Один день из жизни учителя

    Сегодня понедельник. Начало новой трудовой недели. На часах 6 утра. Надо успеть приготовить завтрак, разбудить мужа и детей, просмотреть поурочные планы, привести себя в порядок. Включаю «Русское радио». «Главней всего погода в доме…» - уже в который раз утверждает Лариса Долина. Понимаю, что главней, но для меня сейчас главное – не опоздать на работу. Времени  катастрофически не хватает. Ну, кажется, всё. Быстро выхожу из дома. Предательски ноет спина от вчерашней поездки с классом в сосновый бор, а, может быть, и от долгого сидения за сочинениями. Портфель все - таки тяжёл, ну ещё бы – 3 пачки тетрадей! Но надо держать осанку. То там, то тут слышу детское «Здравствуйте!». Замедляю шаг, стараюсь идти ровно, степенно.

Переступаю порог школы. Это другой мир, другое состояние души. Энергетика этого мира начинает давать мне силы. Боль проходит, я забываю о своих проблемах. Каждая моя клеточка начинает двигаться и звучать в одном ритме с этим единым организмом под названием «Школа».

Захожу в класс. Окидываю привычным взглядом ребят и сразу улавливаю их сегодняшнее настроение. Как дирижёр оркестра, взмахом палочки начинающий свою сонату, я начинаю свой урок с приветливого «Здравствуйте, дети». Как важно задать тон уроку самой первой фразой! Дети должны почувствовать, что им рады, что их любят.

Тема урока литературы в 8Б классе «Житие Сергия Радонежского». Тридцать пар глаз устремлены на меня. Понимаю, мало просто провести урок, важно открыть дверцу в сердце ребёнка и донести до него радости и переживания героев, те нравственные ориентиры, которые могли бы помочь ему в жизни.
-Что удивило вас в характере Сергия?- спрашиваю я. Ответы самые разные:
- Любовь к Богу.
- Огромное терпение.
- Трудолюбие.
- Природная скромность.
- Умение оставаться в тени, будучи для всех светочем.
- Быть вторым, а в действительности - во всем первым…
Вдруг слышу: « Почему вторым?» Приходится объяснять. В диалог вступают дети. Их рассуждения радуют меня. Ведь задача учителя не только дать знания и научить ребят высказывать свои мысли, но и воспитать в каждом из них, прежде всего, настоящего человека. А это, я считаю, самое главное.

Быстро проходит урок. Перемена 10 минут. Надо приготовиться к следующему уроку, но это зачастую очень трудно. Зашла коллега с каким-то вопросом. Кто-то из детей потерял сменную обувь и теперь усиленно ищет её под партами. Вихрем врывается 5В, дети буквально атакуют меня, засыпают разными вопросами. Один пытается обнять, другой угощает конфетой, третий уже схватил тряпку и вытирает с доски мел, четвёртый рассказывает, как он ходил с папой на рыбалку. Шум. Гам. Смех. Но раздражаться нельзя. Не имею права. Ведь это дети. Милые, хорошие, добрые дети, которых надо выслушать, которым надо обязательно ответить, ведь именно сейчас происходит в них «закладка внутреннего стержня», формирование характера, зависящее от находящихся рядом людей, и в первую очередь от меня: от моего взгляда, слова, жеста. Может быть, именно от этого дня будет зависеть вся их последующая жизнь, а таких дней бывает очень много, у каждого ребёнка он свой, и трудно предсказать, какой именно из них станет для него решающим.
Я должна сдерживать свои эмоции, уметь перевоплощаться, концентрировать своё внимание на главном, невзирая ни на какие личные проблемы, настроение, ни в коем случае не обидеть ребёнка, а тем более не надломить его психику. Поверьте, это очень не просто.

Два урока русского языка проходят в этом классе как одно мгновение. Может быть, потому, что русский язык - мой любимый предмет, а может быть, потому, что мне интересно работать с этими детьми.
И вот уже на пороге следующий класс - 8Д. Честно сказать, учителя после уроков в этом классе, уходят «выжатыми, как лимон». Шумные, неугомонные, «раскрепощённые» дети. Терпеливо жду, пока один ученик найдёт тетрадь, другой выяснит, что же задавали на дом, третий перестанет стучать ручкой по столу. Делаю вид, что последнего не замечаю. Он усиленно продолжает стучать. Я не реагирую. Объявляю тему урока. Прошу ребят записать в тетрадь высказывание В.А. Сухомлинского: «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других». Смотрю на Артёма, мешающего проводить урок. Он низко опускает голову и старательно записывает фразу. Я прошу его прокомментировать предложение, объяснив смысл данного высказывания. Мы понимаем друг друга без слов.

Да, мне трудно с ними, но я ничем не выдаю себя, ведь я учитель. Не каждый понимает значение этого слова, а я знаю, что хороший учитель – это когда ребёнок запомнит свои школьные годы на всю жизнь. Любимый учитель, как первая любовь, навсегда останется в сердце.

Звенит звонок. Последний урок окончен. Я прощаюсь с детьми. Ребята дружно отвечают: «До свидания», - и тут же, как снежный ком, смеясь и подталкивая друг друга, буквально «выкатываются» из класса.
Через минуту детских голосов становится почти не слышно. День постепенно сбавляет ритм. Я начинаю чувствовать усталость.В ногах появляется тяжесть. Тишина давит на меня. Чего-то определенно не хватает. Ну, конечно, улыбок ребят,их беготни,криков.
 
Выхожу на улицу.Проспект. Булочная. Дом. Кухня. Ужин…

Наконец все уснуло. И я снова погружаюсь в мир ребячьих каракулей, детский мыслей, и вокруг меня уже не существует ничего…
Передо мной тетрадь Артёма. Открываю. Сердце замирает. На клочке бумажки, вложенной в тетрадь,  аккуратным почерком написано: «Простите меня, пожалуйста». И я понимаю, что мой урок достиг своей цели.

Нелёгок труд учителя, но не смотря ни на что: ни на скромную зарплату, ни на катастрофическую нехватку времени на личную жизнь, я люблю свою работу и считаю, что учитель – это не просто профессия, это особое состояние души, которым должен обладать педагог, неся  детям каждый день не только знания, но  и  свою любовь. А каждый день по-своему неповторим, потому что ежедневно происходит великое таинство – передача знаний, человеческих ценностей от учителя ученику.

Если оглянуться назад, посмотреть на уроки, которые были проведены, сложить все дни воедино, тогда и получится один день из жизни учителя, по сути, вся его жизнь.


Рецензии
Н-да...
Тяжкий труд, но благородный и (в перспективе) благодарный.
Низкий поклон всем учителям земли русской!
Безусловно - еще один зачетный плюс в авторскую копилку.
Кстати, методически правильно построенное выступление в сочетании с безупречным знанием предмета - творит чудеса!
И не только в школьной аудитории.
Прочтите на досуге "Пятна" - всего лишь эпизод из жизни автора.
С почтением к Вашему подвижническому труду пан Тадэуш

Тадэуш Мотас   14.01.2022 15:44     Заявить о нарушении
Благодарю, Тадэуш Мотас!Обязательно прочитаю!

Татьяна Голоненко   15.01.2022 00:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.