Арабеска xix века. Дела минувшие?
Проследите жизнь всех сословий, и вы увидите, что общество
разделяется в настоящее время на две части, интересы которых
диаметрально противоположны и которые, следовательно, стоят
враждебно одна к другой.
Снизу слышится глухой и затаенный ропот народа, народа,
угнетаемого и ограбляемого всеми, у кого в руках есть хоть доля
власти, — народа, который грабят чиновники и помещики, продающие
ему его же собственность — землю, грабит и царь, увеличивающий
более чем вдвое прямые и косвенные подати и употребляющий
полученные деньги не на пользу государства, а на увеличение
распутства двора, на приданое фрейлинам-любовницам, на награду
холопов, прислуживающих ему, да на войско, которым хочет
оградиться от народа.
Опираясь на сотни тысяч штыков, царь отрезывает у большей
части народа землю, полученную им от своих
отцов дедов, делает это в видах государственной необходимости, и
в то же время, как бы в насмешку над бедным, ограбляемым
крестьянином, дарит по несколько тысяч десятин генералам,
покрывшим русское оружие неувядаемою славою побед над безоружными
толпами крестьян; чиновникам, вся заслуга которых — немилосердный
грабеж народа; тем, которые умеют ловчее подать тарелку, налить
вина, красивее танцуют, лучше льстят!
Это всеми притесняемая, всеми оскорбляемая партия, партия —
народ.
Сверху над нею стоит небольшая кучка людей довольных,
счастливых. Это помещики, предки которых или они сами были
награждены населенными имениями за свою прежнюю холопскую службу;
это потомки бывших любовников императриц, щедро одаренные при
отставке; это купцы, нажившие себе капиталы грабежом и обманом;
это чиновники, накравшие себе состояния, — одним словом, все
имущие, все, у кого есть собственность родовая или
благоприобретенная. Во главе ее царь. Ни он без нее, ни она без
него существовать не могут.
...
К этой безурядице, к этому антагонизму партий, антагонизму,
который не может прекратиться, пока будет существовать
современный экономический порядок, при котором немногие,
владеющие капиталами, являются распорядителями участи остальных,
присоединяется и невыносимый общественный гнет, убивающий лучшие
способности современного человека.
В современном общественном строе, в котором все ложно, все
нелепо — от религии, заставляющей веровать в несуществующее, в
мечту разгоряченного воображения — бога, и до семьи, ячейки
общества, ни одно из оснований которого не выдерживает даже
поверхностной критики, от узаконения торговли этого
организованного воровства и до признания за разумное положения
работника, постоянно истощаемого работою, от которой получает
выгоды не он, а капиталист.
...
Революции все способствует в настоящее время: волнение
Польши и Литвы, финансовый кризис, увеличение налогов,
окончательное разрешение крестьянского вопроса весною 1863 года,
когда крестьяне увидят, что они кругом обмануты царем и
дворянами; а тут еще носятся слухи о новой войне, поговаривают,
что государь поздравил уже с нею гвардию. Начнется война,
потребуются рекруты, произведутся займы, и Россия дойдет до
банкротства. Тут-то и вспыхнет восстание, для которого достаточно
будет незначительного повода ...".
Заичневский П. Г.
Прокламация «Молодая Россия», 1862 год.
Цитируется по изданию: Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация.
М., Археографический центр, 1997.
Свидетельство о публикации №220122601470