Белый свет Джексона Поллока

Одна из самых дорогих картин в истории живописи – «Белый свет».
Сегодняшняя «экспресс-лекция» провокационна и состоит, в общем, из вопросов. Я сам до конца не знаю, как относиться к… американскому художнику Джексону Поллоку.
Революционеру, который считал, что:
1. Художник 20 века, живущий в мире телевидения, радио, спутников и т.п., не может пользоваться средствами старых мастеров, не знавших всего этого. Нельзя использовать мольберт, палитру и кисть. 

2. Традиционная техника живописи ограничивает свободу художника. Можно быть художником, не умея рисовать.

3. Главное в картине – чувства, которые нужно выражать немедленно, пока они не остыли. Любыми предметами, которые есть под рукой.

4. О чувствах нельзя рассказать, их можно только выразить.

5. Не нужны сюжеты, фигуры и правила. Они – плод разума, а не чувств.

6. Лучшая картина создается в состоянии отключенного сознания, в порыве страсти.

Как эти установки Поллок претворял в жизнь?

Он расстилал на полу огромный холст, хватал веревку (или лопату, палку, нож, грабли, мастерок), окунал ее в краску. Затем приводил себя в состояние полного исступления и бил во все стороны веревкой, оставляя на холсте паутину краски.

Произведения Поллока всегда оценивались диаметрально противоположно. С одной стороны – тысячи поклонников и последователей, портрет на обложке журнала «Лайф» с надписью «величайший художник Америки», экстаз искусствоведов, всемирная слава и пирамиды денег.

С другой – тот же «Лайф», заваленный письмами читателей типа «Я перекрасил дверь сарая, она сейчас очень похожа на работу Поллока», полное непринятие, презрение и насмешки со стороны большинства, ненависть коллег, скандальный характер всемирной славы.

Возможно, как следствие – алкоголизм, психические срывы и самоубийство.
Поллок впервые поставил ребром принципиальные вопросы и сам попытался ответить на них.

Что есть искусство? Если это способ самовыражения, то путь от чувства до холста должен быть кратчайшим.
Искусство – не то, что нарисовано, а то, что мы видим. А наша способность воспринимать мир безгранична. Именно поэтому Поллок не давал названий многим своим картинам, чтобы не ограничивать зрителя даже этим.

Должно ли искусство быть понятным всем? Нет. Человек должен возвышаться до понимания искусства, а не искусство снисходить до примитивного человека.

Достоин ли Поллок уважения? Да. Он делал то, что считал нужным и при этом никому не причинил зла. Он был первым и единственным, работы толпы последователей не стоят гроша. Он был уникальным, тем же последователям не удалось воссоздать эффект картин Поллока. Они просто не умели становиться единым целым с холстом на полу.

Картины Поллока привлекают внимание, картины подражателей выглядят как обои.
Поллок – представитель абстрактного экспрессионизма. Но действительно ли самые наши глубокие чувства абстрактны? Наверное, да. Имя любимой женщины вспышкой вызывает океан чувств, которые лишь потом принимают ее образ. Но этот образ нарисовать можно. А как нарисовать влечение? нежность? страх потери? Самый первый импульс, рожденный даже не подсознанием, а неизвестно чем? Но ведь самый первый – значит, истинный.

Можно ли нарисовать чувство, мелькающее в голове, когда любимая женщина говорит «Закрой глаза!» Если можно – то как?! Если нельзя – у искусства есть пределы. Поллок считал, что их нет.


Рецензии