Квантовый скачок

               
     Первый шаг – он самый трудный, ибо любое  движение  начинается с первого шага: не со второго, аль третьего, а именно с первого. Коль скоро всё так, тогда в поле нашего внимания возьмём такое ёмкое определение, как фразеология (греч. phrasis  означает выражение, а logos — учение).  Вот и начнём с того, что на широких просторах русского языка, прямо, гуляет слово ОБРАЗ, значение которого во всех, практически, словарях  занимает целую колонку. Потому что кроме религиозной нотки (иконы), в нём есть ещё и эпистемология (греч. episteme – знание и тот же logos), а так же и вульгаризм: к примеру, такая кличка в просторечии, как  «образина».  И ещё один blits, и мы уже в теме. Такое определение, как образование, - что нетрудно заметить, - начинается со слова образ. А дальше  идут его уровни: школьное образование, среднее образование, высшее образование и прочие нюансы. Кстати, у известного прозаика Льва Толстого, - у этого «русского ортодокса», как я его называю, - недавно нашёл интересную фразу, - «Он ... захотел образоваться». Сие значит, что каждый из нас, - если здоров физически и без «лох ин дер коп», - будет стремиться к учёбе, то бишь, развивать свои извилины, дабы в ближайшем будущем крепко стоять, как в народе говорят, на своих двоих. Чувствую, меня могут спросить, - «а как быть с телом?». Да, конечно, параллельно свою физику надо развивать всячески. Но, опять-таки, чтобы в свои  младые годы войти в establishment с приподнятой головой, надо иметь хорошие мозги. Выход один – учиться, настоятельно  и с любопытством. К тому же, ученье, безусловно, повышает общую культуру, хотя уровни у всех, по-разному. Ну, что ж, как немцы говорят, - «jedem das Seine».
  Во всём, о чём здесь сказано, я убеждён железно, потому что это моя стезя! Сегодня мне 90 лет с гаком, родился в греческой  деревеньке Бугас, основанной в 1802 году эллинами из Аргина, ныне село Раздольное Донецкой области. В детстве говорил только на греческом, русский язык стал изучать лишь в 1937 году, когда пошёл в школу.  К счастью, русский язык мне понравился с первого же урока, и по сей день он в моём сердце звучит. Жили в жуткой, послевоенной бедноте. Отец погиб в боях с фрицем в 1943 году, на иждивении Анушки (моя мама)  остались дедушка Коста, бабушка Катя и я, - «единственный и неповторимый», как подчёркивала она. Селяне не знали, что такое образование вообще. Чуток отступим. В царской России начальное обучение шло в церковно-приходских школах. В частности, в 1884 году, кода государством правил император Александр III, были изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с начала XX века — 3-годичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику и чтение. В двухклассных школах кроме этого изучалась история. В советское время, ясное дело, всё изменилось в корне. В сёлах начальное обучение шло в семилетке, или в восьмилетке, к примеру, как в моей деревне Бугас. Это я к тому, что особо голову не ломали, куда пойти и где учиться дальше. Хочешь – давай на перекладных  добирайся, куда глаза глядят, как это сделал молодой Ломоносов. Моя бабушка, кстати, настоятельно советовала мне после школы пойти в комбайнёры, при этом чмокала по-гречески, - «вай, ты посмотри, как хорошо они живут!». Не вышло, потому что я страстно хотел учиться, и уже видел себя несколько в иной роли. В итоге, чтобы никому не быть в тягость, после окончания восьмилетки поступил в Рутченковский (вблизи  Донецка) горный техникум, где будущим технарям давали стипендию и хлебные карточки, что меня вполне устраивало. Помню, бывало, подождёшь дня три, потом по карточке получишь буханку серого хлеба и по дороге, пока дойдёшь до общежития, сожрёшь её целиком, - красота! И тут на тебе (!), в 1947 году, в декабре, карточную систему отменили, жить стало веселее, я мигом бросаю техникум, и прямиком в Хлебодаровку (посёлок городского типа, недалеко от Волновахи), где и закончил 10-тый класс, минуя девятый. После чего - в Донецкий индустриальный институт (ДИИ), на горный факультет. Чувствую, меня могут спросить, - «а почему опять-таки на горный?». Всё та же привилегия – сравнительно с остальными факультетами, - самая высокая стипендия. И всё же мне её хватало лишь на еду, за всё время учёбы даже с девушкой, - тогда это модно было, - ни разу не ходил в кино! В остальном, - почти всю дорогу, - в одних лишь штанишках и рубашке: сохранилась фотография тех лет, снимал однокурсник Юраков. И ещё один немаловажный штрих. У меня был чистый и красивый голос, ближе к лирическому баритону, особенно нравились мне итальянские песни. Даже один из друзей по институту, - как раз из тех, которые особенно близки были мне по мысли (забыл, как звали его), - лично договорился с руководителем тогдашнего Донецкого Ансамбля песни и танца о встрече. Помню, в один из летних дней пришли  к нему, excellence сразу же за рояль, - «ну-с, какую песню споём?». Я исполнил ему  свою любимую итальянскую песню, вот эту:               
               O Sole Mio.               
 Che bella cosa e' na jurnata 'e sole,
n’aria serena doppo na tempesta!
Pe' ll’aria fresca pare gi; na festa
Che bella cosa e' na jurnata 'e sole
Ma n’atu sole,
cchi; bello, oje ne'
'O sole mio
sta 'nfronte a te!
     …………….
   Нет, итальянского языка, разумеется, я не знал, просто, запоминал слова, и нотную их огласовку знаменитыми певцами итальянской школы. Настолько памятно, что эту песню я и сейчас могу повторить слово в слово. В общем, наш визит, в конечном счёте, завершился тем, что Мэтр безоговорочно вклинил меня в свой Hot Spare! Однако, от этого, в общем-то, достаточно приятного жеста, я наотрез отказался, поскольку лично для меня высшей целью было развить свои извилины елико возможно! Учился легко и с интересом, во всех ситуациях меня всегда выручал юмор. От примеров, пожалуй, воздержусь, потому что это выйдет за рамки темы, а вот насчёт «нежностей сердечных» - пожалуйста! Денег, как видите, не было, зато, - слава тебе Господи, - любовь всё же была! Картина, - я вам скажу, - маслом! Представьте, летом, - после третьего курса, - в родном селе встречается мне Людмила Ерыш, - старшая дочь директора школы Ерыша Алексея Константиновича.
- Ты знаешь, Костик, - Людмила ударила в ладошки, - после окончания института в Донецке, к нам в село направили молоденькую, умную и симпатичную, учительницу по русскому языку и литературе, Раису Константиновну Ольхову, она сейчас у нас, пока не подыщет себе постоянное жильё, - познакомить?
- Сразу же, в один момент, …… «умная и симпатичная» …… надо же!
  Обещаю расписать очень коротко, потому что, - как пела Алла Борисовна, - «о любви не говори, о ней всё сказано». Всё свежо в памяти, словно, день вчерашний. При встрече, vis-;-vis, так сказать, выяснилось, что её малая родина - это село Новозлатополь, Запорожской области, что родилась в дико бедной, еврейской, семье, - о чём узнал позже, - и что она с такой же сумасшедшей, как и у меня, тягой к образованию. В остальном (Людмила права!) наша учительница была чистейшей прелестью, чистейший образец: умная, симпатичная, небольшого росточка, стройненькая, личико беленькое, волосы чёрные…… Я влюбился, встречались в вечерние часы, помню никогда так долго солнце не заходило в закат, как в те дни, пел ей песенки, всячески рисовался, чтобы добиться взаимности, страсти кипели. Через время, после окончания института, мы соединили свои судьбы. И жизнь пошла круто вверх! В Шахтёрске, на вновь выстроенном седьмом Микрорайоне, на втором этаже,  была у нас благоустроенная, четырёхкомнатная, квартира, нам удалось за свои сбережения купить самую престижную в те годы лёгковой автомобиль  марки Волга М-24. В Советском Союзе на то время не производилось других легковых авто таких внушительных размеров, так что «двадцать четвёртка» была вне конкуренции. Есть ещё один зацеп. Раечка знала, что русскую литературу я любил ещё со школьной скамьи. Поэтому частенько, обычно на праздничных застольях, она просила меня с чувством декламировать, что-либо из произведений Александра Пушкина. Помню, всегда с удовольствием, артистично, читал его стихотворение «Воспоминание» (1828 год). Могу и сейчас без запинки воспроизвести точь-в-точь. Обратите внимание на то, что в этих строчках каждое слово имеет свой смысл, и свою нотку. Ну, что говорить-то, -Талантище!!! 
Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень,
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток:
И, с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу, и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,-
Но строк печальных не смываю.

         (Right  and talented!)

   Детей у нас было двое, - первым родился мальчик, которого мы назвали Вовой, как и обещал своему  новоиспеченному другу на шахте – Владимиру Шолуху, через пять лет родилась девочка, мамочка назвала её Ларисой, в честь главной героини остросюжетной пьесы Александра Николаевича Островского (1823-1886)  «Бесприданница». Дальше, пару слов об «эстафете ценностей» (моя мысль). Давненько думалось мне, что вот это наше обоюдное стремление образоваться,- как написано у Толстого (помните?), - видать, передалось по линии ДНК. И надо же, вчера, то есть  20.12.2020, в Интернете, я нашёл, что исследователи из Университета Эмори в Атланте (США) передачу наследственной информации через ДНК считают вполне возможной. Что ж, - all right, как говорится!
  Мore step, дети вполне нормально окончили десятилетку в Шахтёрске, Лариса – с золотой медалью, после чего:
       Вова учился в Горлове, где был размещён филиал Донецкого политехнического института, факультет автомобили и автомобильное хозяйство, окончил в 1981 году, получив специальность инженер-механик.

       Лариса в 1984 окончила с красным дипломом Ленинградский (ныне Петербургский) технологический институт, став инженером-технологом микробиологических производств.
   Casus Vivendi …..  в 1998 году из-за тяжелой болезни скончалась  Раечка, и вся жизнь моя пошла абсолютно по другому руслу. Через два года, то есть в 2000-ном году, Лариса с мужем Олегом и с 13-летним сыночком Костиком, решили перебраться в Израиль. Сама идея мне была столь любопытна, что я тож решил рвануть в те края вместе с ними, оставив всё нажитое на попечение сыну Вове. Чуть позже к нашему берегу причалил и второй внук Антон (сыночек Вовы). Вот теперь откроем скобки. Именно те перемены в развитии интеллекта, которые произошли с моими внуками уже здесь, на Обетованной земле, как раз и есть тот самый  «Квантовый скачок»: таким термином физики определяют скачкообразный переход из одного состояния в другое.  Теперь, дадим слово внукам, пусть каждый сам расскажет о себе, как можно подробнее, и со своим оборотом речи. Начнём с Костика:   
    - В Технион поступил в Октябре 2010, ровно 10 лет назад. Сначала на первую степень по Физике, а затем продолжил на вторую в 2013. В 2014 начал писать диссертацию на докторскую степень, защитил летом 2020. Университет Технион - это очень хорошее и престижное учебное заведение. Тем, кто хочет профессионально продвинуться по жизни, Технион предоставляет такую возможность. Есть много профессоров мирового класса, у которых многому можно научиться.
2. Как начал вторую степень, так и сразу стали возводить новую лабораторию. Много пришлось самому планировать и строить. Примерно 4 года ушло, чтобы выстроить то,  где сегодня ведем эксперименты и исследования. Лаборатория занимается исследованием фундаментальной квантовой физикой с помощью охлажденного газа калия до температуры почти до абсолютного ноля. Выходит, что я там 7 лет пробыл, сначала всё выстроил, а потом занимался исследованиями.
3. Защита докторской была в августе 2020, тема защиты: «И следование холодного газа Ферми с помощью спектроскопии  Рамана и радиоволн».
                Back step.
     Задолго, живо ощущая предстоящее событие по защите докторской степени, я отправил Костику, по его электронному адресу, вот это деликатное, короткое, письмецо:
                Предвкушение. 
    Костик, внук мой дорогой, впредь, где бы ни приходилось тебе выступать в режиме объективного времени, то ли на презентациях, то ли в научных форумах, или по защите докторской степени в Элите блестящих физиков, - знай и, пожалуйста, запомни, что виртуально я всегда буду рядышком со своей юной мечтой. Да по-иному никак, потому что  в мыслях моих правит  бал одно, очень даже  судьбоносное обстоятельство. Весь вопрос в том, что по рождению я, безусловно, - чистокровный грек, однако сегодня, то-бишь, 6 октября  2019 года, могу сказать, что именно с момента появления на свет божий, очевидно,  ДНК, прощально махнула мне своими спиралями, - "adieu, mon cher, adieu». Из-за чего, в итоге, по языку я стал, в абсолютном смысле, - русским, по любви – евреем, а по духу так и остался христианином. Стало быть, в своих  «блестящих» 90-тых, что  нетрудно заметить, я вполне транснациональный.
                Слово берёт Антошка.
     В Израиль приехал в 2002 году, по программе НААЛЕ, - израильская государственная программа обучения школьников из стран СНГ в Израиле, возраст 14-16 лет, -  гражданство получил в 2005 году, и сходу - в училище «Кинерет», специальность, - младший инженер электронных систем. После чего - служил в армии, в ПВО, ремонтировал и обслуживал радар и пусковые установки на границе с Ливаном (боевые войска), а когда были стычки с неприятием, то переместился  на Юг в целях его обороны. После армии - записался в Открытый университет Израиля, заочно изучал бакалавр точных наук, - статистика, физика, математика, информатика. Бывал и в Технионе, - на очное обучение, - но учёбу пришлось бросить из-за отсутствия денег. Затем, пришлось искать работу, дабы вернуться назад в открытый университет на заочное обучение. После, - был заместителем начальника производства на одном маленьком заводе, где проработал два года. На сегодняшний день я уже продвинулся на 3 уровня. Теперь я занимаюсь разработкой программы для "производства в больших объёмах", то есть делаем характеризацию новых процессоров,  нового силикона, новых типов транзисторов,  точнее сказать, - «Post silicon validation», что трудно перевести, потому что, в частности, в  России лишь недавно начали заново производить интегральные микросхемы и процессоры. Итак, мои планы на ближайшее будущее, - жениться, дети, новое жильё и магистратура.

                Step forward.
    Давеча по телефону Антошка сказал мне, что фамилию нашу он постарается сберечь во все дни свои! Больше того, как видите, обещает, что дети будут. Тогда, вдруг, представьте себе, родится мальчик, и назовут его Константином! В таком разе, считай, что нынешний дед Хачхарджи Константин Антонович, - родился заново! Thank you very much!               

                Nota bene.
  По состоянию на конец декабря 2020 года на сервере Проза.ру обнародовано 157 моих произведений по различным темам Бытия, число читателей 36500. Есть ещё масса файлов (от английского слова File — цепочка), но здесь приведу лишь два из них (F1.  и F2.), имеющих, как мне думается, прямое отношение к теме. Итак, по порядку:
                F1. История Дня.
     Дорогие внуки, Антошка и Костя! Решил написать только вам, так как другие знаково не поймут. Пару слов о  Дне Победы. Время неумолимо, из-за чего сегодня, - за давностью лет, - мало кто знает, что было на самом деле.  Между тем, историческая значимость Победы советского народа над вооружёнными силами Адольфа Гитлера столь значима, что её можно прямо связать с учреждением государства Израиль, иначе вся нынешняя территория так осталась бы под английским мандатом: не по душе мне сие понятие, думаю, что оно исходит от столь знакомого нам русского слова «манда».  Что касаемо немцев, так  дюже хорошо помню, когда они, прямо-таки, влетели в наше село Бугас, как лихие завоеватели. Чтобы нарисовать картину целиком, начну с того, что мой дед  Константин Ефимович,  был участником первой мировой войны, случайно попал в плен, и три года провёл в Австрии, хорошо знал немецкий язык:  ну, не так, чтобы очень, а на бытовом уровне. Так вот, когда немцы накрыли стол, и стали пировать, как победители, дед зашёл к ним, чтобы сказать, что, дескать, напрасно веселятся, потому что русских они никогда не прижмут. За что фрицы его чуть, было, не расстреляли. Потом отец мой, ваш прадед, погиб на войне, и вместе с ним классные наши сельские хлопцы, которые были старше меня года на 3-4.   Можете теперь представить, как ликовали греки-хуторяне, когда узнали, что немца одолели, и что пришёл конец безумной, - точнее сказать, - беспощадной, Войне. В 1945-ом году, 9 мая, мне было 15 лет, уже мог сообразить, что хорошо и что плохо, поэтому для меня День Победы, - это, как день рождения свободного Человека, потому что именно после Победы стало возможным мечтать о будущем.  Всё сказанное, - абсолютно, но куда с большим акцентом, - относится к бабушкам Раисе Константиновне (Рахель), а нынче  к Рите Моисеевне, - чистокровным еврейкам, - которые, точно, погибли бы, если победа была бы на стороне немцев. Думаю, достаточно сказано в том смысле, чтобы вы, внуки наши, знали, что для нас 9 мая, как день рождения. Так что, друзья мои, празднуем вместе. Итак, за Победу на всех фронтах!
                F2. Речь Юбиляра. 
   Итак, дорогие мои, сегодня, - 03.01.2020 года, - мы снова вместе, чтобы в кругу близких мне по духу и крови потомков отпраздновать, на сей раз, мой Юбилей – мне ровно 90 лет! Присутствующих прошу, однако, не зацикливаться на этой Цифре, - пусть всё идёт своим чередом, яко по предписанию Творца. Живём пока что, можно сказать, припеваючи. И всё потому, что у меня такая замечательная дочь Лариса, любимый зять Олег, да ещё Костик - внук мой превосходный, которые, кстати, и уговорили меня наконец-то оставить своё насиженное, и заваленное углём, место, дабы в 2000 году рвануть гуртом в Эрец-Исраэль. Это - самая лучшая Идея за всю мою, - как теперь можно сказать, - долгую жизнь.  Кстати, мне несказанно повезло встретить здесь, уже на Обетованной земле, столь замечательную по всему спектру качеств, милую Риту Моисеевну, думаю, что это рука самого Господа Бога!   Милые мои, искренне всех вас благодарю, прежде всего, за то, что сегодня я жив-здоров, надеюсь и дальше, во все дни свои, радоваться буду красотами бытия, видеть ваши улыбки, и приветствовать ваши успехи на ниве жизни. Голубая моя мечта ныне – это успеть увидеть правнуков, и знать, что вы все на Олимпе.
    А под занавес давайте вместе, дружно, споём замечательную песню «Эхо любви», сочинил её знаменитый поэт-шестидесятник Роберт Рождественский.  Впервые песенные строки прозвучали в 1974 году (музыка Евгения Птичкина) в фильме «Любовь земная». На ту пору мне было 44 года, - ах, как искренне любил, как верил я в себя!
            Эхо любви.
Покроется небо пылинками звезд,
И выгнутся ветки упруго…
Тебя я услышу за тысячу верст,
Мы – эхо,
Мы – эхо,
Мы – долгое эхо друг друга.

И мне до тебя, где бы ты ни была,
Дотронуться сердцем не трудно.
Опять нас любовь за собой позвала,
Мы – нежность,
Мы – нежность,
Мы – вечная нежность друг друга.

И даже в краю наползающей тьмы,
За гранью смертельного круга,
Я знаю, с тобой не расстанемся мы, -
Мы – память,
Мы – память,
Мы – звездная память друг друга.

      Spero et credo!

                Отзыв на произведение моих близких по крови.               
                Лариса (дочь).
    Наконец-то села и дочитала. Мощь... впечатляет и поражает, история в белых стихах для нас  и для будущих поколений, этот труд надо читать и перечитывать!

                Костик (внук).
   Очень растрогал своей статьей! Я-то и не представлял, как же это было тяжело пробиться в какую-либо учебу в те будни. А теперь понимаю насколько это ценимо тобою! Стиль твой, как обычно, чувствуется во всю: и интересно, и познавательно, да и с юмором, да и с глубоким проникновением. Твой рассказ о личной жизни, что за приключения у тебя были - это мои самые любимые статьи у тебя. Жду с нетерпением новых изданий!

                Антошка (внук).
    Уважаемый Дед, спасибо тебе большое за столь обширную статью. Очень трогательно! Понравилось, и хотелось бы ещё больше почитать про твою молодую жизнь, про юность,  больше подробностей - в студию!


Рецензии
Ах, Константин Антонович!
С каким удовольствием я прочитала ваши воспоминания, ваши трогательный рассказ о ЖИЗНИ непростой и в непростое время! Не передать словами моё восхищение!
Прекрасный классический русский язык! Не могу без цитат: лучше вас не скажешь!
"...моя стезя! Сегодня мне 90 лет с гаком, родился в греческой деревеньке Бугас, основанной в 1802 году эллинами из Аргина, ныне село Раздольное Донецкой области. В детстве говорил только на греческом, русский язык стал изучать лишь в 1937 году, когда пошёл в школу. К счастью, русский язык мне понравился с первого же урока, и по сей день он в моём сердце звучит. Жили в жуткой, послевоенной бедноте. Отец погиб в боях с фрицем в 1943 году, на иждивении Аннушки (моя мама) остались дедушка Коста, бабушка Катя и я..."
Константин Антонович! Ни за что не могу поверить, что вам 90!
Ваша жизнь - уже часть истории!
ВАши внуки и дети достойны вас! Присоединяюсь к пожеланию внука Антона: расскажите молодёжи про юность!
С прошедшими праздниками, с Днём Победы!
Восхищаюсь вами!

Элла Лякишева   11.05.2021 15:13     Заявить о нарушении