Литература США второй половины 20 века и начала 21

Литература США (второй половины 20 века и начала 21 века)
Говорить о литературной жизни США довольно сложно. Давно замечено, что среди тех кто читает в этой стране, большая часть любит, чтобы писатели льстили им, представляя всех американцев мужественными, умными, добрыми и богатыми. Не все американские писатели такого мнения. Уильям Фолкнер в свое время писал: «Была американская мечта: земное святилище для человека-одиночки; состояние, в котором он был свободен только от замкнутых иерархических установлений деспотической власти, угнетавшей его как представителя массы, но и от самой этой массы, сформированной иерархическими установлениями церкви и государства, которые удерживали его как личность в рамках зависимости и бессилия». У. Фолкнер далее писал, что Америке художник не нужен – «Америка еще не нашла для него места – для него, который занимается только проблемами человеческого духа, вместо того, чтобы употреблять свою известность на торговлю мылом, или сигаретами, или авторучками, или рекламировать автомобили, морские круизы и курортные отели…» Но писатели в Америке все же существуют... и не плохие! Все они пытаются отразить в своих произведениях следующее высказывание идеологов печати: «Темпы и размах углубленных принципов индивидуализма, плюрализма и децентрализации таковы, что к концу 20 века США в значительной мере превратятся в мозаичное общество, общество чрезвычайно многообразное, сильно расслоенное, состоящее из многих миллионов личностей с невероятным различием стилей жизни…» Все это подтвердилось по прошествии немногих десятилетий – Америка стоит на пороге еще большего классового расслоения, расовых волнений и социальных потрясений. В лучших произведениях американских писателей все это нашло свое отражение.
Рассмотрим историю американской литературы 50-80 гг. 20 в. – время, когда Америка стала освобождаться от удушливости «маккартизма». И сразу надо назвать главного идеолога той литературной жизни. Им является – Маркузе Герберт (1898) – немецко-американский социолог, философ, теоретик культуры. Его влияние на западную литературу фиксируется, начиная с публикации работы «Одномерный человек» (1964); критики причисляют эту книгу к жанру интеллектуальной романистики. Проще говоря автор в своих работах развивал сюрреалистический комплекс: сексуальность – авангардистское искусство – политический экстремизм. Основные работы Маркузе: «Эрос и цивилизация» (1955); «Эссе об освобождении» (1969); «Контрреволюция и бунт» (1972). Надо указать, что Маркузе являлся идеологом писателей «левого направления», писатели-реалисты, а их было немало, в своих произведениях показывали правду жизни.
В литературной среде заметно преобладание публицистики. Среди мастеров документального жанра можно отметить Н.Мейлера, который откликается на важнейшие современные события. Его статьи – «Каннибалы и христиане», 1966; «Ночные армии», 1968; «Пожар на Луне», 1970 – характеризуются острыми репортажами. Писатели-романисты показывают разочарование противоречивыми последствиями индустриально-технического развития, при котором жизнь приобретает крайне уродливые формы. Тема «отчуждения» воплощена в романе С. Беллоу «Герцог» (1964), где показана разобщенность героя с окружающей средой. В романе «Планета господина Самлера» Беллоу раскрывает смысл понятия «Я».
В произведениях К. Мак-Калерс («Сердце-одинокий охотник», «Баллада о печальном кафе»), (1951) – показано сострадание к одинокому, непонятому человеку. Очень похожие произведения были и у других писателей. Т. Капоте изображал в своих произведениях одиночество человеческой души – «Лесная арфа»,1953; «завтрак у Тиффани», 1958; «Обыкновенное убийство», 1965. В последнем документальном романе писатель ставит актуальную для США проблему преступности. Дж. Апдайк в своих психологических романах и повестях пытается найти выход из распадающегося мира – «Ярмарка в богадельне», 1958; «Беги, кролик», 1960; «Кентавр», 1963. У. Стайрон является писателем фолкнеровской школы, в романе «Сникаю во мраке», 1951, показал распад южной семьи. В романе «Признания Ната Тернера»,1967, писатель изобразил историю восстания рабов в штате Виргиния. Модернистская беллетристика в книгах «черного юмора» тоже не забывает писать о затерянности человека в этом жестоком мире Д. Барта, Д. Хеллера, «Уловка 22»,1961.
Большой интерес представляет в это время научно-фантастическая литература (Р. Брэдбери, А. Азимов).
Брэдбери Рей Дуглас (1920-). Американский писатель. Первая книга вышла в 1947 г. (сборник новелл «Мрачный карнавал»). Писатель создал особый тип фантастической литературы – синтезировал   элементы научной фантастики, сказки, философской притчи. Художник в своих произведениях анализирует этические аспекты познания и практической деятельности человека. Развивая традиции американских романтиков 19 века находит свою новую линию изображения жизни людей. В «черных» произведениях (роман 1962 г. «Чувствую, что зло грядет») обращается к американской «готике», страшным народным поверьям и легендам. Он рисует в произведениях возможные последствия отставания нравственного взросления человечества от темпов научно-технической революции («451 градус по Фаренгейту», 1953). Особенность его творчества – сказочность соединяется с достоверными бытовыми подробностями («Вино из одуванчиков», 1957). Литературные критики отмечают, что его произведениям свойственно единство реалистических описаний, романтической гиперболы и юмора. Его перу принадлежат книги для юношества, фантастические пьесы, сборник стихов «Когда слоны в последний раз во дворике цвели» (1973), киносценарии («Моби Дик», 1954). Книги Брэдбери не поддаются одномерному прочтению – каждый по-своему воспринимает их.
Отрывок из произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»:
«…А сейчас им предстоит долгий путь: они будут идти все утро. До самого полудня. И если пока что они шли молча, то только оттого, что каждому было о чем подумать и что вспомнить. Позже, когда солнце взойдет высоко и согреет их своим теплом, они станут беседовать или, может быть, каждый просто расскажет, что запомнил, чтобы удостовериться , чтобы знать наверняка, что все цело в его памяти…»
Айзек Азимов (1920-) один из ведущих фантастов США, ученый-химик, автор научных трудов, пропагандист науки. Он в 1923 году с семьей переехал в США из новой России. Окончил Колумбийский университет по специальности биохимик. Читал лекции в ряде университетов. С 50-х годов работает в области научно-фантастической литературы. Первый сборник рассказов «Я. робот» опубликован в 1950 году. Через пять лет он представил на суд читателей большой роман « Конец вечности», который имел большой успех. Сборник «Путь марсиан» (1964) рассказывает об обитателях далеких планет. Научная фантастика присутствует во всех его произведениях («Голос Солнца»,1960; «Сами боги», 1972). Социальная фантастика чувствуется в произведении «Конец вечности» (1955). Писатель пробует силы и в фантастическом детективе «Стальные пещеры» (1954). Литературоведы указывают на то, как основательно сюжеты и характеры Азимова привязаны к земным заботам и тревогам. Если раньше авторы антиутопий рисовали мрачные картины «омассовления» людей, низводили человека до уровня робота (О. Хаксли «О, дивный новый мир»), то Азимов сумел очеловечить робота, показав мыслящие машины с индивидуальными лицами. По его произведениям можно быть уверенными, что вся фантастика возвращается к человеку.
Отрывок из произведения А. Азимова «Как потерялся робот»:
« - А! Мы с вашим молодым мистером Блэксом приготовили небольшой сюрприз. Видите ли, между мной и роботами не гамма-лучи, а инфракрасные. Обычное тепловое излучение, абсолютно безобидное. Нестор-десятый знал это и ринулся вперед. Он ожидал, что и остальные поступят так же, повинуясь Первому Закону. Только через какую-то долю секунды он вспомнил, что обычный НС-2 способен обнаружить наличие излучения, но не его характер. Что среди них только он один может определить длину волны излучения и этим он обязан обучению, которое прошел на Гипербазе под руководством обыкновенных людей. Эта мысль не сразу пришла ему в голову, потому что была для него слишком унизительной. Обычные роботы думали, что пространство, отделявшее их от меня, гибельно для них, потому что мы им так сказали, и только Нестор-10 знал, что мы солгали. И на миг он забыл – или не захотел вспомнить, - что другие роботы могут знать меньше, чем люди…Комплекс превосходства погубил его…»
Если говорить о драматургии этого времени, то считается, что она уступает роману, если не считать пьесы 0 Нила, которые приобрели международное значение. В 50-е годы имеют определенный успех драматурги А. Миллер и Т. Уильямс. Миллер в драмах «Все мои сыновья», «Суровое испытание» (1953), «Это случилось в Виши» (1965), «Цена» (1967) развивает реалистические традиции Г. Ибсена и А. Чехова. В его работах утверждается ответственность человека за прошлое и настоящее. В пьесах Уильямса изображен распадающийся мир, который стал враждебен человеку («Орфей спускается в ад», «Ночь игуаны»,1961). Более поздние драматурги (Э. Олби) в своих произведениях сочетают черты абсурда с сатирой (пьесы «Случай в зоопарке», 1960; «Смерть Бесси Смит», 1960; «Все в саду»,1967).
Во второй половине 20 в. в поэзии появились  некоторые новшества – появляются остросюжетные стихи (Р. Лоуэлл, саркастическая сатира (О. Нэш), реалистичные стихи (Л. Симпсон). Все эти поэты противопоставляли свое творчество поэтам-битникам, искавшим свое прибежище в анархическом богемном своеволии.
Процессы острой классовой борьбы читатели увидели в негритянской литературе. Особое признание литературоведы отдают творчеству Л. Хьюза, Источником его творчества становится негритянский фольклор (блюзы) и демократическая поэзия его страны. Другой негритянский писатель Р. Райт в своих стихах и новеллах рисует образы борцов за свободу («Дети дяди Тома», «Посторонний»,1953; «Долгий сон»,1958). Эти и другие негритянские писатели причисляют себя к направлению «литературы протеста». Нельзя не упомянуть крупнейшего писателя – Дж. Болдуинна. В его романах и повестях рассматриваются события в психологическом плане, с некоторой экзистенциальностью («Идите, вещайте с горы»,1953; «В иной стране»,1962).
Познакомимся поближе с некоторыми американскими писателями этого времени.
Лэнгстон Хьюз (1902-1967) – поэт, драматург, романист, новеллист. Он был сыном кухарки и за свою жизнь сменил множество профессий. Начало творческой деятельности его связано с «негритянским ренессансом». Он заявил о себе в литературных кругах США первыми книгами «Темные блюзы» (1926) и «Хорошие вещи лежат в закладе» (1927). В них писатель соединил критическое звучание с увлечением модернистскими приемами. В таком направлении он работал и в 40ые – 60ые годы. В рассказах из цикла «Симпл высказывается вслух» (1945) он использует образ рабочего, поднимает множество проблем, которые волнуют американцев. Реалистический подход к теме жизни рабочих, тонкий юмор, с которым он показывал все стороны жизни обеспечили его творчеству огромную популярность.
«Месяц на зимнем небе»
Нынешней ночью месяц высок –
Тонкий, изогнутый, словно клинок.
Призрачно-белый месяц на небе высок.
«Мечта»
Крепко держись за мечту:
Если мечта умирает,
Жизнь, как подбитая птица,
К земле припадает.
Ричард Райт (1908-1960) – поэт, романист, новеллист. Был сыном фермера. Его юность прошла на Юге США. Большую известность имела его книга рассказов «Дети дяди Тома». Автобиографическая повесть «Черный» рассказывает о судьбе негритянской семьи. Литературоведы считают лучшим произведением писателя – роман «Долгий сон» (1958).
Отрывок из произведения Р. Райта «После наводнения»:
«…Вода наконец сошла. По полю, увязая в грязи, шли трое негров – отец, мать, дочка, за ними на короткой веревке плелась изможденная корова. Вот они остановились на пригорке, переложили с плеча на плечо узлы с пожитками. До самого горизонта тянулись поля под толстым слоем ила. Девочка показала пальчиком на залепленную грязью их лачугу… Все трое молчали, точно окаменев. Во время наводнения вода в долине поднималась футов на восемь, и сейчас, все деревья, кусты, трава были желтые от глины. На земле запеклась корка, местами по ней паутиной побежали трещины…»
Джон Стейнбек (1902-1968) – известный американский писатель. Широко известны его произведения – «Гроздья гнева», «Зима тревоги нашей», «Заблудившийся автобус» и др. Он родился в калифорнийском городке Салинас в семье муниципального служащего и школьной учительницы. Учился в Стэнфордском университете, где изучал биологию. Решив стать писателем, он переезжает в Нью-Йорк, но там его ждали одни неприятности – Через десять лет он вернулся в Калифорнию. Там он написал свой первый роман о знаменитом пирате Генри Моргане («Чаша господня»). Успеха это произведение не имело, Следующий «роман в рассказах» жизни фермеров тоже не был замечен критикой. В тридцатые годы им был написан рассказ «Красные» о забастовках в Калифорнии (город Салинас). События, которые там происходили были страшные. Позже Стейнбек напишет, что в Калифорни царила «такая система терроризма, к которой и фашистские страны не всегда прибегают». В романе «Расправа» писатель раскрывает психологию случайного человека в толпе погромщиков. Известность пришла писателю 1937 году – повесть «О мышах и людях» была продана за месяц в количестве ста тысяч экземпляров. История сезонных рабочих – Джорджа и Ленни заинтересовала своей необычной судьбой, Ленни – слабоумный гигант всегда попадает в разные необычные истории. Закончилось это произведение гибелью гиганта. Позже им были написаны повести «Консервный ряд» и «Джонни Медведь» о своих земляках. После 1948 года Стейнбек подолгу живет в Европе.
Общечеловеческие проблемы с психологическим восприятием жизни героев были характерны для этого периода творчества художника. Философская направленность особенно заметна в романе «Заблудившийся автобус» (1947). В повести «Жемчужина» (1947) в притчевой и аллегорической направленности, писатель показал себя большим мастером. Критики считают, что последнее десятилетие его творческой жизни было несколько неровным. Но роман – «Зима тревоги нашей» (1961), говорит о большом литературном мастерстве Стейнбека. В 1963 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Отрывок из романа Стейнбека – «Гроздья гнева»:
«…Сбор хлопка заканчивается. Работы теперь не будет до весны. Денег у семьи совсем не осталось. Начинается сезон дождей. Река выходит из берегов, и вода начинает заливать вагончики. Отец, дядя Джон и еще несколько человек пытаются построить плотину. В этот день Роза Сарона рожает мертвого ребенка. Река прорывает плотину, и вода начинает заливать вагончики…»
Отрывок из повести Стейнбека «Жемчужина»:
«…Жемчужина коснулась прекрасной зеленой воды и пошла ко дну. Покачивающиеся водоросли звали, манили к себе. На ней играли прекрасные зеленые блики. Она коснулась песчаного дна. Водо на поверхности моря была как зеленое зеркало, А жемчужина лежала на дне, среди перистых, похожих на папоротник растений. Краб, скользнувший мимо нее, поднял за собой легкое облачко песка, и, когда оно рассеялось, жемчужина исчезла…»
Отрывок из рассказа Дж. Стейнбека «Красные»:
«На улицах маленького калифорнийского городка было уже темно, когда двое мужчин вышли из закусочной и уверенно зашагали по закоулкам. Возле консервных заводов стоял тяжелый, сладковатый запах забродивших фруктов. У перекрестков ветер раскачивал в вышине голубоватые дуговые фонари, отчего тени телефонных проводов метались по земле. Старые деревянные дома были безмолвны и безжизненны. В их грязных окнах уныло отражались уличные огни…»
В 80ые-90ые годы в американской литературе «человек и общество» неизменно вставала перед писателями реалистического направления и «модернистами». От характера ее почти всегда зависело место писателя в литературном обществе. Герой произведений писателей-модернистов человек приближается тоже к общественным понятиям. Некоторые литературоведы считают, что «модернисты» этого времени стремятся к созданию некоторой отвлеченной модели жизни и человека – субъективизм, формалистическое эксперементаторство отрывают героя от реальной жизни.
Рассмотрим творчество американских писателей разных направлений.
Джером Дэвид Сэлинджер (1919-) – американский прозаик, его считают представителем «новой волны» писателей. Он пришел в литературу еще в 50ые годы. Выходец из состоятельной семьи, окончил военную академию, затем учился в Нью-Йоркском и Корнельском университетах. Его первые публикации были еще в 40-ые годы. Но главный и единственный свой роман «Над пропастью во ржи» он опубликовал в 1951году. Это произведение принесло писателю всемирную славу. Главная тема романа – вступление в жизнь молодого человека, который сталкивается с суровыми реалиями жизни. Его герой – Холден Колфилд, провозвестник «битников», ставший символом чистоты для молодежи того времени. Этот роман будет всегда востребован и в 60-ые, и в 2000-ые годы.
Отрывок из романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи»:
«Этот мир и гнетет его, и притягивает. С людьми ему тяжело, без них – невыносимо. Он пытается развлечься в ночном клубе при гостинице, но ничего хорошего из этого не выходит, да и официант отказывается подать ему спиртное как несовершеннолетнему. Он отправляется в ночной бар в Гринвич-Виллидж, где любил бывать его старший брат Д. Б., талантливый писатель, соблазнившийся большими гонорарами сценариста в Голливуде. По дороге он задает вопрос про уток очередному таксисту, снова не получая вразумительного ответа. В баре он встречает знакомую Д. Б. с каким-то моряком. Девица эта вызывает в нем такую неприязнь, что он поскорее покидает бар и отправляется пешком в отель…»
Фрэнк Руни (1913-) – американский писатель. Родился в городе Канзас-Сити, штат Миссури. В двадцатилетнем возрасте переехал жить в Лос-Анджелес, где переменил множество профессий. В 1941 – 1946 годы – служил в армии. В 1946 году поступил в Колумбийский университет. Его первый рассказ «Налет мотоциклистов» (1951) сделал его сразу известным писателем. Его рассказы стали печататься в известных журналах. Критики отмечали в его произведениях психологизм и мастерство литературной законченности. Крупные произведения Руни – романы «Память судит» (1954) и «Пята весны» (1956) критикой замечены не были. Позже в творчестве Руни «спорт» стал занимать главенствующую роль. Но писатель в этой теме раскрывает «темную» сторону состязаний. В рассказе «Запрещенный удар» писатель показывает читателю грязь и нечистоплотность в спортивных соревнованиях, когда коммерческая основа состязаний уродует человеческие личности. Руни пишет: «Бокс зачастую является жульническим предприятием, взятым на откуп негодяями…» Его герой – талантливый боксер – в последнем решающем бое, тоже забыл про спортивную и человеческую честь, и ради больших денег наносит «запрещенный удар». Боксера пугает голодная нищая жизнь в старости, и он вынужден поступать нечестно… лишь бы выиграть! Уродливые формы воспитания спортсмена показал писатель в рассказе «Механическая кукла». Отец пытается сделать из сына механический агрегат для побед. Он лишает его детства, заставляя отдавать всего себя спорту. Сын не выдерживает такого напряжения и погибает.
Отрывок из рассказа Руни «Налет мотоциклистов»:
«…Бликер поднялся и постоял немного на верхней ступеньке лестницы. Ему хотелось отчаянно, дико завизжать, швырнуть свою боль в эту ночь, кричать что было мочи, как кричит животное, увидев на земле свои кишки. Ему хотелось сокрушить что-нибудь, что угодно: стекло, дерево, камень…собственное тело. Он вспомнил, как его кулаки сокрушали тело юноши, вспомнил это проклятое, но живое существо на тротуаре, вспомнил себя, наклонившегося над телом, чтобы защитить его…»
Отрывок из рассказа Руни «Запрещенный удар»:
«…Первые шесть раундов было легко вспомнить, но на седьмом он запутался. Все было ясно до того момента, когда парень прижал его и рассек кожу над левым глазом. А после этого все было как в тумане. И восьмой раунд…А что же случилось в восьмом?»
Джойс Кэрол Оутс (1938-) – американский писатель-романист. Выросла в сельской местности, неподалеку от Локпорта (штат Нью-Йорк). В 1960 году закончила Сиракузский университет. Первый сборник ее рассказов «Через северные ворота» (1963) принес ей литературный успех. В 1967 году ее наградили первой премией О. Генри. Писательница известна по многим литературным произведениям – романы, сборники рассказов, литературоведческие монографии, сборники критических эссе и стихотворений – все это было написано ей после 1967 года. Критики отмечают, что для творчества Джойс Оутс характерно развитие традиций американской реалистической прозы тридцатых годов. Ее произведениям характерна социальная направленность и вдумчивое исследование действительности. В тоже время критики отмечают тонкую психологическую наблюдательность и определенную жестокость. В 1972 году она познакомила читателей с новой книгой «На грани невозможного: трагические формы в литературе», где она пыталась обобщить свой и чужой литературный опыт. Книга была встречена неоднозначно – критики обвинили писательницу в том, что она видит в человеке только зло. Русские литературные критики отмечают у нее некоторое сходство с творчеством А. П. Чехова. Это хорошо видно в рассказе Оутс «Побочные дети». Произведение строится на контрасте благополучия человека старшего поколения и неудач его побочной дочери, не сумевшей найти себя в современном мире. Пессимистичный конец не очень понравился критикам и они всегда указывали на высказывание Уильяма Фолкнера: «Поэт должен не просто создавать летопись человеческой жизни; его произведение может стать фундаментом, столпом, поддерживающим человека, помогающим ему выстоять и победить».
Отрывок из рассказа Дж. Оутс «Побочные дети»:
«…Чарлз пошел к своей машине и увидел трех молодых людей (юношей или девушек – он не различал), подпиравших стену здания, спокойно и сонно смотревших куда-то. Он посмотрел туда же, но ничего не увидел… В прострации этих молодых людей было что-то стариковское, их лица, изможденные, голодные, потертые, отмеченные печатью порочного всеведения, скорее напоминали морды хищников, коварных, но бессильных. Чарльз вдруг испытал острое чувство жалости к ним – к своей дочери и этим молодым людям, которые уже состарились, умирали, должны были умереть, потому что в городе места для них не находилось…»
Воннегут, Воннегат, Курт (1922-) – известный американский писатель. Участвовал во 2-ой мировой войне. В 1947 году окончил Чикагский университет. Работал в рекламных отделах различных фирм. В 1952 году дебютировал романом «Механическое пианино», которое было посвящено противоречиям научно-технической революции в обществе. Там же он затронул еще одну важную тему – критика философии «технического опримизма» (основана на вере в науку и имеющая способность разрешать все конфликты современности). Идеям «машинопоклонников» писатель противопоставляет трезвый взгляд на жизнь. «Сирены Титана» (1959) – произведение, которое показывает, к чему приводит безудержный рост техники, не сопровождаемый нравственным прогрессом. «Колыбель для кошки» (1963) – изображает фантастическую картину гибели планеты по причине преступной халатности ученого и окружавших его дельцов. В «Бойне номер пять» (1969) отчетливо представлена трагедия разрушения американской авиацией Дрездена, города, который не мог повлиять на исход войны. Литературные критики отмечают для прозы писателя – острую сюжетность, определенный юмор, психологичность образов, мастерство диалога. Литература Воннегута имеет много общего с научной фантастикой.
Отрывок из произведения К. Воннегут «Колыбель для кошки»: «…6. Война жуков Ньют дописал письмо на следующее утро. Вот что он написал: «Утро. Пишу дальше, свежий как огурчик после восьмичасового сна. В нашем общежитии сейчас тишина. Все на лекциях, кроме меня. Я – личность привилегированная. Мне на лекции ходить не надо. На прошлой неделе меня исключили. Я был медиком-первокурсником. Исключили меня правильно. Доктор из меня вышел бы препаршивый. Кончу это письмо и, наверно, схожу в кино. А если выглянет солнце, пойду погуляю вдоль обрыва. Красивые тут обрывы, верно? В этом году с одного из них бросились две девочки, держась за руки. Они не попали в ту корпорацию, куда хотели. Хотели они попасть в «Три-Дельта»…»
Олби Эдуард Франклин (1928-2016) – известный американский драматург. Литературного образования не имеет, но много лет работал при театрах на разных вспомогательных должностях. Его основные произведения:
-«Что случилось в зоопарке» (1959) – воссоздал психологическую атмосферу эпохи маккартизма;
- «Смерть Бесси Смит» (1960) – основная тема – расизм;
- «Песочница», «Американская мечта» (1961) – тема стяжательства раскрыта в острогротескных формах;
- «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1962) –тема духовного бесплодия приобретает трагическую окраску;
- «Неустойчивое равновесие» (1966) – передан страх перед бессмысленностью существования;
- «Все кончено» (1971) – «не видеть будущего – трагедия общества»;
-«Морской пейзаж» (1975) – «страх видеть безнадежную судьбу человечества».
Театральные критики отмечают, что в драматургии Олби широко использованы приемы «условного театра» - есть черты «театра абсурда». Они включены в реалистическую художественную систему, основа которой скрыта в психологии характера. Но здесь же надо учитывать, что «абсурдная драма» представляет и принципиальную невозможность проникновения в действительность. Ее главный аргумент – демонстрация бессилия языка – конечный результат абсурд и смерть! В произведениях Олби показаны эти основые направления: гротескно-комические демонстрации ложности и бессмысленности человеческого существования.
Отрывок из произведения Э. Олби «Кто боится Вирджинии Вульф»:
«…Наступает долгое молчание.
По-твоему… так нужно… было?
Джордж (пауза). Да.
Марта. Так нужно?.. Ты волей-неволей?
Джордж (пауза). Да.
Марта. Не знаю.
Джордж. Уже было… пора…
Марта. Разве?
Джордж. Да.
Марта (пауза). Мне холодно.
Джордж. Сейчас поздно.
Марта. Да.
Джордж (долгое молчание). Так будет лучше.
Марта (долгое молчание). Не знаю…
Джордж. Так будет лучше… может быть, так будет лучше.
Марта. Не знаю… не верю.
Джордж. Да.
Марта. Только мы… ты и я?
Джордж. Да.
Марта. Не знаю, может быть, надо было…
Джордж. Нет, Марта.
Марта. Да. Нет.
Джордж. Ты успокоилась?
Марта. Да… Нет.
Джордж (ласково кладет ей руку на плечо, она откидывает голову назад, и он поет ей совсем тихо).
Не боюсь Вирджинии Вулф,
Вирджинии Вулф,
Вирджинии Вулф.
Марта. Я… боюсь… Джордж.
Джордж. Не боюсь Вирджинии Вулф…
Марта. Боюсь… Джордж… боюсь…
Джордж медленно кивает головой.
Молчание; живая картина.
Занавес»
Апдайк Джон Хойер (1932-) – известный американский писатель; родился в семье учителя. Образование получил в Гарвардском  ун-те. В 1958 году познакомил читателей со своим первым сборником стихов – «Деревянная курица». В следующем году вышел из печати его роман – «Ярмарка в богадельне», который критика встретила благосклонно. Роман «Беги, Кролик» (1960) рассказывает о молодом человеке, сверстники которого дали ему обидное прозвище – «кролик». Его неудачная жизнь – основная сюжетная линия романа. В 1963 году писатель познакомил  читателей с романом – «Кентавр»; главный герой, талантливый, немного комичный неудачник, жизнь которого чем-то похожа на жизнь и смерть мифического кентавра Хирона. Эти два романа выдвинули Апдайка на авансцену американской прозы 60-х гг. Для прозы писателя характерен определенный интерес к подробностям быта и психологическим нюансам. В 1971 году Апдайк снова решил вернуться к своему «кролику» - роман «Исцелившийся Кролик» рассказывает о новом образе героя – «Кролик посолиднел, приобрел консервативные убеждения, однако счастливее не стал».
Отрывок из произведения Д. Апдайка «Кентавр»:
«…Он брел по коридору, и оперенный хвост стрелы при каждом его шаге скреб по полу. Металлический скрежет и жесткое шуршание сливались в противном шарканье. В животе перекатывалась тошнота. Длинные тускло-желтые стены коридора качались перед глазами; двери с квадратными матовыми стеклами и с номерами классов казались пластинами какой-то опытной установки, погруженными в радиоактивную жидкость и излучавшими детские голоса, которые мелодично выговаривали французские слова, пели религиозные гимны, разбирали вопросы из учебника социологии…»
Барт Джон Симмонс (1930-) – американский писатель. Получил образование в ун-те Дж. Хопкинса (1951). Критики его считают представителем литературы «черного юмора».
Его произведения:
- роман «Плавучая опера» (1956) – комедия нравов провинциальной Америки, с элементами социальной критики.
- роман «Торговец дурманом» (1960) – эпопея колониального освоения Америки с комическим восприятием некоторых картин («вселенская шутка»).
- роман «Козлоюноша Джайз» (1966) – раскрывает историю Джайза – члена общества, тяготеющего к вселенскому абсурду и понимающего его как вариант мироощущения.
- эпопея «Химера» (1972) – современная интерпретация очертания сказок  «Тысячи и одной ночи» и др. - Греческих мифов.
Литературные критики не раз указывали, что Бард подражал и имитировал произведения Х.Л. Борхеса и С. Беккета. А с другой стороны, если рассмотреть их замечания, - вся мировая литература (начиная от древности и до нашего времени) есть сплошная переделка и имитация литературы прошлого времени.
Отрывок из произведения Дж. Барта «Химера»:
«…- "Малышка Дуня, - задумчиво проговорила она и поцеловала меня,- представь, что вся эта ситуация составляет интригу рассказа, который мы читаем, а ты, я, папенька, царь - сплошь вымышленные персонажи. В этой истории Шахразада находит способ изменить мнение царя о женщинах и превратить его в нежного и любящего мужа. Ведь вообразить такую историю не так уж и трудно? Далее, совершенно не важно, какой она отыскала способ - будь то магический заговор, или волшебная история с заключенной в ней разгадкой, или еще что-нибудь магическое,- в любом случае он будет облечен в определенные слова читаемой нами истории, верно? А слова эти состоят из букв нашего алфавита: пара дюжин закорючек, которые мы способны черкнуть пером. Вот где ключ, Дуня! И сокровище тоже, если только мы сумеем его заполучить! Как будто… как будто ключ к сокровищу и есть само сокровище!"…»
Американская литература конца 20 в. и начала 21 в. по исследованию Блума («Страх влияния») представляет собой стремление творческой личности оказывать определенное сопротивление своим знаменитым и значимым предшественникам. Поэтому он рассматривает всю литературу вне конкретики времени, пространства и специфических персоналий мастеров. Блум часто оперирует словами - "борьба", "победа", "поражение" ("Война американских поэтов против влияния..."), которые хорошо раскрывают его рассуждения по этому вопросу.
Поэтому каждое прочтение - это утверждение своего творческого «Я»!
Другой литературный критик,
Френсис Фергюссон, несколько иначе рассматривает этот вопрос («Романтические студии»)  "история литературы выглядит не как история упадка", а в литературе виден интерес к психоанализу (Дж. Сэлинджер, Дж. Стейнбек, У. Фолкнер, Г. Грин, Э. Колдуелл, и прочие). Американская литература, как и всякая литература, и дальше продолжает интересоваться проблемами смысла человеческого бытия, ролью художника в обществе, возможностями самореализации человека.
Фоер Джонатан (1977-) –американский писатель, родился в Вашингтоне. Закончил Принстон, где познакомился с Джойс Кэрол Оутс. Его путь в литературу был нелегким – он сменил несколько профессий. Первые свои рассказы он опубликовал в «Нью-Йорк Таймс». Его произведения:
- составил антологию поэзии и прозы (2001)
- сочинял либретто опер (2005)
- «Полная иллюминация» (2002), экранизация – «Все освещено»
- «Жутко громко и запредельно близко» (2005), экранизация в 2014 г.
- «Поедание животных, или Мясо» (2009)
- «Дерево кодов» (2010)
- «Вот я» (2016).
Все произведения Фоера Джонатана тесно связаны с литературными теориями Блума.
Отрывок из произведения Д.Фоера «Вот я»:
«…По другую сторону двери Рава, по другую сторону стола от Рава сидели родители Сэма – Джейкоб и Джулия. Им совсем не хотелось там быть. И остальным не хотелось. Все там были против желания. Раву нужно было измыслить какие-то глубокомысленно звучащие слова о некоем Ральфе Кремберге, которого в два часа предадут земле. Джейкоб предпочел бы работать над своей библией для «Вымирающего народа», или обшаривать дом в поисках пропавшего телефона, или на худой конец полазить по интернету, вызывая прилив дофамина. И еще сегодня Джулия собиралась взять выходной, вышло все наоборот.
– Разве Сэм не должен быть здесь? – спросил Джейкоб…»
Тони Моррисон (урожденная Хлоя Арделия Уоффорд (1931-). Она окончила два ун-та (Говардский и Корнеллский). Работала редактором в крупном издательстве. Всего Моррисон написала одиннадцать романов, несколько сборников эссе и две пьесы. Большая известность пришла к писательнице после публикации ее романа «Возлюбленная» (1987). Роман основан на реальных событиях: рабыня Сэти бежит с плантации вместе с двухлетней дочерью, но была настигнута преследователями – Сэти решает убить ребенка – «уж лучше умереть на свободе, чем всю жизнь прозябать в неволе». В 1993 году она получила Нобелевскую премию по литературе, став первой афроамериканкой удостоенной такой высокой награды.
Отрывок из произведения Тони Моррисона «Возлюбленная»:
«…Поль Ди присаживается рядом с ней на кресло-качалку и рассматривает стеганое лоскутное одеяло, пестрые карнавальные лоскутки. Руки его бессильно свешиваются между коленями. Слишком много чувств вызывает у него эта женщина, так что голова раскалывается от боли. Он вдруг вспоминает попытки Сиксо описать свои чувства к той женщине с тридцатой мили. «Она мой сердечный друг, понимаешь? Она меня с земли поднимает, возвышает меня. Вот будто берет те отдельные кусочки, из которых я состою, и делает меня целым, а потом возвращает меня мне самому. Знаешь, хорошо, когда женщина – твой сердечный друг!»…»
Томас Пинчон (Томас Рагглз Пинчон-младший), родился в в1937 году (Глен-Коув, штат Нью-Йорк). Этого писателя считают основоположником «школы черного юмора», ведущим представителем постмодернистской литературы конца 20 века. В 1953 году он поступает в Корнелльский университет, где изучает прикладную физику. Но вскоре покидает учебу и отправляется служить в военно-морской флот США. После военной службы Пинчон вернулся в Корнелл, но сменяет свою специализацию на английскую литературу. В мае 1959 года он публикует свой первый рассказ – «Мелкий дождь». В 1962-63 гг. он предлагает читателям свои новые рассказы и роман «В» (Фолкнеровская премия за лучший дебют). Роман «Радуга тяготения» стала самым известным его произведением. Критики отмечают, что его романы сложны по замыслу и по структуре, по сюжету и по композиции; они перенасыщены технической информацией и философскими рассуждениями; гротеск и фантасмагория соседствуют с реалистическими картинами.
Отрывок из произведения Томаса Пинчона «Радуга тяготения»:
«…Кто-то ждет в одиночестве, кто-то свои комнаты-невидимки делит с прочими. Невидимки, да — что толку в обстановке, когда вокруг такое? Под ногами хрустит древнейшая городская грязь, последние кристаллы всего, что город отверг, чему угрожал, что лгал своим детям. Каждый слышал голос — тот, что говорил, казалось, только с ним:
— Ты же не верил в самом деле, что тебя спасут. Ладно тебе, мы все уже знаем, кто мы есть. Никто и не собирался хлопотать, чтобы тебя спасти, дружище…»
Дональд Ричард (1936-) – видный американский писатель – модернист. Родился в Бронксе (Нью-Йорк) в семье итальянских эмигрантов. Учился в Фордхэмском университете. Работал в копирайтером в агентстве. Первый его рассказ «Река Иордан» (1960) был напечатан в литературном журнале «Эпоха». Роман «Американа» (1971) получил сдержанные похвалы критиков. В Греции, где он прожил несколько лет им был написан роман «Имена»(1978). В 1985 году за роман «Белый шум» писатель выиграл Национальную книжную премию США. Большой успех выпал на его роман «Underworld». Его последний роман «Falling Man» (2007) рассказывает о человеке выжившем после теракта «11 сентября».
Предлагаем названия его некоторых произведений: «Ноль К» (2016); «Точка Омега» (2010); «Падающий» (2007).
Отрывок из произведения Дональда Ричарда «Белый шум»:
«…После работы я пешком спускаюсь под гору, в центр города. В нашем городе имеются дома с башенками и двухэтажными верандами, где люди сидят в тени древних кленов. Есть церкви – готические и в стиле греческого возрождения. Есть психиатрическая больница с длинным портиком, причудливо украшенными слуховыми окнами и крутой остроконечной крышей, увенчанной флероном в форме ананаса. Мы с Бабеттой и нашими детьми от предыдущих браков живем в конце тихой улицы, где некогда была лесистая местность с глубокими оврагами. Теперь за нашим задним двором, далеко внизу, проходит скоростная автомагистраль, и по ночам, когда мы удобно устраиваемся на своей медной кровати, неплотная вереница машин издали убаюкивает нас неумолчным шумом, подобным невнятному гомону душ усопших на пороге сновидения…»

Литература:
1. Литературная энциклопедия. М. 1978.
2. Мендельсон М. О. Американская сатира в прозе 20 в. М. 1972.
3. Современный зарубежный театр. М. 1969.
4. Мендельсон Мо. О. Роман США сегодня. М. 1977.
5. Баталов Э.Я.  «Новые левые» и Герберт Маркузе. М. 1970.


Рецензии