Аляска. Золотая лихорадка

     17 августа 1896 года трое старателей: Джордж Кармак, Джим Скокум и Чарли Доусон нашли золото у ручья Бонанза в районе Клондайка. Фактически это произошло на закате золотой лихорадки, которой мир переболел в XIX веке. Её пережили многие штаты от Джорджии до Калифорнии и канадские провинции и даже Австралия.

      Но когда сегодня говорят о Золотой Лихорадке, то имеют в виду, конечно, Клондайк. Отчасти, благодаря знаменитому чаплинскому фильму 1925 года. Первые кадры его, кстати, документальные. Можно увидеть, как тысячи искателей удачи тянутся гуськом к заснеженному перевалу. Они, разумеется, не могли ждать, пока построят железную дорогу.

      30 тысяч человек на свой страх и риск пустились в путь летом 1897 года. Их целью было добраться до верховьев Юкона в 40 милях от Скагвея, и оттуда спуститься на 550 миль по воде к Клондайку. Поклажу несли на себе или везли на вьючных лошадях, тысячи которых погибли «как комары на первом морозе», по словам Джека Лондона, из-за неумелости их хозяев.

      Переход через горы занял три месяца. Зиму путешественники пережили в палатках, построили 7100 лодок и, когда растаял лёд, в мае 1898-го двинулись вниз по течению Юкона. На порогах у городка Вайтхорс 150 лодок разбились. Дальнейший путь был долгим, но относительно спокойным, если не считать мошкару и изнуряющий дневной свет по 22 часа в сутки. В конце июня самые выносливые добрались до города Доусон в месте слияния Юкона с Клондайком.

      Считается, что Золотая Лихорадка захватила около 100 тысяч человек. 30 или 40 тысяч добрались до золотых приисков на Клондайке. Половина из них, хотя бы, пыталась искать золото, 4 тысячи нашли, и несколько сотен разбогатели. Но лишь единицы сумели удержать в руках утекающее между пальцами богатство.

      А как же трио, затеявшее всю эту суматоху? Камрак покинул жену индианку и женился на энергичной содержательнице борделя в Доусоне. Они переехали в Ванкувер и вложили деньги в недвижимость. Камрак умер в 1922 году, будучи респектабельным членом масонской ложи. Жена пережила его на 27 лет.

      Шахты Скокума приносили доход 90 тысяч долларов в год, но он продолжал вести трудную жизнь золотоискателя, неустанно путешествовал в тщетных поисках «материнской» золотой жилы. Он умер богатым, но изношенным и больным в 1916 году.

     Доусон продал свои шахты ещё в 1901 году и содержал отель в Каркроссе. Жил весело и беспечно. Однажды летним днем, во время очередного кутежа, он упал с моста и утонул.


Рецензии