Зелёный змей

          Смотрел недавно сериал по телевизору, события в нём происходят в конце пятидесятых годов прошлого века. В одном из сюжетов мелькнул пивной павильон, и я вспомнил, почти такой же из своего детства. Район, в котором я жил тогда в городе Великие Луки, назывался мебельный, так как располагался вокруг мебельной фабрики. И одной из «знаменитых» достопримечательностей этого района был пивной павильон №15, а в простонародье - «зелёный змей». Это было место притяжения всех мужиков района, и одновременно точка ненависти всех женщин района. Но для женщин был в «змее» один плюс - они знали, где забирать «тела» своих мужиков. Район наш был крайним с восточной стороны города, и за город выходило Торопецкое шоссе. Это шоссе было частью древнего пути от западной границы Руси через город Торопец на Москву. «Змей» стоял на шоссе в полукилометре от выезда из города.

          Конструктивно «змей» представлял собой деревянное сооружение из бруса и досок, размером метров восемь на восемь, может чуть меньше. Архитектурно это был павильон, состоящий из двух частей под одной крышей. Одна часть была закрытой, а вторая была не застеклённая веранда. Внутри закрытой части был буфет с пивной стойкой, четыре круглых столика на четыре человека каждый, вдоль стен полка шириной сантиметров 35-40. На веранде также стояло четыре столика, причём и внутри, и на веранде столы были для стояния, а не сидения. А прилагательное «зелёный» видимо от того, что выкрашен павильон был в ярко зелёный цвет. С тыльной стороны «змея» была сделана аппарель для закатывания бочек с пивом внутрь павильона. И постоянно стояло несколько пустых бочек из-под пива, это важно для моей дальнейшей истории.

          Тогда пиво было настоящим, не как теперь: разведённый и газированный пивной концентрат. Его привозили в дубовых бочках, литров на сто пятьдесят, где отверстие было забито деревянной пробкой. И надо было иметь большую сноровку, чтобы выбить пробку и не упустить пиво, а случалось, выскакивало до четверти бочки. Но были в этом деле свои ассы. Стамеской осторожно вырубали пробку, пока не появлялись мелкие пузырьки на её теле. Тогда умелец наставлял на пробку ручной пивной насос и со всей силы загонял его коническую часть с резьбой в тело бочки вместе с остатками пробки. Умельцу была первая кружка и бесплатно. Кроме пива в «змее» продавали на розлив вино, водку и лимонад, за ним мы иногда туда и забегали. На закуску были бутерброды с колбасой, сыром, селёдкой, венигрет, отварные сосиски или сардельки и пирожки с разной начинкой.

          Забегали мы в «зелёный змей» не только ради пирожков и лимонада. Мы сбывали мужикам варёных раков, которых ловили в окрестных реках. Это был один из источников нашего заработка. И ещё - «погреть уши», то есть послушать басни мужиков, а там собирались разные колоритные личности. Мужики, правда, нас гоняли, чтобы мат не слушали, но нам было интересно. Там были фронтовики и те, что вышли по хрущёвской амнистии. Но больше всего нас тянуло к «змею» по выходным. В то время выходным был один день – воскресенье. В Великих Луках был большой колхозный рынок, куда в выходной съезжалось много крестьян на лошадях из окрестных деревень. Продать кое-какие излишки с/х продукции, что-то сдать заготовителям в кантору Райпотребсоюза, а что-то наоборот купить в лавке того же союза. Продавали крестьяне на рынке - овощи, грибы, ягоды молочные продукты, мясо, рыбу, валенки и прочую мелочь. Сдавали же заготовителям - шкуры, шерсть, кости, сено. И по старой русской традиции, это дело «обмывалось».

          После обеда в воскресенье мы подгребали к «зелёному змею» в предвкушении очередного «концерта». Начинали подъезжать довольные торговлей крестьяне, привязывали лошадей и шли в павильон. И тут в дело вступали наши местные ухари, особо те, кто был уже на мели по финансам. Они, два-три человека, кучковались рядом с группой крестьян. Конкретно возле тех, что располагались сзади «змея» на пустых бочках. И заводили разговор между собой, но так, чтобы крестьяне их слышали. Один из ухарей начинал рассказывать, как он выиграл у одного лопуха пять кружек пива за ерунду. Лопух не верил, что смогу засунуть свои яйца в дырку в бочке из-под пива. А надо заметить, что отверстие действительно было не велико - миллиметров сорок не более. Через некоторое время эти ухари уходили, а на их место приходили другие, но из той же команды.

          И вот тут-то, незримо, вступала в дело извечная тяга нашего мужика к халяве. Кто-то из уже слегка поддатых селян, подходил к этой новой группе наших ухарей и предлагал поспорить. Руководили этим процессом, как я уже говорил, тяга к халяве и желание уесть городских. Ну и направляли, наверное, мужика с большим «хозяйством». Гонец предлагал поспорить, что он засунет свои яйца в отверстие в пустой пивной бочке. Наши ухари смотрели на дырку, сомневались и просили предмет показать. Дубина спускал штаны, наши смотрели и высказывали большое сомнение, что ещё больше распаляло мужика. Мужик забивался на десять кружек пива, после споров сходились на пяти-шести.

          Селянин залезал на бочку и легко, по одному, заправлял яйца в отверстие, гордо глядя, при этом, на городских лопухов. И вот тут-то наступал момент истины. Наши, понурив головы, соглашались, что проспорили и типа шли покупать пиво. А селянин, пытавшийся слезть с бочки, сделать этого уже не мог, в чём и заключался подвох. Засовывал - то он туда их по одному, а тянул назад оба сразу. И суммарный диаметр «хозяйства» был значительно больше диаметра отверстия. Сначала селяне ржали, а потом начинали суетится вокруг другана, но все потуги были напрасны. Тут подходили наши ухари с подковырочкой - что, мол, мужик, понравилось сидеть с голой ж..ой. Мат стоял туманом, но наших этим не проймёшь. Деревенские хотели рубить бочку топором, но наши предупредили, что заставят платить, а ещё и в милицию могут сдать. В общем, ухари наши раскручивали этих лопухов и на пиво, и на водку, и на закусить.

          Читатель, видимо, заинтригован как же, всё-таки, освобождали мужика? Да ничего сложного, если применить трезвую голову. Бралась обычная чайная ложка, слегка сгибалась, и этой ложкой яйца по одному направлялись в отверстие. Не каждое воскресенье нашим ухарям так везло, да и нам заодно. Зрелище было почище любого цирка. Естественно, за всем этим мы наблюдали из кустов. Но в 1963 или 64-ом ( уже подзабыл) году «зелёного змея» снесли и на его месте построили кинотеатр «Огонёк», куда мы тоже, с удовольствием, ходили.


Рецензии