И всё ж, что такое Церковь? Разберёмся. А. Хомяков

 О Церкви все имеют своё мнение. Но всегда ли оно своё? Иногда это – уважительное, традиционное мнение  русского православного человека, а иногда - целенаправленно навязанное внешними силами, которые открыто заявляют, что Русская Православная Церковь  - их главный враг. Заметьте, враг тех, кто намерен покорить и уничтожить  Россию.

Но почему враги нашей страны придают Православной Церкви такое важное значение в сохранении стойкости российского общества, в наличии свободного духа и несокрушимой победоносной воли русских людей?

Откуда у Церкви такая жизнестойкость, что в самые страшные годы потрясений, гонений и репрессий она устояла?

Когда падали власти, гремели революции и велись кровопролитные войны, рушились устои государства,  Русская Православная Церковь в этих невыносимых условиях, Божьей помощью, не только устояла, но бережно хранила в себе Святую Русь и была опорой русского народа, его духовно-нравственным стержнем.
И из Святой Руси, как из семени вновь и вновь возрождалась Великая и могучая, свободная духом Россия.

Церковь действительно совершенно несравнима с другими общественными институтами. Говорят, она – Богочеловеческий организм, в Ней всегда присутствует БОГ. Именно поэтому она вызывает такую непримиримую ярость врагов России, ибо  пока БОГ с нами, Россия непобедима.

И всё же, что такое Церковь?

Здесь приведены некоторые замечательные высказывания богослова и философа А.С. Хомякова, которые позволяют увидеть Церковь  взглядом глубоко верующего человека – мирянина и узнать о ней много неожиданного и нового.

1. Истинное видение Церкви доступно только тому, кто живет в Церкви, кто является ее членом.

О Церкви не может иметь правильное суждение человек, находящийся вне Церкви; для него Церковь будет представляться, совершенно неизбежно, чисто человеческой организацией, подобной любому человеческому обществу или собранию, в которых на первом месте – юридический статус,  структура, управление, руководство и  порядки. Но даже в этом внешний человек (атеист) видит нечто  непонятное, неприемлемое, что у богоборца неизменно вызывает злобу и яростную критику.

Тем не менее, всё это - лишь внешняя, материалистическая сторона, можно сказать,  вынужденный материальный носитель БОГО-духовного организма Церкви.

2. Существо Церкви невыразимо, ни в какую формулу не вмещается, никаким формальным определениям не поддается, как и всякий живой организм.
Церковь — прежде всего живой организм, единство любви, свобода несказанная, истина веры, не поддающаяся рационализации.

Со стороны Церковь не познаваема и не определима, она постигается лишь тем, кто пребывает в ней, кто является её живым членом.

По определению А.С. Хомякова - «Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм, организм истины и любви, или точнее: истина и любовь как организм».

«Церковь же видимая не есть видимое общество христиан, но дух Божий и благодать таинств, живущих в обществе», если коротко – «Церковь есть жизнь БОГА в людях».
Но, как это понимать???! Попробуем разобраться.

3. В Православном Символе Веры  Церковь Христова  названа Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью. Что это значит?

1) Единство
а) «Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати...
 
Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в живом теле»

б) По апостолу Павлу, Церковь есть Тело Христово (см.: Еф 1, 23);

как органическое тело живет, растет, увеличивается, так и Церковь,

то есть Тело Христово, созидается (см.: Еф 4, 12),
творит возрастание (см.: Еф 4, 16), возрастает подобно обыкновенному человеческому органическому телу, в котором все первоначально дано в идее, в зародыше, и оно с течением времени не получает каких-либо новых органов, а только усвояет нужный ему материал, перерабатывает его и через это растет и крепнет.

в) Далее: обыкновенное органическое тело не есть безразличное единство, а единство во множестве, или единство в разнообразии; не все члены тела имеют одинаковое значение, но все равно необходимы, ибо служат жизни целого; в теле нет распри, а всякий член поддерживает жизнь организма, его благосостояние.

Так, по учению Апостола, и в Церкви Христовой. Она есть единство в разнообразии, ибо, будучи многими, мы составляем единое Тело во Христе; если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно (1 Кор 12, 19–20).

г) Далее: в Церкви никто не умален, – не все члены здесь равны, но все одинаково необходимы, ибо Тело Церкви возрастает при действии в свою меру каждого члена (Еф 4, 16).

д) В Церкви, как стройном органическом Теле Христовом, розни и распри нет, так как все мы примирились в одном Теле, все напоены единым Духом (1 Кор 12, 13); не может глаз сказать руке: ты мне не надобна, или также голова ногам: вы мне не нужны (1 Кор 12, 21).
 
В Церкви, как и в обыкновенном органическом теле, полное содружество членов: страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12, 26).

Отвергнув ложь, говорите, – научает Апостол, – истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф 4, 25), а члены тела друг друга обманывать не могут, говорит святитель Иоанн Златоуст.
 
е) Народ – Тело Церкви, в нравственном единении с Богоучрежденной иерархией и совокупно с нею служит носителем общецерковного Предания, этого главного обеспечения неизменности и чистоты веры.

2) Соборность

В основе истинной Церкви мы имеем силу Божественной Любви, которая соединяет всех верующих во Христа в единый организм Тела Христова.

Свободное единение в истине при посредстве любви – и есть соборность. По сути дела соборность – это  основное свойство Церкви: Дух Святый объединяет всех членов Церкви в истине и любви в единый мистический организм:
 
а) Спасение через соборность
 
Соборность – сама сущность Церкви. Она является и основным понятием сотериологии  (богословского учения о спасении человека).
 
«Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается.
Спасающийся же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми другими ее членами» .
 
б) Соборность - критерий истины
Более того, непогрешимость Церкви, фактически оказывается тождественна соборности. Соборность – критерий истинности. Но это означает и обратное: если соборность в Церкви (например, поместной)  умалена, то и нет доверия высказываниям иерархии такой Церкви. Так что соборность – очень точный индикатор здоровья церковного тела.

«Итак, там лишь истина, где беспорочная святость, то есть в целости Вселенской Церкви, которая есть проявление Духа Божия в человечестве».

в) Свобода в соборности.

Учение о Церкви Хомякова Самарин выразил так: «Я признаю, подчиняюсь, покоряюсь — стало быть, я не верую. Церковь предлагает только веру, вызывает в душе человека только веру и меньшим не довольствуется; иными словами, она принимает в своё лоно только свободных. Кто приносит ей рабское признание, не веря в нее, тот не в Церкви и не от Церкви».

Модернисты противопоставляют свободу Церкви и свободным усилием личности. Хомяков же верил неизменно и утверждал, что только в Церкви есть свобода, что Церковь и есть свобода, и потому свободное богословие есть богословие церковное.

Свобода осуществляется в соборности, а не в индивидуализме. У Хомякова было бесконечно свободное чувство Церкви, он свободно чувствовал себя именно в Церкви, а не вне Церкви. Безумной показалась бы ему всякая попытка искать свободы вне Церкви, свободы от Церкви, видеть источник свободы не в церковной соборности, а в уединенной личности.

«Церковь – мистическое пространство, в котором человек становится самим собой»

3) Святость
а)  Святость и любовь
В основу всей жизни человека Хомяков ставит любовь: «Выше же всего единение святости и любви». Церковь и есть созданный Богом храм самоотверженной, жертвенной  любви - этой высшей добродетели.
 
 б) Святость и совершенный разум
Кто же может претендовать на совершенную святость и совершенный разум? Конечно, не отдельный человек.

Неведение и грех есть неизбежный удел каждого отдельного лица, а «полнота разумения, равно как и беспорочная святость, принадлежат лишь единству всех членов Церкви», как Телу, глава которого -  Христос.

4) Апостольская Церковь
В наше время,  после явного отпадения Католицизма и Протестантизма, единственной неискаженной ветвью Христианства и единственной наследницей апостольской Церкви является Православная Церковь.

Русская Православная Церковь – самая многочисленная в мире Православная Церковь(более 135 млн. Крещённых).

Более того, Россия – единственная в мире Страна (как соборная личностная сущность) принявшая Святое Крещение более 1000 лет тому назад (В 988г.), а , значит в России воплощён Сам БОГ, и в ней пребывает и возрастает Богочеловек –
Соборная личность русского народа, подобная Христу.

И если Русская Православная церковь – Всечеловеческое Тело Богочеловека Христа, то Святая Русь – русское Тело Богочеловека Христа.
Мы в Христе, Христос – в нас.

Завершая разговор о Русской Православной Церкви надо помнить, главное –
наша Церковь является живой Святой Соборной Апостольской Церковью Христовой,
и каждый русский человек неразрывно связан с Ней, являясь частью этого Богочеловеческого организма. И как в Церкви всегда присутствует БОГ, так и в каждом из нас – БОГ, а мы в БОГЕ.
И в этом единство и сила духа русского народа.


Рецензии