Артист

– Так, смотрите... Вы – Гонщик. В стиле мультика «Тачки». Или «Чудо-машинки». Знаете?
– Ну... что-то такое...
– Нужно освежить в памяти. Имена всех машинок. Основные линии сюжета. Уметь входить в образ. Разговаривать от любого персонажа, от Вспыша, к примеру.
– Конечно... Вспыш. Я понял.
– Но вообще вы Гонщик. Не Вспыш, – менеджер на мгновение выжидательно замерла, – Контент важен. Надо так говорить и двигаться, чтобы дети узнавали…
Егор механически кивал, смотрел на бэйджик «Кристина» и думал, что ей могли бы тоже подобрать имя из «контента» – Гингема, например.
– Да-да… узнавали контент, - машинально кивнул он.
– Зачем контент? Гонщика!
– То есть, конечно… Они какого-то конкретного Гонщика должны узнать?
Кристина укоряюще замолкла, обозначая этим глупость вопроса:
– Зачем конкретного? Нет никакого конкретного Гонщика.
– А… понял… Это должен быть Гонщик, как бы живущий в соседнем дворе…
– Так, – прервала Генгема, – дети не должны быть разочарованы.
По лицу Егора поползла тень противоречия. Захотелось перечислить все варианты «контента», от которого дети не будут разочарованы. Возможно, Кристина уловила направление его мыслей и, достав телефон, быстро произнесла:
– Я поняла… Этот формат вызывает у вас затруднения. У меня есть несколько прекрасных кандидатов…
– Нет-нет… – поспешил на мировую Егор. С болезненным скрипом в мозгу обозначилась мысль, что работы в ближайший месяц не предвидится. – Обещаю: дети узн;ют Гонщика. Я все понял! Cделаю максимально точно. Я же Чехова играл: Лопахина, Треплева...

Кристину подбросило от возмущения:
– Простите, это сразу не то! Нам не нужен Чехов. И эти все фамилии нам не нужны. У нас не театр для бабушек. Праздник в нашем клубе стоит от ста пятидесяти тысяч. Если, например, с пони и питоном, то двести тридцать. Уровень понятен? В Гонщика надо попасть идеально. За это люди платят деньги. И есть определенные ожидания. У нас директор в этом очень хорошо разбирается. Понимаете?
– Двести тридцать?.. Так…восемьдесят… По сорок тысяч на животинку!? То есть один пони – это четыре идеальных гонщика?
Кристина вздохнула и оценивающе посмотрела на Егора, скепсис боролся с жалостью...
– Ладно... Сейчас как раз идёт праздник в синем зале... Там работает наш лучший Гонщик... Пойдёмте, вы хоть посмотрите. В качестве мастер-класса, так сказать...
Егор покорно вздохнул и поспешил за ней:
– Лучший Гонщик... Четыре пони… А почему же вы его завтра не зовете?
– Разумеется, мы бы его позвали… Он занят на это время. У него огромный ивент в главном зале, – Кристина сверкнула глазами и перешла на благоговейный шёпот, – …день рождения на триста тысяч!!! И он – Безумный Шляпник.
Они дошли до странной конструкции в форме гигантского яблока синего цвета. Внутри бурлила вечеринка. Генгема остановилась перед окном и восхищённо воззрилась на крепкого высокого парня, отчаянно жестикулировавшего и бегавшего с видом потерпевшего по всей яблочной площади. Он был в желтом костюме и огромной кепке. Люди внутри яблока. Мысленно Егор пытался объяснить себе, кто может существовать в подобной оболочке… Дети – семечки. Накрытые столы – мякоть. Родители – черви. А кто же тогда этот жизнерадостный эквивалент четырех пони? Желтый человек в синей вселенной… Зачем он здесь?

– Он здесь совершенно лишний, – подумал он вслух.

Генгема встревоженно уставилась на Егора:
– Что? Он здесь основной. Играет, веселит и еще… это… развивает!
Кристина посмотрела на часы: маловероятно, что сейчас они найдут кого-то другого. Придется работать с этим безнадежным. Надо же так попасть – именно на ее клиенте заболел проверенный актер…

– Зайдите. И присядьте вон там, в глубине. Я предупрежу, что вы стажёр. Только умоляю – запоминайте, записывайте. Смотрите, как профессионал работает.
Дети и мамы составляли две половины яблока. Праздник был уже в той стадии, когда оба лагеря друг друга не интересовали и прекрасно существовали в автономном режиме. Гонщик старался работать на тех и других одновременно. Кривлялся – для детей. Отпускал шуточки – для мам. С разбегу падал, вскакивал, поигрывал мышцами. Все были в восторге.

Пришла выступать какая-то рептилия, и дети расселись у сцены. «Игуана что ли… мысленно усмехнулся Егор. – Три гонщика – не меньше».

– Привет новобранцам! – прозвучало над ухом. Это Лучший-в-мире-гонщик пришел передохнуть в угол, где сидел Егор.
– Привет! Спасибо, что ты не возражаешь, что я смотрю...
– Да ерунда! Свои!
– Здорово ты с ними. Не факт, что я завтра так смогу.
– Шутишь? Эти – пришли беситься, эти – бухать. Все! Не парь одних и не лечи других. Все будет путём. Всё, тварь закончила… Я пошел. Бывай!

«Тварь» переживала самую тяжелую часть выступления – ее пытались погладить сразу двадцать рук. 

Егор наблюдал за феерией до самого завершения и за это время пришел к мысли, что он –ипохондрик и мизантроп, зря выбравший профессию артиста.

Может, попробовать все-таки с Серегой кальянами торговать… Серега – однокурсник. После окончания помыкался, как и все, по авторским проектам, фестивальному кино, иммерсивному театру и неожиданно отчалил в бизнес.  Кальянный. Говорят, неплохо живет!

Ровно в 14 часов следующего дня Егор стоял перед яблоком, готовый стать его желто-кислотной внутренностью. Менеджер Кристина была притворно бодра и лояльна:
– Егор, у вас все получится! Главное – побольше внимания имениннице.
– Имениннице? Это девочка? Любительница машинок?
– Именно. Алиса. Празднуем восемь лет. Программа большая. Перерывы минут по пятнадцать, так что вам повезло – вы в основном конферансье. Справитесь!

Она втолкнула Егора в яблочную жуть.

Дети встретили Гонщика душераздирающим визгом. Непроизвольно он тоже заорал:
– Аааааа! Мои маленькие друзья! Вы ждали меня?
– А то как же! – проорал пацан в костюме Бэтмена, рванул с места и со всей дури ударил Егора ботинком в колено. – Ты не переживешь этот день, гад!

Гонщик скорчился от боли. Восторг компании стал еще больше.
– Он думал, что мы лохи. А он сам лошара, – отчеканил кто-то сбоку.
Егор обернулся. Это был аккуратно одетый мальчик в белой рубашке и бабочке, вылитый Дон Карлеоне на свадьбе дочери. Уста дона разомкнулись и выдали:
– Бэт, вшатай ему еще!

На секунду Егор подумал, что в ребенке включена чья-то чужая озвучка.
– Э, ребят, вы чего… Давайте придумаем более мирные игры. Вспыш там… МакКвин…

Предложение потонуло в злорадном визге.
– Ок, бумер!
– Можь, еще в Лунтика?
– Берем его в заложники, ребзя!

Гонщик почувствовал, что сзади на него напрыгнула пара захватчиков. В отчаянии он замахал мамашам за праздничным столом. Лениво обернулась пара голов, криво заулыбались, снисходительно помахали в ответ: играйте, мальчики, не обращайте на нас внимания.

– Стоп-стоп, народ. У вас по программе сейчас встреча гостей и потом фокусы…
– Покажь фокус – исчезни!
– Бэт, срывай с него кепку!
– Давай его распилим!

Один из маленьких упырей разбежался и воткнулся головой Егору в живот. А бэтмен сорвал с согнувшегося пополам Гонщика огромную кепку.
– Угостим его? – мило промурлыкал дон в бабочке.

Поняв друг друга с полуслова, детишки метнулись к столу и притащили блюдо с тарталетками: икра, оливки, сыр, паштеты и прочая дрянь. Перевернули кепку, собираясь наполнить ее до краев…

Егору показалось, что он – снова в родном Челябинске, бредет из школы домой. Волочит за собой смешной мешок со сменкой и завороженно смотрит на гладкий след, тянущийся за ним на снегу. Неожиданно утыкается носом в компанию старших пацанов:
– Мелкий! Заблудился?
– Деньги есть?
– А пожрать?
– Че в мешке, показывай!
– Какого в нашем районе забыл?!

Мешок отобрали, порвали тесемку. Тапки вытащили, забили снегом, и по одному метнули далеко в непролазный сугроб.
Егору страшно:
– Я рядом живу… Мой дом близко… Это мой район…
– Твой район?
– Кент держит район, приколись?
– Слышь, мелкий, тыщу будешь должен! Мы тебя завтра найдем. Понял?

Сбили шапку, выкинули мешок. Егор в наступающих сумерках долго ищет в сугробе тапки. Слезы леденеют на щеках. Валенки, варежки и рукава забиты снегом. Пришел домой уже затемно. Бабушка ругается и причитает. Потом жалеет, обнимает, кормит. Вкусно пахнет домом.

Гонщик зло выхватил кепку. Сгреб толпу и подтолкнул ее к сцене:
– А ну заняли места быстро! Сейчас фокусник придет!
– Э, ты че!
– Попутал, да?
– Ты че толкаешься!
– Пусть девчонки фокусы смотрят!

Девчонки… Именинница! Вот черт… Егор только тут заметил трех девочек, стоявших у пирамиды подарков и с вялым интересом наблюдавших за разворачивающимся противостоянием. Там же именинница, которая в приоритете! Надо оставить эту ораву. Пусть перебьют друг друга!

– А вот и наши Три сестры! – приветствовал барышень Гонщик.
– Мы не родственницы, – сдержанно констатировала самая маленькая из троицы с короной на голове.

Ага, значит, вот она, приоритетная королева вечера!
– Дай я угадаю… У тебя сегодня день рождения!
– Не угадал.
– Ну как же? А корона в какую честь?
– В честь дня рождения. Но он был десять дней назад. Просто Эдик не мог прийти. Его ждали, – коронованная особа бесстрастно кивнула в сторону дона карлеоне.
– А… ну, конечно. Без него какой же праздник!
– А с ним какой? – девочка без тени улыбки смотрела на Егора.

Егор пытался продолжить в приподнятом тоне.

– Алиса, сегодня мы празднуем твой день рождения. И все твои друзья пришли…
– Они мне не друзья.
– …И сейчас наш вечер только начинается…
– Вот это реально напрягает.
– …Как Королева бала, пожалуйста, помоги мне их рассадить.
– Тебе за это заплатили. Ты и рассаживай.
– …Нас ждет волшебный мир магии и фокусов!
– Обязательно говорить, как идиот? – процедила девочка и пошла к сцене.

Они все же расселись, эти питекантропы… Егор молился, чтобы фокусник работал подольше.

Во время выступления от родительской зоны отделилась эффектная блондинка и направилась к нему, напряженно шевеля негнущимися ногами на огромных шпильках. Не особо старше Егора. Вся такая… какие часто приезжают поступать в театральный. И не поступают.
– Молодой человек… Я как бы заказчик этого праздника, – растягивая слова, сообщила она.
– Добрый день, меня зовут Егор.
– Это неважно. У нас вся программа согласована. Если что-то не так, я за столом. Но лучше меня не дергать, ок? Как бы без сюрпризов...

Егор решил, что надо просто пережить этот день. Просто работать и не обращать внимания. Отчитать свои псалмы до петухов. Отпеть панночку. Если что – отделить себя святым кругом от этих бесноватых.

– Итак, синьоры и синьориты, сядем-ка вон на те подушки! Нам надо сказать несколько слов нашей прекрасной Алисе!
– Не пойдет! – изрек Бэтмен. – Сходи к родителям и скажи, что нам айпэд нужен для игры. Тогда мы сядем.
– Бэт, старик, у тебя отобрали планшет? Ты не настолько мелкий, чтоб тебя так пасти.
Среди свиты послышалось хихиканье. Бэтмен стушевался. Егор повернулся к дону карлеоне:
– Вождь, у Алисы день рождения – надо поздравить. Веди народ к подушкам!

Поздравление прошло сносно, хотя и со скрипом. Часть гостей затруднилась сказать, где они познакомились с именинницей. Некоторые никак не могли вспомнить ее лучшие качества. Но общими усилиями наскребли поздравления и вручили подарки.

Сияющей чередой шли роботы, ученые с химическими опытами и какой-то настрадамус с лазерным шоу. Забегал даже Джеки Чан – раздал всем кимоно и провел мастер-класс по кунг-фу. Перед обедом притащили апатичного крокодила, чья пасть была замотана скотчем. Бедную рептилию тыкали, терли, пихали, дергали и рычали в его желтые грустные глаза.

Наконец, общество двинулось к столу. Только тут Егор понял, что приоритетной именинницы нет среди беснующейся массы. Ее съел крокодил? Размазал по полу джеки чан? Растворил в кислоте химик? Что думает по этому поводу коленннесгибаемая мамаша? Ничего не думает. Не поворачивается. Не беспокоится. Егор быстро рассадил детей и кинулся на поиски.

Ага, вот и она – поникшая корона в партере перед сценой. Егор плюхнулся на кресло рядом с девочкой.
– Удивительное дело. Я последний раз был на восьмилетии лет восемнадцать назад…Так что сегодня знаменательный день во всех отношениях.

Именинница не удостоила его взглядом.
– И знаешь, что я понял?.. – Егор сделал паузу (ну, вдруг все же нынче принято отвечать, на вопросы). – Так вот, я понял, что многое изменилось с тех пор…

Тишина.
– Во-первых, дети перестали разговаривать со взрослыми. Вот я задаю вопрос. А ты не отвечаешь.
– Ты не взрослый, – последовал ответ.
– А кто же?
– Ты аниматор.
– Во-первых, я взрослый. Во-вторых, я аниматор только сегодня. Вообще я – актер.
– Какая разница. Тебе просто заплатили.
– За наш с тобой разговор не платили. Честное слово! Можем спокойно поговорить, не очерняя себя златом и серебром, – Егор улыбнулся. – Объясни, чисто на безвозмездной основе: ты так любишь всех этих роботов, борьбу, научные опыты… Я несказанно удивлен!
– Чему?
– Твоим интересам! Очень нетипично. Для девочки.

Алиса резко вскинула голову:
– Я это не-на-ви-жу!
– Как так?..

Корона снова поникла и не отвечала.
– Это ради твоих друзей? Они это любят?
– Они мне не друзья. Я их даже не всех знаю.
– Не друзья… Я понял… Их привели подруги твоей мамы!
– Она мне не мама. Мне тоже заплатили. Как и тебе.
– Прости, не понял…
– Тебе заплатили, чтобы ты был Гонщиком. А мне заплатили, чтобы я была именинницей. Чтобы был крутой дэрэ…
– Так это ради тебя, Алиса…

Она покачала головой.
– Папе так нужно… Он сказал: это его интерес. А мой интерес… Если здесь все пройдет хорошо… В следующую субботу мне разрешат уехать на неделю с мамой. Так он сказал.
– А что значит «пройдет хорошо»?
– Все должны визжать от восторга. Особенно Эдик и Патрик.
– Патрик? Среди нас есть Патрик?!
– Это Бэтмен.
– Ах, вот оно что…

Алиса опустила голову.
– Папа говорит, что я не умею общаться. Мама тоже не умела… А это сейчас самое главное – уметь вести коммуникацию или что-то такое...

Корона сникла еще ниже.
– Эй, погоди-погоди… – раз уж он затеял этот бесплатный разговор, надо выкручиваться. –Мы так не можем… Нас, значит, наняли. Ну, так мы с тобой коллеги. А для чего нас с тобой наняли? Зажечь этот вечер!

Алиса не отвечала.
– Только у тебя ставки еще выше, чем у меня, – серьезно сказал Егор, – Вставай, комрад! На войне как на войне. Сделаем все, чтобы им понравилось.

Во время выноса горячих блюд Гонщик подсел к дону карлеоне:
– Приятного аппетита, вождь! Как тебе вечеринка?
– Сказать честно? – интеллигентно начал дон.
– Только так. У нас же серьезный разговор.
– Мы задолбались смотреть на всех этих клоунов. Их еще много? Нам нужно свободное время!
– Еще торт и дискотека.
– Вот блин…
– …и это я отменить не могу. Но если быстро поедите, могу подержать вынос торта. Полчаса хватит?
– Лучше больше.
– Постараюсь. Со своими сам решишь? – простер над столом руку Егор.
– Не вопрос! – с достоинством хрустнула бабочка.

Через пять минут весь десант сидел в уголке и, видимо, мастерил бомбу или взламывал сеть пентагона. К мужскому кругу примкнули даже «две сестры». В зале воцарилась неожиданная тишина. Постепенно это осознали родители в своей ананасно-шампанской половине яблока. Гонщику замахали, подзывая к столу.

– Простите… А что у них сейчас? Почему так тихо? – хлопая ресницами заволновалась не-мама Алисы.
Егор стащил с головы идиотскую кепку и как можно солиднее изрек:
– У них сейчас интеллектуальная пауза. Игра на развитие мышления. Мы специально добавили перед дискотекой, так сказать… Чтобы была э-э… смена деятельности. Для детей важно…

Не дослушав, стол с мамашами заулыбался и закивал.
– У меня только одна просьба… – осмелел Гонщик – Нам нужно проверить один научный факт из Википедии… Патрик за этот раздел ответственный. Можно ему айпэд? Это совсем ненадолго?
– О, берите, конечно!
– А остальным не ужен? Наш тоже можете взять!

Спустя пару часов Егор стоял по колено в море из нарезанной бумаги, фольги и блесток и жал руки патриархам:
– Ну что, мужики, приятно иметь с вами дело!
– Извини за начало…
– Все нормально, вождь! Есть еще одно дело…
– Говори, – благодушно позволил дон.
– Если вам понравилось, как мы тут побуянили… дайте знать родителям. Скажите: так, мол, и так, было круто на днюхе Алисы. Договорились? Ей это важно. И мне.
– Не вопрос! Нам понравилось!
– Спасибо вам, мужики.

За пределами яблока Егора поджидала улыбающаяся Кристина.
– Нам оставили очень приличные чаевые. И вас зовет к себе директор.
– Что-то не так?
– Все хорошо. Просто я сказала, что вас можно постоянно привлекать… А он артистов всех лично просматривает. У него такой как бы пунктик. Он их насквозь видит. Да вы не бойтесь! Поднимайтесь на второй этаж.

Подумав, прибавила:
 – Я вас только умоляю… Про Чехова не упоминайте… Он как-то нервничать начинает…

На втором этаже все краски детства внезапно исчезли. Никаких яблок, ростовых фигур, плакатов и росписи. Все строго и солидно. Кабинет. Приемная. Секретарша. Бог ты мой. Просто министр культуры. Егор открывает дверь и замирает на пороге. Это что, программа «Розыгрыш»?

– Серега?! Как? Ты?!
– Егор?! Как ты меня нашел!
– Старик, так ты же кальянами торгуешь?
– Так весь этаж в кальянах. Там дальше. Ты не дошел просто. Как ты меня нашел?
– Да ты сам меня позвал! Я Гонщиком сегодня был…
– Ты? Гонщиком? В яблоке что ль… Егор, ты ж лучший был на курсе! Чччерт…

Серега встал, сокрушенно обнял друга.
– И они еще спрашивают, – начал он с расстановкой, – за что я Чехова не люблю…











 


Рецензии