Иллюзия обмана 2, или Око за око, сын за отца

В "Иллюзии обмана" (ИО), вышедшей на экраны в 2013 году, на продолжение ничего особенно не намекало, кроме разве что последних фраз иллюзионистов. Интересный одноразовый сюжет, довольно поверхностное раскрытие персонажей, ускользающий практически до самого конца смысл действий героев, в результате оказавшийся актом отмщения третьего лица под прикрытием тест-драйва на вступление в таинственную организацию «Око», забавные фокусы, бывшие на самом деле частями одной огромной иллюзии, и несколько неожиданный (для меня), но более или менее логичный финал с раскрытием личности невидимого Пятого Всадника.

Характеры и роли персонажей обрисованы парой штрихов без особой глубины. Это Всадники – амбициозный нарцисс Дэниел Атлас, обладающий талантом гипнотизера и арсеналом нижепоясных шуток Меррит МакКинни, толком не раскрытая Хенли Ривз и старательно пытающийся добиться равного положения в команде Джек Уайлдер. Это их «кошелек» – владелец страхового бизнеса Артур Тресслер, поначалу вроде обычный спонсор, оказавшийся этаким «скупым рыцарем» и потерявший свое состояние. Это их идейный противник – разоблачитель фокусов Таддеуш Брэдли, сделавший имя на разрушении карьер – и жизней – иллюзионистов, наказанный за свою причастность к гибели одного из них и выставленный в результате обычным иллюзионистом-неудачником, который не сумел попасть в «Око» и превратил в доходный бизнес свою зависть к более удачливым коллегам. Это их преследователи – брутально-небритый агент ФБР Дилан Родс, упрямый, отказывающийся видеть дальше своего носа и постоянно облапошиваемый Всадниками, и его более проницательная и обладающая более широким взглядом на вещи агент Интерпола Альма Дрей.
 
Сюжет ИО, обещавший нечто вроде фильма о современных Робин-Гудах с нравственной подоплекой, к финалу скатывается в повествование о реализации давно задуманного плана мести, параллельно приплетая совсем уж фантастическую линию «Ока». И вот фокусы вроде как уже и не фокусы, а нечто вроде обряда инициации, и благородные разбойники оказываются просто орудием в руках Пятого Всадника, мало того – на протяжении всего фильма прекрасно это осознают, но продолжают играть в задуманную кем-то игру. А человек, выразивший свое мнение как «просто не люблю, когда людей используют», оказывается еще тем манипулятором. И к финалу не так-то легко разобраться, на чьей стороне правда, кто достоин сочувствия и понимания, кто – порицания и наказания, и вообще стоила ли игра свеч. Словом, смешанное впечатление – вроде и понравилось, но все равно что-то не то…

Три года спустя трейлер ИО-2 голосом и образом Таддеуша Брэдли предупредил зрителей, что Всадникам предстоит получить по заслугам за все их художества из первого фильма. То есть, похоже, снова будет месть, и разоблачитель фокусов окажется каким-то образом к ней причастен. Судя по трейлеру, Всадники возвращаются на большую сцену – значит, какое-то время они где-то пропадали, скрывались в тени (предположительно проходили обучение в «Оке», куда попали в финале ИО). Пятый Всадник – непонятно, какая роль отведена ему здесь. Намек на громкое разоблачение во время шоу – у Всадников появился невидимый противник. Молниеносная телепортация из одной страны в другую и повисшие в воздухе дождевые капли – эй, это действительно намек на нечто, не объясняемое законами логики? Замена в составе Всадников, которая не слишком им по душе, и завершающий картину бородатый Дэниел Рэдклифф в белом костюме. Тааак, может быть, в этот раз мы действительно увидим настоящее волшебство, на которое намекала первая часть? И, наверное, будет захватывающая история с участием всех пяти Всадников, с втершимся в доверие противником или же предателем внутри самой команды? С красочными фокусами, опасными трюками, дымом и зеркалами, ловкостью рук без мошенничества, побегом, преследованием, исчезновением, раскрытием карт – во всех смыслах, – громкими разоблачениями и грандиозным финалом, где восторжествует справедливость, а злодеи понесут заслуженное наказание?

И ведь почти так. Правда, Всадников (всех пятерых) разоблачили уже в самом начале фильма; смена состава прошла вполне себе успешно – не без шероховатостей, разумеется, но всё же; не втершийся в доверие, но все-таки противник с огромным удовольствием раскрыл себя перед членом команды, едва не ставшим предателем; ловкость рук с лихвой оправдалась в сцене кражи; финал действительно был грандиозным, последние разоблачения – громкими; а сама история, в которой к мотиву мести добавилась еще и корысть, оказалась пусть и донельзя запутанной, но вполне себе захватывающей и основанной в большинстве своем на том, что Главгад манипулирует главными героями с помощью их слабостей. Прибавить к этому постановку фокусов, усиление (кое-где с перебором) драматической составляющей, непредсказуемый (для меня) сюжетный маятник, забывший о равномерности движения, и тот факт, что действие на экране притягивало внимание практически с первого момента до последнего – в результате я не скучала.

(...)

Общее впечатление: В целом получается так, что ИО-2 в чем-то повторяет ключевые сюжетные линии первой части, меняя только обстановку да добавляя действующих лиц:

ИО: Пятый Всадник реализует давно задуманный план мести – ИО-2: Главгад реализует хорошо продуманный план мести, заодно наживаясь на этом.

ИО: Пятый Всадник использует команду, чтобы разорить Артура Тресслера – ИО-2: Главгад использует ту же команду, чтобы позволить Артуру Тресслеру уничтожить Пятого Всадника.

ИО: Пятый Всадник посредством реализации своего плана устраивает четверке испытания на профпригодность для «Ока» – ИО-2: Таддеуш Брэдли посредством участия в реализации плана мести Главгада устраивает Пятому Всаднику испытание на профпригодность к статусу «великого волшебника».

ИО: ФБР получает своего преступника, но так и не находит главного зачинщика – ИО-2: ФБР получает своих преступников, упускает зачинщика и остается в полном неведении относительно главного инициатора, которым оказывается преступник из первой части.

ИО: Таддеуш Брэдли догадывается, с чего все началось – ИО-2: Таддеуш Брэдли знает, чем всё закончится.

Но я все равно осталась довольна.

(...)

18.06.2016г. (ред. 2020г.)

*****


Рецензии