Юрюзанская юность. Стр. 8

      Восьмилетнюю школу в посёлке ЮГРЭС окончили, в среднюю надо было ходить далеко, на Пожарище (есть в Юрюзани такой «район»), там всех наших сбили в один класс, человек 35. Мы с Лёхой сели у самой двери. Мне приглянулась одна девчонка, тоже Тома, задумал я выбить клин клином, не вечно ж по соседке сохнуть, Тимуру не надо мешать. Подошёл к Анне Степановне, классному руководителю в октябре уже, попросил пересадить меня к этой Томе В. Анна Степановна предупредила, что у ней уже есть парень в параллельном классе. «Ну и пусть, я им не помешаю», говорю. «Ладно, я всё равно собиралась пересаживать всех». Так я стал учиться, сидя с самой смазливой девчонкой в классе, помогал ей с задачками трудными, для чего и сам тянул учёбу хорошо. Но всё было зря, клин клином выбить так и не удалось. Как увижу юную свою соседку на улице, сразу сердце не на месте.
 
     А лето 1971 года прошло в разлуке с милой соседкой. Томка была в пионерлагере. А я устроился на лето работать в Юрюзанский леспромхоз сборщиком живицы, то есть смолы. Работал в том отделении леспромхоза, которое находилось в селе Карауловка, где тогда ещё жили мои дед и бабушка, родители отца. Как и твердышовские железоделательные заводы (Катавский, Усть-Катавский, Юрюзанский, Белорецкий,…), сёла вокруг них основались в середине 18 века для заготовки древесного угля для домен и для обеспечения заводских рабочих продовольствием. Крестьяне закупались в разных краях России. Часть из них закуплена была в Псковской губернии. Карауловке с псковичанами повезло больше других сёл, поэтому здесь более двухсот лет сохранялась поразительная речь, в которой вместо «ч» звучит «ц». Раньше про таких в России шутили: «Псковицане – цисто англицане, только нарецие другое». А я бы изобразил эту речь ёмче: «Доцка, накинь платоцек-ат! Ты цаво про цасы-ти ни баишь, купила, ай нет?» Речь напевная, с интонациями, вся душа на виду!

    Кстати, Томкина мать – тётя Нина, хоть и из деревни Тюбеляс, но тоже – из рода псковичей, поэтому мой отец, встречая тётю Нину, всегда по-соседски спрашивал шуткой: «Ну, цаво, как живёшь?» И тётя Нина неизменно отвечала: «Ницаво, живём помаленьку!»

    Говорят, Карауловку так назвали потому, что катавские рабочие, опасаясь опустошительного набега Салавата Юлаева, выставили в этом селе караул, чтобы не повторять печальную участь разграбленного и сожжённого Усть-Катава. И действительно, Катав-Ивановск отстоял себя от атак пугачёвцев, даже некоторые женщины с вилами выходили на оборону. История!
 
*Прим: ТТ17 августа 19:10
Добрый вечер.
1. Эхх, интересно. Не было у меня в школе ничего подобного, я из поздних, в школе даже рядом с "романтикой" не пробегала, зверски серьёзной была девицей. Смешно сейчас))).
2. Урал - такой дивный сбор народов. Первые 17 лет прожила в городке Среднего Урала среди изгнанных крымских татар, немцев, поволжских немцев и великого количества единичных представителей практически всей России. Но тогда даже не анализировала. Деление по национальному признаку очень долго не могло разместиться в моём сознании, пожалуй до сих пор с трудом))). Только воспоминания удивляют разнообразием культур и обычаев и, как мне тогда казалось (а может так и было), легкостью их совмещения.


Рецензии