Птички забытые в клетке

Айдая студентка 3-курса, Международного университета, за отличную учёбу была направлена по программе обмена студентов в Турцию, в начале января 2020 года. Она была счастлива, её мечта учиться в университете той страны, языку которого обучалась осуществилась, об этом мечтали все её сокурсницы, и родные были за неё рады. Все документы были оформлены, билет купили на конец января. А в это время где-то далеко, в провинции Китая бушевал вирус. Вспышка впервые была зафиксирована в Китае, в провинции Ухане, в декабре 2019 года.
Читали об этом, смотрели в новостях, тем не менее никто этому значения не придавал, это там, где-то далеко, кто-то болеет, кто-то умирает, а до нас вирус не дойдёт, так думали большинство стран. Айдая прилетела в Турцию, обустроилась в общежитии университета, и таких счастливиц как она, студенток с других стран было пятеро, а одна из них оказалась её землячкой. В первые дни учёбы выяснилось, что по чьей-то халатности Айдаю отправили учиться на другой факультет, не по её направлению, она была в шоке! Теперь ей придётся учить предметы-языки, о которых она никогда и не слышала.
"Даже алфавит этого языка я не знаю, а мамина поддержка всё время дает мне силы. Я должна догнать программу 3-го курса по узбекскому, уйгурскому, османскому языкам!" Айдая поставила себе цель.
Благодаря сильным преподавателям, своей усидчивости, и способностям начала легко учиться, хотя первые дни плакала от безысходности, от того, что не могла изменить что-либо. Поселили её в одну комнату с землячкой, они быстро подружились и бегали в столовую студенческой больницы на обед и на ужин. Айдая мечтала узнать и поближе познакомиться с достопримечательностями исторически-знаменитого города Турции – Эдерне, где проживала, думала, как только подтянется в учёбе пойдёт на экскурсию. Но, увы! Страшный вирус, который никого не щадил, уже властвовал по всему миру. Большинство  студентов университета были местные, а приезжие начали переживать и задаваться вопросами: "Что делать? Как поступить?" Всех перевели на онлайн обучение и преподаватели не могли внятно ответить на вопросы иностранных студентов "Что делать?". Принявшая сторона говорила:
"Если сможете вылететь, то улетайте к себе - домой, но, когда закончится карантин, экзамены должны у вас принять мы. Преподаватели отправившей стороны говорили: "Сидите и учитесь, пусть за вас отвечает принявшая сторона, по всем вопросам обращайтесь к ним".  Тем временем все границы между странами закрывались. Студенты, решившие выехать, уехали кто как мог, некоторые перебрались к знакомым живущим в городе. В Киргизию самолёты уже не летали.
Айдая с подругой остались жить в общежитии. За две комнаты дальше поселили врачей, работающих с инфицированными больными, их отделили даже не представляете, чем? Красной ниточкой, словно это травматологическое отделение, хотя и выходы в разные стороны, девочки  очень боялись выходить из своей комнаты. Ещё откуда-то появились все время воющие, большие, голодные собаки, девочки боялись открыть окно, а на улице тридцатипятиградусная жара, не то что открыть даже  подходить к окну им было страшно. Испытания для них были ещё впереди. Выяснилось, что в студенческой больнице, где они питались выявили инфицированных больных, а в общежитии нет условий для приготовления еды, даже электрического чайника нет, не разрешалось. Первое время пили воду с кулера, благо горячая вода была, в три дня раз покупали в студенческом магазине йогурты, печеньки, разные хлопья и это всё было их завтраком и ужином, а на обед заказывали еду по доставке на дом, а когда перестали давать воду, у коменданта общежития стали покупать воду в бутылках. Денег с каждым днём становится всё меньше и меньше, стипендию начали экономить. Начали   заказывать обед в три дня раз, а то и в четыре дня раз. Началась настоящая студенческая жизнь - жизнь впроголодь. Обе девочки своим родителям не говорили о своих трудностях, не хотели напрягать родных, зная, что им тоже приходится нелегко. Одна студентка перед отъездом подарила им электрический чайник "Тефаль"(спиральный), она купила и пользовалась тайком от коменданта. Айдаю она научила варить макароны в чайнике. Высыпает горсточку макарон в чайник и заливает холодной водой, когда закипает вода выливает, и так три-четыре раза меняет воду, представьте, что остается после этого? Но всё же какой-никакой гарнир, за основу-для подливки покупают супы быстрого приготовления: "чечевичный", "овощной", "грибной"(главное запах присутствовал) заливают кипятком, через пять минут сливают воду и подливка на макароны готова. Боже мой! Хозяин любящий свою собаку, такой едой не будет кормить любимицу. У девочек начались боли в желудке и расстройства живота, головокружения и все вытекающие последствия...И в течении месяца никто из преподавателей, ни та, ни другая сторона не вспомнили о них и не поинтересовались. Мама Айдаи требовала написать кураторам, а она всё обещала написать, даже соврала что написала письмо, думала если преподаватели молчат, значит так положено, зачем беспокоить кого-то? Неудобно беспокоить преподавателей. Но в очередной раз, когда мама спросила о том, кто ответил на её письмо, не выдержала и призналась, что сначала марта никто не интересуется ими, и заплакала. Под натиском мамы Айдая написала своему вышестоящему куратору. Он был так удивлен и в добавок ещё отругал её за то, что она до сих пор молчала. Получила выговор! Да, выговор за то, что про них не вспомнил никто, за то, что их забыли!
Забыли преподаватели двух знаменитых университетов!
Преподаватели ответственные за их здоровье и жизни!
Преподаватели!
Забыли потому-что, они сами были дома, со своей семьёй.
У них карантин!
Не зря говорится: "Неплачущему ребёнку грудь не дают", "Авось, да небось".
Обещали помочь, но ещё рано ставить точку, пока только вопросы...
Через три дня...
Когда этот пост был размещён в социальных сетях, реакция преподавателей была молниеносной.
В очередной раз было доказано, что сила слова – мощное оружие.
Позвонили преподаватели родного университета и отправили материальную помощь, в качестве денег. Принявшая сторона предложила студенткам переехать в другое общежитие, куда собирали всех иностранных студентов, но в целях безопасности девочки думали, как им поступить, остаться там же или присоединиться к остальным студентам. Мама Айдаи посоветовала остаться там же, где живут сейчас, чем меньше народу, тем чище кислород - безопасней. Девочек раза три навестила преподаватель с Турецкого университета, приносила домашнюю еду – разные блюда, приготовленные впрок на три, четыре дня. Девочки от всей души были благодарны преподавателю. Есть на свете добрые люди.
Прожили шесть месяцев в карантине. Посольство Турции включив в список иностранных студентов, помогли вылететь девочкам домой.
Для Айдаи и Гули этот семестр прошел, как страшный сон и испытание, испытание на стойкость перед трудностями.

Айнура Бекболотова
г. Москва
08.06.2020 г.

(Фото девушки с интернета)


©


Рецензии