнее было бы просто помолчать по этому поводу и не наводить тень на плетень. И ещё: дворян в Красной Армии было куда больше, чем в Белой, а бывшие «золотопогонники» Генерального штаба перешли в Красную Армию практически  в полном составе.
     Кто не слышал о знаменитом Брусиловском прорыве –  фронтовой наступательной операции Юго-Западного фронта Русской армии под командованием генерала А. А. Брусилова во время Первой мировой войны?! Так вот, этот заслуженный генерал от кавалерии, генерал-адъютант, военный педагог, Верховный главнокомандующий Русской армией, после Октябрьской революции занял должность Главного инспектора кавалерии Рабоче-Крестьянской Красной Армии и  состоял при Реввоенсовете для особо важных поручений.
    Да и в Советском правительстве были, в основном, специалисты из «бывших». Так что, и с «происхождением», и с «образованием» господин казачий полковник попросту сел в галошу.
     Я не берусь утверждать, что атаман Бобыльченко действительно до такой степени профан в истории, тем более что он утверждает, будто этой наукой интересуется. Возможно, «настоящий» полковник говорит то, что «надо» говорить, дабы не отвратить от кассы  денежное «казачье зарубежье» да потрафить своим кураторам. Собственное малобюджетное население в расчёт, по сложившейся традиции, брать никто не торопится. Но, вот беда, построить какое-либо надёжное будущее на лжи, умолчаниях и передергиваниях категорически невозможно. И история неопровержимо это подтверждает.
    Кстати, однажды мне довелось беседовать тет-а-тет с одним казачьим атаманом, и когда зашла речь о репрессиях, он неожиданно сказал, что, если бы не было репрессий, то была бы невозможной и победа в Великой Отечественной войне. Это же утверждают и авторитетные историки. То же самое они говорят ныне и о коллективизации.
    Подобных противоречий и несоответствий – вагон и малая тележка.  Казачьи атаманы, когда это выгодно, любят приводить лестные слова о казачестве, принадлежащие гению мировой литературы Льву Николаевичу Толстому. Но при этом никогда не упоминают о том, что в 1901 году Лев Николаевич Толстой был официально осуждён за  мысли, не понравившиеся иерархам РПЦ, отлучен ими от церкви и даже предан анафеме. И это, надо заметить, не осталось фактом  только далёкого прошлого. 
    В конце января 2010 года, в СМИ прошли сообщения о том, что в городе Таганроге Ростовской области, решением суда от 11 сентября 2009 года, писатель Толстой Лев Николаевич, мужчина 1828 года рождения, русский, женатый, место прописки: Ясная Поляна Щекинского района Тульской области, был признан экстремистом в ходе антиэкстремистского процесса. Неплохая благодарность за добрые слова о казачестве!
     М.А. Шолохов, на которого тоже, при случае, любят сослаться атаманы,  написал не только «Тихий Дон», в котором показал, в частности, отсутствие единства, разброд и шатания донского казачества в период Гражданской войны, но его же перу принадлежат «Поднятая целина» и «Они сражались за Родину».
     Можно продолжать и продолжать, но и вышесказанного достаточно, чтобы сделать выводы, ради которых, собственно говоря, и написаны эти строки. Но сначала поговорим немного о… диалектике.
    Молодежь, вероятнее всего, вообще не знает смысла этого понятия, а люди постарше почти наверняка отнесут его к марксистско-ленинской теории. На самом же деле, термин «диалектика»  имеет древнегреческие корни и означает искусство защищать или опровергать то или иное утверждение – именно в этом значении его ввел в философию Сократ, а затем диалектику сделал еще более популярной в своих «Диалогах» его ученик Платон, учеником которого впоследствии был Аристотель. Этим понятием  обозначают умение вести  полемику, в ходе которой обсуждается проблема, и ищутся пути ее решения через противостояние диаметральных мнений.
    В современном понимании диалектика – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества, науки и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах их изменения и развития.
   Альтернативами диалектики выступают  метафизика, софистика и эклектика, релятивизм и догматизм.  Диалектика рассматривает  всеобъемлющие связи, в то время как метафизика  их упрощает, сводит  многообразие взаимозависимостей к наиболее простым связям одного типа, как правило, механистическим.
    На нынешнем этапе казачеству мешает именно заскорузлый метафизический догматизм, когда пропаганда и практические действия, идущие год за годом по одному и тому же кругу, не приводят ни к какому новому качеству, к  новым высотам. Как можно видеть, никто и не оценивает глубинную эффективность проводимой работы, ограничиваясь формальными количественными показателями. Не допускаются никакие дискуссии, нет никаких обсуждений, борьбы противоположностей, то есть, проще говоря, нет диалектики жизни. А ведь именно диалектический подход, без всякого преувеличения, был  одной  из важных причин победы Советской власти. В.И. Ленин был диалектиком, как говорится, до мозга костей. Я не видел конкретного источника, но говорят, что А.И. Деникин, когда его спросили о причинах поражения белых в Гражданской войне, ответил коротко: «у нас не было Ленина!» Думаю, что как человек чести, Деникин мог бы так сказать.
    Я не верю, скажу честно, что можно примирить советские принципы и белогвардейщину идеологически, да этого в современном открытом обществе и не требуется. Нужно научиться жить современными реалиями, вместо того, чтобы без конца провозглашать ни к кому не адресованные  сентенции, бесплодно «побеждать» в далёком уже прошлом, приукрашивать и втаскивать это прошлое в нынешнюю жизнь. 
    Можно и нужно вместе с носителями других идей и мнений  работать на благо современной России, глядя в будущее с учётом интересов всего населения страны, в котором у казачества есть все возможности занять достойное место, но наряду с этим существует и опасность навсегда остаться в прошлом.


Рецензии