Ты ж молись

Ты ж молись…
Нелепо ушел из жизни брат. Любимый. Единственный. Стою в церкви. Слезы застилают глаза, ничего не вижу. Да и не чувствую.  Голова ниже плеч…  Вдруг в опустошенной душе голос: «Ты ж молись».   Внутренний голос, словно  не  во мне, отвечает: «Да я не умею». Медленно подымаю голову. Затуманенный взгляд упирается в ласково – строгие глаза. Невозможно отвести их в сторону.  «Ты ж молись», - эхом откликнулся «знакомый» голос. Рука, будто стопудовая  гиря, с трудом поднимается ко лбу, падает на уровне живота, неимоверным усилием тянется от одного плеча к другому… Раз…   Другой…  Третий.  Легче стало дышать. Сдавленная  будто обручем,  грудь несколько освободилась.  Повела глазами вокруг: люди…  Много людей.  «Который час?» - еле двигая застывшими губами, спрашиваю у рядом стоящей женщины.  Она отвечает, и я только на  подсознательном уровне  понимаю, что не успеваю на кладбище.  Первый день после похорон. Надо уходить. Словно во сне, подхожу к старушке, спрашиваю, кто изображен вон там, на той иконе…  «Святой Николай  Угодник», - почти равнодушно отвечает  та, и через несколько минут  я оказываюсь  в пустынном сквере, насквозь пронизываемом  осенним ветром. Тороплюсь.  Вдруг резко останавливаюсь, как вкопанная: где-то я это уже видела,   и множество людей, и этот холодный сквер.   Вопрос  о времени отчетливо всплывает в моей памяти. Я его уже задавала! Сон!.. Я видела эту картину во сне!  Остолбеневшая, я «выхватываю» последнюю мысль из сна: « Главное здесь, а не там. Главное здесь, в церкви… Куда же ты уходишь….». Словно молния, эта мысль обжигает меня, и я понуро плетусь (уже не бегу) к месту назначенной встречи, чтобы безчувственно стоять у могилы, жевать почти резиновый холодный блин, отвечать на вопросы… Ничто это моему брату уже не поможет, ничего из этого ему уже не нужно. Он уже там, далеко. Слезы с новой силой хлынули из глаз, а в душе появляется твердая решимость: молиться. «Молиться!» - как подсказал чудным образом этот святой! Как его?.. Святой Николай…  Николай  Чудотворец.
 Вернувшись  домой, тупо смотрю на  экран телевизора. Идет трансляция встречи  со священником. Он отвечает на вопрос,  как он пришел в церковь, да еще стал священником. Рассказывает, что раньше был научным сотрудником, подавающим  большие надежды в науке. Была жена, дети, престарелые родители. А он пристрастился к алкоголю. Когда опомнился, рядом не было уже никого.  С  отчаяния взял веревку и пошел в  глубь леса. Уже подыскивал дерево, как откуда ни возьмись – старичок. Сухонький такой, ласковый:  «Сынок, негоже то, что задумал… Оставь, приходи ко мне. Я тебе помогу». Старичок уже уходил, когда будущий священник спросил, где он сможет найти его. «В церкви… Обязательно приходи», - и исчез, словно его и не было. «Что ж, попытка не пытка. Успею еще, с веревкой-то» - подумал он. В тот же день отправился в храм… Никого, кто был бы похож на старика из лесу, не нашел. «Обманул старик», - с горечью подумал, но на всякий случай решил навести справки.  Описал внешность старичка одной из старушек, сновавших туда – сюда по храму. Уточнив подробности, она подвела его к иконе святого Николая. «Он! Он!» - закричал мужчина, едва взглянув на образ. Так и остался при храме. Сначала  трудно было, временами невмоготу. Но добрые бабушки, священник  поддерживали и обогревали его, как могли.  Начал прислуживать в алтаре. Позже поступил в семинарию.  «Так и стал священником», - закончил рассказчик.  «Скор на помощь  Николай. Одним словом, - Чудотворец», - подумала в свою очередь и я, выключая телевизор.
 Прошло немало времени. Я стала узнавать церковные праздники,  участвовать в  богослужениях  и даже не один раз ходила крестным ходом в село Великорецкое, где явилась чудотворная икона Николая Угодника, народного любимца и помощника. Там-то я и  услышала рассказ  участника хода о его спасении святым  Николой: «Нырнул я в воды реки Великой и чувствую: не могу вынырнуть, уносит течением. Я и взмолился изо всех сил: «Святителю Николае, помоги!». Чувствую, что кто-то с силой вытолкнул из глубины на поверхность. Так и спасся». Подобный случай был и в  киевском соборе святой Софии в 11 веке. По преданию, одна супружеская пара  с младенцем на руках спешила из Киева в Вышгород.  По неосторожности  матери младенец упал в  воды Днепра  и утонул. Обезумевшие от горя родители  непрестанно молились Господу и просили помощи святителя Николая. А утром нашли невредимого ребенка  в мокрой одежде перед иконой святого. С тех пор икона в народе стала называться Никола Мокрый.
 Жил святой полторы тысячи лет назад, а душа каждого верующего христианина всегда стремится к нему за помощью. И всегда находила сочувствие и действенную помощь. Святителю  отче Николае, моли Бога о нас!


Рецензии