Деление армян на чистокровных и ассимилированных

Деление армян на чистокровных и ассимилированных.
Разделение армян на "айастанцев", "карабахцев", "зангезурцев", "ахпаров" (армян из Диаспоры), которым нередко увлекаются в нашем обществе, становится особенно опасным, когда страна сталкивается с серьезной внешней угрозой.
Еще во время боевых действий в Карабахе, несмотря на призывы властей к консолидации, и особенно после поражения в нашем обществе началась травля карабахских армян, что наиболее ярко проявилось в соцсетях. Дело дошло до того, что омбудсмены Армении и Карабаха – Арман Татоян и Артак Бегларян, обратились к гражданам с призывами прекратить сеять ненависть и не лить воду на мельницу врага. Конечно, можно было бы не обращать внимания на все эти разговоры, списать все на стресс и противоречивые чувства, которые испытывают люди после фиаско в Карабахе, если бы эти дискуссии не таили в себе реальной угрозы и для самого народа, и для нашей государственности
Внутренняя раздробленность не раз подводила нас во времена существования отдельных княжеств, когда враг побеждал за счет междоусобной борьбы армян. Этот же раскол подвел в итоге и христиан средневековой Европы, которые фактически "пригласили" турок к себе и позволили им поработить себя.
Во всех этих, казалось бы, бытовых разговорах о "карабахцах" и "айастанцах", на самом деле, звучат очень опасные "утверждения", подрывающие единство нации.
Одно из них звучит так: "Пусть карабахцы сами защищают свой Карабах".
Если следовать этой логике, то "Зангезур должны защищать зангезурцы", "Тавуш – тавушцы" и т.д. Боюсь, при таком подходе Ереван вообще защищать будет некому, поскольку коренных столичных жителей здесь осталось не так уж и много, большинство тут "сами не местные".
С этим тесно переплетен другой тезис: "А почему это наши ребята (имеется в виду – из Республики Армения) должны воевать в Карабахе?".
Позвольте узнать: а для вас Карабах, Зангезур или  Иреван не такая же азербайджанская земля, куда армянеибыли переселены Россией после 1828 года? Какая разница, где служат и умирают армянские солдаты в Зангезуре или Карабахе?
И потом: кто сказал, что, воюя в Карабахе, эти ребята из того же Армавира, Тавуша или Гегаркуника, защищают только карабахцев и Карабах, а не свои собственные семьи и дома? Теперь, когда мы потеряли и "пояс безопасности", и часть бывшей НКАО, а рубежи приблизились вплотную к Республике Армения, спится ли вам крепче? Не думаем. Иначе жители приграничных сел не отправляли бы своих детей глубже в тыл, как это сейчас делают многие армяне, живущие в Зангезуре. Или вы полагали, что карабахским армянам все эти 30 лет легко было жить под ежедневной угрозой возврата оккупированных территорий Азербайджану?
Третий опасный тезис: "Главное, что не стреляют. Наконец-то избавились от этой проблемы. Не знали и не хотим знать, где находится Карабах".
Конечно, хорошо, когда не стреляют. Кто ж с этим спорит? Но если вы считаете, что, сдав буферную зону и часть Карабаха, вы себя и своих детей обезопасили, то придется вас разочаровать: вы глубоко заблуждаетесь. Ситуация в Зангезуре свидетельствует о том, что угроза не миновала, а с поражением в Карабахе, наоборот, лишь усилилась.
Могут возразить, мол, подобные разговоры ведут лишь темные, неграмотные люди. Не соглашусь. Лично я слышу эти разговоры из года в год, причем от представителей самых разных слоев общества: начиная от таксистов и рыночных торговок и заканчивая специалистами с дипломами о высшем образовании и даже учеными степенями.
Еще раз о национальной идентичности
Другая традиционная "мишень" для критики – это представители Диаспоры. Им вменяется в "вину", как минимум, два обстоятельства: многие из них вообще не говорят по-армянски, а ведь "язык определяет мышление" (эту философскую мысль вы услышите из уст каждого второго доморощенного интеллектуала-псевдопатриота, считающего себя вправе делить армян на "зтарюн" ("чистокровных") и "шуртвац" ("ассимилированных").
Но кто сказал, что все армяноязычные – настоящие патриоты, правильно думающие и готовые отдать жизнь за родину? У каждого из нас есть знакомые, прекрасно говорящие на армянском, но при первых же трудностях готовые покинуть родную страну.
Между тем, как только дело доходит до оказания помощи и от зарубежных армян поступают немалые суммы в рублях, долларах и евро, никто не задается вопросом, а сколько из них в совершенстве владеет родным языком. Допустим, кто-то вообще вспоминает, хорошо великий Азнавур говорил по-армянски или не очень? Кто-то дотошно сейчас интересуется, та же Ким Кардашьян (кстати, армянка – только по отцу, да еще гражданка США), которая перечислила миллион долларов в фонд "Айастан", знает в совершенстве армянский или нет? Сомневаемся. Или у нас в почете только богатые и знаменитые соотечественники?
Вторая "вина" – они живут вдалеке от исторической родины, нередко в лучших условиях, чем граждане самой Армении, а потому не имеют здесь права голоса. Мол, пусть сначала приедут сюда, поживут в лишениях, как мы, а потом уже о праве своем и заявляют.
Между тем, не секрет, что количество армян, проживающих за пределами Армении, в разы больше численности населения нашей небольшой по площади страны. И многие из этих людей, несмотря на внешнее влияние, продолжают считать себя армянами и хотят помочь исторической родине. Об этом свидетельствуют не только деньги, перечисляемые из-за рубежа в наши фонды, но также масштабная лоббистская работа и продвижение интересов Армении за рубежом, что делается опять же за счет средств наших соотечественников из Диаспоры.
Вспомнились строчки из известной песни: "Едем мы на родину, пусть кричат "уродина", а она нам нравится, хоть и не красавица". Именно армяне Диаспоры, в отличие от нас, живущих тут и видящих все недостатки государства невооруженным глазом, нередко создают себе идеальный образ Армении, вселяющий в них оптимизм, вдохновляющий на новые идеи. В Диаспоре рождаются такие армянские "герои", как Монте Мелконян, Жирайр Сефилян способные бросить благополучную жизнь где-то в Ливане или США и, без преувеличения, жертвуют собой ради Родины, которую они прежде знали лишь по рассказам да по книгам.
Своим надменным отношением мы отталкиваем этих людей только лишь за то, что они волею судеб родились в более благополучной среде за пределами родины или же плохо знают армянский язык.
Впереди у нас огромная работа – восстановление Карабаха, признание его статуса, а также не только сохранение, но и усиление Республики Армения. Для решения этих задач потребуется огромная и весомая поддержка Диаспоры.
Эта статья не о "хороших карабахцах" и "плохих айастанцах" или наоборот. Скорее, это "крик души", попытка показать, что разделение армян по месту рождения, по месту жительства и по диалекту – путь, ведущий к самоуничтожению.
Мы должны отказаться от "местечковости", узколобости, от навешивания ярлыков на своих же собратьев. Да, все мы разные, но опыт общения с другими народами делает нас только богаче, а кругозор – шире, и не надо этого бояться.
О дудуке мы узнали после того как этот прекрасный инструмент армяне заселились на азербайджанске земли. И теперь эта сама абрикосовая дудочка в сочетании с другими инструментами зазвучала по-новому, для многих – интереснее и насыщеннее.
Карина Карапетян
СПУТНИК АРМЕНИЯ


Рецензии