Образ читателя в лирике Анны Ахматовой

    Анализируя произведения художественной литературы, мы со школьной скамьи привыкаем к словосочетаниям «образ героя», «образ автора» и очень редко задумываемся над образом читателя. А ведь в европейской и отечественной литературе с XVIII века активно стали включаться беседы с читателем, обращения к определенному адресату - читателю. Это составляющее звено произведения отчётливо проявляется в «Дон Жуане» Байрона, «Евгении Онегине» Пушкина, «Мёртвых душах» Гоголя и многих других произведениях. Особенно явно предстает образ читателя в творчестве поэтов, в циклах о назначении поэта и поэзии.

     Безусловно, автора всегда волнует реакция читателя. Читатель - не пассивный, безликий адресат! Читательский спрос, можно сказать «управляет» развитием литературного процесса, и сам читатель - это обязательный элемент творческого процесса! Порой адресатом является конкретный, существующий человек. Иногда автору его читатель представляется другом или недругом. Иногда читатель является персонажем произведения, участвующим в сюжете. В любом случае, реальные читатели - это основа, благодаря которой творческое сознание автора порождает образ читателя в конкретном произведении. Литературе нужен читатель. Автор, как и артист, испытывает потребность в своей публике. Взаимосвязь читательского вкуса и спроса с развитием литературного процесса очевидна. Современное литературоведение пришло к выводу: не только художественная литература влияет на читателя, но и читатель влияет на неё. Схема связи «автор-произведение-читатель» стала предметом изучения многих специальных дисциплин.

     Какой же образ читателя мы видим в произведениях Анны Ахматовой? Есть ли прямые обращения к тем, кому адресует она свои строки? Ответить на эти вопросы поможет анализ избранных произведений зрелого периода её творчества. Поздний этап творчества великой поэтессы - это отражение трагедии времени, период тесной связи судьбы поэта с судьбой родной страны в самые тяжелейшие годы:

«Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был» (эпиграф к поэме "Реквием").

     «…В тот час, как рушатся миры…» («Надпись на книге»), Ахматова в своих произведениях честно и мужественно поведала миру то, что переживало ее поколение: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула» («Северные элегии. Пятая»). Об этой поре А. А. Ахматова писала в автобиографии: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных» В стихотворениях этих лет мы находим обращение к реальному и воображаемому читателю («Творчество», «Поэт», «Читатель» из цикла «Тайны ремесла»).

     Например, в стихотворении «Поэт» образ воображаемого читателя – это простой обыватель, который со стороны смотрит на творчество. Вот его взгляд на поэзию:

«Подумаешь, тоже работа, —

Беспечное это житье:

Подслушать у музыки что-то

И выдать шутя за свое».

     Поэтесса не скрывает, что заимствует кое-что у природы: подслушивает, подсматривает. Она, действительно, черпает вдохновение от природы, пропуская через свое сердце и мировоззрение:

«…Немного у жизни лукавой

И все — у ночной тишины».

     Близость к читателю-обывателю поэтесса выражает с помощью незамысловатой формы стиха, простой лексики, понятных эпитетов («беспечное это житье», «бедное сердце», дымовая завеса), олицетворения («бедное сердце так стонет»).

     Ахматова использует иронию, придающую определенную двусмысленность сказанному. Её лирический герой позволяет о поэтическом рассказывать иронически. На это указывают такие слова: «что-то», «чье-то», «какие-то» и в итоге – «выдать шутя за свое». Эпитеты «беспечное», «веселое», «лукавой» настраивают на легкое, позитивное восприятие текста. Слова «подумаешь, тоже работа» провоцируют читателя либо согласиться с этим, либо оспорить. Стихотворение «Поэт» звучит как признание, отчет автора перед читателями, слушателями. Оно практически обезличено, что достигается использованием местоимений и глаголов в неопределенной форме. Если не знаешь, кто автор, то даже сложно догадаться, от чьего лица написано стихотворение.

     В стихотворении «Творчество» описан поэтапно процесс рождения стихов. Начало каждого этапа предваряется словами: «но вот», «тогда». Все глаголы в тексте употребляются в настоящем времени, и это дает возможность читателю быть свидетелем процесса сотворения стиха.

     Поскольку в стихотворении прослеживаются черты символизма и романтизма, все образы многозначны, то создается загадочная атмосфера, близкая к фантастической. Именно это предоставляет автору возможность выразить «невыразимое», передать читателю глубину своих мыслей, а читателю – понять суть творческого процесса. Здесь явная рефлексия, направленная на осмысление своих собственных действий, ощущений, эмоций, которая помогает автору быть понятым и принятым читателем.

     Рассматривая тему предназначения поэзии, А. А. Ахматова ориентируется на читательское восприятие, являющееся для нее составной частью творческого процесса. Без этого труд писателя теряет мотивацию. Художественное произведение - мертво, если нет общения между его создателем и адресатом. Разве творческие муки писателя предназначены для мусорной корзины? В стихотворении «А в книгах я последнюю страницу…» открывается тайна создателя произведения: без читателя (слушателя) он «бесповоротно одинок». Здесь образу читателя характерна некая вариативность, недосказанность: «неведомый друг». Доверительным тоном автор пытается раскрыть секреты своего мастерства, поведать тайну, но тайна – это и есть нечто неразгаданное, ещё не познанное.

     Образу читателя, слушателя и поклонника, посвящено стихотворение «Читатель». Отрицание, прозвучавшее в зачине, настраивает на диалог, подчеркивая главную черту персонажа-поэта, - его открытость:

«…чтоб быть современнику ясным,

Весь настежь распахнут поэт»

     Позиция поэта обозначена театральным антуражем, контрастом света и тьмы. Освещенной фигуре поэта, возвышающегося над рампой, противопоставлен неопределенный облик читателя, который находится в тени. В отличие от освещенности и открытости поэта, читатель сравнивается с сокрытым землею кладом:

«А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад…»,

     Это - «неведомый друг». Читательское восприятие описано в традициях русской лирики в форме скрытых цитат: «самый последний, случайный», «Там кто-то беспомощно плачет…», «незнакомые очи», «исповедь льется», «Наш век на земле быстротечен…». Иносказательно описано общение автора и читателя:

«…те незнакомые очи

До света со мной говорят,

За что-то меня упрекают

И в чем-то согласны со мной…».

     Перед нами предстаёт диалог творческого процесса творца и сотворца. Такая плодотворная беседа обозначена метафорами «беседы блаженнейший зной», «исповедь немая». Завершающее четверостишие рисует идеальную роль читателя:

«Наш век на земле быстротечен

И тесен назначенный круг,

А он неизменен и вечен —

Поэта неведомый друг».

Таким образом, поэзия всегда предназначена для читателя, она живет, пока продолжается диалог между поэтом и читателем.

     Проводимый анализ сущности образа читателя конкретного литературного произведения способствует более глубокому и точному пониманию авторского замысла. Даже если поэт не говорит открыто об адресате своего творчества, не называет конкретных личностей, то он использует все художественные средства для создания собирательного образа современника, читателя-потомка, образа «неведомого друга», собеседника автора, читателя в общем понимании. Например, для создания ощущения диалога с читателем Ахматова использует прямые обращения, «разговорные» техники, вопросительные и побудительные предложения.

     Читатель всегда является собеседником автора, посредником между автором и реальным читателем. Диалогичность стихотворной речи помогает созданию образов автора и читателя, позволяет осмыслить идейную ценность произведения.

     Само восприятие художественного слова - это тоже процесс сотворчества. Поэт открывает себя, свою душу, а читатель находит свои черты, узнает в творчестве себя:

«И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне»

(«Мне не нужны одические рати…»).

     Спасибо, Анна Андреевна, мы, потомки, услышали Ваше поэтическое слово! Оно звучит на радость нам, читателям! Благодаря Вам, мы познали целую эпоху! Низкий поклон от всех читателей!

     Хочется сказать словами гениальной поэтессы : «Теперь я всех благодарю...»


Рецензии
Людмила,спасибо.Мне понравилась ваша статья. Творчество А. А. Ахматовой меня никогда не привлекало,(отталкивала ее "господствующая интонация"),хотя многие в мои молодые годы ею восхищались. Теперь, вероятно, настало время обратить внимание на ее поэзию повнимательнее.
С уважением

Татиана Рет   28.03.2021 10:44     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение! Очень благодарна за отзыв!

С уважением!

Людмила Кокоренко   28.03.2021 17:17   Заявить о нарушении