Хлеб надо убрать вовремя

Хлеб-основа нашего питания. Без него и за стол никто не садится. А вот как он добывается многие представляют весьма смутно. Но будучи подростком мне пришлось воочию убедиться, как хлеб достаётся сельскому труженику и сколько труда приходится вложить, чтобы он оказался у нас на столе в виде буханки или батона. Мягких булочек и пирожков.

 Сейчас на прилавках магазинов можно встретить массу различных хлебных изделий, однако,  все они содержат главный компонент-муку. А мука, как известно, получается в процессе перемалывания зерна. Но зерно нужно вовремя убрать, высушить и умело сохранить.
  После окончания летних работ на селе: покос, заготовка силоса, наступает пора уборки хлебов. 

  В пятидесятых годах уборка зерновых осуществлялась с помощью комбайнов "Сталинец". Самостоятельно он передвигаться не мог. Его тащил трактор ДТ-54. Скорость трактора не превышала пять километров и за это время скошенные колоски должны быть переработанными.
Расположенные в передней части комбайна барабан, вращаясь, наклонял стебли. Они  срезались ножами жатки и посредством механизмов, и решёток обрабатывались на ходу комбайна. Комбайнёр находился в передней части комбайна. Кабины не было. Небольшое полотно над головой едва спасало от палящего солнца. Пыль стояла столбом и над комбайном, и над копнителем. Очки не всегда спасали от трухи летящей со всех сторон от работающих механизмов. Особенно она была обильной при выбрасывании соломы в копнитель.

Работа начиналась с раннего утра, как только занималась заря, если не было росы. Мокрые валки подборщик не брал, решётки быстро забивались. Иногда приходилось часами ждать пока валки подсохнут. Но если осень была дождливая, то уборка осуществлялась на прямую. Использовался каждый час, поскольку хлеба быстро осыпались.

Как только бункер заполнялся зерном, подъезжал грузовик, комбайнёр включал шнек и зерно поступало в кузов. При хорошем урожае, автомашины подъезжали непрерывно. Иногда комбайн даже не останавливал движение, выгрузка зерна осуществлялась на ходу комбайна. В эти минуты мы иногда отдыхали, поскольку скорость трактора снижалась.

Самым приятным моментов на уборке зерновых был обед. Его ждали все и комбайнёр, и тракторист, а мы в первую очередь. Повар с баками подъезжал к комбайну. Работа прекращалась и мы все дружно рассаживались на жнивьё. Наверное это были самые счастливые минуты. Мы могли отдохнуть от пыли и спокойно пообедать. Компот, налитый в гранёные стаканы казался особенно вкусным в полевых условиях. 

 Зерно ссыпалось в огромный бункер, а солома поступала в копнитель, прицепленный за комбайном. Вот на этих копнителях доверяли, нам подросткам равномерно вилами раскладывать солому. Иногда солома валила так быстро. что мы вдвоём едва успевали её раскладывать. Мы опасались уронить вилы в копнитель. Тогда бы их пришлось искать в копне, об этом нас предупреждали постоянно. По мере заполнения его соломой, в определённом месте, нужно было нажать педаль и сделать сброс соломы.

При жаркой погоде хлеба быстро вызревали и начинали осыпаться. А этого нельзя было допускать, поэтому вскоре стала применяться раздельная уборка. Вначале хлеба скашивали в валки, а после того, как они просыхали, подборщиком колосья подавались на переработку. Потери зерна были минимальные, но пыли хватало и в первом, и во втором случае. Приходилось одевать очки, которые не всегда спасали от пыли. К тому же они быстро запотевали и мы с трудом могли рассмотреть падающуж в копнитель солому.

Вскоре в посёлке появились самоходные комбайны, которые не нуждались в дополнительной тяге. Да и надобность в нас отпала. Солома укладывалась специальными граблями автоматически. Да и комбайнёр находился в закрытой кабине,  пыли он стал глотать меньше.

Летние каникулы подходили к концу и нужно было идти в школу. Занятия начинались первого сентября, но нас, школьников, нередко привлекали на работы по уборке картофеля, на сушилку, в ночную смену.

 Приближения дождевой погоду заставляло использовать каждый день. Работая на току, мы лопатили зерно вместе со взрослыми, подгребали в зернопульти клейтоны. Зерно иногда приходилось подсушивать перед отправкой в заготхранилище. На сушилке у печи была самая ответственная работа. Необходимо было держать постоянную температуру печи. Стоило недосмотреть и зерно могло подгореть. Тогда оно теряло товарный вид. Его в районе не принимали. Перепадало всем, в том числе нам, кто следил за температурой.
Поэтому спать было нельзя, а так порой хотелось.

Сезон уборки заканчивался, шли занятия в школе. Но где-то не успевали убрать скошенные валки и вновь приходилось ехать в поле. Почему-то чаще всего приезжали ко мне. Наверное потому, что я был  ростом выше других сверстников и никогда не отказывался работать.

Поэтому цену хлеба я узнал уже в детском возрасте. И сейчас я никогда не позволяю себе выкинуть корку хлеба в мусоропровод, потому что знаю, как он достаётся хлеборобам даже в наши дни.



   


Рецензии