Какие книги хотят читать подростки?

    Этот вопрос встал перед мной, когда выбирала книги в подарок внукам. Стала припоминать, что же в возрасте 12-15 лет хотелось мне узнать, какую книгу прочитать (об интернете тогда и понятия не было), о чем мечтала ... Потом поговорила об этом с внучкой...

    Поняла, что современные подростки, как кода-то и мы, хотят читать про себя, своих современников, с их интересами и проблемами, про сверстников из "прекрасного далека" - из будущего и прошлого, про дружбу, первую любовь, об отношениях со взрослыми, о том, как стать благополучными, успешными, а главное - счастливыми!

    И вот открытие! Оказывается, в современной литературе для подростков такие книги есть! Белорусские писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, пишущие в основном на русском языке, являются одними из ярких представителей, развивающих жанр школьной прозы в современном литературном процессе. Они вместе учились на физическом факультете Белорусского государственного университета, играли в КВН и дружили семьями. А в 2004 году решили вместе писать книги. Их творческий дуэт успешен: книги регулярно издаются и пользуются большой популярностью в подростковой среде.

    С восхищением узнала о замечательной традиции авторов: они практикуют «обнародование» рукописи до отправки в издательство, показывают ее своим читателям на форумах и в Живом Журнале, чтобы узнать отзывы тех, для кого создаются произведения. Еще писатели активно общаются со своими подписчиками в социальных сетях, на различных форумах, отвечают на вопросы о своих произведениях. За 16 лет совместного творчества эти современные авторы стали неоднократными лауреатами и финалистами многих литературных премий.

    Причем, с удовлетворением отмечаю, что книги А. Жвалевского и Е. Пастернак продолжают лучшие традиции детской литературы советского периода. Особенно поразили меня и тронули до слез мою 15-летнюю внучку такие повести: "Время всегда хорошее", "Правдивая история Деда Мороза", "Я хочу в школу!", "Гимназия № 13".

    Не могу не поделиться некоторыми впечатлениями от книги "Время всегда хорошее". Эту повесть отличает такая черта современной детской литературы как модернизация жанров. Её можно считать фантастическим путешествием. Типичный фантастический сюжет: главные герои-школьники ; девочка Оля из 2018 года и мальчик Витя из 1980 ; встречаются во сне и случайно пересаживаются на чужие стулья, а потом просыпаются уже в другом времени (меняются местами во времени). Авторы знакомят нас с жизнью в разные периоды нашей страны: создают атмосферу советского прошлого с его идеалами и ценностями и атмосферу будущего (в 2010 году прозорливое видение проблем 2018 года!). Повествование захватывает своей жизненностью и умением передать мысли, поступки и чувства подростков. Причем, без всякой морализации книга учит доброте, дружбе, ответственности.

    Изображение разницы условий жизни, быта, идеалов, интересов, приоритетов в разные времена, невольно порождает определенные выводы: не повторять чужих ошибок и не «обвинять» время. Многое зависит не от того, в какую эпоху живет человек, а какими личностными, нравственными качествами он обладает. И главное - это становится понятно не только взрослому, но и совсем юному читателю.

    Сюжет и тематика произведения позволили авторам показать важную проблему современности, которая, очевидно, и побудила создать эту повесть. Многие сегодняшние подростки подменяют реальную действительность виртульным миром, живому общению предпочитают общение в чате, на форуме. С первой страницы повести читатели сталкиваются с тем, что для Оли настоящей жизнью является общение на школьном форуме: «Встала, побрела на кухню, по дороге включила комп. До первого урока еще час, вполне можно посмотреть, что за ночь на форуме написали» и т.д. Юные читатели в полной мере начинают осознавать, что ученики 2018 года теряют навык разговаривать, выражать свои мысли. Писателям удается показать, как практика тестирования в школе привела к плачевному результату: современные школьники затрудняются сдавать устные и письменные экзамены, с ужасом воспринимают замену тестов экзаменами («…самый-то ужас… в том, что экзамены эти будут проходить не в виде тестов, а устно», «…для того, чтобы вы, современные школьники, научились хоть немного владеть устной речью и писать ручкой по бумаге»). Подростки 21 века не умеют полноценно дружить, общаются в виртуальном мире, знают друг друга не в лицо, а по «никам». «Я про них все-все знаю. И аську, и мейл», - вот какое представление Оли о дружбе).

    Читателям наглядно показано, какой полной противоположностью является общение школьников в 1980 году. Витя и его товарищи не имеют интернета, но они живут реальной настоящей жизнью, умеют общаться, активно занимаются спортом, наслаждаются коллективными играми, много читают, способны подготовиться и сдать письменные и устные экзамены.

    Кажущиеся иногда абсурдными ситуации (особенно бытовые), возникающие в 20 веке, побуждают современных читателей взглянуть на свою жизнь иначе, осмыслить место в ней обычного человеческого общения и роль компьютеров, интернета. Именно школьникам наших дней адресованы такие примеры, позволяющие переоценить обычные блага цивилизации, взглянуть на них по-новому. Например, Оля, оказавшись в 1980 году, совершенно не разделяет радости мамы, которой удалось после двухчасового стояния в очереди купить дефицитные для того времени продукты («…общих восторгов у меня разделить совсем не получалось, тем более что вопросов осталось куча. Почему еду дают, а не продают? И зачем выбрасывали кур? И что такое заказ? И почему колбасу можно есть только по праздникам?»

    Убогость магазинов, одежда родителей, школьная форма, хлопковые колготки и многое другое в прошлом веке в определенной степени ужасает героиню. А простые и трогательные отношения с подростками, дружба с ними, сопричастность в решении судьбы Женьки ее радуют, в ней развивается чувство ответственности за свои поступки, надежности товарищеского плеча, коллективизма. Замкнутая Оля начинает понимать ценность человеческих отношений («…мне было удивительно приятно, что Женька идет по двору с моим портфелем. Пусть на нас все смотрели, пусть шептались вслед, я от этого становилась только счастливее»; «И тут меня прошиб холодный пот. Женьку нужно спасать!»; «…сняла с себя и повязала Женьке пионерский галстук. А потом не удержалась и обняла его. Крепко-крепко…»).

    Писатели изобразили, как перемещение во времени влияет на миропонимание школьников. Оказавшись в новом времени, Витя удивлен отсутствием книг в книжных шкафах. Для него характерно «моделировать» жизненные обстоятельства по книгам: «Я должен что-то сделать! Как-то спасти друга! Как в “Трех мушкетерах” или “Двух капитанах”.

Конечно, как и в других произведениях современной литературы, в повести много просторечий, молодежного и компьютерного сленга. Но использование подобной лексики здесь оправданно, так как выполняет несколько задач: текст становится более понятным (написан на современном разговорном языке подростков), позволяет правдоподобно изобразить современных школьников, дает возможность читателям взглянуть на себя со стороны, создает разительный языковой контраст двух миров.

    Можно много говорить о достоинствах книг Жвалевского и Пастернак. Но искренне желаю вам найти время для их прочтения, а еще лучше - для семейного чтения уютными вечерами. Поверьте, и старшему и подрастающему поколению это придется по душе! Самое главное - ваши дети захотят еще читать такие замечательные книги про самих себя, про своих современников, про такой интересный мир!


Рецензии
Очень интересно и познавательно! Не знал этих авторов и обязательно с ними познакомлюсь, порекомендую внучке.
С Новым Годом!
Радости, счастья и удачи!
С теплом и уважением,

Александр Бутузов   04.01.2021 17:11     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание! Желаю в наступившем году новых творческих успехов!

Людмила Кокоренко   04.01.2021 20:48   Заявить о нарушении
Благодарю!
Взаимно желаю!

Александр Бутузов   05.01.2021 00:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.