Конопацкий Тимофей Трифонович. Лётчики. Из цикла К
обл. Украинец. Кадровый. В ряды Красной Армии призван в 1933г.
Великую Отечественную войну лейтенант Конопацкий встретил в должности штурмана
авиаэскадрильи 134 сбап. В июле-августе 1941г. совнршил 45 боевых вылетов на
самолёте СБ. После перевооружения полка с июля 1942г. летал на самолёте Пе.
11 февраля 1944г. назначён на должность штурмана 35-го гв. бомбардировочного
авиаполка.
Этапы боевого пути: с июня 1941г. по август 1941г.- Западный фронт: с
сентября 1941г по июнь 1942г- в составе полка на на переформировании и
переобучении; с июля 1942г. по сентябрь 1942г.-Западный фронт; с декабря 1942г.
по февраль 1943г.-Донской фронт; с апреля 1943г. по июль 1943г.- Северо-
Кавказский фронт; с августа 1943г. по ноябрь 1943г.-Западный фронт; с апреля
1944г. по июнь 1944г.- Западный фронт; с июня 1944г. по июль 1944- З-й
Белорусский фронт; с июля 1944г. по февраль 1945г.-1-й Прибалтийский фронт;
с февраля 1945г. по март 1945г.-2-й Прибалтийский фронт; с марта 1945г. по
8 мая 1945г.- Ленинградский фронт.
К моменту представления гв. майора Конопацкого 24 мая 1945г. к званию Героя
Советского Союза он был награждён тремя орденами Красного Знамени (30 октября
1942г.; 5 сентября 1943г.; 12 мая 1945г.), орденами Красной Звезды(20 февраля
1942г., Отечественной войны 2-й ст. (25 января 1943г.); медалями "За боевые
заслуги" (2 ноября 1944г.); "За оборону Сталинграда" (22 декабря 1942г.);
"За оборону Кавказа "(1 мая 1945г.).
За период с июня 1941г. по 8 мая 1945г. лично гв. майор Конопацкий совершил
153г. успешных боевых вылетов. Из них на Западном фронте 77 вылетов в том
числе ночью-12, с пикирования-16; на Донском-18, из них с пикирования-10;
на Северо-Кавказском фронте-8, из них-3 с пикирования; на 3-м Белорусском-
6, из них с пикирования-1; на 1-м Прибалтийском-20; на 2-м Прибалтийском-3;
на Ленинградском- 21.
Из обзора боевых вылетов, в которых летал ведущим Конопацкий
24 июля 1941г. ведущим 9-ки самолетов бомбил скопление пехоты противника,
которая расположилась в 2-х км южнее города Великие Луки. Отбомбившись,
экипажи произвели штурмовку этой же цели, открыв пулемётный огонь. В итоге
было уничтожено до 2-х рот противника, что было подтверждено командованием
22-й Армии.
25 июля 1941г. враг сосредоточил 7 эшелонов с живой силой и техникой. На
выполнение боевого вылетел ведущим 12-ти самолётов. В результате бомбёжки
противнику был нанесён значительный урон.
29 июля 1941г. ведущим 9-ки бомбил скопление пехоты противника на переправе
через реку Западная Двина в районе деревни Севастьяново, южнее станции Зима.
Была уничтожена переправа. Таким образом было сорвано вражеское напступление
на данном участке фронта.
31 июля 1941г.ведущим 8-ми в районе населённого пункта Ильино бомбил и
уничтожил артиллерийские батареи. За выполнением этого задания наблюдали
представители Западного фронта, которые подтвердили выполнение этого задания.
6 августа 1941г., возглавив два звена самолётов произвёл бомбёжку станции
Идрица, на которой авиаразведкой были обнаружены эшелоны, из которых
выгружалась техника и живая сила. В результате уничтожено 2 эшелона, что
"было подтверждено агентурными данными".
2 июля 1942г. ведущим звена бомбил штаб пехотной дивизии противника, который
расположился в доме отдыха им.Семашко северо-западнее города Ржев. Задание
было выполнено По подтверждению агентурной разведки "штаб стрелковой дивизии
был разбит".
7 августа 1942г. ведущим 5-ти самолётов бомбил железнодорожную станцию
Досуга. Разбит один эшелон. По возвращении из задания в воздушном бою
Конопацкий лично сбил один Ме-109.
26 января 1943г. ведущим 9-ки бомбил скопление живой силы и техники в районе
населённого пункт Кантовка. Над целью в воздушном бою Конопацкий лично сбил
один Ме-109 и два Ме-109 в группе.
30 мая 1943г. ведещим 9-ки бомбил артиллерийские и миномётные позиции.
скопление живой силы противника на восточной окраине станцию Молдаванская
на Северо-Кавказском фронте. Задание выполнялось под интенсивным огнём
зенитной артиллерии и противодействии истребителей противника. Таким образом,
"в результате успешного бомбардировочного удара наши войска через три часа
заняли станцию Молдаванская".
2 июня 1943г. ведущим группы в составе 15 самолетов произвел бомбил скопление
живой силы и артиллерийско-миномётные батареи противника на западной окраине
ст.Киевская.
26 июня 1944г. ведущим 9-ки в составе 5-й гв. бомбардировочной Оршанской
Краснознамённой дивизии бомбил опорные пункты, скопление техники и живой
силы противника северо-восточной окраине города Орша. В результате успешного
массированного бомбардировочного удара на следующей день, 27 июня 1944г.,
советские войска овладели городом Орша.
19 сентября 1944г. ведущим 9-ки бомбил самолёты противника на аэродроме
Зеэре, в результате уничтожено 12 самолётов, 4 зенитных орудия, взорвал
склад с горючим.
10 октября 1944г. ведущим 9-ки бомбил скопление живой силы и техники
противника на восточной окраине г.Мемель. При подходе к цели самолёты были
обстреляны огнём зенитной артиллерии из города, порта и кораблей. Задание
было выполнено, что подтверждено фотопланшетом.
22 октября 1944г. ведущим 9-ки бомбил артиллерийские, миномётные батареи и
живую силу противника на ж/д станции г.Мемель. Уничтожили два эшелона, 7
автомашин и вызвано 6 крупных очагов пожара, сопровождавшихся взрывами.
15 декабря 1944г. ведущим 9-ки бомбил портовые сооружения в центральной и
северной части порта Либава. При подходе к цели противник открыл
заградительный огонь зенитной артиллерии. Применяя противозенитный колонна
бомбардировщиков вышли на заданную цель.
15 января 1945г. ведущим 9-ки бомбил огневые точки и живую силу противника
в опорном пункте Пилькаллен. В результате успешного бомбардировочного удара
советские войска, сломив сопротивление противника, в тот же овладели городом
Пилькаллен.
7 апреля 1945г. ведущим полковой колонны дважды бомбил опорный пункт
противника в г.Кенигсберг.
8 мая 1945г.ведущим полковой колонны бомбил аэродром Сирава. На аэродроме
уничтожено 16 самолётов, убито 8 лётчиков и выведено из строя лётное поле.
Из наградного представления Конопацкого к званиюю Герояю Героя Советского
Союза:"Участвуя в боях против фашистских захватчиков с первых дней
Отечественной войны, гвардии майор Конопацкий проявил себя подлинным героем,
умеющим бить врага в любых метеорологических условиях днём и ночью, который
во имя победы Родины готов идти на самопожертвование...
Гвардии майор Конопацкий в течение 4-х лет работал штурманом эскадрильи.
Навигационной, бомбардировочной и воздушно-стрелковой подготовкой владеет
отлично.
Полк за период работы гвардии майора Конопацкого в должности штурмана полка
произвёл 475 боевых самолётовылетов.
За образцовое вывполнение боевых заданий командования и проявленные при этом
мужество и героизм, за 153 успешных боевых вылетов достоин присвоения звания
Героя Советского Союза".
Приказом Военного Совета 15-й Воздушной Армии 18 июля 1945г. гв. майор
Конопацкий награждён четвёртым орденом Красного Знамени.
После войны гв. подполковник продолжал службу в Военно-Воздушных Силах.
Награждён орденами Красной Звезды (15 ноября 1950г.), Красного Знамени
19 ноября 1951г.), Ленина (5 ноября 1954г.).
Источник:
ЦАМО, ф.33, оп.682524, ед.хр.285, л.111-112.
ЦАМО, ф.33, оп.682525, ед.хр.113, л.60-61.
ЦАМО, ф.33, оп.682525, ед.хр.482, л.53-54.
ЦАМО, ф.33, оп.690155, е.хр.1177, л.23-24.
ЦАМО, ф.33, оп.686196, ед.хр.5746, л.37-41.
Свидетельство о публикации №220122601868