Помню, люблю и почитаю как Святую

Приближается праздник День матери. Поэтому в эти дни я особенно часто вспоминаю свою любимую маму — Ручкину Анастасию Александровну. Ей в этом 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения. Она родилась в 1914 году в семье Александра и Александры Ручкиных из деревни Власово Некоузского района Ярославской области. Здесь прошло её раннее детство.

Семья, в которой родилась Анастасия, была очень верующей. В ней все любили и почитали Бога и царя. Фотография семьи Николая Второго висела в доме на стене в самом видном месте — рядом с иконами. Поэтому свою дочь родители назвали в честь младшей дочери царя Анастасией. Моя мама, как и царская дочь, была очень красивой и очень умной.

Деревня Власово была небольшая и находилась на берегу реки Сить. В то время река была широкой и полноводной и имела очень быстрое течение. Но несмотря на это, моя мама научилась очень рано хорошо плавать, как и большинство детей в деревне. И она выросла физически очень крепкой и выносливой. И меня мама с моего рождения приучала к воде и тоже в раннем детстве научила меня плавать на очень коварной и тоже очень быстрой реке Оредеж. Благодаря матери я на всю жизнь, как и она, полюбила эту величественную и очень красивую водную стихию.

Мы с мамой очень любили плавать вместе, подстраховывая на всякий случай друг друга, и часами находились в воде. Отдыхая на Черном море, мы с ней вообще практически не выходили из воды. После завтрака мы заходили вместе с ней в море и выходили из него тогда, когда люди возвращались уже с обеда.

Мама говорила мне, что плавать ей намного легче, чем ходить по земле. Она чувствовала себя, как рыба в воде. И только благодаря тому, что мама сама умела и меня научила плавать, нам удалось однажды спастись.

Мы оказались тогда на Чёрном море во время шторма в воде далеко от берега и друг от друга. Огромные волны одна за другой накрывали нас с головой и мы попадали в водоворот. Нас крутило под водой вместе с камнями! И только буквально на мгновение мы могли вынырнуть и глотнуть воздух, а затем мы опять оказывались под водой. И всё-таки нам удалось самостоятельно выбраться на берег. И в этот день я в первый раз в своей жизни поняла насколько сильна водная стихия и была очень благодарна маме за то, что она научила меня хорошо плавать.

Моя мама была очень закалённой, никогда не носила тёплых вещей, всегда ходила в лёгкой одежде и летом, и зимой. Поэтому до 80 лет она практически никогда не болела. Мама старалась вырастить и меня такой же: тоже здоровой, крепкой и закалённой. И у меня тоже, как и у неё, не было ни одной шерстяной кофточки. И в школу я часто зимой бегала без пальто.

А летом мы с мамой ходили целыми днями по лесам, купались в лесных озерах и реках в любую погоду, собирали грибы, ягоды, лечебные травы. Она очень хорошо в них разбиралась, так как с раннего детства в своей Ярославской области ходила с другими деревенскими ребятами и своими родными очень часто в лес. И поэтому мама и меня знакомила с этими дарами леса, учила отличать съедобные ягоды, грибы, полезные лечебные травы от ядовитых.

В деревне, где росла моя мама, не было ни школы, ни церкви. Поэтому все жители деревни Власово и Анастасия со своим братом Валентином ходили через лес в школу и церковь в Красном Селе, пробираясь зимой через снежные заносы. Они могли в этом лесу замёрзнуть. Кроме этого, в те времена в лесу было много диких зверей: волков, медведей. И они могли стать их лёгкой добычей. Но это не останавливало их! Они, как и все жители деревни, ходили через лес в церковь и продолжали учиться в школе, несмотря на подстерегающие их в дороге трудности и опасности. Они старались всегда и везде быть вместе.

Но иногда моя мама Анастасия всё-таки оставалась на ночлег у своей учительницы или в семье священника из Красного Села, которые очень любили и жалели её, и опасались за её жизнь. Всё это помогло вырасти Анастасии и Валентину смелыми и мужественными. Полученные детстве выносливость, сила и закалка очень помогли им в годы войны.

Анастасия очень хорошо училась. Особые способности она проявляла по математике, литературе. Изучала она в этой школе и Закон Божий. И, хотя уже прошла социалистическая революция, этот предмет не был отменён в сельской школе. Его вёл священник из Красного Села. Он был очень добрым. Однако, очень строго проверял знания и наказывал ленивых учеников.

Школа в деревне была с четырёхлетним образованием. Поэтому Анастасия поехала учиться дальше в Ленинград. Училась она здесь в школе имени Крупской. Надежда Крупская, как мне рассказывала мама, часто приезжала в эту школу и лично контролировала учебный процесс, общалась не только с учителями, но и с учениками.

В Ленинграде работал её отец старшим приказчиком в магазине Лапшина на Разъезжей улице. К своей очень любимой жене Александре и детям Александр Яковлевич Ручкин приезжал в деревню только во время своего отпуска. Он любил ходить в лес на охоту. Был очень опытным охотником, приносил из леса много зверей. И в его семье сами выделывали меха и шили красивые шубы, работали на домашнем ткацком станке. Из собственных тканей и шерсти делали сами себе одежду. Но привозил Александр некоторую красивую и модную одежду и из города.

Старшие члены в семье Ручкиных обучали рукоделию младших. Поэтому моя мама очень рано научилась шить и вязать. И мне тоже уже в пять лет она не побоялась дать в руки иголку. И я шила наряды сначала для своих кукол, а потом и для себя. И это было для нас очень хорошо и полезно, учитывая наше затруднённое в некоторые моменты времени материальное положение.

Кроме этого, я не любила ходить в серийно выпущенных швейных изделиях. Мы любили красиво одеваться и всю одежду для себя мы с мамой шили сами, чтобы не быть похожими на других. А когда мама у меня заболела и я вынуждена была уволиться с работы, так как не могла надолго уходить из дома, благодаря тому, что мама меня научила шить, я шила по ночам разные вещи, когда она спала, уже для других людей. И это помогло нам в прямом смысле выжить в сложившейся чрезвычайно сложной жизненной ситуации. Тем более тогда понадобилось немало средств для спасения жизни моей матери и дальнейшего её лечения.

Мама приехала девочкой в Ленинград учиться. Но спустя некоторое время, приехав в Ленинград, моя мама Анастасия осталась одна в незнакомом ей городе. Её отец умер. И всё-таки она здесь осталась, так как очень хотела учиться! И пока училась она очень полюбила наш замечательный город Ленинград и осталась здесь навсегда жить и работать.

Чтобы не умереть с голоду, оставшись одна, Анастасия поступила в кулинарное училище и успешно его закончила несмотря на все трудности и лишения. Каждый день после занятий она думала о том, где ей переночевать. К счастью, её подруги из училища забирали её к себе на ночлег.

Некоторое время моя мама Анастасия жила в семье своей старшей сестры Елизаветы. Но это была очень большая семья. И все они жили в небольшой комнате в коммунальной квартире на улице Марата в Ленинграде. Но затем, узнав о её трудностях, её взял к себе друг отца — Федор. И она жила в его семье в Старом Петергофе и спала на одной кровати с его дочерью, поскольку свободной кровати здесь не было.

Её в этой семье очень любили и сам Федор, и его жена — тётя Шура. Они стали считать её своей второй дочерью. И опять были некоторые трудности и здесь. Возвращаясь поздно с работы из Ленинграда в Старый Петергоф, ей приходилось идти часть своего пути через лес. И тоже это было не безопасно для её жизни. В лесу промышляли банды, которые грабили и убивали встречных людей. Однажды эти бандиты встретили в лесу и Анастасию. Она возвращалась с работы и шла через этот лес. Но они её пожалели.

Благодаря всем трудностям, с которыми она очень рано столкнулась в своей жизни, моя мама Анастасия стала очень стойкой, смелой, решительной и даже бесстрашной. И эти качества помогли ей на войне, в которой ей пришлось участвовать, и в дальнейшей её очень нелёгкой жизни.

После окончания обучения в кулинарном училище на экзамене она готовила знаменитую царскую гурьевскую кашу, которая имеет очень сложную технологию приготовления. Но моя мама успешно справилась и получила сразу самый высокий — шестой разряд повара- кулинара и её сразу взяли работать в ресторан на Невском проспекте в Ленинграде. А затем Анастасия получила и многопрофильное медицинское образование.

В июне 1941 года у Анастасии должна была состояться свадьба. Уже были куплены свадебные наряды, кольца… Но свадьба не состоялась — началась война, которая круто изменила жизнь. Её жених — подводник сразу пошёл воевать и погиб. И, как мне говорила мама, она видела в снятой хронике событий, как погибла его подводная лодка. А мама осталась трудиться в блокадном Ленинграде.

В январе 1943 года погиб при выполнении очень сложного, опасного и очень важного разведывательного задания для прорыва вражеской блокады Ленинграда и родной брат мамы, командир отделения отдельного пулемётного батальона 55 отдельной стрелковой бригады — Валентин Александрович Ручкин.

На войне погибали один за другим её лучшие друзья и родные. Анастасия, когда погиб её очень любимый родной брат Валентин, в 1943 году тоже пошла добровольно воевать на Ленинградский фронт. Сначала она была краснофлотцем — санинструктором в 37 морском дивизионе ПВО на Ораниенбаумском плацдарме. Корабли стояли и ходили здесь под постоянным и жестоким обстрелом вражеских самолётов, которые пытались уничтожить наш Балтийский флот. Выжить здесь было очень сложно! Пули летели, как вспоминала Анастасия, со всех сторон: и справа, и слева, и над головой, но к счастью пролетали мимо. Анастасии приходилось, спасая раненых бойцов, под страшным обстрелом вражеских самолётов, ходить и плавать в ледяной воде. И ей помогала полученная ранее ею закалка.

Затем по распоряжению адмирала Кузнецова с военного корабля её забрали в разведку. Она проходила службу в Управлении Министерства Государственной Безопасности Ленинградской области. Анастасия, как и её брат Валентин, была Ворошиловским стрелком и умела стрелять очень метко со всех видов оружия без промаха. Ей, как и её брату, приходилось выполнять много сложных и опасных для жизни заданий. И она ходила на них всегда с оружием.

Первым её боевым заданием здесь была проверка бдительности охраны Смольного. И она, хорошо изучив все помещения, входы и выходы и прекрасно ориентируясь, имея феноминальную память, успешно справилась с ним, проверив все без исключения боевые посты.

Между основными заданиями моя мама Анастасия жила в Смольном и выполняла другие боевые задания. Так, например, в Стрельне во время войны был лагерь для немецких пленных. Их использовали для маскировки важных в городе зданий, в том числе и Смольного. И мама на крыше наблюдала с оружием в руках за их работой. И, как рассказывала мне моя мама, они очень хорошо работали. И таким образом — благодаря хорошей маскировки, удалось защитить от разрушения не только Смольный, но и другие важные для города здания.

Все знали, что война с Германией будет неизбежна, и готовились к ней. Анастасия, как многие и другие, ходила заниматься перед войной в военно-патриотические кружки и училась там очень метко стрелять. Перед войной моя мама Анастасия работала на заводе Ворошилова и была здесь отправлена учиться на курсы танкистов. На этом заводе делали военные танки. Для обучения здесь был сделан специально белый танк и Анастасия и научилась водить его. Анастасию направили тогда учиться для того, чтобы в случае гибели командира она не только бы спасала раненых, но и сумела бы вывести танк с поля боя, чтобы он не достался врагу.

Как и её брат Валентин, в годы войны Анастасия выполняла много очень важных и опасных заданий. В частности, она участвовала в охране четы Черчиллей. Уистон Черчилль приезжал во время войны к нам в СССР — в Москву и в Ленинград Тогда он принимал очень важное решение об открытии второго фронта. Конечно, при этом ему была обеспечена серьёзная охрана. В числе этой охраны была и моя мама Анастасия.

При этом визите в СССР Черчиль был на передовой Ленинградского Фронта. Он ходил вдоль рядов и очень внимательно рассматривал лица наших бойцов. Как рассказывала моя мама Анастасия, он оценивал их боевой дух и смелость. Кроме этого он в Москве встречался со Сталиным. В Москве вместе со Сталиным в Большом театре он слушал оперу «Князь Игорь». И опять моя мама была в числе его охраны. После этого Черчилль принял своё окончательное решение. И второй фронт был открыт. Это было очень важно для нашей страны.

Весной 1945 года, когда ещё не закончилась Вторая Мировая война, побывала в СССР и супруга Уинстона Черчилля — Клементина. Для неё в Мариинском театре Ленинграда показывали балет «Лебединое озеро». И моя мама снова была в числе охраны из сотрудников Управления МГБ для сопровождения и охраны этой важной персоны.

Моя мама — Анастасия Ручкина, отличалась удивительным для женщины бесстрашием, смелостью, патриотичностью. Как и её родной брат — Валентин Ручкин, она очень любила свою Родину и не жалела своей жизни, выполняя смертельно опасные и очень серьёзные задания.

Оба: брат Валентин и сестра Анастасия — воевали на самых смертельно опасных участках Ленинградского Фронта на Невском Пятачке, Ладоге и Ораниенбаумском плацдарме. Но несмотря на все опасности моя мама — Анастасия осталась после войны в живых. За свои боевые заслуги она имеет множество правительственных наград. А её любимый брат — Валентин Ручкин, к сожалению, погиб, когда шёл в разведку при подготовке операции по прорыву блокады Ленинграда «Искра».

После окончания военной службы в 1946 году моя мама познакомилась с моим будущим отцом — Оскаром Эдуардовичем Петерсоном из эстонского города Тарту. Они очень любили друг друга. Но, когда мне был всего один год, они расстались, так как родители моего отца были против этого брака из-за различия национальностей. Отец мой был чистокровным эстонцем, а мама — русскою. И отец мой не решился пойти против воли своих родителей и родных. В результате мама воспитывала меня одна. И, конечно, ей было очень нелегко. Но она никогда не жаловалась ни на моего отца, ни на трудности и любила меня за двоих. Но у неё не было возможности баловать меня. Но я думаю, что это к лучшему!

И я, поскольку тоже очень любила маму, старалась её ничем не огорчать и никогда не просила покупать мне дорогие игрушки, вещи, на приобретение которых у неё не было денег. И я никогда не завидовала детям богатых родителей. Но это я тоже считаю результатом её правильного воспитания. Я сама рисовала на бумаге и потом вырезала бумажные куклы, и играла с ними. В младших классах при этой игре я была учителем, а бумажные куклы были моими учениками. И таким образом, играя, я с интересом училась.

У мамы были прекрасные педагогические способности. Она использовала их успешно и на своей работе в подростковом медицинском кабинете на Балтийском заводе. Здесь были очень трудные подростки, которые не захотели учиться в школе, и с которыми не всегда справлялись мастера на заводе. Но мама их всё равно любила и не только оказывала им медицинскую помощь, но и заботилась о них, даже после окончания своего рабочего времени.

Она ходила к этим подросткам в общежитие, смотрела как они там живут, разговаривала с руководителями завода, добиваясь помощи в тех случаях, когда подростки попадали в тяжёлые ситуации. Поэтому подростки все взаимно любили, уважали маму и всегда слушались её. Иногда к ней обращались за помощью и мастера завода, когда не могли справиться с этими очень трудными ребятами при работе в цехах. И она шла в цеха и налаживала там трудовую дисциплину.

Несмотря на то, что ей приходилось много работать, мама старалась найти и для моего воспитания время. Она стремилась научить меня правильному, хорошему поведению, передать мне максимум своих знаний в различных областях, которые она получила сама. Она обучала меня не только шить и плавать, но и помогала мне решать в младших классах математические задачи. Но приучала меня при этом тому, чтобы я самостоятельно делала школьные задания. Помогала она мне и учиться разговаривать на немецком языке, играть в шашки…

Моя мама очень хорошо играла в шашки, и никто из наших знакомых, в том числе и я, ни разу не смог её обыграть. И она в составе команды от своей работы участвовала в городских соревнованиях по шашкам в клубе Чигорина и тоже всегда там выигрывала.
Она меня всему, чему могла, обучала, так как считала, что полученные мною знания в различных областях, помогут мне в будущей жизни стать самостоятельной и независимой, способной преодолевать возникающие жизненные проблемы и трудности. И я с ней даже ходила на занятия в медицинский институт имени Д.О. Отта. Мама была направлена сюда повторно учиться от работы на вечернее отделение, когда я пошла учится в первый класс, так как во время войны у неё сгорели оригинальные документы о полученном до войны медицинском образовании.

Мы вместе учились. Я сидела вместе со своей матерью на занятиях вечером после школы в институте и слушала лекции, так как меня не с кем было оставить. Да! Это очень интересный факт моей биографии. Я пошла одновременно учиться днём в первый класс в школу и на первый курс в медицинском институте на вечернее отделение. И я до сих пор помню как проходили некоторые учебные практические занятия.

По маминой линии все наши родные были очень хорошие и знаменитые лекари. Родная сестра моего дедушки — Мария Яковлевна Ручкина, мой прадед Яков Ручкин славились по всей Ярославской области, так как умели лечить травами очень тяжёлые заболевания. Мама мне говорила о том, что для них не было неизлечимых заболеваний.

Мой прадед Яков написал и книгу по траволечению. И я тоже всегда интересовалась медициной и биологией. И эта любовь к учебе, к получению новых знаний, в особенности в области биологии и медицины, и здорового образа жизни у меня появилась благодаря воспитанию моей мамы. Она стремилась передать мне все свои знания и особенно в области правильного питания.

Во время каждого приёма пищи: во время завтрака, обеда и ужина - у меня был урок. Мама мне рассказывала о полезных свойствах каждого продукта, который был в это время на столе. Она придерживалась принципа «Пища должна быть лекарством, а лекарство должно быть пищей».

Она мне объясняла в каких продуктах содержатся полезные для здоровья вещества, имея многопрофильное медицинское образование, в том числе являясь специалистом по диетическому питанию и поваром-кулинаром высшего разряда. Поэтому она умела готовить не только очень вкусную, но и очень полезную пищу и меня этому учила тоже.

Мама знала и разрабатывала различные диеты для всех многопрофильных больниц в Ленинграде. Она меня готовила для поступления в медицинский институт, чтобы я продолжила семейную традицию, умела хорошо и правильно лечить людей.

Она очень хотела, чтобы я получила хорошее — высокое образование. И благодаря ей я и стала кандидатом наук по специальности «Техническая кибернетика и теория информаии». И до настоящего времени я продолжаю учиться, стараясь не отставать от непрерывно развивающегося научно-технического прогресса, чтобы иметь хорошие современные знания и быть хорошим специалистом.

Мама моя тоже всю жизнь училась и являлась отличным многопрофильным специалистом по профилактической и лечебной медицине, лечебному и общественному питанию. Её очень ценили и уважали на работе и в городе как лучшего, справедливого и требовательного, и не подкупного специалиста. Она была кристально честной. Эти мамины качества очень ценили на её работе. Все уважали и любили маму как прекрасного, очень честного человека и отличного специалиста.

Я же закончила сначала с отличием Ленинградский Институт Водного Транспорта, а затем аспирантуру на Военно-Морской кафедре в Ленинградском Электротехническом Институте имени В.И.Ульянова (Ленина), Институт руководящих работников Судостроительной промышленности по трём специальностям и тоже с отличием… Имела любимую преподавательскую и научную работу в институте. Но неожиданно моя мама из-за полученной вирусной инфекции очень тяжело заболела воспалением лёгких и попала в больницу. И там в результате внутривенного укола и последующего неправильного лечения сразу стала инвалидом первой группы. И я едва её не потеряла.

Когда она тяжело заболела и врачи официальной медицины после многих врачебных ошибок отказались продолжать её лечить, мне пришлось лечить маму самой. Врачи говорили мне о том, что они бессильны для того, чтобы вернуть моей маме прежнее здоровье. И именно здесь и в это время мне и понадобились те знания, которые я получила ранее от своей матери.

И я очень хотела вылечить свою любимую и очень дорогую мне маму. Поэтому я взялась за все учебники, справочники. И дополнительно я изучала все самые новейшие разработки, методики и препараты для лечения таких больных официальной и нетрадиционной медицины. Кроме того, по маминым книгам я изучала внимательно основы лечебного — диетического питания, помня по рассказам мамы о том, какую оно имеет важную роль для лечения и здоровья человека.

Я училась у лучших специалистов города. Все полученные мною знания я использовала для лечения своей матери. В результате она прожила, тяжело болея, 13 лет. И сейчас я тоже лечу своих друзей и себя, продолжая наши семейные традиции и используя накопленные мною знания и практический опыт.

И я очень благодарна своей матери за переданные мне ею знания, которые мне в жизни очень пригодились, воспитанную во мне ею целеустремленность, сильную волю, любовь к учёбе для получения новых знаний, без получения которых невозможно жить в современных, достаточно сложных условиях жизни и бурно развивающегося современного научно-технического прогресса и плохой экологии.

Моя мама была очень красивой, умной, мужественной, смелой женщиной, Человеком, как говорят с большой буквы и высочайших моральных устоев, замечательной заботливой матерью и моим самым лучшим другом. Она всегда интересовалась всеми моими делами и помогала мне, когда это было очень нужно. Я могла ей всегда всё рассказать и всем с ней поделиться.

Поэтому я очень люблю и каждый день с благодарностью вспоминаю свою мать, считаю её идеалом и образцом для подражания и почитаю как Святую. И мне, конечно её очень сейчас не хватает. Я очень тяжело перенесла смерть своей матери. И до сих пор переживаю и не могу смириться с этой очень тяжёлой потерей самого любимого и родного для меня человека. Я свою маму всё время вспоминаю и молюсь каждый день за неё, за наших родных и друзей по утрам перед иконой «Всех Святых».

И сейчас у меня свежи все воспоминания о моей очень любимой и дорогой мне матери, о счастливых и очень трудных днях. Мама является для меня идеалом и образцом для подражания из-за её исключительной честности, стойкости, смелости, мужества, достойного её поведения, порядочности. Я ей безмерно и искренне благодарна за огромную её ко мне любовь, заботу, внимание. Мама очень сильно любила меня, всегда помогала и защищала меня в трудных жизненных ситуациях.

Поэтому я в свою очередь очень люблю, и почитаю маму как Святую. Я очень благодарна своей матери за данное мне правильное воспитание и знания, которые она сумела передать мне. Она научила меня самостоятельности, целеустремленности, честности, патриотизму, смелости, решительности в действиях.

Несмотря на то, что ей пришлось воспитывать меня одной, она помогла мне получить очень высокое образование. Она вырастила меня физически и морально крепкой, с очень сильными выдержской и волей, здоровой, целеустремлённой, самостоятельной и передала мне очень много полезных знаний. Она всегда настраивала и способствовала тому, чтобы я не останавливалась на достигнутом и продолжала идти вперёд к новым знаниям. И только благодаря этому у меня хватило сил и знаний выдержать очень сложный и тяжёлый для нас обеих тринадцатилетний период её болезни, когда очень много раз её жизнь была на волоске, когда была необходима немедленная и правильная скорая медицинская помощь! И эту помощь приходилось оказывать мне лично без помощи врачей.

И именно поэтому, будучи тяжело больной, она прожила достаточно долго. Умерла моя мама — Анастасия Александровна Ручкина, в 2005 году. Она прожила 91,5 год. Она похоронена на Пундоловском кладбище во Всеволожском районе Ленинградской области. И хотя моя мама осталась жить в своё время в Ленинграде, она никогда не забывала про свою родную деревню. Последними словами при её жизни были «Я уеду в деревню Власово».

Я очень тяжело перенесла смерть своей матери, которую я очень люблю. И до сих пор я переживаю и не могу смириться с этой очень тяжёлой потерей самого любимого и родного для меня человека. И я — дочь Анастасии Александровны Ручкиной, всегда буду гордиться героизмом, бесстрашием, мужеством, смелостью, патриотичностью и честностью моего родного дяди Валентина и моей матери — Анастасии Ручкиной. Светлая им Память!

На фотографии мой родной дядя, младший, родной
брат мамы - Валентин Александрович Ручкин,
и моя мама - Анастасия Александровна Ручкина


Рецензии