Сочельник

     Собрались все «свои», жители повята Влодавского, собравшиеся в хуторе недалеко от Влодавы, где сошлись границы Польши, Беларуси и Украины. Традиционно в этих краях доминировали поляки. Когда-то были и яркие события, и костёл Святого Людовика привлекал многих верующих. Теперь молодёжи почти не было. Во Влодаве, которая сейчас находится на стыке трёх государств, на протяжении веков жили бок о бок поляки, украинцы, белорусы, но от 60 % до 70 % населения до холокоста составляли евреи. По преданию, город основан евреями — выходцами из Германии. Теперь ежегодно во Влодаве проводится фестиваль трёх культур (польской, еврейской и православной украинско-белорусской). При нацизме многие влодавские евреи были уничтожены в концлагере Собибор, памятниками с их кладбища мостили дороги. Диаспора влодавских евреев ныне рассеяна по всему свету, существует международное общество, базирующееся в США и Лондоне. Первое письменное упоминание о городе нашли в старославянской летописи, где говорится о пребывании здесь князя Даниила, бежавшего от татар в 1241 году, когда властвовали отряды двоих военачальников хана Батыя во втором походе на Русь. В 1446–1447 годах прилегающие территории были присоединены к Великому княжеству. Литва и река Влодавка обозначили границу между княжеством и польской короной в рамках Польско-литовского союза. В 1475 году Михал и Александр Сангушко получили город в обмен на польского короля Казимира IV Ягеллона. В течение следующих 100 лет город стал домом для семьи Сангушко. Они построили здесь свой замок и способствовали процветанию города. Сангушко наживались на пересечении границы, приносящем хороший доход. В 1534 году Влодава официально получает права города, подтвержденные в 1540 году. В это время начался приток еврейского населения, что способствовало развитию торговли и ремёсел. Расположение на большой реке Буг способствовало быстрому развитию города как торгового и транзитного центра. К концу 16ого  века Влодава перешла в руки Анджея Лещинского и с тех пор принадлежала роду Лещинских. Поскольку Лещинский был кальвинистом, Влодава  стала важным центром протестантизма. В 1624 г. здесь были построены кальвинистская церковь и школа. Между 1633 и 1648 годами министром кальвинистской конгрегации во Влодаве был польский историк и поэт Анджей Венгерский. В 1634 г. во Влодаве был проведён кальвинистский синод, на котором присутствовали делегаты от всей Речи Посполитой. Протестанты из Богемии, Моравии и Силезии тоже поселились во Влодаве. В 1648 году казаческо - татарское войско разграбило и разрушило город, убив почти всё население, в том числе всех евреев. В 1657 году город снова был опустошён, на этот раз шведами (в польской истории обычно называют эти военные кампании «всемирным потопом»). Татары  Крымского ханства и Ногайской Орды совершали ежегодные набеги, но более значительный урон наносили шведские и российские военные кампании.
 Иоанн III Собеский и последующие польские короли предоставили Влодаве право проводить четыре ежегодные ярмарки. На этих ярмарках продавались лошади и, прежде всего, волы с близлежащей Волыни, причём последние продавались даже в Краков, Познань, Берлин и Вену. Эти ярмарки, а также право на получение соли способствовали богатству Влодавы. В 17ом веке Рафал Лещинский, отец будущего польского короля Станислава Лещинского, стал владельцем Влодавы, но из-за долгов продал её Людвику Поцею. Поцей привёз Павлинов из монастыря Ясна Гура в Ченстохове во Влодаву и построил их монастырь. В 18ом веке город принадлежал семьям Почей, Флеммингов, Чарторыйских и Замойских. После раздела Польши Влодава была аннексирована Австрией в 1795 году. В 1809 году она ненадолго вернулась под власть Польши, став частью Варшавского герцогства. С 1815 года она стала насильственно включаться в Российскую империю. Жители Влодавы активно присоединились к Январскому восстанию 1863 года. После поражения восстания начались кровавые репрессии и усилились попытки русификации. Во время Первой мировой войны, с 1915 по 1918 год, город был оккупирован немцами. В 1939 году, перед началом Второй мировой войны, население Влодавы составляло более 9и тысяч. В городе находились гарнизон тяжёлого артиллерийского полка и дивизия полевой артиллерии, которые использовались Поморской и Модлинской армиями для защиты Польши от нацистской Германии и Советского Союза. 3 сентября 1939 года Влодава подверглась бомбардировке люфтваффе. После Второй мировой войны Влодавский уезд стал привлекать туристов. Наибольшей популярностью пользуются костёл Святого Людовика и монастырь в стиле барокко, основанный монахами Полин в 18ом веке. Интерьер костёла украшен иллюзионистскими монументальными картинами (1784-1785), созданными художником Габриэлем Славиньским.
Возвращаясь к нашим событиям, случившимся в сочельник, заметим, что на хуторе были за столом хозяин, владелец пивоварни и спиртного производства пан Тадеуш; хозяйка, жена Тадеуша пани Монна; монах, по совместительству помощник ксёндза Владек; помощница по хозяйству, прачка, немка, фройляйн Паулина; несовершеннолетний внук пана Тадеуша Воцлав; приехавший из Кракова погостить пан Станислав. Центром притяжения был пан Станислав, известный своей популярностью писатель, телеведущий, политик, депутат сейма. За предрожденственским ужином, естественно, обсудили только что прошедшую в местном костёле Святого Людовика мессу. Продолжили пить «кровь Христа» в виде нагретого кагора, закусывать «телом Христа», есть зажаренного в духовке гуся. Было далеко за полночь. Но это никого не смущало. Особенно был рад этому малютка Воцлав, которого обычно укладывали спать в десять вечера, но в эту ночь было разрешено сидеть с взрослыми. Он попробовал кагор и в церкви, и дома. От сладкого тёплого кагора по всему телу расходилось какое-то необычное расслабление. Воцлав слушал речи взрослых, улыбался, половину смысла рассказов и анекдотов не понимал, но музыка речей казалась такой приятной…
Пан Владек переоделся в Святого Николая (польского Санта Клауса, Деда Мороза) и специально для Воцлава появился с мешком подарков.
 - Святой Николай, спасибо за подарки, которые ты мне принёс! - сказал Воцлав громко, чтобы все слышали и чтобы не обидеть взрослых своим неверием (Воцлав давно знал, что в Святого Николая переодеваются взрослые, так любящие играть в одни и те же глупые старинные игры).
- Расти большой! Пустяки, не стоят благодарности, - великодушно отвечал Святой Николай.
- Я тоже так думаю,  но мама велела так сказать, - ответил Воцлав, затем, задев неосторожным движением локтя ложку, упавшую на пол со звоном, добавил, - чёрт побери!
Пани Монна, приняв нарочито величественную позу, обратилась к внуку:
- Кто тебя научил говорить «Чёрт побери?».
- Святой Николай, бабушка, вельможная пани Монна! – с таким же официальным величием ответил Воцлав.
- Не обманывай.
- Клянусь! В прошлом году такой же ночью он пришёл с мешком подарков для меня, ударился об угол стола, и как раз это и сказал. И даже ещё кое-что добавил, но я в силу своей благовоспитанности и благородства не могу публично повторить такое.
   Взрослые засмеялись.
Тут вступил в разговор пан Станислав:
Na dworcu PKP policjant podchodzi do kasy i prosi o bilet do Koluszek:
- Normalny? - pyta kasjerka.
- A co, wygladam na idiote?
Все смеются, только фройляйн Паулина сидит молча, поскольку плохо понимает польские анекдоты. Хозяйка ей на ухо шепчет и объясняет смысл юмора.
( По польски: normalny - а) обычный, б) нормальный.
На вокзале полицейский подходит к кассе и просит билет до Колюшек.
а) Обычный? - спрашивает кассирша. (На польских линиях множество самых разных скидок).
б) Вы нормальный? - спрашивает кассирша.
- А что, выгляжу как идиот?). До Паулины «доходит»: она тоже смеётся и комментирует не совсем к месту:
- Партак! Монюсенка, партак! Наш полицай, айнс, цвай, драй, атнимает, атнимает Любаву, руку под юбку в кирхе, в кирхе! Партак, Монюсенка, партак! Конец света, наверно!
Все смеются, зная странные привычки фройляйн Паулины: она ежедневно ходит в кино, не обращая внимания на повторность фильмов, садится в ложу и внимательно следит, кто кого обнимает или целует в темноте, Когда вердикт окончательно подтверждается, она всё равно не смотрит на экран, а удовлетворённо засыпает, дремлет с чувством исполненного общественного долга. Завтра она в прачечной, где работает много лет, во всех красках расскажет, чем занимаются распущенные местные жители в кинотеатре…
В Германии нашлись сёстры Паулины, стали писать письма, спрашивать в них, посещает ли Паулина кирхе, молится ли. Паулина, не шибко стесняясь, продиктовала ответ, в котором послала далеко все традиционные ценности и сообщила, что каждый день после работы ходит в кино, а там есть, на что посмотреть…
     Пан Тадеуш вступает в разговор:
- Я увидел инфекцию на руке подчинённого и послал его к врачу. По дороге его встретила пани Зора и посоветовала пойти в костёл и помолиться, сказала, что Матка Боска (Дева Мария) после молитвы излечит его от ран и прыщей. Он свернул и пошёл в костёл. Усердно помолился, но раны и прыщи не прошли. Тогда он стал предъявлять претензии пани Зоре. А пани Зора и говорит:
- А ты вельможную Матку Боску запердонил как следует, хотя бы nieskazitelnie (непорочно, мысленно или через голубя)?
- Ты что несёшь?! Богохульница! – возмутился мой подчинённый.
- Что несёшь, что несёшь! Яйца несу, как и всякая самка. Матка Боска тоже нуждается в любви и мужских признаниях. Приходи вечером ко мне – вылечу тебя: спиртом натру, любовно покувыркаемся. Наутро всё пройдёт. Глядишь – и непорочное зачатие. Особенно если много выпить, забыть, что делал ночью, то точно, непорочное зачатие и получится.
Все смеются, кроме пана Владека: он вынужден публично осуждать эти вольнодумные рассказы. Поэтому переводит анекдоты на безобидную тему о баче ("бачей" в Польше называют жителей гор (как для россиян чукчи). Татры - горы на юге Польши.
Закопане, Губалувка - это названия городов в предгорьях Татр. Гевонт - знаменитая гора, недалеко от Закопане. Морское Око - озеро в Татрах (4 часа ходьбы от Закопане)):
«Бача предстал перед судом по обвинению в избиении.
- Свидетели утверждают, что видели, как Вы били пострадавшего газетой.
- Да, именно так, - подтверждает бача.
- И после того, как Вы ударили его газетой, у него сотрясение мозга?
- Да, врач быстро приехал.
- В таком случае, что было в газете?
- Я не знаю, я её не читал».
Теперь смеются все без исключения. Пан Владек продолжил:
«Бача разводится с женой. Слушается их дело в суде. Судья спрашивает:
- Скажите, почему Вы решили развестись со своей женой, Вы ведь прожили в браке 20 лет?
- Понимаете, она меня сексуально не удовлетворяет.
На это с задних рядов раздаются возмущённые голоса:
- Глупости всё это, не верьте ему! Всех она удовлетворяет, а его видите ли нет!»
Все смеются.
«Юхас видит, как Бача гонит большое стадо овец.
- Куда ты их ведёшь?
- Да вот, купил на ярмарке, буду теперь овец держать.
- Но ведь у тебя нет ни сарая, ни загона, где же ты будешь их держать?
- Да прямо в избе!
- Но ведь это же ужасная вонь!
- Что ж, значит, им придётся привыкать».
(Смеются).
«В Татрах на скалах загорает голая девушка. От солнца её разморило, и она уснула.
Проходящий мимо турист, смущённый видом обнажённой натуры, прикрыл её «привлекательное место» своей кепкой, и пошёл дальше.
Проходит мимо Бача. Увидал кепку и говорит:
- О боже! Втянуло мужика!» (Смеются).
«- Бача, Вы покажете нам Гевонт? - просят туристы.
- Ну, смотрите. Видите эту первую горку?
- Видим.
- Это не Гевонт. А видите ту вторую горку?
- Видим.
- Это тоже не Гевонт. А видите третью горку?
- Нет.
- Это и есть Гевонт». (Смеются).
«Бача был свидетелем автомобильной аварии - машина врезалась в дерево. Приехавший полицейский обращается к нему:
- Расскажите! Как всё было?
Бача отвечает:
- Господин хороший, видите это дерево?
- Вижу.
- А они не видели...» (Смеются).
«Турист снимает комнату в горах.
- Скажите, а это место спокойное, у Вас нет детей, которые будут мне мешать?
- Нет, никаких детей нет.
На утро ни свет ни заря в дом врывается орава детей и начинает бегать, кричать, переворачивать всё вверх дном. Недовольный турист обращается к Баче:
- Вы же сказали, что здесь никаких детей нет.
- А это разве дети? Это черти, а не дети!» (Смеются).
«Над Морским Оком сидит с зеркалом старый Бача. Проходящие мимо туристы спрашивают:
- Что Вы тут делаете с зеркалом?
- Осётра ловлю.
- А как?
- На зеркало.
- Расскажите, каким способом.
- Принесёте бутылку водки - расскажу.
Туристы купили водки, принесли Баче.
- Смотрите, я кладу зеркало к воде, а когда осётр подплывёт, чтобы в него посмотреться я его бью камнем.
- Интересно... А сколько так можно поймать?
- Я пока ни одного не поймал, но бутылок пять водки в день всегда имею». (Смеются).
«- Бача, здесь можно где-нибудь купить запасные части для автомобиля?
- А зачем покупать? Там за горкой резкий поворот, а внизу запчасти лежат бесплатно!»
(Смеются).
«Репортёр берёт интервью у Бачи.
- Бача, как выглядит Ваш день?
- Утром выгоняю овец, достаю бутылку и пью...
- Бача, это интервью будут читать дети. Вместо бутылки говорите книжка.
- Ладно. Утром выгоняю овец, вынимаю книжку и читаю. В полдень ко мне приходит Едрек со своей книжкой, и мы вместе её читаем. Затем идём в магазин и покупаем ещё пару книжек, которые читаем до вечера. А вечером идём к Франеку и читаем его рукописи...» (Смеются).
Вступает в разговор пани Монна:
- Вельможный пан Владек, Вы знаете столько анекдотов! Если бы Вы их рассказывали прихожанам в костёле, отбоя бы от них не было, приход бы расширился.
- Вельможная пани Монна, от прихожан итак отбоя нет, вот если бы они с собой вознаграждения за мои рассказы приносили, я бы постарался. (Все смеются).
Пан Станислав, привставая, разливая кагор и поднимая чашу, произносит:
- Вельможные панове! Давайте же выпьем крови христовой за его очередное рождение, за роженицу Матку Боску, за бога-отца, за бога-духа и за нас всех, здесь собравшихся!
Deus in caelo! Sit nomen tuum luceat! («Боже еси на небеси! Да светится имя твое!» Все встают, чокаются и пьют).


Рецензии