14. 3 Символы и человек

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г. И. Гурджиева):

 (стр.353) «Более простые символы: (их можно изобразить графически и можно словами)

Две параллельные линии, равнобедренный треугольник, прямоугольник, звезда и шестиугольник (печать Соломона) или числа 2, 3, 4, 5 и 6, которые их выражают, определённым образом связаны с внутренним развитием человека; они показывают различные стадии на пути самосовершенствования человека и уровня его бытия.

Человек в его  нормальном, естественном для него состоянии принимают за двойственность. Он целиком состоит из двоиц, или «пар противоположностей». Все ощущения человека, впечатления, чувства, мысли, делятся на положительные и отрицательные, полезные и вредные, нужные и ненужные, хорошие и дурные, приятные и неприятные. Под знаком этого разделения протекает и работа центров. Мысли противостоят чувствам. Двигательные импульсы противостоят инстинктивному желанию покоя. Под влиянием двойственности протекает вся жизнь человека, всё его восприятие, все реакции. Любой человек, который хотя бы немного наблюдает за собой, может видеть эту двойственность в себе.

Но двойственность оказывается переменчивой; сегодняшний победитель завтра будет побеждён; то, что ведёт нас сегодня, завтра становиться второстепенным и подчинённым. И всё в равной степени механично, не зависит от воли, не ведёт ни к какой цели. Понимание двойственности в самом себе начинается с понимания механичности, с понимания разницы между тем, что механично, и тем, что сознательно. Этому пониманию должно предшествовать разрушение самообмана, в котором живёт человек, даже самые механические свои действия считающий произвольными и сознательными, а самого себя – единым и целостным.

Когда самообман разрушен, когда человек начинает видеть разницу между механическим и сознательным в самом себе, начинается борьба за реализацию сознания в жизни, за подчинение механического сознательному. Для этой цели человек пытается принять определённое решение, исходящее из сознательных мотивов, в противовес механическим процессам, протекающим согласно законам двойственности. Созданием постоянного третьего принципа человек преобразует двоицу в троицу.

Укрепление этого решения, постоянное и безошибочное привнесение его во все события, где ранее действовали случайные нейтрализующие друг друга «толчки», приводившие к случайным результатам, создаёт постоянную линию результатов во времени и преобразует троицу в четверицу. Следующая стадия, преобразование четверицы в пятерицу и построение пентаграммы. Имеем не одно, а несколько значений даже по отношению к человеку. Из этих значений усматривается, прежде всего, самое безпорное, которое относится к работе центров.

Развитие человеческой машины и обогащение человеческого бытия начинается с нового и непривычного функционирования этой машины. Мы знаем, что у человека есть пять центров: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный и половой. Преобладающее развитие любого центра за счёт других порождает чрезвычайно односторонний тип человека, неспособный к дальнейшему развитию. Но если человек приводит внутреннюю работу пяти центров к гармоническому согласию, тогда он «замыкает внутри себя пентаграмму» и становится законченным типом физически совершенного  человека».

                Как понять гармоническое согласие центров? Что такое гармония? Сочетание звуков. Бывают два звука, звучащие вместе, как бы «уничтожают» друг друга, тогда общий звук воспринимается как дребезжание. Когда два звука в гармонии они усиливаю или дополняют друг друга. Пойдём от мыслительного центра. Какие у человека мысли, такие должны быть и действия, и эмоции. Именно им должны соответствовать инстинкты и работа полового центра. Поэтому главная задача правильно развить свой мыслительный центр, тогда возможна гармоническая согласованность с ним других центров. 

«Полное и правильное функционирование пяти центров приводит их к единению с высшими центрами, которые вводят недостающие принципы и непосредственно и постоянно связывают человека с объективным дознанием и объективным знанием.

Тогда человек становится «шестиконечной звездой», то есть, обретя независимость и завершённость в самом себе и будучи заключённым в круг жизни, он изолирован от чуждых влияний или случайных толчков; он воплощает собой печать Соломона.

В данном случае серия символов 2, 3, 4, 5, 6 объясняется в приложении к одному процессу. Но даже это объяснение неполно, так как символ невозможно объяснить полностью. Его можно только пережить – таким же образом, как необходимо пережить идею самопознания».

                Но если человек это миниатюрная вселенная, то с помощью этих  чисел можно познать и её. У Пифагора есть символический треугольник с двадцатью точками, по которому можно узнать строение и человека, и вселенной.

«Процесс гармонического развития человека можно рассмотреть и с точки зрения закона октав. Закон октав даёт другую систему символов. Согласно закону октав, каждый завершённый процесс есть переход ноты «до» через серию последовательных тонов в «до» следующей октавы. Семь основных  тонов октавы выражают закон семи. Добавляя сюда «до» следующей октавы, иными словами увеличивая процесс, мы получаем восьмую ступень. Семь фундаментальных тонов с двумя «интервалами» и «добавочными толчками» дают девать ступеней. Если включить сюда «до» следующей октавы, мы получим десять ступеней. Последняя, десятая ступень представляет собой конец предшествующего и начало нового процесса. Таким образом, закон октав и выражаемый им цикл развития включает в себя числа от единицы до десяти. В данном пункте мы подходим к так называемой символике чисел. Символику чисел невозможно понять без знания закона октав и без ясного понимания того, как октавы выражаются в десятичной системе и наоборот».


Рецензии