Вещие сны. Часть вторая

Где-то лет в 14 мне стало ясно, что некоторые мои сны стали удивительным образом сбываться. Сначала мне показалось это нелепым совпадением, но когда в дальнейшем между сновидениями и следовавшими за ними событиями обнаруживалось смысловое сходство, какая-то ассоциативная связь, ситуация стала настораживать, иногда даже пугать. Чрезвычайно меня впечатляло появление во сне моей бабушки, которую я никогда и не видела (она умерла задолго до моего рождения и слыла известной на всю округу гадалкой).

Несмотря на расплывчатость снов, я запоминала её указания на то, в каком доме или на какой улице кто-то умрет. Поселок наш не очень большой, и вести о чьей-либо смерти распространялись мгновенно. К удивлению, как моему, так и родителей, сведения во сне и наяву имели потрясающее сходство. Мой прагматичный и весьма начитанный старший брат предполагал, что я где-то мимоходом, неосознанно, слышала разговор о смертельно больном человеке, а мое подсознание во сне "вытаскивало" эту информацию из архива мозга и любезно "обыгрывало" её во сне. Тем не менее, родные стали признавать за мной пророческие способности и всё чаще делились своими необычными сновидениями, надеясь, что мне удастся каким-то образом их "расшифровать". Порою это удавалось, но отдельные сны ставили меня в тупик, хотя интуитивно чувствовала, что это не просто грёзы, а определенные знаки, только пока мне неведомые.

Желая узнать больше о вещих снах, их природе и истолковании, пыталась найти в библиотеках необходимую литературу. Надо сказать, что в 70-80-е годы XX века, в эпоху воинствующего атеизма на эту тему писали очень мало, а говорили только в кругу близких знакомых. О существовании сонников мне никто даже не заикнулся (в ту пору такие книги издавались крайне редко, а в нашей крестьянской семье сохранились лишь старые иконы и устные предания, большей частью основанные на суеверных представлениях). Первые сведения о пророчествах я получила из народных сказок, сказаний народов Урала и программных школьных произведений художественной литературы. Записи вещих снов решила делать, приехав в северную сибирскую деревню, где прошло мое раннее детство. Расспросила у бабушки о местных старожилах и пошла по гостям...
Чем только со мной не делились славные старушки: в записи попали и чудодейственные молитвы, и загадки, и песни, и заговоры от различных хворей, и, конечно, вещие сны, к которым я питала особую любовь. Вскоре после этого я поехала к своей тётушке, жившей под Киевом. Здесь моя коллекция народных примет и снотолкований значительно приумножилась. Мой интерес ещё сильнее "подогрел" один случай. Мне приснился сон, что я покупаю красивый шерстяной платок, расписанный яркими цветами. Проснулась я с хорошим настроением, но никак тогда не интерпретировала увиденное и не связывала с реальными событиями, мало ли приятностей может присниться юной особе. За завтраком тетушка сообщила, что мы поедем в соседнее село на храмовый праздник.

Действо само по себе интересное, но больше всего меня привлекли выступления певчих коллективов на большой зеленой поляне и изделия народных умельцев. Ярмарка народных ремёсел соседствовала с торговыми рядами.

Заразившись всеобщим весельем, впервые попавшая и на церковную службу, и на такое народное гуляние, я с восторгом переходила от одних мастеров к другим, выбрала себе изумительной красоты глиняный кувшинчик (который называли грубо глек, а я нарекла "глечик" и по сей день любуюсь им) и вдруг столбом встала у палатки, торговавшей цветастыми головными платками: передо моим взором предстал именно тот платок, который мне приснился! Тут же я обратилась к тётушке, мол, хочу купить именно этот платок. Услышав это, хозяйка палатки рассмеялась: здесь лотерея, а большой красивый платок - главный приз. Это меня не остановило и я заявила: "Значит, я его выиграю!" Наш разговор привлек внимание других гуляющих, им стало интересно, какой же приз я получу по лотерейному билету. Уплатив деньги и взяв билет, я даже не развернув его, подала продавцу со словами: "Давайте платок!" Та усмехнулась, развернула билетик и ахнула. Все взоры окружающих обратились к ней с немым вопросом: "Какой там приз?" Мне показалась, что продавец побледнела и растерялась, долго молчала, а потом спросила: "Как ты это делаешь?" Что я могла ответить? Всё просто: я это знала!"

Всю дорогу домой тётушка восторгалась и пыталась выпытать, как же я выбрала этот билет. Только дома я рассказала про сон, немало её удивив. И тут пришло время удивиться мне - из уст тёти полилось столько историй, услышанных ею в своем провинциальном городке о всякой нечистой силе, являвшейся рассказчикам во сне и наяву. Слушать её было одно удовольствие - певучая смесь украинского с русским, сюжеты, которые казались мне до боли родными и близкими с самого детства, имеющие разительное сходство с повестями Н.В. Гоголя из циклов "Сорочинская ярмарка" и "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Прошли многие годы, к своему архиву с записями я обращалась крайне редко. Руки дошли до него, как и до многих других дел, только когда вышла на заслуженный отдых. К этому времени уже и "ограмотнилась", прочитав массу книг о природе сна, о сновидениях и их толковании. На просторах интернета мне удалось найти и изучить работы современных авторов, среди которых:

- Лурье М. Л. "Вещие сны и их толкование (На материале современной русской крестьянской традиции)",

- Разумова И.А. "Мифологические рассказы о вещих снах в контексте семейного опыта",

- Сафронов Е. В. "Вещее сновидение и сбывшееся событие: механизмы соотнесения",

- Лазарева А. А. Невизуальное в сновидениях: толкование ощущений и чувств", "Символика сновидений в народной культуре: фольклорные модели и личные нарративы" и многие другие.

Помимо общеизвестного сонника Миллера ("Сонник или толкование снов. Научное и практическое изложение"), стала обращаться к сонникам Фрейда, Ванги, Цветкова, а также к сонникам различных народов мира. Систематизировать архив очень помог сайт Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика // интернет-проект RUTHENIA. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm.

Особую группу составили сны, которые, по мнению сновидцев, предвещали похороны, смерть, тяжелую болезнь. Хочу поделиться двумя снами-предупреждениями из личной практики.

Особенно много вещих снов видела в подростковом возрасте. Один сон в разных вариантах снится на протяжении 50 лет и всегда предвещает несчастье, чью-то скорую смерть. Упуская подробности, скажу, что в основе сна лежит наведение порядка: снится, что я убираю чью-то квартиру или дом, выметаю мусор, мою полы. Пол чаще всего деревянный, прохудившийся, мусор, бывает, проваливается между половицами. У кого конкретно убираю, - четко видела. Иногда меня приглашали к кому-то навести порядок, поэтому знала, в чьем доме нахожусь. Подметаю всегда веником, мою пол грязной, рваной тряпкой; делаю это во сне порою по несколько раз. А раза три видела, как помогаю и хозяину этого дома мыться, водой поливаю – ополаскиваю. И давно меня научили разгадывать эти сны. Если веником мету или мою полы в доме, то в скором времени умрет кто-то из проживающих в этом доме. А уж если и человека омываю – это точно к его смерти… Еще не раз бывало, что снилось, будто гостей жду, стол накрываю. Недавно вот тоже приснилось, что в каком-то доме помогаю убираться и накрывать стол (ношу блюда с едой, чашки расставляю на столе). Обдумывала увиденное и решила, что на свои похороны жду гостей. Но на той же неделе весточку получили, что дальний родственник умер, болел долго (больше года), ждали, что это случится.

В сонниках содержатся различные варианты толкования подобных сновидений. Истолкование сна зависит от разных деталей сюжета: какой мусор (его вид, количество, запах), чем выметается (веник, щетка и т. д.); где (дом, квартира и др.) и какие полы моются (деревянные, крашеные, линолеум и др.), а также прочие обстоятельства. И сны и толкования носят весьма индивидуальный характер, хотя толкователь по традиции пытается использовать известные формулы. Например, «во сне веником как бы выметаешь кого-то из своей жизни», «во сне мыть у кого-то пол – вымывать человека из дома, к смерти», «во сне мыть человека – вымывать его на тот свет, к обмыванию покойника».

В большинстве сонников видение мусора во сне – плохой знак. Например, по Фрейду, мусор олицетворяет неудовлетворительное состояние дел, запущенность психического здоровья. Мытье человека во сне, особенно больного, ассоциируется с обмыванием покойника в соответствии с русскими похоронными обрядами (покойника перед захоронением обмывают и обряжают). Омовение усопшего – необходимый ритуал в христианстве, о котором упоминается в книге Деяний апостольских, где одна из первых христианок, св. Тавифа, ученица св. апостола Петра, «сия бяше исполнена благих дел, и милостыни ихже творяше; бысть же во дни тыя болевши ей умрети, омывше же ю, положиша в горнице» (Евангелие от Матфея, гл.9).

Нередко встречаемое толкование: гости во сне – символ известий. Чаще новости касаются тех людей, с которыми давно не виделись. Вести обычно печальные. Как видим, в данном случае смерть предвидели (ожидали). Сон отражает беспокойство, мысли о предстоящих похоронах, поминках и связанных с этим обычаях: уборка после выноса покойника, подготовка к поминальному обеду. Мне представляется, что прав был когда-то мой брат, что подтверждает и литература об источниках сновидений, - наш мозг из глубин памяти "вытаскивает" отдельные фрагменты, складывая их, как пазл, в единую картину.

Бывало, что во сне ко мне приходил мой покойный отец (умер 33 года назад). Многие говорят, что плохо видеть покойников. Иногда прямо во сне мысль приходит в голову: он же мертвый! Появляется внезапно. Отец во сне не подходит ко мне, не берет за руку, не ведет за собой, ничего не говорит, иначе я сразу бы после сна опасалась смертельного исхода, что он хоон хочет забрать меня на "тот свет". Конечно, проснувшись, первым делом думаю, что снится он, потому что давно не поминали (есть такое народное поверье). Со временем пришла к выводу, что он появляется в моем сне накануне каких-то несчастий, серьезных болезней у меня или моих близких. Он словно предупреждает меня, чтоб я была готова к предстоящим тяжелым испытаниям. Такой сон был перед тем, как сын мой попробовал наркотик, перед постановкой мне онкологического заболевания, перед тяжелой болезнью брата, приведшей к смерти. Увидев во сне отца, просыпаясь, всегда испытываю тревогу. Задумываюсь, анализирую, иногда замечаю признаки начинающегося недуга у себя и, не затягивая, стараюсь пойти на обследование».

В различных популярных источниках имеется множество сюжетов снов о появлении покойников. Это иллюстрируется, например, материалами из личного архива кандидата филологических наук И. К. Феоктистовой и архива кафедры русской и зарубежной литературы Омского государственного университета. В своих работах о сюжетном составе преданий русского населения Омской области автор приводит примеры суеверных рассказов о покойниках, в том числе приснившихся рассказчикам.

Несмотря на различные модели и варианты снотолкований, в целом к снам, в которых видят умерших родственников, бытует отрицательное отношение в связи с представлениями о том, что покойник может «забрать на тот свет» или предсказывает, кто следующий умрет. Также в народных приметах и снотолкованиях имеется формула «оживший или восставший из гроба мертвец – проблемы со здоровьем сновидца или его родственников».

По моему убеждению, «сон-предупреждение» не является посланием с "того света", а говорит об аналитической работе нашего мозга, результатом которой является предостережение о возможных серьезных событиях в семье, тяжелых заболеваниях. Мозг активно реагирует на сигналы нашего организма, которые мы осознанно ещё не ощутили.

Характерно, что подобные сюжеты снов - типичны, повторяются в рассказах многих сновидцев. Правда, рассказы чаще всего разнятся из-за эмоций, испытываемых во сне или после сна: кто-то испытывает страх, испуг, недоумение, растерянность, тревогу. Бывает, что сновидец не всегда «узнает» сон-предсказание, часто вывод о том, что сон был вещим, делается только на основе последствий. Многие мотивы и образы вещих снов созвучны с образно-мотивной вереницей примет, гаданий, мифологических рассказов, пословиц, бытующих в нашей культуре. Это обстоятельство является дополнительным аргументом для дальнейшего всестороннего изучения рассказов о вещих снах, обмена информацией между людьми, анализирующими данный феномен.


Рецензии
Здравствуйте, Людмила !
ВОсхитил Ваш опыт, исследования, спасибо за ссылки на литературу. Сказ про платок изумителен и вдохновляет! Что- то похожие случалось и у меня, поэтому верю Вам на все 100 % .
Думаю, что опыт вещих снов индивидуален, ввиду индивидуальности сознания и уход в посредническую литературу усложняет связь. В идеале все должно быть именно так, как с платком.
Счастья Вам!

Марк Эс   27.01.2022 14:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Марк! Очень порадовали искренним отзывом. Про вещие сны пишу давно. Есть несколько статей на моем канале в Яндекс.Дзен. Добро пожаловать по ссылке: http://zen.yandex.ru/id/5fc3d6cdbd576b56ff8711c5

Людмила Кокоренко   28.01.2022 17:44   Заявить о нарушении