Дай посмотреть

       

   Перестройка, как давно это было…, но было то было, да прошло. В то время работы по нашей специальности было море. А наша специальность это геодезические съемки. Конечно это не основная наша специальность, мы работали на горном предприятии и наша основная специальность называлась маркшейдер.
   Но мы, на своем рабочем месте, запросто справлялись с проектированием и буровзрывными работами, а так же занимались строительством автомобильных и же-лезнодорожных магистралей, мостами, путепроводами, теплотрассами и газопроводами, а еще… так что какая то там геодезическая съемка, да еще в городской застроенной территории, это как два пальца… И работы эти мы называли халтурой.
   В тот период, всем вдруг понадобились планы, как отдельных районов города, так и близлежащих деревень, садовых и гаражных кооперативов, пустырей, свалок и т.д. А мы тут как тут.
   Через какое то время, все эти пустующие земли или огороды, засаженные частниками, в порядке продовольственной инициативы, начали делить. Скандалы, ругань, хозяева схватились за вилы, за лопаты, но… Сейчас, уже в ХХI веке, даже стыдно смотреть, на эти земельные участки, некогда послужившие яблоком раздора. Все брошено, заросло бурьяном, кустами и ни кому, ни чего уже не надо. 
   Но речь не об этом. За работу хорошо платили, честно, по смете, вовремя и самое главное, ни каких откатов, ни какого кидалова… (Мы и слов то таких в то время не знали).
   Работали в основном в выходные, но иногда при срочной работе и хорошем коэффициенте по смете, за срочность, успевали поработать и в рабочее время. 
   Руководство конечно знало о наших работах, но закрывало один глаз, слегка отворачивалось и даже мысли не допускало о том, что бы предлагать «отстегнуть» процент.
   Но пристраивали к нам на халтурные работы, своих детей и в выходные, иногда с удовольствием работали сами, в том числе и большие руководители. Детей своих, они толкали на работу с превеликим удовольствием, а вот сами дети, работать, ну ни как не хотели.
   Работа наша не сложная. Если молодой человек толковый, научить работать можно за пару дней. Основное шагай и шагай, весь день, с утра до вечера. Иногда останавливайся, через определенное количество метров, около угла забора, у столба, на перекрестке дорог, водопроводные люки и все другие городские изгибы ландшафта и сооружения. И к вечеру, если ноги еще ходят, промерять расстояние рулеткой между некоторыми точками.
   Но на халтуры, мы предпочитали ездить своим коллективом. Во первых, ни кому не чего объяснять не надо, во вторых наши люди, выносливы как волки и весь день на ногах, от зари до зари, не проблема. А потом еще камеральная обработка, расчеты, составление и вычерчивание планов, отчеты… но это уже другое дело.
   Когда приходишь в выходной рано утром и начинаешь работать, первые два-три часа, все идет хорошо. Но потом выходят местные жители, и начинается куча во-просов. А это отвлекает и темп работы снижается.
   Работа наша не сложная. Один человек стоит у прибора, второй ходит с полосатой геодезической рейкой. Заглядывая в окуляр теодолита, нужно взять три отчета. Первый расстояние по рейке. Второй, вертикальный угол или отчет по центральной нити, ну это для тех кто понимает и третий отчет горизонтальный угол.
   Затем нужно махнуть помощнику и пока тот переходит на новый пикет, успеть записать отчеты в журнал. А там, для каждого вида отчета, свои строго определенные графы.
   При спокойной работе, когда ни кто не отвлекает и конечно определенном навыке (теперь это называется высокий уровень квалификации) можно запомнить все три отчета. И потом их быстренько записать в журнал. Для тех кто не может запомнить все три отчета, а так же в тех случаях, когда кто то стоит рядом и тебя отвлекает, работа делается по другому.
   Сначала смотрим в окуляр, берем отчет по рейке, это расстояние. Машем помощнику рукой и он уходит на другой пикет. Записываешь отчет в журнал, затем быстро заглядываешь в другой окуляр, в котором два маленьких окошечка. Верхнее голубое, там отчет по вертикальному кругу, записываешь его. Затем смотришь в окуляр еще раз и записываешь отчет в нижнем маленьком окошке, он желтого цвета, это отчет по горизонтальному кругу.
   Вот так стоя у прибора, записываю отчеты, компания молодых ребят, окружила меня и с усмешками и подначками задают вопросы.
   - Что? Зачем? Почему? А посмотреть можно? Почему работаете в выходной? - поинтересовался один из молодых людей.
   - Халтура – отвечаю - знаешь что такое?
   - Нет - весело улыбаясь, сообщает он.
   - Это значит, все что заработаем - наше!
   - И много зарабатываете?
   - А вот посмотрю один раз в теодолит 20 копеек, второй раз посмотрю, еще 20 копеек, третий раз посмотрел еще 20 копеек. (в то время булка белого хлеба стоила 20 копеек. А 10 литров бензина 70 коп.)
    И видишь, вот каждый отчет, записываю в свою графу, но в одну строчку – показываю ему толстый полевой журнал, наполовину записанный – в одной строчке 60 копеек, на странице двадцать строк. А в журнале двести листов. Сколько я заработаю за день? – спрашиваю у парня. Тот, по прежнему улыбаясь, пытается сосчитать.
   - Сколько, сколько? – переспрашивают его товарищи. Повторяю им снова всю раскладку и говорю:
   - Ребята не мешайте, видите у нас время деньги. Компания отошла за мою спину, метров на пять, долго считали, спорили, что то говорили, потом один из молодых людей подошел и уже серьезным робким голосом сказал:
   - А возьмите нас к себе на работу…


Рецензии
все что заработаем - наше!

Григорий Аванесов   26.12.2020 21:05     Заявить о нарушении
Именно так. Сейчас за официально выполненную работу, исполнителю платят меньше 30%.
С Новогодней улыбкой...

Александр Копырин   01.01.2021 10:27   Заявить о нарушении