И. С. Остроухов Сиверко
Неграмотной была тётка Наташа, едва умела читать. Но и добрейшей души человек. Она отводила меня в школу, потом приводила меня из школы, готовила обед. А после всего мы отправлялись гулять. И чаще всего, не удивляйтесь, местом наших прогулок было Даниловское кладбище. Оно появилось в тоже время, что Новодевичье, Ваганьковское и некоторые другие кладбища в Москве. Появилось по указу Екатерины второй. По Москве прошла черная смерть и скосила десятки тысяч её жителей без разбору. Их надо было где-то хоронить. Вот так и появились около десятка кладбищ вокруг города, включая выше названные. Сегодня это Москва.
Да, в каждом большой городе, да и маленьком тоже, есть такие печальные места и никак без них не обойтись. И все мы знаем, что наш земной путь окончится именно здесь. Но ребёнок маленький об этом пока не думает, несмотря на зримое воплощение этой мысли в плотно устроенных рядах могил.
Почему наши прогулки приводили нас в это не самое весёлое место? Потому что оно находилось как раз не далеко от счастливого истока моего существования. От дома, в котором началось мое далёкое детство. Там было тихо, малолюдно и очень живописно.
Была ещё одна причина. В середине огромного погоста находилась и сейчас находится Духовская церковь. Сегодня памятник архитектуры, охраняемый государством. А тётя Наташа была очень набожна, и потому старалась не пропускать службы. По её настоянию и меня самого крестили в этой церкви. Не могу сказать, что мне очень нравились посещения этой церкви – памятника архитектуры. Мне было страшно в неё входить. Почему ? Но это отдельный вопрос. В двух словах объяснить невозможно. В другой раз и к месту. Не сегодня.
А по выходе из церкви мы гуляли вдоль могил по дорожкам, покрытых желтым песком. Ходили и я по складам читал, что было написано на крестах. Это так я учился читать. Сначала имя а потом две, разделённые чёрточкой, даты. И вот не далеко от церкви на одном из крестов я прочёл Илья Семёнович Остроухов. И цифры 1858 – 1929
Этот крест сразу обращал на себя внимание. Большой, из серого камня с выпуклым изображением распятия. Просто так пройти мимо было невозможно. А так как мы проходили возле серого креста постоянно, то это изваяние, не знаю почему, навсегда улеглось в моей детской памяти.
*****
Живописец Илья Остроухов не входит в обойму самых известных художников российских. Может быть, это и справедливо. Потому как живопись не была главным делом его жизни. Ко всему прочему он был ещё и известным коллекционером. Его коллекция живописи была, может быть, второй после Третьякова.
Но писал он ещё и картины. Пейзажи в основном. Много позже после моих прогулок по Даниловскому кладбищу я увидел вот эту вот картину «Сиверко». И сразу вспомнил это имя. Он много написал и других пейзажей, но этот, как считают, был и остаётся лучшим в его творчестве. И действительно, когда речь заходит об Илье Семёновиче, то вспоминается, прежде всего, «Сиверко».
Какое странное название у картины. Долгое время я думал, что это название широкой реки, покрытой рябью под низкими облаками.
Я ошибался. Это название ветра, дующего с северной стороны. Так жители Поморья и северных земель называли холодный ветер, дующий с моря. Он приносит ненастную погоду, мрачные грозовые тучи и пронизывает своим холодным дыханием буквально до костей. Сиверко – это такой диалектизм, пришедший с Севера.
Есть ветра, имеющие названия. И не только у нас. Вот, например, во Франции есть такой ветер, который называют Мистраль. Это такой же холодный северо-западный ветер на средиземноморское побережье Франции. Он дует постоянно в весенние месяцы и это настоящим бич сельского хозяйства долины Роны и всего Прованса. Часто ветер настолько силён, что вырывает с корнем деревья. В любом случае, его постоянное влияние заметно и на одиноко растущих деревьях, которые склоняются зачастую к югу. Нежные растения приходится ограждать высокими и густыми живыми изгородями. Даже древние римляне знали Мистраль.
.В XVII столетии известно было двустишие. Оно известно и сегодня.
Le Mistral, le Parlement et la Durance
Sont les trois fl;aux de la Provence.
Перевод такой : Мистраль, парламент и Дюранс (горная речка) — три бича Прованса.
Не могу не вспомнить, как французы хотели нам продать два корабля- вертолетоносца типа «Мистраль». А мы хотели их купить с подачи жулика и министра обороны Сердюкова. А мы уже и деньги заплатили не малые и команды подготовили, а тут американы надавили и сделка не состоялась. И слава Богу. И с какой стати этот министр фельдмебель захотел их нам купить, с его торгашескими мозгами. Ушли корабли в Египет. Ну и пусть! Мистрали нам не нужны.
*****
Илья Остроухов происходил из купеческой семьи. Ну и что! И потом в это время купцы уже не были такими экзотическими персонажами из пьес Островского. А то ведь скажут купец, и воображение рисует сразу нечто дикое, невежественное, хамоватое прижимистое, борода лопатой. Нет, это уже были другие купцы. Семейства купеческие обрели новый облик и сильно преуспели в образовании. Вспомним, что, Третьяков, Станиславский, Бахрушин, Солдатенков и многие другие происходили тоже из купечества. И все они много поспособствовали развитию нашей культуры во многих областях.
Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Лето мальчик проводил в имении отца на озере Сенеж, в одном из живописнейших мест Подмосковья. Природа привлекала Остроухова еще в совсем юном возрасте, но в начале это был чисто научный интерес. Остроухов собирал образцы местной флоры и фауны, и вскоре его естественно-историческая коллекция настолько расширилась и собрана была настолько разумно, что о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские.
А сам Илья Семёнович знал несколько европейских языков. Он прекрасно играл на пианино и, наконец, он был художником. Известным и уважаемым художником. Правда, по-настоящему он взял кисть в руку поздновато. И в смысле приобщения к живописи он не прошёл очень длинным трудным путём в отличии от большинства художников – передвижников.
Но сначала юноша поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. Как никак, семья купеческая. И никак он не думал, что станет художником. Во время обучения увлёкся зоологией: и представьте себе, вступил в переписку с самим А. Брэмом. Он начал собирать энтомологическую коллекцию бабочек, жуков и прочих насекомых. Потом он подарил эту коллекцию Московскому университету. Видимо коллекция имела хорошую научную ценность. Им была также написана книга «Ужение рыбы». А это тоже о чём-то говорит. Интересно было бы почитать.
*****
Ему повезло. Он познакомился с А.И. Мамонтовым. Познакомился случайно в издательстве, куда он принёс свою книгу «Птицы Средней России». И видимо там Мамонтов пригласил молодого человека посетить свою усадьбу Абрамцево. А это была не просто усадьба. Это было сосредоточие нашей культуры, всех видов искусств и, прежде всего, нашей живописи. Среди посетителей что ни имя – всероссийская, а то и мировая знаменитость.
А к этому времени увлечения молодого человека резко поменялись. Живопись. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова. Он стоял у картины «Московский дворик», и думал, как же это хорошо. И как бы было хорошо, если бы и он тоже умел делать нечто подобное. Простота этого милого дворика, вероятно ему внушала мысль, что он действительно сможет делать похожие пейзажи. Вот как он выразился по этому поводу сам: «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».
А кто был Савва Иванович Мамонтов. Вот тут надо остановиться поподробнее. Мамонтов тоже был из купцов. И он был одним из богатейших людей России, акционер железных дорог и банков. Он прекрасно знал свое дело, был удачливым предпринимателем, но главным в его жизни была страстная любовь к искусству.
Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. К живописи он пристрастился в галерее своего дальнего родственника П.М.Третьякова, от него же заразился и страстью к собирательству. В отличие от Третьякова, Мамонтов едва ли не более картин и скульптуры полюбил людей, их создающих.
В имении Мамонтова Абрамцеве сформировался круг близких по духу, по целям, по задачам художников, каждый из которых — целая эпоха в русском искусстве: Репин, Поленов, Левитан, Васнецов‚ Врубель, Нестеров, Серов и др. Необычайно деятельный, энергичный, увлекающийся Савва Иванович и мягкая, умная, тонкая жена его Елизавета Григорьевна были душой и центром нового кружка. Мамонтов всегда поддерживал художников во всех их начинаниях и творческих поисках, создавая им необходимую обстановку для успешной работы, а художники платили ему любовью, преданностью, славили Абрамцево и его обитателей в своих произведениях, вошедших в сокровищницу русского искусства.
Вот в эту, полную подлинного творческого энтузиазма и сложной работы среду попал будущий художник Остроухов. В это время это был высокий, чрезвычайно застенчивый молодой человек. Ему исполнился тогда двадцать один год, и он пока только мечтал о живописи, но стал уже полноправным членом абрамцевоского кружка. Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами Остроухов был незаменим. А днем он мог наблюдать за работой художников, буквально проникаясь проблемами их творчества, удачами и неудачами. Именно тогда он познакомился с юным Валентином Александровичем Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Первым его учителем был художник-передвижник Александр Александрович Киселев, учитель детей Мамонтовых. К примеры среди его учеников были и дети хозяина усадьбы. К примеру, одну из его учениц звали Веруша Мамонтова или «Девочка с персиками». Вот и для Остроухова Киселёв стал первым учителем.
Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Он сразу же отверг традиционный академический путь обучения: длительное рисование гипсовых слепков с античных статуй и бюстов углем и карандашом. Тщательной работы акварелью и живописи с натуры масляными красками. Первое же произведение — копию пейзажа Льва Каменева — Остроухов выполнил маслом. Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях. Каково было его изумление, когда он увидел, что ученик грамотно выполнил копию, разобрался в технике живописи. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант.
В мамонтовское Абрамцево впервые Остроухов попал летом в то время, когда там строилась церковь Спаса Нерукотворного Образа. А если вы сами однажды побываете в Абрамцево, то непременно посетите эту церковь. Она действующая. А слева от неё вы увидите крест деревянный. Здесь нашла своё вечное упокоение Девочка с персиками. Она умерла в 32 года от воспаления легких. У неё к этому времени было трое детей.
А ещё молодой Остроухов брал уроки И.Е. Репина. Он оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка». А впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля.
Но это не всё. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Но неудача. Не смог поступить в Академию художеств. Не беда - остался здесь на один год вольнослушателем. Кроме занятий в гипсовом зале Академии, он посещал акварельные вечера Репина и занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств.
Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова. А Чистяков – это тоже известное имя. Сколько талантов он выпестовал в своей мастерской, и которые вовек ему остались благодарны. И еще одно имя нельзя не упомянуть. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.
Нет, Остроухов академиев не кончал. Но благодаря своим знаменитым учителям он в сжатые сроки научился всему тому, на что в нормальном режиме кладут многие годы. Достигнутое мастерство ему позволило самому вступить в Товарищество художников-передвижников. Его картины приобретал даже сам П. М. Третьяков и очень гордился приобретенным «Сиверко».
*****
В 1889 г. Илья Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Денег стало много. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке д. 17.Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Самое ценное собрание – галерея русской живописи П.М.Третьякова.
Он начал приобретать сначала этюды у своих друзей, у Серова, Левитана, Врубеля, Коровина. Но на самом деле эти этюды были такого качества, что в них сразу же выявлялись индивидуальность каждого художника, его мастерство. Например, И.Репина представляли в коллекции Остроухова портреты: этюд к портрету Л.Н.Толстого, сделанный в Ясной Поляне, акварельный портрет Л.Н.Толстого, портрет дочери художника, все работы очень высокого уровня.
Начиная с 1902 г. Остроухов почти полностью переключился на новый вид собирательства — коллекционирование икон. Собрание древнерусских икон, составленное Остроуховым‚ — целая эпоха в истории создания русских художественных коллекций. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Можно сказать, что до Остроухова икона виделась только, как предмет культа. И только. Никто и подумать не мог, что икона – это отдельный вид живописи, наполненный большим духовным содержанием.
В коллекции Остроухова хранились иконы XVII в., Особенно разнообразны и многочисленны были работы строгановской школы. Как крупнейший знаток древнерусского искусства Остроухов входил в комиссию по реставрации росписей Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, собора Василия Блаженного, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и других. Даже за одно только это имя Остроухова должно остаться в истории нашей живописи.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах, иконы — наверху. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина.
*****
А потом была Революция. Остроухов не покинул Россию. Не в пример многим из его друзей художников. А его коллекция, богатая и разнообразная была национализирована. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса.
Члены коллегии отметили, что Остроухов, несмотря на национализацию своего собрания, продолжал пополнять его. Коллегия единогласно постановила предложить Остроухову быть пожизненным хранителем собранного им музея. Дом Остроухова в Трубниковском переулке стал называться музеем иконописи и живописи имени И.С.Остроухова.
*****
Выше было сказано, что «Сиверко» (1890) - самая известная картина художника. Ничего лучшего он уже больше не создал. Я стою перед картиной. Долго-долго. И я чувствую, как меня пронизывает холод, исходящий от этого изображение.
Мне казалось, что Остроухов дал нам изображение какой-нибудь северной реки, впадающей в Северный Ледовитый океан. Не только река, но и все изображение подвигает меня именно к этой мысли. Природа во всём своём первозданном изображении. Здесь нет человека. Нет даже и следа его присутствия. Ни малейшего. Да и не может его быть. А из всего живого – только две белые чайки парят над огромной серой массой воды. Здесь не только холод, но и одиночество. И как выжить человеку в этом мире безмолвия. Здесь природа живет как бы сама по себе. Без травмирующего вмешательства человека. И чествуется вся мелкость и даже ничтожность человека на фоне дикой природы, живущей по своим законам.
Я ошибался. Картина была написана в окрестностях Москвы. И река перед нами – это Москва-река. Это открытие меня даже несколько разочаровало. Даже и не могу сказать, почему. И ещё меня заинтересовало, где же находится это суровое место. Я вроде бы хорошо знаю эту реку. Допускаю, что художник слегка «расширил» этот водный простор. Да и понятно, что сегодня Москва-река уже не та, какой была в 1890 году. Сегодня уж нет у реки таких пустынных берегов. Всё заселено. А жаль.
На картине изображена река, делающая изгиб под открытым небом. Лес вдали представлен в виде темной массы. На переднем плане – песчаная отмель, поросшая травой с редкими белыми цветами. Рябь на воде от северного ветра под названием «Сиверко». Небо. Я вижу на картине, как по небу движутся тяжёлые облака. Но это не мёртвый пейзаж, хотя в нем и нет человека. Здесь всё в холодном живом движении. И похоже, что скоро начнётся дождь с потоками воды, низвергающимися с небес. Буря начнётся. Ощущение неизбежности ужаса, происходящего он надвигающейся неизбежной бури. Ощущение нарастающей тревоги и даже страха. И все это, весь этот суровый пейзаж обращен к человеку, к его чувствам. К его душе. И в этом смысле, человек, пусть и опосредовано, но всё-таки присутствует в картине.
Этой картине посвящены поэтические строки. Строки больших поэтов. Бальмонт писал:
«Чайка, серая чайка с печальными криками носится
Над холодной пучиной морской.
И откуда примчалась? Зачем? Почему её жалобы
Так полны безграничной тоской?»
А вот, что изошло из души Есенина:
«Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо... ».
*****
Критики хвалили картину, ставили ее автора в один ряд с Левитаном, а некоторые даже отмечали, что Остроухов сумел превзойти великого пейзажиста Левитана.
Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). В музее организуют сменные выставки по истории литературы XX века и выставки художников, связанных с литературой.
В марте 1929 года сильно болеющий, полуслепой художник скончался на 71-м году жизни и был похоронен, как было сказано, на Даниловском кладбище в Москве. Будете на этом кладбище - найдёте могилу без труда. Она не далеко от входа. Положите цветочек у креста из серого камня, как напоминание того, что художник не забыт.
Свидетельство о публикации №220122400987
(Да, после предложения "А потом была Революция" - опечатка в фамилии. Она почти незаметна, но фамилия обозначает тоже известного человека, и это мешает. Думаю, вы захотите подкорректировать.)
Наталья Коноваленко 18.09.2021 23:28 Заявить о нарушении
Геннадий Мартынов 20.09.2021 22:58 Заявить о нарушении