Как в день Мадиама

(двадцать четвертая заметка в адвентском цикле)

Первые семь стихов Ис.9 надежно связаны в нашем сознании с рождественской тематикой, но неплохо вписать их и в контекст эпохи Исайи. В первом стихе пророк говорит об умалении Галилеи языческой. Умаление (прежде всего в глазах соотечественников) было связано как раз с распространением на Галилею языческого влияния. Этот район был населен язычниками со времен, когда царь Соломон подарил эту область колена Неффалимова царю тирскому.

В результате Галилея погрузилась во тьму: «Народ, ходящий во тьме…» (Ис.9:2). И не только она, а со временем и весь Израиль. Исайя составил длинный каталог подвидов тьмы: суеверия (2:6), вещизм (2:7; 5:8-9), идолопоклонство (2:8,20), высокомерие (2:12-17; 5:15), нехватка хороших руководителей (3:1-4), угнетение сильными слабых (3:5-6,12-14), роскошь богачей (3:16-26), алкоголизм (5:11-13,22). Процветала храмовая проституция. Детей приносили в жертву аммонитскому божеству Молоху (4Цар.23:10; Иер.7:31; 19:5).

Тьма? Еще какая. Мрак сгустился еще и в том смысле, что Завулон и Неффалим, два самых северных израильских колена, к этому времени уже были захвачены Ассирией (9:1). Города и деревни разрушены. Местное население перемещено на другие территории в сотнях километров от родины. Мрак в религии, в отношениях между ближними, в политике… И какое же решение найдет Бог? Младенец (Ис.9:6). Младенец? Цари, военачальники, пророки, судьи, священники не справились, а Младенец справится?..

Важно то, что до шестого стиха, говорящего об этом Младенце, есть еще несколько стихов. В четвертом сказано, что победа придет, «как в день Мадиама». Что за день Мадиама? Это когда Гедеон победил мадианитян. А как он их победил? Малой силой или, скорее, бессилием. Бог сократил армию Гедеона с тридцати двух тысяч человек сначала до двадцати двух тысяч, а потом и до трехсот воинов. Гедеон победил большое и страшное малым и немощным.

Этот мотив слабости, побеждающей силу, сопровождает Иисуса с первых глав Евангелия до последних. Рождество – это не рейдерский захват небесными силами земных царств. Это маленькое пшеничное зерно, которое падает в землю, умирает, а потом приносит плод во сто крат. Голгофа – продолжение Рождества. Бог становится слабым и уязвимым, Таким, Которого можно ударить, плюнуть Ему в лицо, предать и убить. Бог Отец жертвует Ферзя и… выигрывает. Как в день Мадиама.

При этом Иисус не просто пассивно подставляет Себя ударам сил зла, Он преображает эти ситуации, делая их моментами благодати. Он превращает предательство в дар самоотдачи. Один апостол предал Его, другие разбежались – Иисус не ожесточается, но говорит: Я принимаю вашу неверность и делаю из нее дар отдачи Себя вам. Стоит ли говорить, что это рецепт и нашего следования по следам Его? Поступать по благодати – это превращать ситуации несправедливого отношения к нам в акты любви и жертвы.

Известный богослов Карл Барт сказал о музыке Моцарта: в ней есть мощное «нет», поглощаемое торжествующим «да». Надежда христиан – не просто уверенность, что добро в конце победит зло и Бог примчится к нам на помощь. Это понимание, что нет ничего, что нельзя было бы сделать плодотворным. Та часть мира, которая изменится и преобразится, изменится именно под влиянием красоты силы немощи Иисуса и Его последователей.

24.12.2020


Рецензии