Операция Ромео-Сьерра

Операция «Ромео-Сьерра» - остров Перехиль

Для большинства обывателей территория Испании ограничивается Пиренейским полуостровом и любимыми местами их отдыха - Балеарскими и Канарскими островами.
Однако, это далеко не так. В Западном Средиземноморье у берегов Марокко находится множество территорий, находящихся под суверенитетом Испанского королевства, так называемые Plazas de soberan;a (территории суверенитета).
Их современное существование имеет имеет давние исторические истоки. В ходе Реконкисты испанцы-католики вытеснили мусульман с Иберийского полуострова к 1492 году, и перенесли ее на  на Варварский берег (южный берег Средиземного моря).
Крепость Мелилья становится испанской уже в 1497 году. Сеуту захватывают португальцы, а затем передают её Испании в 1580 году. К ним добавились прибрежные крепости и острова, такие, как  Pe;;n de V;lez de la Gomera - крошечная скала (площадью всего лишь 0,019 км;, увенчанная мощной крепостью, которую отделяет от материка только узкий песчаный перешеек. Некоторые острова отделяет от марокканского берега всего-лишь 80-250 метров.

Территория Площадь, км;
Islas Alhucemas
0,046
Pe;;n de Alhucemas
0,015
Isla de Tierra
0,017
Isla de Mar
0,014
Islas Chafarinas
0,0525
Isla del Congreso
0,0256
Isla de Isabel II
0,0153
Isla del Rey
0,0116
Pe;;n de V;lez de la Gomera
0,019

 Но сплошную полосу своих владений испанцы сумели здесь создать лишь после 1912 года, когда Фесский мирный договор 1912 поделил Марокко между Испанией и Францией. При этом города Сеута, Мелилья и вышеприведенные территории не были отнесены к Испанскому Марокко, поскольку считались неотъемлемой частью собственно Испании. Эта ситуация сохранилась и после предоставления независимости протекторату Испанское Марокко в 1956 году, что вызвало территориальные претензии магрибского королевства.
В 1995 году Сеуте и Мелилье был предоставлен статус Автомомных сообществ, наравне с другими автономиями Испании, поэтому термин Plazas de soberan;a  применим сейчас только к островам Islas Alhucemas, Islas Chafarinas и Pe;;n de V;lez de la Gomera, а до недавнего времени и к острову Перехиль (Isla de Perejil).
Крошечный необитаемый остров Перехиль расположен в Гибралтарском проливе всего лишь в 252 метрах от марокканского берега и в 8 километрах от ближайшей испанской территории - анклава Сеута. Его площадь составляет 0,14 км;, а масимальная высота над уровнем моря - 74 м, общая длина побережья - 1,6 км. Остров скалистый, местами покрыт кустарником, а также лилиями и петрушкой (по-испански - perejil). Берега круто обрываются к морю, где глубины составляют 20-30 метров. На восточном побережье есть две небольшие бухты (бухты Короля и Королевы). Сохранились остатки башни и цистерны для воды, построенных португальцами. На острове есть пещера, достаточно большая, чтобы вместить около двухсот человек.
Согласно греческой «Одиссее» на Перехиле (мифический Огирия) жила нимфа Калипсо, которая удерживала там Улисса в течение семи лет.и он являлся одним из Геркулесовых столбов. По мнению многих ученых остров и был той Эритией, где Геракл совершил свой последний, десятый подвиг. Согласно мифу, Эрития была логовом монстра Гериона, который жил там со своим стадом волов, пастухом Эвритионом и его сказочным трехголовым псом Ортро (братом Цербера).
Под власть европейцев остров попал в 1415 году, когда португальцы захватили Сеуту. В договоре, заключённом с правителем Феса, Сеута признаётся португальским владением, а в 1580 году во время правления короля Филиппа II она переходит в руки испанцев.
В 1580, 1610, 1746 и 1762 годах испанские военные инженеры проводили различные исследования для строительства оборонительныхсооружений для контроля над проливом, но проект всегда отвергался из-за дороговизны. В 1887 году испанское правительство построило маяк, на котором постоянно был поднят испанский флаг.

Вот как история острова Перехиль описывается в Википедии.
• 1808: Великобритания захватывает остров в ходе Наполеоновских войн с Францией. В 1813 году Фердинанд VII просит британцев освободить остров, утверждая, что он принадлежит Испании. Англичане уходят с острова.
• 1836: островом интересуются Соединённые Штаты, однако Великобритания резко возражает против американского вмешательства.
• 1848: испанский премьер Нарваэс ведёт переговоры о спрямлении границ с марокканским султаном и вынуждает его согласиться на расширение испанских владений. Реакция правительства Великобритании была неожиданной; не желая признавать возникающих в связи с этим соглашением прав Испании на остров Перехиль, оно пытается занять остров силами базирующегося в Гибралтаре гарнизона; в качестве оправдания используется разрешение султана добывать на острове камень для строительства доков в Гибралтаре. Испанское правительство, встревоженное намерениями англичан, высылает из Сеуты батальон для оккупации острова. После новых протестов Британия объявляет о непризнании прав Испании на спорный остров.
• 1859: Британия не отказывается от своих претензий. Перед лицом надвигающейся войны между Испанией и Марокко британское правительство навязывает главе испанского правительства Леопольдо О’Доннелю обязательство «не занимать опорных пунктов в Проливе», имея в виду остров Перехиль.
• 1887: Великобритания признаёт суверенитет Испании над Перехилем. Испанское правительство намерено установить на острове маяк для повышения безопасности судоходства.
• 1894: слухи о том, что марокканский султан уступил остров Великобритании, вызвали большой ажиотаж, однако были опровергнуты.
• 1912: в испано-французском договоре, разделившем территорию Марокко между испанским и французским протекторатами, остров не упоминается, однако Испания высаживает на нём воинский гарнизон. Британия не протестует.
• 1956: после прекращения протектората остров остаётся под испанским контролем.
• 1960-е годы: испанский гарнизон эвакуируется с острова. Последний гарнизон состоял из капрала и четырех солдат, подчиненных Capitan;a Militar del Norte de ;frica.
• 1991: договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Испанией и Королевством Марокко.
• июль 1994: в проекте устава автономии Сеуты остров Перехиль упомянут как часть автономии. Марокко заявляет протест.
• сентябрь 1994: упоминание Перехиля убрано из окончательной редакции устава автономии.
Остров не имеет постоянного населения. Его бухты используются местными рыбаками для укрытия при плохой погоде. Марокко выражал озабоченность тем, что островом могут пользоваться террористы и контрабандисты. Предполагается, что он используется марокканской мафией для переправки нелегальных иммигрантов и наркотрафика.
Под этим предлогом утром 11 июля 2002 года группа марокканцев высадилась с патрульного катера на остров и установила там два марокканских флага. В этот же день с катера Guardia Civil (Гражданскоя гвардия - испанская жандармерия). идущего из Сеуты, заметили марокканские флаги, палатку и дюжину людей, поднимавшихся по крутому берегу острова Перехиль. Люди были одеты в униформу марокканской жандармерии, ими командовал капитан 3 ранга Королевского марокканского флота Саид Гурнари - бывший кадет училища электроники испанского ВМФ в Виго.
На требование покинуть остров, марокканцы ответили испанским агентам: «Уходите отсюда, это не испанская земля». После этого последовала короткая, но напряженная дискуссия, во время которой марокканцы держали испанцев на прицеле своих АК-47 и угрожали открыть огонь. Испанские агенты, вооруженные только штатными пистолетами, благоразумно решили отступить и сообщить об инциденте на свою базу. В ту же ночь из Рабата (столицы Марокко) сообщили, что остров не будет оставлен, поскольку он «принадлежит Марокко».
Оккупации острова Перехиль предшествовала эскалация напряженности в дипломатических отношениях между Испанией и Марокко после прихода на престол короля Мохамеда VI (июль 1999 г.), что привело к отзыву марокканского посла в Испании в октябре 2001 года.
12-16 июля обе возвлеченные в конфликт стороны пытались разрешить его дипломатическим путем. Премьер-министр Марокко Абдерраман Юсуфи обещал найти «очень быстрое» решение этого вопроса. При этом Евросоюз и НАТО выступили в поддержку Испании, осудив действия Марокко, как недружественный акт и потребовав восстановления статус-кво.
16 июля Марокко заменили дюжину моряков, первоначально окупировавших остров, отрядом морской пехоты (6 человек) с базы Аль-Хосейма, что подтвердили самолет фоторазведки ВВС Cessna и вертолет Seahawk с фрегата “Numancia”, пролетевшие над островом.
Со своей стороны, Испания объявляет о бессрочном отзыве посла в Рабате и усиливает свои силы в городах Сеута и Мелилья подразделениями Гражданской гвардии. Испанские вооруженные силы  были приведены в состоянии боевой готовности, в район конфликта направили девять надводных кораблей, две подводные лодки, авиацию, включая два самолета P3 Orion и батальон боевых вертолетов.
Через несколько часов после вторжения армейские вертолеты “Cougar” и “Chinook” усилили гарнизоны скалы Велес-де-ла-Гомера, расположенной в бухте Альхусемас, остров с таким названием и архипелаг Чафаринас, вскоре после того, как марокканский патрульный катер подошел к одному из островов этого архипелага Isla del Rey, также необитаемому. Одновременно гарнизоны Сеуты и Мелильи, насчитывающие более 7000 солдат, были приведены в состояние максимальной боевой готовности.
Фрегат “Navarra” с подразделением морской пехоты на борту, к которому позже присоединится его близнец “Numancia”, введенный в строй в рекордные сроки, оказывали мощное сдерживающее воздействие одним своим присутствием, учитывая характеристики их противокорабельных  ракет Harpoon и зенитных Standard SM-1MR. Одновременно с этим корветы “Infanta Elena” и “Cazadora” направили в район мыса Трес Форкас для контроля подступов к порту Мелилья и наблюдения за архипелагом Лас Чафаринас. В базе ВМФ Эль-Ферроль фрегаты “Baleares” и “Asturias” готовились к походу на юг, имея на вооружении мощные системы ПВО с трехмерным РЛС SPS-52B и ракетам Standard SM-1MR.
Испания требует, чтобы марокканские войска покинули остров до 02:00 утра (по марокканскому времени) 17 июля.
Затем была проведена первая реальная совместная операция после объединения трех военных министерств четверть века назад, осуществленная под оперативным командованием (OPCOM) генерал-адмирала Морено Барбера, начальника Генерального штаба, который утвердил план операции (OPLAN), в разработке которого участвовали все виды Вооруженных Сил. Операцией руководило Оперативное командование сухопутных войск, которое поручило планирование захвата самого острова генералу Андреу, главе недавно созданного Командования специальных операций (Mando de Operaciones Especiales), базирующемуся в Рабасе (Аликанте).
Военно-морское оперативное командование, в свою очередь, поручило планирование самой операции и первоначального военно-морского развертывания командующему флотом адмиралу Бальбасу со штаб-квартирой в Роте. Командование военно-морскими силами, дислоцированные в районе операции, было возложено на командира фрегата “Navarra” капитана 2 ранга (capit;n de fragata) Родригеса Гарата.
Все, что связано с операциями противовоздушной обороны, было делегировано Оперативным командованием ВВС начальнику боевого командования (GJMACOM) генералу Рубио (авиабаза Торрехон).
Тактическое командование всеми видами вооруженных сил, задействованных в операции, осуществлялось c бортf командного корабля «Кастилья» (десантный корабль-док L52 “Castilla”, вышел в море 16 июля).

Запланированная операция должна была достичь четырех целей:
1. Вернуть острову его певоначальный статус, действуя твердо и решительно.
2. Предоставить испанскому правительству свободу маневра.
3. Избежать эскалации напряженности, которая могла бы привести к кризису высокого уровня с применением оружия.
4. Предложить почетный выход правительству Марокко.

Предназначенная для захвата острова оперативная группа численностью около 200 человек была сконцентрирована в расположенном в 36 км от Перехиля городке Фасинас (провинция Кадис, Андалусия).
Силы марокканцев на острове оценивались в 6 - 20 человек, но дальнейшая вооруженная реакция Марокко была недпредсказуема, что потребовало развертывания соответствующих сил. Первоначально операция по захвату острова намечалась на 14 июля, но из-за сильного ветра ее отменили.
Для десанта на Перехиль было задействовано шесть вертолетов. Три из них, типа AS532 Cougar, перебрасывали подразделение спецназа, два типа UH-1H, вооруженные пулеметами калибра 12,7-мм, обеспечивали его прикрытие, а шестой, также UH-1H, летел первым и действовал, как приманка. С моря высадку десанта обеспечивали фрегаты “Navarra”, “Numanc;a”, корветы “Cazadora” и “Infanta Elena”, патрульные катера “Laya”, “C;ndido P;rez” (типа “Barcel;”), “Izaro” (типа “Anaga”), P-111 и P-114 (типа “Aresa PVC-160”).
Операция  «Ромео-Сьерра» началась в 05:30 17 июля , когда вертолеты с 23 бойцами спецназа сухопутных войск GOE III (Grupo de Operaciones Especiales "Valencia" III)  и пятью морскими пехотинцами из Tercio del Sur (TERSUR) ( в их число входили доктор и девушка-медсестра) вылетили из Фасинаса на юг. Премьер-министр дал им указание : «Ни капли крови!». Запрещалось открывать огонь, если спецназовцы не подвергались непосредственному нападению.
Первым следовал вертолет типа UH-1H Iroquois без десанта на борту, выполнявший роль разведчика-приманки. Его экипажу предстояло, зайдя со стороны, противоположной намеченному месту высадки, отвлечь внимание марокканцев и проверить их оборону. Находившийся на борту вертолета офицер-переводчик должен был через громкоговоритель предложить захватчикам сдаться.
Во избежание обнаружения марокканскими РЛС полет над водами Гибралтарского пролива производился на высоте около 15 метров, что представляло серьезную опасность, принимая во внимание сильный ветер, волнение и десятки судов, следовавших по этому оживленному морскому пути.
Вдруг в приборы ночного видения летчики увидели марокканский патрульный катер, экипаж которого готовил к бою орудия. Это был “El Hahiq” (308) типа Osprey Mk-II, водоизмещением  475 т, вооруженный 40-мм орудием «Бофорс» и двумя 20-мм «Эрликонами». Вспыхнул прожектор, осветивший вертолет. Вероятно, на катере тоже получили приказ не открывать огонь без приказа свыше, а вскоре “Laya” и “Izaro” встали бок о бок с «марокканцем», лишив его возможности вести стрельбу. В это же время для подавления марокканских средств радиосвязи в районе Пролива использовались средства РЭБ.
Командир вертолета капитан Santiago Fern;ndez Ortiz-Repiso вспоминал: «Мы были первыми, кто пролетел над Перехилем. Пролетели над островом и сделали полный круг над ним, действуя как приманка. Это обычная техника: сочетание скорости и ночной темноты затрудняет попадание в цель... Мы постарались определить все места, где могут быть люди.
Мы видели много фотографий Перехиля во время подготовки и они были точно такими же, как на фотографиях, но мы видели все в монохромном, зеленом цвете из-за очков ночного видения, которые мы носили. В нижней части острова мы опознали палатку, в которой они спали,. Были также другие марокканцы, занимавшие оборонительную позицию.»
На призыв через громкоговоритель сдаться, трое часовых-марокканцев  показали, что складывают оружие. Однако, в приборы ночного видения экипаж увидел около тридцати целей, которые быстро приближанись. К облегчению испанцев, это оказалось стадом диких коз.
Затем началась высадка десанта с вертолетов AS532 Cougar. Скорость ветра достигала 90 км/ч, поверхность острова была покрыта крупными камнями, что делало высадку посадочным способом невозможный. Десантники выпрыгивали с высоты 2-3 м с полной выкладкой. При этом многие из них получили травмы, однн из них серьезно повредил ногу и вышел из строя, был поврежден ротор одного из вертолетов.
Майор Antonio Garc;a Navarro, командир роты спецназа: «Это был свободный прыжок с двух-трех метров. Необходимо было для этого пройти инструктаж и иметь хорошую физическую подготовку, потому что мы несли большой вес - оружие, жилет, шлем ... Ветровые условия были очень плохими. Внезапно вертолет начал терять устойчивость и не мог набрать высоту. Он спускался, поднимался и спускался. Это было очень тревожно. Я не заметил одного из этих подъемов, когда собирался прыгнуть. Если бы руководитель прыжков меня не поймал, я бы сломал все свои кости.
Повсюду полетели искры,но летчику удалось стабилизироваться. Я прыгнул, потерял равновесие и сел. В этот момент я увидел, как вертолет падает на меня, очень быстро и неконтролируемо. Его колеса я увидел отлично! Как близко он приблизился ко мне! Эта фотография и сейчас у меня в голове. Пилот был очень опытным и сумел изменить положение. Я взял себя в руки и двинулся дальше.» Высадившиеся спецназовцы прочесали остров и обнаружили трех марокканских морских пехотинцев, отдыхавших в палатке. Они сдались без боя. Десантники сняли марокканские флаги и подняли над островом флаг Испании. На этом военная операция закончилась, ее выполнение заняло всего лишь около часа. Ее участники были эвакуированы вместе захваченными марокканцами на вертолетах в Сеуту, их сменили 75 военнослужащих Tercio Duque de Alba 2 Испанского легиона.
Шесть марокканских солдат были возвращены на родину около 10 часов утра через  Эль-Тарахаль, пограничный пункт между Сеутой и Марокко, вместе с их личным оружием - четырьмя автоматами AK-47 и двумя H&K.
18-20 июля конфликтующие стороны при посредничестве США пытались решить вопрос о статусе Перехиля дипломатическим путем. 20 июля испанские легионеры спускают национальный флаг и покидают остров.
21 июля в Рабате министр иностранных дел Испании Ана Паласио и ее марокканский коллега Мохаммед Бенаисса подписывают соглашение, согласно которому остров Перехиль возвращается в состояние Statu quo ante bellum. Этот латинский термин, означающий «состояние, в котором все было до войны», используется в международных договорах для обозначения вывода войск с полей сражений и возвращения к довоенным условиям. Это означает, что ни одна из противоборствующих сторон не потеряла и не получила территорию, политические или экономические права в результате вооруженного конфликта. И по сей день остров остается необитаемым без каких-либо символов национальной принадлежности.
Среди испанских политиков, дипломатов и военных не было единого мнения о целесообразности или успехе операции, на которую был затрачен 1 млн. евро. А испанская газета ABC охарактеривала ее фразой «и все это для острова, который не стоит даже топлива, использованного вертолетами.»
Тем не менее, испанское правительство ясно дало понять, что готово защищать национальную территорию любыми средствами.
25 февраля 2004 г. председатель правительства Хосе Мария Аснар вручил Крест за военные или морские заслуги с красным зотличительным знаком (Cruz del M;rito Militar o Naval con distintivo rojo) 72 участникам операции по захвату острова Перехиль.


Рецензии