Бельгия. Семь писем. Семь лет назад

1. уезжаю...

Я всё время уезжаю. Часто вынужденно – но не из-за обстоятельств...

что гонит из дома Фёдора Конюхова?
Что-то интересное. Уж не скука, это точно...
Потом об этом можно писать книги.

О моём книг не напишешь. Вдруг оказалось бы, что не о чем писать...

Было бы просто объяснить ситуацию делением людей на интровертов и экстравертов. Но подсознательно я чувствую подвох в этой понятной схеме.

Интроверты ведь самодостаточны. Их "необщение" – органично.

А я общаться могу. Но мне очень тяжело.

Как-то у нас был разговор про подобное... Помнится, я ещё сказал, что мне тяжело именно с хорошими – потому что с плохими я не могу находиться вовсе...
Совсем.


А хороших ко мне тянет. Неосознанно, большей частью...

Однажды итальянка Марина сказала - "Essere con voi – e il momento di stare in punta di piedi..."

"Быть с тобой – это всё время стоять на цыпочках..."

печально сказала

не зная меня толком, по сути...

Но женщины ведь чувствуют острее мужчин.
И намного более ясно чувствуют.

Мне одному не очень хорошо. Очень не хорошо даже...
но мне одному – это достаточно честно

____________

2. Брюгге.

Евросоюз предоставляет симпатичные удобства, которые начинаешь ценить не сразу – можно, к примеру, болтаться по немалым пространствам, не испытывая необходимости в визах, обмене денег, каких-то особых документах...

И крайне дёшево болтаться.

вообще, самым экономным средством передвижения оказывается самолёт

К этому ум не может привыкнуть до сих пор.

Не далее как в среду можно было посетить Варшаву (и вернуться затем; т.е. туда-обратно) по смешной цене в 18€...

Конечно, таковое чудо (не польская столица, а смешная цена перелёта) ограничивает авиа-мигранта кое в чём – система "low cost" у подобных компаний не даёт возможности возврата билета, обмена его на другую дату, нет страховки пассажира, на борту не кормят (хотя частенько газировочку и кофеёк дают – проверено, хе-хе), регламентирован максимальный (по сути, правильней определить его как "минимальный") общий вес, габариты, и количество багажа
– фактически, это одна нетяжёлая сумка, которая летит с тобой же, в салоне – ну, дамам разрешён пронос ещё одной мини-сумочки (не выше оговорённых правилами размеров, впрочем).

Правда, нет и никакой задержки с получением багажа (отнимающей у стандартного пассажира, на стандартных рейсах, до 1,5 часов времени) – поскольку никакого багажа, по сути, нет... (вышеназванную ручную кладь багажом назвать язык не поворачивается)


А сегодня вот дёшево стоит полёт до Брюгге.

не сказать, что я много знаю о шоколадной столице Бельгии

Я про Фландрию-то больше знаю из прекрасной книжки Шарля де Костера.

но почему бы и не Брюгге?

тем более что на слуху название не такого уж и старого фильма, с Колином Фарреллом, (правда, герой Фаррелла городком, помнится, совсем не восторгался – но там и герой специфического направления, да)

____________

Наверное, пора собираться. Рейс забронировал уже.

всякие бритвы/щётки зубные/футболки пошёл собирать по шкафчикам

у меня не много всего

____________

3. Шоколад.

Фламандцы разговаривают на забавном непонятном языке – на фламандском, я думаю  :)
Шоколад здесь действительно очень вкусный. Есть даже музей шоколада – я там не был пока, и даже не знаю точно, в какой части города он расположен. Но найду... город небольшой, хотя вездесущие туристы делают его многолюднее

Много англичан. Узнаю их вовсе не по говору, а по полнейшему наплевательству на свой внешний вид – если попадается самым нелепым образом выряженное пугало – 100%, что сие англичанин!
Неужели в их отелях нет зеркал?
или они туда не заглядывают
но ведь бреются не на ощупь, поди...
Загадка, одним словом.

Красивые мосты.
Каналы.
Каналы.
Рыночная площадь Гроте-Маркт. Здание ратуши на ней (а как же иначе)...
Кафедральный собор.
разноцветные фасады домов...

Милые неторопливые люди.

Очень вкусно готовят картошку в ресторанчиках (может быть, сама картошка от природы такая необыкновенная на вкус – не уточнял).
Говорят, что ещё тут подают обалденные мидии, но я моллюсков ел только в португальском Авейру, и только к концу ужина (вот стыд!) понял, что это сделано не из птичьего мяса
(а и не мудрено! – подают не всегда в ракушках, чаще как раз вылущенное, под соусами, – поди узнай)...

____________

Ещё изумлён был – на корабликах, снующих по каналам, рулевыми вовсе не рыжебородые просоленные и извергающие клубы табачного дыма "морские волки", а аккуратненько одетые девушки...
Эмансипация?

____________

хорошо, что куртку взял
Дождик накрапывает...

и вечерами прохладно

особенно у воды

____________

4. овечки в Дамме...

Определённо, осенью я становлюсь другим.

Если когда-то раньше это меня удивляло (даже злило!), то теперь проще смириться и вести себя по-осеннему традиционно: т.е. печалиться в каком-либо богом забытом местечке...
На период печали/осени-2013 выбрался (как-то самостоятельно выбрался) Дамме.

Не ищи его на карте – на большинстве карт такого места просто нет.
Меня привело в сию юдоль довольно меркантильное желание перестать тратить нелёгким трудом заработанные еврики на дорогую брюжскую (брюггерскую?) еду – кушать в Брюгге 3 раза в день, это, как бы помягче, – катастрофа для кармана. После очень дешёвой Португалии отдавать недельный тамошний пансион за разовую здешнюю кафушную посиделку (хотя и вкусную по содержанию, надо признать) как-то стало в лом.

Октябрь в Бельгии в плане пейзажей – та самая Золотая осень Левитана (коей, любимой, он посвятил более сотни картин).
В деревушках это чувствуется ещё ярче.
А по прогуливающимся на малолюдной рыночной площади овечкам я понял, что Дамме – искомая деревушка.

Пришёл я сюда пешком, гордо проигнорировав автобус маршрута № 43, который предлагал полчаса неспешной езды за пять евро.
Но о пеших прогулках пожалеет разве что сумасшедший, особенно когда солнышко без жары, ветерок без холода, воздух без городского смога, и птички поют, и листочки шуршат на придорожных деревьях – ну, ты меня понимаешь...

А если рядом, по маршруту передвижения, уже ставший привычным глазу традиционный бельгийский речной канал, живописности необыкновенной – то...

А если ещё, нагуляв аппетит, ты тешишь себя, по прибытии, свежими блинчиками и огромной кружкой горячего какао в ближайшем трактирчике – счастье становится просто-таки физически ощутимым компонентом души.


И печаль/осень-2013 временно отступила...

____________

5. звонки и звёзды

Сегодня утром, когда сидел на корточках у ручья в лесу, в кармане зазвонил телефон.
Как-то вяло подумалось, что надо его утопить.
Но руки были заняты – раздирал обёртку у шоколадного батончика (её не снимешь одной рукой никак... Они специально так делают?..)

Батончик нормальный по вкусу. С марципаном.
А, может, просто есть хотелось...

Потом, когда уже ушёл в лес, опять было пять или шесть звонков. Топить было негде, да и момент упущен.
Возвратиться к ручью – выглядело бы искусственно.

Так и не знаю, кто звонил.

Пришёл в комнату – кинул его в сумку.
Сразу.

Теперь сижу в кафе.
Сейчас картошку принесут.

Я понимаю, что выгляжу всё это время неким праздношатающимся байбаком, с закидонами и капризами, которому то и дело хочется постонать (от чрезмерной сытости, надо полагать)...

А люди устают на работе.

Правда, при этих словах, сразу вспоминается строчка Ильи Кормильцева – "Здесь мерилом работы считают усталость..."

____________

Я съем картошку, рассчитаюсь – и пойду погляжу на звёзды.

Сегодня небо чистое с полудня.
Звёзд должно быть достаточно.

____________

6. фру Флаамс

Сухонькая и подвижная фру Флаамс, у которой я снимаю аккуратную комнатку, со старинной деревянной кроватью и цветами на подоконнике, и которая обращается ко мне не иначе как monsieur l'ingenieur russe, за ужином по секрету поведала о мемориальном камне в окрестностях Дамме, под которым (– она свято верит в это!) похоронен не кто иной, как сам Тиль Уленшпигель!
Да я и сам готов поверить в такое (хотя официально могила Уленшпигеля неизвестна) – так как видел его статую в местной церкви Богоматери.
А с каких бы прочих причин статуе там взяться?!

И есть недалеко маленький лесочек, из молодых дубков, и там хорошо (даже в дождь), и жёлуди лежат на тропинках, и жёлтые листья...
– такие, знаешь, характерные... в форме дубовых листьев  :)


В геральдике дубовый лист символизирует силу, борьбу и победу.

"...Она сидела на полу, держа перед собой дубовый лист, а за окном тихо падал вечерний московский снег"


Вот такое почему-то вспомнилось...

____________

7. Тиль.

Именно тот мемориальный камень я нашёл, или какой-то другой – разобрать довольно сложно...
С утра было прохладно, выпала сильная роса, а трава там высокая, и просто по дорожке не проберёшься. Штанины джинсов намокли до колена почти сразу, противно и холодно липли к ногам, но останавливаться было уже глупо, и я подобрался-таки к этому месту...

Оно производит умиротворяющее впечатление.

Что, по сути, странно.

Тиль ведь был бунтарём.

Хотя, вероятно, цель любого бунта – найти спокойствие.
Осознанное.
Сотворённое...


Я не могу представить Тиля иначе, нежели Лембитом Ульфсаком из картины Алова и Наумова.
Странно, книжку я прочёл раньше фильма – года на полтора – а вот запомнился именно фильм. Он из 4-х серий, показывали в кинотеатре в два приёма, по две серии кряду, я с промежутком в несколько дней сходил...

Не стал бы пересматривать сейчас, наверное...  Ни к чему.
Хотя сыграли они там талантливо...

Но фильм тяжёлый. Так воспринялось в семнадцать лет.


Сейчас оценил бы по-другому...

____________

На камне полустёртые буквы – проводя рукой, их более ощущаешь под пальцами, чем видишь

такие вот тактильные впечатления...

Птичка какая-то цвиркала неподалёку.
А ещё было слышно ручей.

И тишину.


Скоро зима


Пора уезжать.

Загостился я тут.
Нечестно быть тут долго.

Неправильно.


Рецензии