Атака минисубмарин Британии линкора Тирпиц
Немецкие суперлинкоры «Бисмарк» и «Тирпиц» были настоящим ужасом для британского флота. Потенциальный их прорыв на коммуникации в Атлантике мог представлять серьезную угрозу для снабжения Британских островов. Для нейтрализации этой опасности британцы прилагали огромные усилия. «Бисмарка» удалось потопить в мае 1941 года в ходе настоящей облавы, в которой приняли участие 47 кораблей и шесть подводных лодок. За «Тирпицем» же пришлось охотиться около пяти лет. По данным историков, против него было совершено 26 всевозможных операций со стороны англичан, большинство из которых закончилось ничем.
После уничтожения «Бисмарка» немецкое военно-политическое руководство старалось не подставлять второй свой линкор под удар. Вторую половину 1941 года «Тирпиц» провел на Балтике в ожидании возможного прорыва советского флота в Швецию. В январе 1942 года его отправили в Норвегию. Страна фиордов стала базой для «Тирпица», а его главной задачей определили противодействие северным конвоям, следовавшим через океан в Мурманск. Линкор совершил всего три выхода в море. В марте 1942 года он безуспешно пытался перехватить конвои PQ-12 и QP-8, в июле участвовал в операции против конвоя PQ-17 (именно угроза со стороны «Тирпица» вынудила британское командование отозвать эскорт конвоя, что привело к его разгрому). Наконец, в сентябре 1943-го «Тирпиц» участвовал в операции по занятию Шпицбергена. Именно во время этой операции пушки главного калибра впервые открыли огонь по берегу, а вот по кораблям противника так и не выстрелили ни разу.
Еще со времени постройки «Тирпиц» стал приоритетной целью для британских флота и авиации. Перевод линкора из безопасной Балтики в Норвегию привел к активизации усилий по его уничтожению – теперь «Тирпиц» находился в пределах радиуса действия самолетов и кораблей. Но немцы создали тщательно продуманную защиту. Подходы к фиорду прикрывали минные поля и береговые батареи. Вокруг самого корабля установили противоторпедную сеть – своеобразную «клетку», свисавшую до глубины 15 м и открывавшуюся только для того, чтобы пропустить суда снабжения. Зенитную артиллерию корабля дополняли батареи, развернутые на берегу. Окружавшие «Тирпиц» воздух, вода и суша находились под круглосуточным контролем.
В ночь с 28 на 29 апреля 1942 года «Тирпиц» подвергся налету тяжелых бомбардировщиков «Ланкастер», применивших специальные «прыгающие» бомбы. Но корабль получил лишь незначительные повреждения, которые удалось быстро устранить. Тогда британское командование решило, так сказать, зайти с другой стороны, атаковав из-под воды. Обычная субмарина не имела шансов проникнуть в фиорд – надо было искать специальные средства. Сначала решили применить созданные по итальянскому образцу человекоуправляемые торпеды «Чэриот». Такое средство с экипажем из двух человек должно было доставить к месту назначения заряд мощной взрывчатки «торпекс» массой 600 кг. Поскольку даже такой заряд был для «Тирпица» что дробинка для слона, ставку сделали на «удар Давида в лоб Голиафа»: два «Чэриота» должны были укрепить заряды в особо уязвимых местах – под турбинами или вблизи рулей. Их подрыв нанес бы кораблю повреждения, которые можно было бы исправить только в сухом доке – а его в Норвегии не было. 30 октября 1942 года норвежское рыболовное судно вышло из Шотландии, везя на борту два «Чэриота», укрытых под рыбацкими сетями. При приближении к берегам Норвегии «Чэриоты» спустили под дно судна, укрепив тросами. Но вечером 31 октября обе торпеды были потеряны…
Немного истории. Всю Первую мировую войну вражеские флоты скрывались в хорошо защищенных гаванях, и союзники не имели возможности их атаковать.
Только в самом конце войны был изобретен способ нападения на корабли в защищенных гаванях. Группа итальянцев, которых теперь называют «фрогмены» (ныряльщики), успешно проникла в гавань Пола и потопила австрийский флагман, линкор «Вирибус Унитис». Ночью 1 ноября 1918 г. маленькая лодка, оборудованная электромотором, для уменьшения шума, доставила ныряльщиков к бону, перегородившему вход в порт. Спустившись в воду, они подплыли к бону, толкая перед собой плот с взрывчаткой, заключенной в водонепроницаемую упаковку. Фрогмены влезли на бон, перетащили через него плот и, спустив его в воду с другой стороны, поплыли дальше, толкая его перед собой. То, что случилось дальше, итальянцы и югославы описывают по-разному, но в любом случае это была исключительно смелая операция. По словам итальянцев, все было просто: моряки подплыли к линкору, прикрепили заряды к корпусу, после чего их обнаружили, выловили из воды и поместили в один из отсеков корабля, а часовой механизм взрывателя между тем продолжал тикать.
Югославы добавили одну деталь: за день до этого австрийский флот капитулировал, австрийский флаг был спущен, а вместо него поднят флаг еще не появившегося на свет югославского королевства. Адмирал Хорти, главнокомандующий австрийским флотом, сошел на берег, оставив вместо себя старшего югославского офицера. Война закончилась, и ради праздника гавань была освещена, как в мирное время. Так утверждали югославы.
Как бы то ни было, непосредственно перед взрывом итальянцы предупредили о нем, чтобы команда смогла покинуть корабль. И некоторым это удалось. Но новоиспеченного адмирала среди них не было.
Использование ныряльщиков для потопления кораблей было эффективным только в ограниченном пространстве, но итальянцы одновременно с этим экспериментировали с мини-подлодками, которые можно было доставить издалека.
Англичане вспомнили об этом, когда итальянские боевые пловцы осенью 1941 г. совершили успешное нападение на британские корабли в Гибралтаре и Александрии. В обоих случаях пловцы были натренированными ныряльщиками. В Гибралтаре они спустились в воду с итальянских торговых судов, стоявших в испанских территориальных водах, а в Александрии к месту операции их доставила подводная лодка.
Англичане тем временем сами работали над той же проблемой, но под другим углом зрения, и первая британская мини-подлодка была готова в начале 1942 г. Пока шло обучение экипажей для них, строилось еще несколько лодок. Служба на таких кораблях требовала от моряков исключительного мужества, поскольку во время плавания они подвергали себя не меньшему риску, чем во время атаки.
Постройка и эксплуатация сверхмалых подлодок требовала огромных затрат технических и человеческих ресурсов. Избытка хорошо подготовленных экипажей подводников не бывает никогда, да еще для операций с непредсказуемым исходом, а тут приходилось отвлекать опытных моряков от участия в боевых действиях, для которых их и готовили в свое время. Это было еще одной крупной статьей расходов для союзников. Эти расходы порождались одним только существованием на свете «Тирпица», поскольку, разумеется, этот линкор являлся главной целью для мини-подлодок.
Эти подлодки были готовы к действию в начале сентября 1943 г., когда продолжительность светлого времени примерно равнялась продолжительности ночи.
Мини-подлодки имели длину 48 футов (около 14 метров) и диаметр по мидель-шпангоуту 5,5 фута (около 1,6 метра). На этих кораблях человек среднего роста мог распрямиться только в центральном посту в районе перископа. Команда состояла из четырех человек. План нападения на «Тирпиц» был таков: обычные подлодки должны были отбуксировать шесть мини-подлодок в погруженном состоянии к Альтен-фьорду. Расстояние от базы этих субмарин на севере Шотландии до Альтен-фьорда составляло 1000 миль. Каждая лодка имела два экипажа – один для перехода, другой – для атаки. По прибытии ко входу в Альтен-фьорд боевой экипаж должен был перейти из буксирующей субмарины в мини-подлодку и сменить перегонявший ее экипаж, после чего малютки должны были самостоятельно войти в Альтен-фьорд.
Три из них должны были прикрепить взрывные устройства под «Тирпицем», две другие – под «Шарнхорстом» и одна – под «Лютцовом». Предполагалось, что эти два корабля тоже будут находиться в фьорде.
10 сентября пришло сообщение, что «Тирпиц» вернулся из рейда на Шпицберген, и 11 сентября мини-подлодки отправились в поход. Вплоть до 14 сентября плавание проходило без приключений. Три-четыре раза в сутки лодки всплывали для вентиляции.
15 сентября из России в Соединенное Королевство на «каталине» были доставлены самые последние фотографии расположения противолодочных сетей, сделанные со «спитфайров». Эта информация была по радио передана на лодки, идущие к фьорду.
По дороге на север были потеряны две мини-подлодки («Х-8» и «Х-9»). Третья, «Х-7», чуть было не погибла – ее буксировочный трос подцепил мину, которая едва не ударилась о корпус. Однако командиру лодки лейтенанту Б.Г. Плейсу удалось ее отбросить.
С одной из буксирующих субмарин, «Сиртисом», случилась другая неприятность. Она обнаружила на близком расстоянии от себя возвращавшуюся домой вражескую субмарину, но не могла открыть огонь, поскольку подводникам разрешалось атаковать только крупные корабли, чтобы не выдать своего присутствия в этом районе. Впрочем, всем субмаринам, патрулирующим к северу от побережья Норвегии, запрещалось открывать огонь по легким судам, чтобы сберечь торпеды для тяжелых кораблей и подлодок.
Из шести лодок дистанции удара в Альтен-фьорде достигли четыре, но одна из них, «Х-10», вышла из строя непосредственно перед атакой, и ее пришлось затопить, сняв экипаж, который провел на ее борту 10 дней.
Испытания показали, что буксировочные канаты слабы, и пришлось применить более прочные. К сожалению, ко времени отплытия мини-подлодок было готово только три. Все три новые выдержали, все три старые оборвались.
Три оставшиеся лодки предназначались для атаки на «Тирпиц». Кораблей «Шарнхорст» и «Лютцов» на стоянках не было. Первый участвовал в артиллерийских стрельбах в соседнем фьорде, а второй стоял на ремонте машин в Германии. «Х-5» приблизилась к противолодочным сетям, окружавшим «Тирпиц», и неожиданно исчезла. Таким образом, для атаки остались всего две лодки из шести – «Х-6» и «Х-7». «Х-6» под командованием лейтенанта Камерона первой вошла в сети. Позже лейтенант Камерон говорил, что они целую ночь перед атакой устраняли механические дефекты и слушали Би-би-си, а также переговоры немецких торговых судов, проплывавших рядом. Им удалось пройти внешние сети и найти проем во внутренней сети. Германские источники впоследствии сообщили, что этот проем был оставлен для лодок, которые осуществляли связь, поскольку телефонный кабель оказался порванным.
Однако гораздо больше забот подводникам доставили естественные, а не искусственные преграды в форме немецких противоторпедных сетей. Когда лодка проникла внутрь ограждений, от столкновения со скалой она выскочила на поверхность, и она была замечена с немецкого корабля артиллеристами, чистившими орудия.
Кто-то из них крикнул: «Субмарина!», и, словно завороженные, немцы уставились на медленно приближавшийся к ним перископ. Затем на поверхность всплыла маленькая субмарина, с корпуса которой ручьями стекала вода. Она находилась в 50 ярдах от «Тирпица», слишком близко, чтобы ее могло достать какое-либо из его орудий. Часовой на шкафуте открыл огонь из винтовки, другие пустили в ход револьверы и стали бросать ручные гранаты. Вокруг свистели пули, но они не причинили лодке никакого вреда – она подходила все ближе и ближе.
Единственным среди немцев, кто знал, что надо делать, был лейтенант Лейне. Он взял с собой двух или трех матросов и бросился вниз по трапу к баркасу, стоявшему рядом, завел мотор и направил баркас к субмарине, бросая по пути гранаты. Он завел трос вокруг рубки «Х-6» и попытался оттащить ее от «Тирпица», но субмарина оказалась сильнее баркаса и потянула его за собой.
Вскоре открылся люк подлодки, и оттуда появились четыре моряка в кожаных промасленных комбинезонах. Совершенно хладнокровно они уселись в немецкий баркас. Субмарина начала погружаться, продолжая приближаться к «Тирпицу» и, наконец, скрылась из виду прямо у его борта.
Капитан Мейер, командир корабля, тут же приказал водолазам спуститься под воду и обследовать корпус линкора. Но тут была обнаружена вторая субмарина. Прозвучал сигнал тревоги. Заработало легкое автоматическое оружие. Мини-подлодку, окруженную всплесками от пуль, видели недолго – она быстро погрузилась. Это была «Х-7», установившая заряды под днищем «Тирпица» и шедшая назад.
«Х-7», пытавшаяся уйти, запуталась в сетях. Она затратила на подход к «Тирпицу» больше времени, чем ожидалось, но все-таки ей удалось преодолеть сети и поставить мины. Теперь следовало убраться отсюда прежде, чем они взорвутся. Лодка находилась ниже перископной глубины, а ее компас все еще не работал, так что двигаться можно было только вслепую. В течение следующих 45 минут «Х-7» попадала то в одну, то в другую сеть. Лейтенант Плейс впоследствии рассказывал: «В 7.40 мы, как нам показалось, миновали последнюю сеть, однако это было не так. Как же обидно было угодить в новую сеть! Вскоре раздался сильнейший взрыв, который, видимо, выбросил нас за ее пределы. После всплытия мы с досадой увидели, что «Тирпиц» все еще на плаву».
«Х-7» всплыла недалеко от борта линкора. Плейс выбрался из подлодки на палубу и стал размахивать белым платком, давая понять, что сдается. Двум подводникам спастись не удалось – «Х-7» затонула. Только еще один член экипажа, младший лейтенант Роберт Эйткин, сумел выбраться из затонувшей через час лодки благодаря спасательному аппарату Дэвила.
Пленных из экипажа «Х-6» подняли на борт линкора и поместили во внутреннее помещение корабля и угостили кофе и шнапсом. По рассказам немцев, английские подводники часто поглядывали на часы, что было неудивительно, ведь заложенные ими заряды должны были взорваться через несколько минут. Немцы стали допрашивать английских моряков.
Первой мыслью капитана Мейера было выйти за сети во фьорд, поскольку он посчитал, что мины уже заложены. Увидев вторую субмарину, он передумал, опасаясь, что за сетями находятся другие британские подводные лодки, ждущие его выхода, и решил оставаться на месте, лишь слегка изменив позицию корабля – подняв один якорь на случай, если на дне фьорда под днищем корабля заложены мины.
В 8.12 сработали все четыре мины, каждая весом 2 тонны, а в бортовом журнале «Тирпица» появилась запись: «Два последовательных взрыва по левому борту с интервалом в 1/10 с. Корабль сильно вибрирует по вертикали и слегка раскачивается между якорями».
Неожиданно «Тирпиц» поднялся в воде на несколько футов, затем просел с легким креном. Все лампы погасли, водонепроницаемые двери заклинило, различные элементы такелажа попадали вниз, а огнетушители, сорванные с переборок, стали изрыгать пену. Всех, кто стоял на ногах, с силой подбросило в воздух; раздавался оглушительный грохот.
После войны, вернувшись из немецкого лагеря для военнопленных, Плейс и Камерон были награждены крестом Виктории.
Немцы подняли «Х-7» с глубины 120 футов и были поражены, узнав из судовых документов, как хорошо экипажи мини-подлодок были осведомлены о «Тирпице» – его местоположении и жизни на борту. По мнению немцев, эта информация была получена от групп норвежского Сопротивления.
Атака была совершена в самый удобный момент дня, когда шла чистка орудий и многие из них были небоеспособны. Немцы решили, что время для атаки было выбрано так удачно потому, что англичане располагали подробной информацией о распорядке жизни на корабле, но в действительности это оказалось лишь удачным совпадением.
Незадолго до атаки мини-подлодок немцы получили предупреждение, что готовится нечто подобное. Эта информация пришла от одного негодяя – агента собственной безопасности разведки СС. Этот человек, Генри Риннан, сын финна и лапландки, арестовал бойца Сопротивления и, вероятно, подвергнув его пыткам, получил некоторые коды, которые использовались для связи между Норвегией и Соединенным Королевством. С их помощью он узнал о готовящейся операции в Альтен-фьорде и предупредил германское военно-морское командование. После освобождения Норвегии Риннан пытался бежать в Швецию, но был пойман, осужден и казнен в Осло 1 февраля 1947 г.
Увидев, что «Тирпиц» после взрыва мин остался на плаву, Плейс очень расстроился. Тем не менее линкор был сильно поврежден. Одна из турбин сошла с фундамента; артиллерийскую башню «С», весом около 2000 тонн, сместило с места взрывом, раздавшимся прямо под ней. Эту поломку невозможно было исправить без отправки в док, поскольку ни один плавучий кран не смог бы поднять этой башни. Вдобавок вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнем. И хотя их ремонт можно было произвести на месте, это заняло бы слишком много времени.
24 сентября Дёниц сообщил Гитлеру о нападении на линкор мини-подлодок, и они решили, что не следует отправлять корабль в Германию на ремонт, частично из-за того, чтобы не подвергать его риску авиационных налетов, которые сильно повредили в аналогичной ситуации «Гнейзенау». Кроме того, Гитлер и Дёниц надеялись, что, оставив «Тирпиц» в Альтен-фьорде, они сумеют утаить от британского командования факт, что он выведен из строя, и британские корабли по-прежнему будут нацелены на борьбу с ним.
Для оказания помощи «Тирпицу» немцы послали в Альтен-фьорд ремонтный корабль «Ноймарк» вместе с бывшим лайнером «Ньюс Зорк», ходившим из Гамбурга в Америку. На нем жили инженеры и рабочие, день и ночь занимавшиеся ремонтом корабля. Система управления была приведена в порядок, пробоины в днище заделаны, но многие шпангоуты пришлось оставить как есть, поскольку для их ремонта необходимо было поставить «Тирпиц» в сухой док, а в радиусе тысяч миль такого дока не было.
Разрушение набора корпуса означало, что «Тирпиц» больше не сможет давать полный ход, иными словами, атака мини-подлодок так сильно повредила корабль, что ему уже невозможно было вернуть былую мощь. Но англичане этого не знали и готовились окончательно покончить с «Тирпицем».
22 ноября, два месяца спустя после этой атаки, СКЛ получило от командующего военно-морской группой «Север» следующее сообщение: «В результате успешной атаки мини-подлодок на тяжелые корабли, входящие в состав боевой группы, «Тирпиц» на несколько месяцев выведен из строя».
Английский фильм, снятый по реальным событиям с линкором Тирпиц, только очень приукрашенный... И ещё под впечатлением от действий итальянских боевых пловцов времён Второй Мировой войны, управлявших специальными "человеко-торпедами" и подорвавшими парочку английских же линкоров в Александрии (а по слухам, и советский линкор "Новороссийск" в 1955 году), откуда, мне кажется, был взят сюжетный ход, когда взятые в плен подводники оказались на судне, которое должно быть ими подорвано... Ну ладно, ближе к фильму «Субмарина Х-1», снятого в 1968 году, который я посмотрел два раза, второй раз накануне работы над материалом.
Один отважный командир подводной лодки при атаке могучего немецкого дредноута потерял свою субмарину и почти весь экипаж... В трибунале был оправдан и отправлен служить командиром и инструктором в чрезвычайно секретную британскую часть, где тренировались экипажи маленьких диверсионных подводных лодок... Часть была такая важная и секретная, что фашисты даже сбросили десантников для её уничтожения, но моряки их "заломали"...
Авторы хотели максимально скрупулёзно осветить всю технологию процесса... Но сдаётся мне, что сами потом слегка увлеклись коллизиями и запутали зрителей хитросплетением выполнения боевой задачи... Три подлодки с четырьмя членами экипажа выпускают по одному пловцу, кто-то тонет, кого-то подбирают, погружаются и выгружаются... Водоворот событий в ограниченное время.. Джеймс Каан играет командира британской подводной лодки, которая была потоплена немецким линкором «Линдендорф», и ему поручено возглавить сверхсекретный проект по уничтожению этого военного корабля. «Линдендорф» удобно расположен в норвежском фьорде, где дымовые машины делают невозможной воздушную бомбардировку, а противолодочные сети защищают его от торпед. Однако британское Адмиралтейство надеется, что подводные мини-лодки класса «Х» смогут проникнуть в противолодочные сети и подобраться достаточно близко, чтобы прикрепить заряды.
И вот, после изнурительных тренировок, эти лодки поплыли (или - пошли) в Норвегию, где в одном из фьордов затаился тот могучий немецкий линкор, старый знакомец нашего командира... Ценой двух уничтоженных боевых единиц (из трёх) задание таки было выполнено!
Свидетельство о публикации №220122500660