Исповедь... Глава 6

                -  15  -

     Расстояние между нами сокращается медленными шагами,  сближение торможу я, своими сомнениями, размышлениями, выводами. Что меня не пускало к Тебе? Раздвоенное чувство, точно не определю, но гордость в этом замешана и ещё, стыд. Мне казалось, что беспокоить Тебя нехорошо. Ты дал мне жизнь и всё необходимое для хорошей  жизни во мне есть, надо только трудиться и учиться, пользоваться дарами. Я ещё самоуверенно надеялась освоить Твои дары, но время шло и ничего хорошего я не только для ближнего, даже для себя не сделала. У Тебя есть заповедь  любви,  Ты говоришь, - возлюби ближнего, как самого себя. Но дело в том, что я никогда себя не любила. За что мне себя любить, что я сделала такого для себя, чтобы любить себя, для начала, хотя бы доверять себе? За что мне себя уважать? Я тратила свою жизнь на мелкие домашние заботы и такие же удовольствия. Как-то в одной из передач услышала о женщине, успешном учёном в области биологии, и личная жизнь у неё сложилась, хорошая, многодетная семья. Этой женщине можно любить себя, во всяком случае, есть за что уважать. А кто я? Никто. Что хорошего я сделала в жизни?  Ничего. В Твоих заповедях о любви,  первая заповедь, -
  Возлюби Господа Бога твоего всем сердце твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим.
 Теперь понимаю, почему я так долго шла к Тебе. Можно возлюбить всем сердцем своим того, перед кем тебе стыдно? Мне было стыдно. Стыдно перед Тем, Кто создал меня, любит меня, а я Его не замечаю. Стыдно за свою бездарную жизнь, за таланты, закопанные в землю. Приблизиться к Тебе, но что я положу к Твоим ногам, какие дары? Кучу грехов и выстраданные молитвы о детях; защитить их от неверия, помочь им обрести Тебя. Я могла прийти к Тебе только с просьбой, с криком  о помощи. Спаси детей наших, защити их от неверия, беззакония, насилия. Защити их от  бессилия, бессилия перед грехом. Укрепи их дух, укрепи их разум на борьбу, на борьбу со смертным грехом, с человека врагом.

                -   16    -

   Над городом зазвенели колокола восстановленного в честь Тебя храма Христа Спасителя. Он находился недалеко от галереи, где я работала администратором, так что каждый день проходила мимо него. Проходила мимо, и у меня не появлялось желание войти в него, помолиться, поблагодарить Тебя за всё и попросить о здравии моего ещё живого тогда мужа. Мне не пришло это в голову, а Ты мог помочь моему мужу, который после первого инсульта  через шесть лет перенёс второй, потом третий. Они небыли обширными, как первый, но подрывали здоровье всё больше и больше. Почему это происходило. Наверное, мне опять не хватило любви, я недостаточно была внимательной к мужу, отдавая больше времени детям и заботам о куске хлеба. Стол наш скудел, нехватка средств давила на моего мужа, он ощущал в этом свою вину, видел мои и сына неумелые попытки  исправить ситуацию и лишал себя спокойствия духа. Помочь мог Ты, надо было искать поддержку у Тебя, молиться Тебе, но мы этого не умели. Я пыталась донести до мужа, что для меня самое важное то, что он идёт мне навстречу, когда я возвращаюсь с работы, что он ждёт меня дома, что он со мной. Но этого было недостаточно, чтобы укрепить его здоровье и четвёртый инсульт заберёт его от меня через сорок дней, которые он пролежит в коме.
- Я не вернусь домой, если ты меня не встретишь, - кричала ему, - Ты не можешь уйти и бросить меня одну, здесь, одну.
Среди прохожих, искала его силуэт, обманывалась и приходила домой со слезами на глазах. Но и тогда я не стала ходить в храм, чтобы молиться за своего любимого мужа, ушедшего без покаяния, покинувшего мир, не познав Тебя, нашего Спасителя.
               
                -    17   -

    У сына родиться дочь, в целях экономии средств, мы с Викой предложим им переехать жить к нам.  Нам не было тесно в четырехкомнатной квартире, мы распределились по  комнатам. Стало шумно и это помогало мне бороться с одиночеством, что вошло в меня с уходом мужа.
Количество дней, в которые я всё же заходила в храм, увеличилось. Это были дни памяти моих и мужа родителей, племянницы и теперь к ним добавились дни памяти моего мужа. Положив поминальное приношение, я не понимая, что идёт служба и люди погружены в молитву, проходила между ними, ставила свечи, не зная молитв, что-то шептала Тебе невразумительное и возвращалась домой, не приобретя ничего в сердце, сохраняя скорбь, с которой и вошла. Ты был терпелив, Ты слышал биение моего сердца и ждал. Сестра, ставшая прихожанкой Твоего храма, не пропускала воскресных служб, но меня не звала с собой. Она рассказывала о красоте песнопения, о хороших батюшках, что служили в храме, но и это не подталкивало меня к Тебе. Моя любовь сконцентрировалась на внучке. Если старшая переехала вместе с мамой жить в Москву, то младшая была всегда рядом и доставляла массу хлопот и радости. Материнство раскрывает в женщине женщину,  её способность давать и хранить жизнь. Став бабушкой женщина докопается в себе до корня её природы и откроет не использованные таланты. Имея жизненный опыт воспитания детей, стараясь не повторить ошибок, пытаться быть интересной и полезной, она вступит на тропу до этого неизведанную ей, испытает  радость от своих зрелых чувств. Главное не лениться, идти навстречу трудностям и заботам,  не прятаться от них, а радоваться, что есть, кому посвящать свою жизнь, есть кого любить. Распространяется фраза, «пожить для себя». А что в этом мире есть более для себя, моё, чем мои дети? В разговоре,  смиренно сказала детям,
- Мне уже  не удастся побывать в  Большом театре.
 Он тогда открылся после ремонта.  Дети, через интернет, купили мне билеты на самолёт и на балет «Спартак» в первом ряду. Я вылетела в Москву, пообщалась с братом, побывала в Большом и не только. От спектакля получила удовольствие, но главное от заботы и внимания, которое проявили ко мне дети.
 
                -   18   -

  Всё вроде хорошо, семья сохраняется, укрепляется, но внутри меня появилось до этого не известное мне ощущение незащищённости, потерянности. Потеряв мужа, я потеряла защиту, часть себя. Когда мужу не хватало сил идти мне навстречу, и он ждал меня, сидя на балконе и тогда, я чувствовала себя защищённой. Наши глаза встречались и любовь, заслоняла все неприятности. Мне есть, за что благодарить Тебя, Господь, благодарить и благодарить, ведь Ты всегда окружал меня хорошими людьми. Мои родители, брат и сестра, муж, родители мужа, друзья мужа, своих подруг я не завела, все они служили мне хорошим примером, на их помощь можно было рассчитывать. Даже на своих невесток я не могу пожаловаться. С первой, с которой сын расстался, мы поддерживаем отношения, и она продолжает называть меня – мама. И вторая моя невестка меня не огорчает, а радует. Но всё же часть  любимых мной людей, людей, кому я могла доверять, покинула этот мир. Мне надо было искать силы внутри себя, чтобы жить. Укреплять опоры, которые ослабевали, рушились, выстраивать защиту. Дети мои достаточно взрослые и самостоятельные, но ответственность за их жизнь и благополучие я с себя не снимала. Прожив большую часть жизни, у меня всё ещё не хватало ума, здравого рассуждения, увидеть, почувствовать невозможность благополучной жизни без Тебя, Бог наш, Иисус Христос. Что постоянной защитой от бед являешься Ты и Матерь Твоя. Ты, Кто видит, к чему могут привести человека его поступки, пытаешься вернуть его на дорогу, безопасную, приготовленную для него Создателем.  Всё в этом мире подчинено законам, Законам любви, а мы не научились любить, любить Бога своего. Любить, значит доверять. Ты всегда рядом, надо только обратиться к Тебе, прошептать, сердцем, - Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. - Ты придешь, Ты помилуешь, Ты поможешь, Ты образумишь, Ты научишь. Но я не делала этого и от того не имела в душе спокойствия.  Я не научила детей вере, потому что сама не обрела её. Мир во круг становился настолько зацикленным на деньгах, что если вы не способны их зарабатывать в достаточном количестве, вы никто. Вы никому не нужны. А зарабатывать я не научилась, и моя мизерная пенсия сравнивала меня с нищей.  Я видела, что и моим детям плохо удаётся решать эту задачу, что они погрязают в кредитах, хотя трудятся и не бегут от дел, а берутся за всё, что Ты им находил, помогая сохранять ставший малодоходным бизнес. Сколько раз по жизни, анализируя, потом, буду видеть, как Ты помогаешь моим детям решать их финансовые проблемы, самыми невероятными способами давая им возможность заработка. Но этих средств не будет хватать, чтобы справляться с все растущими расходами, доходы всё время отстают. Это единственное, что омрачало нашу жизнь, а сохраняло её и укрепляло чувство любви, любви, идущей от Богородицы, которой учил нас Ты, которой научили меня мои родители. Вечерами, когда вся наша семья, разместившись удобно, вела незначительные беседы, давала возможность заниматься каждому своим делом, вовлекалась внучкой в ей придуманную игру, мы были счастливы, в доме царила любовь.


Рецензии