Из архива

Памятью в прошлое…
 Я живу в чудном местечке  с громким названием Балабаново. Может, оно названо так потому, что некогда, по одной из версий, селились здесь гордые птицы» болобоны»?
 Этот небольшой городок расположен в ста км от столицы и совсем рядышком – с древним Боровско-Пафнутьевым  монастырем, известным еще с 15 века. Да и первое упоминание о Балабаново в письменных источниках относится к 1614 году, как о вотчине монастыря.
 Удобно расположенное,  (в20 км от Малоярославца, в 8 км от ранее считавшимся старообрядческим  городом  Боровск;  рядом железная дорога, шоссейная дорога Москва - Киев), оно стало местом, где живут замечательные люди, где протекает река с пронзительным названием  Страдаловка,  где построен храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского. 
Однажды   прихожане  храма собрались в паломническую поездку в Санкт-Петербург, которая и состоялась на Светлой пасхальной седмице 2003года, поездку, которая оставила неизгладимые впечатления о городе на Неве.
Отслужив молебен о путешествующих, паломники отправились  на встречу  с праведным Иоанном Кронштадтским, с благ. Князем Александром Невским, с блаж. Ксенией…. Не доехав до Ленинградского вокзала всего несколько км, автобус сломался…. Паломники с вытаращенными от испуга глазами,  ввалились в троллейбус,  все 32 человека.  По перрону бежали изо всех сил, растеряв картошку, которую взяли с собой, несколько раз теряя сумки и пакеты...  За несколько минут до  отхода поезда расселись по местам… Ухххх!  Можно передохнуть и набраться сил, ведь еще неизвестно,  что будет впереди (начало-то  было «многообещающим»!).
 К утру уже было все позабыто, ждали встречи с питерским экскурсоводом, тревожились, удалось ли ей найти для нас автобус, интересно ли будет рассказывать…   Все в порядке: встретились, не растерялись, не заблудились. Нас ждали, нас уже любят! Распахнутые глаза-вишенки  экскурсовода светились счастьем. Еще бы: едем в сердце Питера. Остановка: «Александро-Невская площадь». Сердце замерло: мощи св. Александра Невского… ,  того самого, … что на Чудском озере, того самого, что княжил в Новгороде… , того самого, у которого рука сама  протянулась из гроба за разрешительной молитвой. 
 Литургическое торжественное пение монахов закончилось.  Причастие у мощей, и …тихая радость поселяется в сердцах 32 калужан.
  Стоим на монастырском кладбище. Плавно течет мелодичная речь Натальи Евгеньевны, а мы, балабановцы, наполняемся гордостью, что сподобились быть здесь, что перед нами эта интеллигентная женщина, которая любит этот город, любит этого святого и делится этой любовью с нами, жителями малоприметного городка Калужской земли.  Медленно, словно проплывая, мы катимся по Набережной реки Невы, «узнаем» Аничков мост, Васильевский остров,  Исаакиевский собор, Казанский… и замираем в молитве перед часовенкой, где покоятся мощи  св.  блаж.  Ксении. «Ксения блаженная, помоги, родная, я к твоей  часовне снова припаду…», -- беззвучно шепчут губы, глаза наполнены просительными слезами, а в стороне, низко склонив голову, просит о нас доселе не знакомая нам женщина-экскурсовод: « Услыши их, матушка Ксения, помоги… Приехали издалека.. Полюби их, помоги…».
 После молебна блаженной Ксении, обходя еще раз крестным ходом часовню,  часто оглядываясь, мы буквально отрываем  себя от нее   и уходим мимо церкви в честь Смоленской  иконы Божией Матери (на строительство которой кирпичи носила сама Ксенюшка) к автобусу, садимся и … О, чудо: мы любим этот город, эту Неву, корабли, это северное небо…
 - Христос Воскресе из мертвых!
Смертию смерть поправ,
 И сущим во гробех
Живот даровав!
 Три раза, пять, снова и снова  слова пасхального тропаря ликующе вырываются из  груди, сливаясь в единый соборный  Гимн Любви! Нет больше 32 сердец!  Есть одно, большое, торжествующее и любящее сердце!
 Но вот опять полилась тихая ненавязчивая речь  экскурсовода об этом светлом городе, о том, кто повторил подвиг преп. Серафима Саровского, дважды простояв  тысячу дней на камне, - о преп Серафиме Вырицком. Мы едем в Вырицу,  где стоит храм, выстроенный без единого гвоздя; где во время Великой Отечественной войны  в нем на литургии молились и жители, и захватчики (так велика была сила молитвы  Серафима Вырицкого!). Там  за время войны лишь один снаряд упал на дом, обитателям которого  еще в начале войны старец пророчески посоветовал выехать.
 Кажется, мы в раю:  сосновый воздух, стволы, высвеченные лучами заходящего солнца, потрясающая тишина и снова радость! Оказывается, давно прошло время, назначенное для встречи с нами священником протоиереем Алексием. А он не ушел после литургии, ждал, чтобы пропеть с нами пасхальный канон; ждал, чтобы помазать  из дальних мест приехавших паломников святым маслицем от гробницы святого преподобного Серафима Вырицкого.  Кто бывал в поездках, знает, как важно такое помазание для уже подуставших паломников, для подкрепления их сил.
 Не каждый может понести столько благодати, сколько получили мы тогда  - куда больше!  Но…  Опять это «но»: такими радостными улыбками нас, «пропавших» и вовремя не приехавших к назначенному времени, встретили сотрудники детского дома, где мы договорились остановиться, что мы поняли: мы дома! И нет как будто между нашими городами тысячи верст, и не в первый раз мы приехали, и не в первый раз мы увидели их, а они – нас! Нет! Мы свои! Мы живем здесь!
 Дааа,  чуудны дела Твои, Господи… Что-то принесет нам завтрашний день? День 8 мая. Завтра нет с нами нашей «водительницы», занята. Не знаем мы дороги в Кронштадт, никто не ждет нас там… Не знаем, как  пройти - проехать к квартире св. Иоанна Кронштадтского, к месту, где был  Андреевский  собор,  в котором  53 года прослужил небесный покровитель Балабанова  св. Иоанн. Едем почти в «никуда», хотя  понимаем, что «язык до Киева доведет». Отдавая ключи и прощаясь с хозяевами, мы слышим, как трижды нам вслед несутся загадочные слова: «Да вы не спешите». Недоумевая, садимся в подаренный  нам на один день автобус от завода «Балтика».  Вчерашнее оживление и ощущение пасхальной радости в сердце снова наполняют  слова тропаря  звучностью и торжеством. На полном ходу автобус выносит нас за город, и мы зажмуриваемся от блеска голубого неба и голубой воды: Финский залив?! «Финский залив!», - осеняет нас, и с крутой насыпи мы скатываемся вниз -  к воде Финского залива. Море воды и света! Где – море? Где – небо?  Едино все! И мы – это уже не мы, а маленькие камешки, галька на берегу залива!.. Столько воды балабановцы еще не видели. Огромная волна внезапно окатила нас  холодным фонтаном,  и мы с визгом отбегаем подальше:  это не волна речки Страдаловки, а сила водяной стихии!  Присмирев, идем к автобусу, поглощая глазами безграничность водного пространства…  Едем, прижав носы к стеклам окон автобуса: вода.  Везде – вода. И вдруг, словно «дядька Черномор»,  на горизонте из воды появляется сначала шпиль, шапка и вот уже стены Морского собора, при закладке которого 8 мая 1903 года не только протоиерей, (сегодня праведный Иоанн Кронштадтский) был, но и царь Николай, ныне прославленный в лике святых, и святая новомученица Александра. Подумать только: ровно через сто лет прихожане храма в честь этого святого из далекой глубинки стоят на том самом месте, где стояли они, небесные покровители и ходатаи за нас. Воистину: дивны дела  Твои, Господи.
 Не ориентируясь в незнакомом городе, мы крестным ходом (с большой иконой святого праведного Иоанна Кронштадтского, которой благословил нас в поездку настоятель нашего храма), в белых  и красных праздничных платочках чуть не строем направились  по главной улице города. Задержались на повороте к музею-квартире святого, где он прожил 53 года, чтобы сфотографироваться у памятного камня на месте Андреевского собора. А в это время из своей квартиры  вышла  «всего на одну минуту», по ее словам,  «за булочкой»  экскурсовод  г. Кронштадта и увидела группу паломников.  Профессиональный интерес, кто же вместо нее проводит экскурсию по городу,  привел ее к нам. А мы словно вцепились в нее, упросив быть нашим гидом. Согласилась. И мы не пожалели, что  «не поторопились» по совету вахтерши детдома и подошли в тот момент, когда экскурсоводу города понадобилась булочка.
 Все мы услышали, все нам показали, всюду  безпрепятственно провели: постояли на балконе, откуда благословлял  народ батюшка  Иоанн; приложились к его епитрахили, помазались маслицем из неугасимой лампадки в его квартире, побывали на кладбище в часовенке Феодоры Власьевны – сторогой архангельской подвижницы, матушки протоиерея Иоанна.  Часовня  лишь недавно  была  освобождена от многолетнего мусора, скопившего за долгие 70 лет безбожия, словно специально к нашему приезду.
 Оказавшись за оградой  перед храмом нашего храма в Балабаново, мы вдруг поняли, что мы здесь тоже на острове, как и там, в Кронштадте: через дорогу город, а к храму надо прийти или приехать, «приплыть», в житейском море утопая. Так сомкнулось в кольцо Любви и взаимопонимания удивительное путешествие  32 балабановцев, 17 из которых были дети, ученики Воскресной школы:  «Балабаново – Санкт  - Петербург –  Вырица - Кронштадт – Балабаново». «Един Бог, един Господь, Един Бог Саваоф,  исполнь небо и земля славы Твоея».
 По-новому осознав  это молитвенное восхваление, мы понимаем, что Любовь, Правда, Истина Вечны, что  Бог – это Любовь. Та Любовь, что помогла нам обрести духовных сестер в  Санкт – Петербурге, Кронштадте, Вырице, с которыми мы еще долго поддерживали связь, переписывались с ними, посылали телеграммы. И даже принимали целый автобус паломников из северной столицы, поили их парным молоком, а они жертвовали на кирпичики, которые потом легли в облицовку стен храма.
 Прошли годы, а при встрече участников той поездки памятью  невольно обращаешься к давно ушедшим событиям и вспоминаешь:  «А помнишь, как ты бежала впереди автобуса, чтобы спросить, как проехать к Владимирскому храму? А помнишь, как из привезенных с собою продуктов  ели вкуснющий суп? А помнишь, как забыли нашу радельницу – повариху, когда она захотела купить для нас морковь? А помнишь, как нас адмирал приглашал на праздник?  А помнишь бабу Валю, которая не выпускала из рук Псалтирь и читала, читала…. А концерт? Ты помнишь концерт учащихся Воскресной школы для детей – детдомовцев? Балалайка в руках шестилетнего Паши; хоровая песня   «Москва златоглавая», золотые купола на холсте?..»
 Надолго осталась и в памяти и истории храма эта поездка.  Выросли ученики, уже  водят своих детей в воскресную школу и к Причастию.  Состарилась баба Валя…
 Но не стареет Любовь…
- Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь….


Рецензии