Конопацкий Тимофей Трифонович. Лётчики. Из цикла К

   Конопацкий Тимофей Трифонович, 1915г.р., с.Пасат, Балтский район, Одесская
  обл. Украинец. Кадровый. В ряды Красной Армии призван в 1933г.
   Великую Отечественную войну лейтенант Конопацкий встретил в должности штурмана
  авиаэскадрильи 134 сбап. В июле-августе 1941г. совнршил 45 боевых вылетов на
  самолёте СБ. После перевооружения полка с июля 1942г. летал на самолёте Пе.
   11 февраля 1944г. назначён на должность штурмана 35-го гв. бомбардировочного
  авиаполка.
   Этапы боевого пути: с июня 1941г. по август 1941г.- Западный фронт:  с
  сентября 1941г по июнь 1942г- в составе полка на на переформировании  и
  переобучении; с июля 1942г. по сентябрь 1942г.-Западный фронт; с декабря 1942г.
  по февраль 1943г.-Донской фронт; с апреля 1943г. по июль 1943г.- Северо-
  Кавказский фронт;  с августа 1943г. по ноябрь 1943г.-Западный фронт; с апреля
  1944г. по июнь 1944г.- Западный фронт; с июня 1944г. по июль 1944-  З-й
  Белорусский фронт;  с июля 1944г. по февраль 1945г.-1-й Прибалтийский  фронт;
  с февраля 1945г. по март 1945г.-2-й Прибалтийский фронт; с марта 1945г. по
  8 мая 1945г.- Ленинградский фронт.
   К моменту представления гв. майора Конопацкого 24 мая 1945г. к званию Героя
  Советского Союза он был награждён тремя орденами Красного Знамени (30 октября
  1942г.; 5 сентября 1943г.;  12 мая 1945г.), орденами Красной Звезды(20 февраля
  1942г., Отечественной войны 2-й ст. (25 января 1943г.); медалями "За боевые
  заслуги" (2 ноября 1944г.); "За оборону Сталинграда" (22 декабря 1942г.);
  "За оборону Кавказа "(1 мая 1945г.).
   За период  с июня  1941г. по 8 мая 1945г. лично гв. майор Конопацкий совершил
  153г. успешных боевых вылетов. Из них на Западном фронте 77 вылетов в том
  числе ночью-12, с пикирования-16; на Донском-18, из них с пикирования-10;
  на Северо-Кавказском фронте-8, из них-3 с пикирования; на 3-м Белорусском-
  6, из них с пикирования-1; на 1-м Прибалтийском-20; на 2-м Прибалтийском-3;
  на Ленинградском- 21.
              Из обзора боевых вылетов,  в которых летал ведущим Конопацкий

   24 июля 1941г. ведущим 9-ки самолетов  бомбил скопление пехоты противника,
  которая расположилась в 2-х км южнее города Великие Луки. Отбомбившись,
  экипажи произвели штурмовку этой же цели, открыв пулемётный огонь. В итоге
  было уничтожено до 2-х рот противника, что было подтверждено командованием
  22-й Армии.

   25 июля 1941г. враг сосредоточил 7 эшелонов с живой силой и техникой. На
  выполнение боевого вылетел ведущим 12-ти самолётов. В результате бомбёжки
  противнику был нанесён значительный урон.

   29 июля 1941г. ведущим 9-ки бомбил скопление пехоты противника на переправе
  через реку Западная Двина в районе деревни Севастьяново, южнее станции Зима.
  Была уничтожена переправа. Таким образом было сорвано вражеское напступление
  на данном участке фронта.

   31 июля 1941г.ведущим 8-ми в районе населённого пункта  Ильино бомбил и
  уничтожил артиллерийские батареи. За выполнением  этого задания наблюдали
  представители Западного фронта, которые подтвердили выполнение этого задания.

   6 августа 1941г., возглавив два  звена самолётов произвёл бомбёжку станции
  Идрица, на которой авиаразведкой были обнаружены эшелоны, из которых
  выгружалась техника и живая сила. В результате уничтожено 2 эшелона, что
  "было подтверждено агентурными данными".

   2 июля 1942г. ведущим звена бомбил штаб пехотной дивизии противника, который
  расположился в доме отдыха им.Семашко северо-западнее города Ржев. Задание
  было выполнено По подтверждению агентурной разведки "штаб  стрелковой дивизии
  был разбит".

   7 августа 1942г. ведущим 5-ти самолётов бомбил железнодорожную станцию
  Досуга. Разбит один эшелон. По возвращении из задания в воздушном бою
  Конопацкий  лично сбил один Ме-109.

   26 января 1943г. ведущим 9-ки бомбил скопление живой силы и техники в районе
  населённого пункт Кантовка. Над целью в воздушном бою Конопацкий лично сбил
  один Ме-109 и два Ме-109 в группе.

   30 мая 1943г. ведещим 9-ки бомбил  артиллерийские и миномётные позиции.
  скопление живой силы противника на  восточной окраине станцию Молдаванская
  на Северо-Кавказском фронте. Задание выполнялось под интенсивным огнём
  зенитной артиллерии и противодействии истребителей противника. Таким образом,
  "в результате успешного бомбардировочного удара наши войска через три часа
  заняли станцию Молдаванская".

   2 июня 1943г. ведущим группы в составе 15 самолетов произвел бомбил скопление
  живой силы и артиллерийско-миномётные батареи противника на западной окраине
  ст.Киевская.

   26 июня 1944г. ведущим 9-ки в составе 5-й гв. бомбардировочной Оршанской
  Краснознамённой дивизии бомбил опорные пункты, скопление техники и живой
  силы противника северо-восточной окраине города Орша. В результате успешного
  массированного бомбардировочного удара на следующей день, 27 июня 1944г.,
  советские войска овладели городом Орша.

   19 сентября 1944г. ведущим 9-ки бомбил самолёты противника на аэродроме
  Зеэре, в результате уничтожено 12 самолётов, 4 зенитных орудия, взорвал
  склад с горючим.

   10 октября 1944г. ведущим 9-ки бомбил скопление живой силы и техники
  противника на восточной окраине г.Мемель. При подходе к цели самолёты были
  обстреляны огнём зенитной артиллерии из города, порта и кораблей. Задание
  было выполнено, что подтверждено фотопланшетом.

   22 октября 1944г. ведущим 9-ки бомбил артиллерийские, миномётные батареи и
  живую силу противника на ж/д станции г.Мемель. Уничтожили два эшелона, 7
  автомашин и вызвано 6 крупных очагов пожара, сопровождавшихся взрывами.

   15 декабря 1944г. ведущим 9-ки бомбил портовые сооружения в центральной и
  северной части порта Либава. При подходе к цели противник открыл
  заградительный огонь зенитной артиллерии. Применяя противозенитный колонна
  бомбардировщиков вышли на заданную цель.

   15 января 1945г. ведущим 9-ки бомбил огневые точки и живую силу противника
  в опорном пункте Пилькаллен. В результате успешного бомбардировочного удара
  советские войска, сломив сопротивление противника, в тот же овладели городом
  Пилькаллен.

   7 апреля 1945г. ведущим полковой колонны дважды бомбил опорный пункт
  противника в г.Кенигсберг.

   8 мая 1945г.ведущим полковой колонны бомбил аэродром Сирава. На аэродроме
  уничтожено 16 самолётов, убито 8 лётчиков и выведено из строя лётное поле.

   Из наградного представления Конопацкого к званиюю Герояю Героя Советского
  Союза:"Участвуя в боях против фашистских захватчиков с первых дней
  Отечественной войны, гвардии майор Конопацкий проявил себя подлинным героем,
  умеющим бить врага в любых метеорологических условиях днём и ночью, который
  во имя победы Родины готов идти на самопожертвование...
   Гвардии майор Конопацкий в течение 4-х лет работал штурманом эскадрильи.
  Навигационной, бомбардировочной и воздушно-стрелковой подготовкой владеет
  отлично.
   Полк за период работы гвардии майора Конопацкого в должности штурмана полка
  произвёл 475 боевых самолётовылетов.
   За образцовое вывполнение боевых заданий командования и проявленные при этом
  мужество и героизм, за 153 успешных боевых вылетов достоин присвоения звания
  Героя Советского Союза".
   Приказом Военного Совета  15-й Воздушной Армии 18 июля 1945г. гв. майор
  Конопацкий награждён четвёртым орденом Красного  Знамени.
   После войны гв. подполковник продолжал службу в Военно-Воздушных Силах.
  Награждён орденами Красной Звезды (15 ноября 1950г.), Красного Знамени
  19 ноября 1951г.), Ленина (5 ноября 1954г.).
 
   Источник:

   ЦАМО, ф.33, оп.682524, ед.хр.285, л.111-112.
   ЦАМО, ф.33, оп.682525, ед.хр.113, л.60-61.
   ЦАМО, ф.33, оп.682525, ед.хр.482, л.53-54.
   ЦАМО, ф.33, оп.690155, е.хр.1177, л.23-24.
   ЦАМО, ф.33, оп.686196, ед.хр.5746, л.37-41.







 











 






























 





   

   

















 



















 
 


























      


Рецензии