Миссия ученых. Быть свечой горящей...

В «Концепции миссионерской деятельности Русской  Православной Церкви» отмечается, что за последние 800 лет РПЦ никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из под ига безбожной идеологии . На первый план сегодня выдвигается задача внутренней миссии, возвращения в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь, многолетнего воздействия на сознание людей системы атеистического  воспитания оказались оторванными от веры отцов, от древних духовных традиций русского народа.

Одним из главных современных вызовов Церкви, которые необходимо  учитывать при организации миссионерской  деятельности является обожествление науки, играющей все возрастающую роль в жизни современного общества. В связи с развитием науки, появлением новых областей исследования, касающихся нравственности и сущностных основ жизни выдвигается миссионерская задача – противостояние подмене науки идеологией или оккультизмом. Духовные подмены несут в себе большую опасность и для тесно связанного с наукой образования, а также воспитания детей и юношества.
Атеистическое понимание  личности человека  как «совокупности общественных отношений», унаследованное от марксизма, во многом продолжает определять методологическую базу «научной» педагогики и психологии, оказывает прямое или скрытое воздействие на принимаемые доктрины образования и воспитания.

Сегодня происходит ревизия духовных и нравственных ценностей человечества, внедрение в массовое сознание людей идеи относительности человеческой морали («Все дозволено»), политическая легализация человеческих пороков. Надо сказать, что вслед за отказом от Бога приходит  отказ от самого человека, который рассматривается современными бездуховными интеллектуалами всего лишь как несовершенная биомашина,  на смену  которой должен прийти совершенный трансчеловек. Планы по созданию биороботов и искусственного мозга человека переходят из сферы фантастики в реальные проекты, в которых задействованы видные ученые всего мира. Подводится научная и юридическая база под  практику эвтаназии, возрождается «медицинский каннибализм» (препараты из убитых детей), в общественное сознание внедряются различные гендерные теории, призванные обосновать свободу выбора пола, аморальное девиантное поведение и пр.

В числе ответов Церкви на распространение неоязычества среди интеллигенции, на  обострившиеся вызовы со стороны современной бездуховной технологической цивилизации, которая, как пророчески замечал еще в 19 веке Ф.И. Достоевский, вся нацелена на то, чтобы «уютно устроиться на земле без Бога», выступает создание общественных организаций и братств, нацеленных на миссионерское служение в сфере науки, образования, культуры, медицины, армии, бизнеса, средств массовой информации и пр. В этом отношении весьма показательной является деятельность Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых» (далее МПОО ОПУ), представляющей собой заметное явление в современном миссионерском поле Русской Православной Церкви .

 Имея открытый общественный характер, организация православных ученых, вместе с тем, глубоко укоренена в церковной жизни: она создана на базе православного прихода, при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Отрадное Новоусманского района Воронежской области. Создание Объединения явилось органическим результатом развития внутренних духовных сил Церкви, непосредственной передачи благодатного огня православной проповеди и миссии через живоносную традицию глинского старчества. Во главе прихода Покровского храма и Объединения православных ученых  стоит протоиерей Геннадий (Заридзе), являющийся сотаинником и сомолитвенником многих прославленных святых старцев, учеником и духовным сыном постриженника Глинской пустыни схиархимандрита Макария (Болотова). По замечанию Архимандрит Иустин (Попович), причисленный Сербской Церковью к лику преподобных, писал в 1928 году: «Подвижники — это единственные миссионеры Православия; подвижничество — единственная миссионерская школа Православия. Православие — это подвиг и жизнь, поэтому и проповедуется оно только жизнью и подвигом. Воспламенить подвижничество личное и соборное — это должно быть внутренней миссией нашей церкви в нашем народе. Приходы нужно соделать центрами подвижничества, но это может учинять только пастырь-подвижник»[1].  В самом факте создания, развития и впечатляющих результатах миссионерской деятельности МПОО ОПУ мы зрим подтверждение крылатых слов  преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

В настоящее время МПОО «Объединение православных ученых» включает более 1000 членов, среди них:  лауреаты государственных премий (3), академики (25), доктора и кандидаты наук (соответственно: 292 и 394)),  ректоры различных вузов (26). Региональные отделения Объединения есть в 33 субъектах Российской Федерации; членами ОПУ являются православные ученые из 15 зарубежных стран (Болгарии, Греции, Сербии, Черногории, Польши, Германии, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Латвии, Словакии и др.).

Как подчеркивается в статье сопредседателя Объединения православных ученых доктора геолого-минералогических наук., профессора, зав. кафедрой экологической геологии Воронежского государственного университета И.И. Косиновой,  главным направлением  деятельности ОПУ является миссионерское направление – привнесение православных ценностей в российскую науку и образование [2]. За восемь лет существования  Объединения  в данном направлении сделано немало. Ведущим инструментом миссионерской деятельности МПОО ОПУ, прежде всего, выступают научные конференции и круглые столы. Через эту привычную для ученых форму общения и обмена мнениями осуществляется подлинное благовествование, апостольская проповедь христианства, исполняется повеление Единого Бога передать знание о Нем людям. При этом  атмосфера учебных заведений, учреждений культуры, организаций, на базе которых проводятся эти конференции, в стенах которых звучит Евангельская Весть из уст авторитетных ученых, делается «духопроводной», по   меткому определению члена ОПУ протоиерея Сергия Рыбакова .

Выработана целая система конференций, предполагающая самые гибкие формы проведения и участия, охватывающая наряду с учеными широкие слои учащейся молодежи, деятелей культуры, журналистов, блогеров, членов различных общественных организаций, военнослужащих, представителей администрации разного уровня. Стержнем, «стартовой площадкой» данной системы стали ежегодные  конференции «Православный ученый в современном мире», которые проводились с 2012 по 2016 год. Уже первая конференция, проведенная на базе Воронежского государственного университета (14-16 ноября 2012 года) содержала в свернутом виде все основные доминаты, которые определили миссию, профиль, структуру, состав формы и динамику проведения всех последующих форумов православных ученых .  Среди них– это полная открытость для диалога не только с учеными, твердо стоящими на православных позициях, но и с людьми невоцерковленными, только начавшими искать Путь, Истину и Жизнь, это установка на преодоление межгосударственных и межнациональных барьеров, на соборность Вселенского Православия (участие ученых из разных стран); это, наконец, создание подлинно семейной атмосферы для гостей, организация общения не только в официальных рамках аудитории, но и в формате включения гостей в жизнь прихода, участие в богослужениях, в проведении «вечерей любви» в здании только что отстроенного приюта для детей-сирот, духовные беседы с отцом Геннадием (при этом возникал своеобразный эффект «усыновления», вхождения в единую семью Адама). «Любите друг друга», - этот завет Христа в полной мере исполнялся и организаторами конференции – приходом Отрадненского храма Покрова Божьей Матери и Объединением Православных ученых,
Ни один доклад конференции не носил проходного характера, в выступлениях докладчиков не было даже и следа ангажированности, стремления «тянуть одеяло на себя», все они, взятые вместе, производили впечатление единства, соборности, симфонии и, одновременно, торжества ума человека. Данный высокий духовный и интеллектуальный уровень сохраняется и приумножается и в серии следующих конференций «Православный ученый в современном мире», находя свое отражение в  рекомендациях, обладающих значительным духовным потенциалом, объясняющей и мобилизующей силой,  получающих значительный резонанс как у нас в России, так и за рубежом.

От конференции к конференции увеличивается число регионов России и стран, принимавших участие в них, растет количество площадок проведения заседаний. Первая конференция проводилась на базе одного вуза – Воронежского государственного университета, то в проведении второй. Заседания секций второй конференции проводились уже в стенах четырех вузов г. Воронежа, в том числе – в Воронежской Духовной семинарии. Серьезным шагом к расширению пространственных рамок форума и  увеличению духовно-миссионерского потенциала конференции и Объединения православных ученых в целом  стала третья  конференция «Православный ученый в современном мире», которая проходила в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. ( г. Сергиев Посад.) в октябре 2014 года. Символичным было то, что данный православный форум был приурочен к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, миссионерская деятельность которого способствовала распространению и укоренению христианства на обширных территориях, выходящих за пределы Московской Руси, а также празднованию  200-летия пребывания Московской Духовной академии - центра и оплота русской православной Миссии.  Эта конференция стала началом тесного сотрудничества с Фондом сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», возглавляемым игуменом Киприаном (Ященко) и Высшими богословскими курсами при МДА, которые заканчивают ряд членов МПОО ОПУ. Получение богословского образования с этого времени становится еще одним важным перспективным  направлением миссионерской деятельности Объединения. Это касается не только православных ученых Воронежа отделения, но также и членов других региональных отделений ОПУ. Так, магистрами богословия стали Председатель Орловского регионального отделения доцент Орловского госуниверситета И.В. Щекотихина, а также член ОРО ОПУ, заместитель директора Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС, профессор В. А. Ливцов, который в настоящее время обучается на 3 курсе Белгородской Духовной семинарии с миссионерским уклоном.
В 2015 году полагается начало качественному изменению формата конференции «Православный ученый в современном мире» в пространственном и концептуально-организационном отношении: форум пересекает границы России и проводится в два этапа. Первый этап проводится на базе Высшей церковной академии г. Салоники (Греция) и посвящается проблеме «Ценности православного мира и современное общество»; ключевой идеей конференции становится тезис:  «Только православный мир и христианские ценности остаются для современного человека единственным гарантом его духовной и нравственной независимости». Участники конференции, представлявшие различные научные специальности, отмечали тревожные тенденции современности: нарастающую глобальную революцию в духовной сфере, направленную на изменение самой сущности человека, осознанное богоборчество и последовательную дехристианизацию. В первом этапе конференции приняли участие 130 человек из разных стран  (Россия, Греция, Белоруссия, Украина , Сербия,  Македония, Черногория.  Всего на конференции было заслушано 58 докладов. Второй этап IV Международной конференции «Православный ученый в современном мире» был проведен в городах Орле и Болхове 12-13 ноября 2015 года. Орловский форум православных ученых был посвящен 200-летию со дня рождения великого русского просветителя епископа Феофана Затворника (Вышенского). Инициатором  проведения конференции наряду с «Объединением православных ученых» выступила  Орловская митрополия. Активное участие в подготовке конференции приняли Департамент образования Орловской области и администрация Болховского района Орловской области.  Конференция была проведена на базе пяти орловских вузов, а также на базе Орловской областной библиотеки им. И.А. Бунина, Болховского районного дома культуры и Болховского краеведческого музея (всего – 8 площадок). К участию в конференции также были привлечены курсанты Академии ФСО России  и Орловского  юридического института МВД.

В конференции приняли участие деятели науки,  культуры и просвещенья, государственные и общественные деятели из 26 городов России, Белоруссии, Германии, Казахстана, Луганской Народной Республики, Польши, Сербии, Украины (всего – более 150 иногородних участников).

В рамках конференции был проведен также литературно-музыкальный фестиваль «Святость и свет орловской земли», посвященной 175-летию со дня рождения выдающегося русского поэта, уроженца Орловщины (г.Болхов) Алексея Николаевича Апухтина (1840 – 1893), в творчестве которого играют значительную роль христианские мотивы. На фестивале выступили хоры храмов Орла, детской музыкальной школы, певцы, музыканты, поэты из Орла, Болхова, Воронежа, Курска, Берлина.  В общей сложности на пленарном заседании конференции, на заседаниях восьми круглых столов, на концертах фестиваля присутствовало более 1200 человек.
 Основная идея орловского форума получила отражение в его названии: «Православные традиции русского народа как духовно-нравственная основа отечественного образования и воспитания». Целью конференции явилась православная миссия в культуре и образовании, обеспечение научно-методических и организационных предпосылок для создания и внедрения в педагогическую практику единой системы работы по духовно-нравственному образованию и воспитанию, опирающуюся на нравственный закон, на Благую Весть о Пути, Истине и Жизни - с тем, чтобы каждый аспект воспитания и образования рассматривался не изолированно как нечто самодовлеющее, но с позиции единого центростремительного начала – вечных духовных ценностей, был пронизан спасительным светом христианского учения. Данный концептуальный подход получил отражение в программе работы семи круглых столов, посвященных различным аспектам миссионерской работы, нацеленной на осознание базовой роли Церкви в духовной жизни общества и государства, на принятие нравственного закона, отраженного в Священном Писании в качестве основы воспитания и образования детей и юношества. в вузах, школе, воспитания студентов.
Развитие концептуальных аспектов миссионерской деятельности ОПУ в двух этапах конференции 2015 года стало основой для выработки масштабной стратегии проведения  конференций со сложной и многопрофильной  организационной структурой. Уникальным в миссионерском, научном и организационном отношении проектом стало проведение в 2016 году V Международной научно-практической (межстрановой каскадной) конференции «Православный ученый в современном мире». В данной конференции приняло участие более тридцати субъектов образовательной и социально-культурной деятельности из различных городов России (Воронеж, Москва, Санкт-Петербург, Коломна, Дубна, Тамбов, Орел и др.), Польши (Краков, Белосток, Супрасль), Германии (Ганновер), Белоруссии (Минск)), Кыргызстан (Кызыл- Кий), Украины (Харьков).

 В 2017 году проводится Первый Международный Конгресс православных ученых. В качестве основных площадок его проведения выступают Государственные университеты Болгарии и Сербии (Великое Тырново, Белград), Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Воронежский аграрный университет имени Петра I,  а также Севастопольский государственный университет. Доминантными точками заседаний конференций, во многом определяющими их высокую цель, миссию и смысл становились выступления Председателя МПОО ОПУ протоиерея Геннадия Заридзе. Так, подводя итоги Конгресса на заключительном заседании в г.Севастополе, отец Геннадий провидчески формулирует главную проблему, современного мира, заключающую в себе исток его настоящих и будущих бед. Это – «языческое расчеловечивание человечества». Погребенные в древности идолы восстали и угрожают душам людей.   Нацеленность современного общества на воспитание человека-потребителя, лишенного духовно-нравственных ориентиров, стремление потонуть в стихии материального, оземленить дух; разрушение традиционной морали, возведение новой вавилонской башни технологической цивилизации является  вызовом Создателю и грозит человечеству невиданными доселе глобальными катастрофами. Жизнь нуждается в наличии идеала, который несет в себе Благовестие Иисуса Христа. «Любите друг друга» - вот основа педагогики.

 Мы должны стремиться к восстановлению высоких ориентиров образования, которое традиционно было нацелено на то, чтобы способствовать формированию человека по образу Бога, привить ему духовно-нравственные, творческие качества, умение мыслить и рассуждать, руководствоваться в своей деятельности, мыслях, желаниях, поступках Нравственным Законом, Идеалом Совершенства, явленным нам Спасителем, Господом нашим Иисусом Христом.  В осуществлении этой жизненно важной для человечества задачи состоит мировая миссия Объединения православных ученых.
Данная высокая идея и сверхзадача во многом определила пафос и духовный смысл II Международного Конгресса православных ученых, который был проведен на базе ряда вузов России, Сербии, Польши, Белоруссии в 2019 году.
«Господь не просто сотворил этот мир и предоставил ему возможность развиваться самостоятельно по Им же сотворенным законам. Он непрестанно поддерживает этот мир, обеспечивает его существование, хранит его «в руце Своей» [3],  – подчеркивает в своей статье «Православие как единственная мировоззренческая основа современной науки и человечества» воронежский ученый И.Н. Астрединов, заключающий свой доклад проникнутыми светом Христа словами: «Главное для нас – это творить любовь».

Конференции и конгрессы православных ученых являются центральным, ядерным элементом системы различных научных мероприятий, нацеленных на осуществление христианской миссии в среде ученых, в учреждениях образования и культуры. Среди них  надо назвать молодежные форумы «Нравственные императивы в праве, образовании и культуре» на площадках ведущих ВУЗов России,  Созданы также постоянно действующие молодежные конференции – «Православие и наука в 21 веке» (на базе Воронежского государственного медицинского университета), «Духовно-нравственное воспитание: история и современность» (на базе Липецкого государственного педагогического университета) и др.  Ответом на суровые вызовы времени, необходимостью учитывать современные глобальные условия, ограничивающие возможности непосредственного контактного общения стало проведение весной и летом 2020 года трех международных научно-практических онлайн-конференций, посвященных духовно-нравственным проблемам науки, образования, культуры.
Отметим особую роль в осуществлении христианской миссии среди ученых и учащейся молодежи Луганского Духовно-просветительского центра имени святого преподобного Нестора Летописца ,  младшего  партнера и, в определенной степени, «детища» «Объединения православных ученых.  Трудами ученых Несторовского центра было организовано и проведено пять конференций, посвященных проблемам благовествования  в педагогической среде. Серьезным вкладом в христианизацию вузовской педагогики являются коллективные монографии луганских православных ученых, посвященные проблемам духовно-нравственного воспитания. Программное значение в этом плане имеет статья философа и политолога В.Ю. Даренского «Восстановление христианского «образа человека» как стратегическая задача  высшего образования», где формулируется тезис, имеющий фундаментальное значение для современного образования: «Высшая задача образования состоит в том, чтобы дать человеку фундамент в виде знаний и нравственных ориентиров для свободного открытия образа Христа в своем реальном жизненном опыте»[4, с.178]. Переживание и осознание разумно-жизненной необходимости осуществления христианской миссии в вузе отличается у луганских педагогов особой ясностью и остротой. Они гораздо раньше, чем их коллеги в высших учебных заведениях России  оказались на передовой,  почувствовали на своем экзистенциальном опыте тот последний край , у которого оказался мир без Христа, реальность духовной гибели. Спаситель нужен тем, кто осознал себя погибающим…

Важнейшую роль в осуществлении миссии христианского просвещения играет журнал «Вестник православных ученых» (Международный научный вестник». Состав и содержание номеров журнала, при всем их тематическом разнообразии и предметной многоаспектностью подчинено главной задаче: помочь каждому  ученому найти Путь, Истину и Жизнь, создать условия для раскрытия дара благовествования у всех членов МПОО ОПУ.

 Обращение к молодежи с Евангельским посланием и церковная работа с молодежью  рассматривается сегодня русскими православными иерархами  как первоочередная задача Церкви [6].  Объединение православных ученых за годы своего существования выработало многообразные и гибкие методы христианского просвещения молодежи. Большая часть членов организации является сотрудниками высших учебных заведений РФ, что дает возможность прямой миссии среди молодых людей, студенчества. Объединением разрабатываются различные формы миссии с учетом направлений подготовки студентов, их возраста, образования, места проживания. Организация серии Международных молодежных Форумов позволила расширить молодежный отдел МПОО ОПУ студентами и молодыми учеными из Эквадора, Мозамбика, Латвии, Сербии, Польши, Болгарии, Украины, Белоруссии. Одним из действенных приемов активизации интереса юношества к Церкви, к  христианским подвижникам, светильникам веры стали олимпиады, посвященные Царственным мученикам, новомученикам и исповедникам российским, истории православных святынь. Целевая аудитория олимпиад –  студенты, магистранты и аспирантов светских и духовных ВУЗов в возрасте от 18 до 28 лет из разных городов России [7].

 Традиционным эффективным средством  православной миссии среди молодежи являются паломнические поездки, организуемые региональными отделениями МПОО ОПУ. Так, в течение ряда лет Орловским филиалом Объединения православных ученых осуществлялась организация паломнических поездок студентов различных вузов к святым местам Орловского края и Центральной России (Коренная пустынь; Вознесенская Давидова пустынь; монастырь Св. блаженной Ксении Петербургской в с. Долбенкино; святыни г. Болхова; новгородские святыни, и др.). Этих поездки оказывали преображающее влияние на мировидение многих студентов. Так, студентка 3 курса факультета ДиПО ОГУ Лилия Свинакова, передавая свои впечатления о паломничестве в Вознесенскую Давидову пустынь в  январе 2015 года, пишет  : «Посещение таких мест производит неизгладимое впечатление. Уходя из монастыря, я почувствовала изменения в своем мышлении и мировосприятии, а также желание  вернуться туда еще раз».

Духовный заряд,  получаемый во время паломнических поездок, православных конференций, обучения православному богословию, оказывается источником благодатных идей, стимулом для осуществления научных проектов нравственной воспитательной направленности. В частности, сотрудниками  НОЦ «Теоретическая и прикладная социология» Орловского госуниверситета-УНПК, по благословению проректора  Высших богословских курсов при Московской духовной академии игумена Киприана (Ященко), было проведено социологическое исследование, отражающее восприятие шестисерийного фильма о Паисии Святогорце различными категориями зрителей (в том числе студентами вузов г.Орла).  Сам процесс знакомства с глубоким фильмом, продуманная система вопросов анкеты побуждает студентов к самоанализу, к преображающей духовной работе. Приведем высказывания участников проекта.

Студентка архитектурно-строительного института Госуниверситета-УНПК Софья Селиванова: «Я полагаю, что в абсолютно каждом человеке есть потенциал для того, чтобы реализовать себя не только с точки зрения успешности личности, но и как человека духовного, живущего по совести, соответственно морали. Просто одни до тех пор неистово грешат против совести, пока не пройдут все круги ада и не осквернят себя до предела, чтобы в конце со вздохом облегчения осознать заблуждение и пережить минуту душевного преображения, другие со своей совестью в полном согласии, но таких мало, этих святых счастливцев…»[8]
Студентка естественно-научного и гуманитарного факультета Госуниверситета-УНПК Екатерина Баландина:  «Благодаря этому фильму я многое осмыслила и прочувствовала по-другому, поняла, где была не права и как действовать далее, еще больше прониклась православной верой. Они смогли объяснить словами то, что я делала автоматически, не задумываясь. Например, о том, молиться надо с сокрушением души своей, принимая боль других на себя, виня себя в том, что с ними происходит что-то нехорошее. Этот фильм имеет колоссальное значение для людей, ведь он способен вселить надежду и заставить задуматься о жизни собственной, о своем отношении к вере…Такие фильмы необходимы нам для того, чтобы на миг остановится и подумать о душе» [8].

Объединение православных ученых инициирует  создание молодежных духовно-просветительских центров, а также активно сотрудничает в этом плане с  епарахиальными управлениями в ряде регионов России. Одним из первых был создан православный образовательный центр на филологическом факультете ВГУ [9], соответствующие центры созданы в Липецке, Белгороде, Тамбове, Курске, Орле, Косомольске-на-Амуре и других городах. Особый интерес в отношении организации миссионерской деятельности представляет культурно-просветительский центр им. Свт. Иоанна Шанхайского в Казани, нацеленный на работу с разноязычной молодежью из многих стран. Во главу угла здесь поставлена миссия диалога, которая осуществляется через личное свидетельство о вере каждого христианина в повседневной жизни в атмосфере миссионерской приветливости, открытости, социальной отзывчивости [10]. Представляют интерес также креативные инновационные разработки в области форм и методов миссионерской деятельности в разновозрастной и сложной по своему составу и во многом технократически ориентированной молодежной среде [11, 12].

Признавая важность и необходимость использования всех возможных средств и ресурсов для осуществления православной миссии в среде науки, образования, культуры, мы, все-таки, должны в первую очередь помнить о том, что основой успешности дела благовествования является воздействие личности миссионеров: свет, зажженный в сердце Христом невозможно срыть; он притягивает окружающих, побуждая искать  Источник этого света, стремиться  к Нему как к Цели и Смыслу жизни. «Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть» (Мф. 5:15). Пример таких светильников являют нам наши коллеги, члены Объединения православных ученых с первых дней его образования: профессор Липецкого государственного педагогического университета, доктор педагогических наук Зинаида Ивановна Видякова (+2015),, а также, поэт и музыкант, лауреат и победитель ряда региональных и всероссийских православных фестивалей и конкурсов авторской песни Михаил Анатольевич Яковлев (+2018).
Зинаида Ивановна и Михаил Анатольевич относились к разным поколениям, отличались друг от друга темпераментом, способом самовыражения и общения с людьми, трудились в разных сферах профессиональной  деятельности, но их сближало ясное видение цели и смысла нашей жизни, ясное видение и ощущение реальности Христа и Его дела в мире.   

Докторская диссертация З.И. Видяковой была посвящена теме: «Становление и развитие русской школы с древнейших времен до 1917 г.» (2001). Заслугой профессора Видяковой является раскрытие духовных основ, православных традиций русской педагогики, христианских основ отечественной школы. В этом отношении ее работы перекликаются с трудами доктора педагогических наук, доктора богословия Н.В. Маслова, инициатора всероссийского движения православных педагогов, президента историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского. З.И. Видякова была активной участницей Международного форума» «Глинских чтений», благодаря которому педагогические идеи и методы глинских старцев получают широкое распространение в отечественных школах и вузах. В 2002 году З.И. Видякова выступила организатором и руководителем Липецкого регионального отделения данного общества. Своим примером духовного служения профессор Видякова привела к православной вере не одного своего ученика. С 2012 г. Зинаида Васильевна становится активной участницей миссионерской деятельности Объединения Православных ученых.

  Сформировавшись как специалист в рамках школы советской педагогики, З.П. Видякова сумела выйти на новый уровень духовного видения, При этом она, как никто другой, глубоко понимала истоки кризиса отечественной системы образования, лишенного в течение многих десятилетий опор духовности, отличалась исключительно реалистическим видением той ситуации, с которой сталкивается миссионер в школе и вузе. Она указывала, что мы должны помочь человеку сохранить в себе образ Божий: понадобится немало времени, чтобы дорасти до подобного понимания человека, воспитать доверие людей друг к другу. «Мы, — говорила З.В. Видякова, — благодарны сегодня Церкви, что Она вразумляет нас, наставляет нас. Но и мы должны на своем поприще тоже очень много работать». Помимо каждодневного исповедания христианства через профессию, через преподавание и науку, она вела занятия по основам православной культуры в школе № 14 г. Липецка и реабилитационном центре Липецкого наркологического диспансера, принимала участие в  конференциях ОПУ, в паломнических поездках, организуемых и проводимых Объединением.

 Вспоминается разговор с З.В. Видяковой в Кане Галилейской во время нашей паломнической поездки по Святой Земле в феврале 2014 года. День подходил к концу, спускались сумерки, Зинаида Ивановна стояла в стороне от остальных коллег, увлеченных экзотикой и уникальностью святого места, стремившихся все получше рассмотреть, узнать, запомнить. Поразил ее отрешенный вид. Я подошел к ней.  Перед нами открывался вид на круто спускающуюся улочку, стиснутую стенами древних каменных строений. Глядя вниз, тихо, как будто прислушиваясь к происходящему в себе, Зинаида Ивановна стала рассказывать  о том, чем  живет последнее время, о том, что  стала отказываться от многих занятий, встреч, контактов, которые еще вчера увлекали, наполняли жизнь, казались важными. Вспоминая этот голос, этот сосредоточенный взгляд, сегодня понимаю, что она тогда видела то, что не дано было видеть нам, слышала то, что мы не могли слышать: «камо идеши, Чадо? / Чесо ради скорое течение совершаеши? / Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, / и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши ? / Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе?». Так звучат слова православного песнопения «Плач Пресвятой Богородицы при Кресте". В них -  сокровенный смысл того, что произошло в Кане: начало служения Иисуса смыкается с его концом, вино Каны имеет прямую связь с вином Тайной Вечери и с Чашей страданий Христа на Кресте. «Свершилось», - произнес Спаситель, заканчивая свою земную жизнь. Не эти ли слова слышала тогда Зинаида Ивановна?

Миссионерское служение Михаила Анатольевича Яковлева носило умно-сердечный характер. Евангельские истины, глубокие и тайные богословские смыслы  воплощались в проникнутые любовью к Спасителю и людям слова, помогая не только понять, но и ощутить присутствие Бога в мире, свет и тепло, идущие от Него. Участвуя во многих конференциях, проводимых под эгидой МПОО ОПУ (Москва, Воронеж, Белгород, Орёл, Супрасль (Польша), Жировицы (Беларусь), Коломна, Егорьевск и др.), поэт и бард говорил о Христе языком образов, обращаясь к разуму, к сердцу, к воле слушателей. «Я – ступенька, посредством которой приходит Господь!» - смиренно повторял он.
Порою в своих стихах он достигает провидческого уровня, погружая нас в Евангельскую Реальность, заставляя жить и страдать с Христом. Потрясает в этом отношении его стихотворение «Что ты, девочка моя плачешь?». Приведем его текст полностью.

Что ты, девочка моя, плачешь?
Ну, подумаешь – цветок сорван!
Сколько будет их ещё! – значит,
не ко времени кричит ворон…

Неужели роз других мало,
чтоб безумно горевать об этих?
Но, от бега лепестков алых,
в одночасье стал цветным ветер…

И запел, завыл во весь голос,
про победу, про Завет Новый,
про трёхкрестие Голгофы,
небо рвущее, венцом терновым…

Что ты, девочка моя, плачешь,
приобщённая, к святым тайнам?
Ну откуда ты про всё знаешь?
Что тебе ещё сказал Ангел?

Этот плач –  плач тех, кто стоял у Креста. Это наш плач. Да, мы знаем: будет Воскресенье. Будет Светлая Радость. Но стоя у креста не можем не плакать. Господь распят за наши грехи... Он искупает нас страшною ценою... Стихотворение удивительно по своей силе и конкретности. Лепестки роз здесь вызывают ассоциации с их шипами. Алый их цвет - с кровью Спасителя, пролитой за нас. Гармоничные по форме и звучанию крайние четверостишья обрамляют звучащий резким диссонансом третий стих. Неточная, немыслимая рифма ("голос" –  "Голгофы"), дикие, поражающие своей выходящей за все рамки экспрессией глагольные эпитеты ("запел, завыл") в сочетании с необыкновенно сильным образом: кресты, рвущие небо венцом терновым погружают нас на миг в ту атмосферу хаоса и ужаса, в которую погрузился мир в момент смерти своего Спасителя, вызывая в памяти евангельские слова: "И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись..."(Мф. 27:51).

В другом стихотворении Михаила Яковлева читаем:
«Я учусь говорить на Твоем языке
твердо веря, что буду услышан…
Я когда-то отправлюсь к Тебе налегке,
не заметив ни стен и ни крыши…»

Данные слова хорошо передают суть и смысл жизни Михаил Анатольевича Яковлева и его миссионерского служения. Он жил внешне ни в чем не отличаясь от нас: также, как и все мы, в поте лица добывал хлеб свой насущный, заботился о семье, разделял с нами радости и горести, но внутренне он жил «налегке», подобно нашему Учителю. «Лисицы имеют норы, и птицы небесные  гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лук. 9:58), –  в этих словах Иисуса Христа выражен не только щемящий мотив бесприютности, но и полная внутренняя Его свобода, неотягощенность ничем  земным…

Глинский старец схиархимандрит Иоанн Маслов обращался к духовным своим   чадам: "Будь свечой горящей, чтобы кто-нибудь смог погреться около нее!" При этот иногда тихо добавлял: "А свеча сгорает до тла. В этой заповеди старца – суть миссионерского служения, требующего от нас, членов Объединения православных ученых всецелой отдачи людям. Кто-то может сказать: это – не под силам человеку, это – настоящее иго. Но вспомним слова Иисуса Христа: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30). Сей дар Спасителя,  обретение покоя души – награда каждому, кто идет Его путем и помогает другим найти сей Путь.

Список использованной литературы
1. Иустин (Попович), преп. Внутренняя миссия нашей Церкви. — Христианская жизнь: 1928, № 9.
2. Косинова И.И.  Объединение православных ученых как инструмент духовно-нравственной перезагрузки современного общества (к 5-летию Объединения православных ученых // Международный научный вестник (Вестник объединения православных ученых), 2017, № 2. 
3. Астрединов И.Н. Православие как единственная мировоззренческая основа современной науки и человечества.// Второй международный Конгресс православных ученых. Христианство и вызовы современного общества. 29 мая – 4 июня 2019 г., Ниш, Сербия; Супрасль, Польша; Полоцк, Белоруссия – Воронеж: ИСТОКИ, 2019.
4. Духовно-нравственное воспитание в высшей школе: коллективная монография/ Духовно-просветительский центр имени святого преподобного Нестора Летописца при ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко». – Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2016.
5. Булах И. П., Вьюненко Л. В. Кино как инструмент формирования православного мировоззрения // Первый международный Конгресс православных ученых. Евангельские ценности и будущее православного мира. «Православие и наука» 23-28 октября 2017 г., Белград, Сербия. – Воронеж: ИСТОКИ, 2017.
6. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ; 2 декабря 2017 года). [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5076149.html.
7. Фирстова Е.В Опыт активизации интереса молодёжи к православным ценностям и жизненному подвигу святых // Второй международный Конгресс православных ученых. Христианство и вызовы современного общества. 29 мая – 4 июня 2019 г., Ниш, Сербия; Супрасль, Польша; Полоцк, Белоруссия – Воронеж: ИСТОКИ, 2019.
8. Бобылев Б.Г. Нравственный закон как основа ума. [Электронный ресурс]. URL: http://proza.ru/2015/05/27/1751.
9. Конорева М.А.  Опыт и перспективы работы православного образовательного центра при филологическом факультете воронежского государственного университета // Международный научный вестник (Вестник объединения православных ученых) 2016, № 3.
10. Богданова А.Р, Богданов Я.Н.  Проблемы и перспективы миссии посредством культурно-просветительского центра // Второй международный Конгресс православных ученых. Христианство и вызовы современного общества. 29 мая – 4 июня 2019 г., Ниш, Сербия; Супрасль, Польша; Полоцк, Белоруссия – Воронеж: ИСТОКИ, 2019.
11. Соколова М.Е., Булгакова М.Ю. Квест-технологии как средство приобщения подростков к основам православной культуры // Первый международный Конгресс православных ученых. Евангельские ценности и будущее православного мира. «Православие и наука» 23-28 октября 2017 г., Белград, Сербия. – Воронеж: ИСТОКИ, 2017.
12. Чураков И.Л.  Особенности и предпосылки миссионерской работы в «креативной» среде // Второй международный Конгресс православных ученых. Христианство и вызовы современного общества. 29 мая – 4 июня 2019 г., Ниш, Сербия; Супрасль, Польша; Полоцк, Белоруссия – Воронеж: ИСТОКИ, 2019.


Рецензии