О духоборах и молоканах

О духоборах (духоборцах) и молоканах

Не всякая «дорога к храму» ведёт к Храму Истины,
и не всякое приглашение на «собрание
по изучению Библии» приведёт к Богу.

После многих лет атеизма в бывшем СССР в сегодняшней России возродился большой интерес к религиозной и духовной жизни. Религиозность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере, но без знания её истории и основ. И это сегодня присуще не только обычным гражданам. Наша правящая верхушка, поменяв курс на 180 градусов от «развитого социализма» к рыночному евро-подобию, очевидно, тоже рассуждают так: бездуховность и атеизм – это плохо, а следовательно, любая вера, и какая угодно духовность – это хорошо. Но религия сегодня рассматривается и как эффективное орудие по манипулированию сознанием людей. Об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав и их прямое вмешательство в жизнь России через своих миссионерских посланников, и предоставление полной свободы деятельности в самой России всем существовавшим религиозным конфессиям. Можно ли сегодня говорить, что РПЦ и другие религиозные организации отделены от государства, как это записано в Конституции? Да, как бы отделены, но деятельность разрешена в рамках Закона! В рамках свободы и закона в России появились многочисленные секты псевдо-христианской и тоталитарной ориентации, такие как «Церковь Христа», «Ново-апостольская церковь», «Завет», «Семья», «Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Богородичный центр», «Церковь Апокалипсиса», «Анастасийцы» (основатель Владимир Пузаков-Мегрэ), «Церковь последнего завета» лжехриста Сергея Торопа (Виссариона).
Как и в 1921 году, когда сектанты воспринимались как потенциальная опора нового, богоборческого режима, так и сегодня всем, кто как бы пострадал от тягот советского режима, в первую очередь такой организации как РПЦ, предоставлена возможность широкого вовлечения в свои ряды потерявших всякие ориентиры бывших советских людей под лозунгом свободы слова и вероисповеданий, провозглашаемых новой российской властью. В качестве примера: лидер одного из религиозных союзов (пятидесятников)(РОСХВЕ – союз христиан веры евангельской) Сергей Ряховский входит в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, с 2006—2017 годы являлся членом Общественной палаты РФ, Указом Президента утвержден в её VII состав (2020-2022).

Только вот возникает вопрос – по какому принципу предоставляется полная свобода самым экзотическим религиозным сектам, но категорически запрещается деятельность так называемых «неоязычников», т.е. староверов? Хотя многие, наверное, даже и не знают ничего о них. Кто такие «староверы» и в чём их отличие от «старообрядцев»? Почему церковь старообрядцев легально существует (но менее обласкана властью), а общины «духоборцев» и «молокан» скитаются по всему свету? Кто вообще слышал об их существовании? А между тем через доступную информацию об  истории их образования можно заглянуть и в историю дохристианского Православия, об обычаях и Правилах наших предков.

           …………………………………………………………………


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. (С.-Пб. Брокгауз-Ефрон) даёт подробную справку о «духоборах» и «молоканах»:

Духоборы (духоборцы) – русская секта рационалистического направления. Думают, что она получила начало от неизвестного по имени иностранца-квакера (англ. quakers, буквально переводится как «трясущиеся» -?), жившего в 1740—50 гг. в селе Охочем Харьковской губернии, учение которого было отголоском проповеди Кульмана и Тверитинова, связанной, в свою очередь, с ересью Косого и Башкина.

(Учёные мужи почему-то полагают, что русские всегда и всё заимствовали у западных собратьев и почему-то не допускают даже мысли, что всё происходило с точностью наоборот – и квакеры и еретики заимствовали идеи у русских старообрядцев, которые в условиях жёстких гонений смогли соединить каноны дохристианской Веры с канонами новой христианской Веры.) 

Дальнейшее развитие этого учения принадлежит Силуану Колесникову, жившему в Екатеринославской губернии (1750–75), большому начетчику, знакомому с сочинениями Эккартсгаузена и Сен-Мартена.
 
(В основу духоборческого учения С. Колесников положил многие известные на тот период западноевропейские мистические учения из французского масонства. Считается, что именно Колесников организовал в Екатеринославской губернии, где в то время жил известный украинский философ Г. Сковорода, несколько общин. Философ принял самое активное участие в литературном оформлении, а возможно, и в идейной разработке учения духоборов.)
 
Продолжателями Колесникова были в 1755–85 гг. однодворец Иларион Побирохин и отставной унтер-офицер Капустин, оба – жители Тамбовской губ. Затем секта обнаружена была во многих других губерниях.
 
По официальным исчислениям в 1826 г. Духоборцев было в России 27000, а в 1841 г. – 29000.

В первый раз обращено было внимание правительства на Духоборцев в 1773 г.; затем они подвергались гонению в 1793–94, 1797–1800 гг. Часто им удавалось избегать преследований, так как Колесников учил наружно покоряться церкви и правительству и только Капустин воспретил Духоборцам это притворство.
 
Посланный в 1801 г. для собирания сведений о секте Духоборов И. В. Лопухин (масон) дал о ней самый хороший отзыв. Известный Г. С. Сковорода составил для них своего рода катехизис - "Исповедание веры Духоборов Екатеринославских", поданное губернатору. По мысли Лопухина состоялся закон о переселении всех Духоборов в Мелитопольский уезд (Таврической губернии), на берега реки Молочной; но многие из сектантов остались на прежних местах.

(Духоборы, теснимые местной администрацией, а подчас преследуемые за распространение своего учения, обратились в 1801 г. к императору Александру I с просьбой о переселении всех их общин в новые и даже «необжитые места». В 1801 году для выяснения обстоятельств по фактам, изложенным в письме духоборов из Харьковской, Екатеринославской, Тамбовской губерний, царём были назначены сенаторы И.В. Лопухин (1756–1816, русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства, действительный тайный советник (1807), сенатор) и Намединский-Мелецкий (1751 —1828, тайный советник, сенатор, статс-секретарь Павла I). В донесении Александру I они дали о духоборах самый хороший отзыв. Они писали:

 «Из всех селений здешних духоборцы, где они есть, и некоторые из Новороссийской губернии были у нас... и все изъявили желание отделиться в особое поселение... Бедное состояние оных людей, каких и число здесь невелико, столько жалостно, что поистине достойно обратить на себя возрение великой щедроты Вашего Императорского Величества, дающего пример земным владыкам священного уважения к человечеству».)

В 1811 г. Духоборцы в числе 4000 человек просили о позволении поселиться на новозавоёванном берегу Дуная; по причине войны 1812 года им это не было разрешено, а в 1817 г. прекращено было переселение Духоборцев из других мест и на Молочные воды, где им жилось как нельзя лучше, так как при большом обилии земли (79 т. дес. ~ 80 т. га) они перенимали от поселенных в соседстве с ними менонитов много полезных нововведений в сельском хозяйстве.

(Меннони;тство – одна из протестантских деноминаций, называемая по имени основателя Менно Симонса (1496–1561), голландца по происхождению, который в 1536 году вступил в число анабаптистов и открыто отрёкся от католичества.  Учение меннонитов во многом схожее с идеей духоборов, они также в качестве пассивного протеста каждый раз, когда государственные власти пытались заставить их проходить службу в армии, выбирали для себя массовую эмиграцию. Во второй половине XVIII века группы меннонитов переселились в Российскую империю по приглашению Екатерины II. Википедия)
 
С 1819 г. благосклонное внимание правительства к Духоборцам прекращается. В 1837 г. последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. В 1843 г. известный Гакстгаузен посетил Д., ещё остававшихся на Молочных водах. Его заметки о них – очень ценный источник сведений о Духоборцах. У Духоборцев нет письменного изложения их учения: между ними очень мало было грамотных, а лиц образованных и вовсе неизвестно. Поэтому сведения об их учении заимствуются исключительно из записей и рассказов, сделанных посторонними им лицами.

Исходным пунктом учения Духоборцев была квакерская идея:
 
«В душе человека пребывает сам Бог, и сам Он наставляет человека Своим словом.
 
Памятию человек уподобляется Богу Отцу, разумом – Богу Сыну, волею – Духу Св.;

 Отец – свет, Сын – живот, Св. Дух – покой, Отец – высота, Сын – широта, Св. Дух – глубина.

Чувственно Бог существует в природе, а духовно – в человеческой душе».

Это учение вполне аналогично доктринам еретиков – Савеллия и Павла Самосатского. Душа человека, по учению духоборцев, существовала до сотворения мира и пала вместе с павшими в то время духами;
души посылаются на землю и облекаются в тела в наказание за падение.
 
Первородного греха Духоборцы не признают: "всяк сам по себе грешен и спасен".

После смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорожденного, а душа беззаконника – в животное.

Небо и ад нужно понимать духовно; небес семь (семь ступеней постижения мира в ведически-ориентированном учении древней Индии и Тибета): 1-е – смирение, 2-е – разумение, 3-е – воздержание, 4-е – братолюбие, 5-е – милосердие, 6-е – совет, 7-е – любовь.

Разница между теперешнею и будущею жизнью праведников – только в том, что в последней они будут жить без грешников.
Воскресения тел не будет, и самая кончина мира ограничится истреблением грешников.
И. Христос, по понятию Д., был простой человек, в котором с особенною силою выражался божественный разум, и его душа подлежит переселению, как всякая душа: она обитала в Колесникове, в Капустине. На кресте распяли его плоть, чтобы показать нам пример страдания.
Вообще историю Христа нужно разуметь духовно: Христос должен в нас зачаться, родиться, возрастать, учить, умирать, воскресать и возноситься.
 
Духоборцы признают 10 заповедей; в их псалмах обличаются пороки и всякая неправда; лишь 5-я заповедь ими изменена.
 
Настойчиво проповедуется у них благочестие в мыслях и делах. Все люди по естеству равны между собою; внешние отличия, каковы бы они ни были, ничего не значат.
Чада божии сами исполняют что следует, без принуждения;
власти нужны не для них, а разве для укрощения злых, татей и разбойников.

Непозволительна клятва и присяга; не следует носить оружие и сражаться с врагами (это очевидно выражало полное нежелание защищать господствующую чуждую им Веру).

В 1841 г. (при переселении за Кавказ) Духоборцы показывали полную покорность властям, говоря:
- "царя почитаем, милостивым властям повинуемся; кто безвинно бьет и мучит, тот антихрист, кто милостиво судит, уподобляется Богу. Ходить в церковь совесть нам не велит, в ней святости не чаем... Везде церковь, где два или три собраны во имя Христово".

 К составу этой "церкви", по Колесникову, принадлежат все высокоодаренные Божественным разумом, не исключая евреев и турок. Библию Духоборцы признают данною от Бога, но берут из нее "только полезное" для них, а остальное отметают или толкуют иносказательно, в своем смысле. Главное значение они усвояют в своей "книге животной", т. е. сохраняющемуся в их среде преданию, живому слову (писанное слово — мертвое). "Животная книга" слагается у них из их "псалмов", которые представляют или перифраз псалмов Давида, или их собственную импровизацию.
О преемниках апостольских (священстве) Духоборцы говорят: "тот преемник, кто чист делом и телом, смирен и кроток, добрым делам покорен, а от дурных удален".

Исповедываться нужно не одному какому-либо человеку, а Богу небесному, перед всеми, прося у всех прощения.
Причащение понимается ими духовно, в смысле внутреннего восприятия в себя слова Божия.
 
Брак таинством у них не считается и совершается единственно по взаимному согласию брачащихся; кто хочет – венчается в церкви.

Пост, по их понятию, – воздержание от злых мыслей, слов и дел.
 
Святых и Богородицу Духоборцы почитают, но их на помощь не призывают, хотя и справляют праздники храмовые в своих сёлах;
за умерших не молятся, икон и уставов св. отцов не признают.
 
Богослужение Духоборцами совершается в комнате, посреди которой стоит стол с хлебом и солью, или на открытом поле и состоит в чтении псалмов, пении молитв и взаимном целовании; иногда наставники их при этом говорят поучения.

Управление делами общины у духоборцев принадлежит мирской сходке стариков.
Для души, по мнению Д., безразлично, в каком теле ей приходится обитать; у неё один отец – Бог, и одна мать – природа. Поэтому они родителей своих не называют отцом и матерью: сын называет отца просто по имени или же, если он стар, – старичком, а мать – "няней" или "старушкой". Мужья называют жён сестрами, а жёны мужей – братьями.

О жизни Духоборцы одни отзываются с большою похвалою, говорят об отсутствии у них воровства и пьянства, об исправной уплате податей; по другим, у них господствуют разврат и жадность к деньгам, ненависть и ссоры доходят до кровавых истязаний и убийств. Хотя об этой секте есть монография О. Новицкого "Духоборцы" (2 изд. 1882), но нельзя сказать, чтобы она была исследована вполне. В печатных сведениях о ней, как и в официальных донесениях, она часто смешивается с молоканами и даже с хлыстами. В архиве и особом музее министерства внутренних дел хранится большое количество сведений о Духоборцах (в виде производившихся о них дел и разных записок), доселе не разработанных. Список печатных статей о Духоборцах см. в "Указателе статей о расколе и сектах", изд. Св. Синодом, СПб. 1890—92 гг.

Молокане – разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу.
У молокан утвердилась уверенность о существовании царского указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, государственном совете, который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Эта записка послужила поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губ.

Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.

Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан, другие – с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост, третьи – с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. По-видимому, «молокане» – это прозвище, которое дали им православные (христиане).
Сами же молокане приняли это прозвище, и часто связывают его с текстом Первого послания апостола Петра: «как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко» (1 Пет. 2.2).

Основы веры

Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии:
1. признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоан. 4:23),
2. не признавая видимых икон,
3. не признают святых,
4. не имеют церковной иерархии, клира,
5. не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят.
6. не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят «крестного знамения».

Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов Иллариона Побирихина из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

Ниже приведена выписка, выполненная Е. И. Финогеновым, из АКТОВ, собранных Кавказской Археолографической комиссией (архив ГУ Наместника Кавказского, том X, изд. под ред. пред. комиссии дейст. стат. советника Ад. Берже). Тифлис, тип. Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1885 г.
ШЕМАХИНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Записка о русских переселенцах-раскольниках в Каспийской области стр. 281, 293.

1. Историческое изложение.
 
Первое поселение раскольников в Каспийской области началось в Карабахской провинции, на урочище Кызыл-Кишлака в 1830 году сосланными по суду казаками земли Войска Донского, содержавшими духоборческую секту. Но распоряжение правительства по сему предмету сделано было ещё в 1829 году.
Распоряжений правительства о переселении из России в Закавказский край раскольников из дел Каспийской палаты государственных имуществ не видно, кроме нижеследующего: 1830 года, октября 20-го, высочайше утвержденное мнение государственного Собрания о духоборцах-молоканах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными ересях. Государственный совет… положил: для руководства о духоборцах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными, ересей постановить следующее…

1. Всех вышеуказанных раскольников, изоблаченные в распространении своей ереси и привлечение онной других, так же соблазных, буйстве, дерзости против церкви и духовенства православной веры, представить суду.

2. Признанного по суду виновным в помянутых действиях, буде годным, отдавать в солдаты, обращая на службу в Кавказкий окру., корпус, а при неспособности к оной, равно, как и женщин, отсылать для водворения в Закавказкой првинции.

3. Главное в Грузии начальство имеет назначить места, кои найдет оно, для поселения сих людей, более удобным сколько в уважении переселений им способов к распространению расколов.

4. Раскольников, вышеупомянутых сект из людей казенного ведомства, прошающих о переселении к единомышленникам водворять впредь в закавказских провинциях. В водворении же их в Новороссийском крае отныне прекратить.

МЕСТА ПОСЕЛЕНИЯ.
 
В 1834 году были поселены на урочище Алты-Агач выходцы из России по добровольному желанию, а в 1840 году из переселившихся из села Алты-Агач, в числе 315 душ мужского пола, основано новое село на урочище Хильмилли. Оба села состоят и в настоящее время в Кушинском участке, из населения молокан преимущественно.
В 1843 году на урочище Чухур-Юрт поселились переселенцы из Карабахского уезда Варащинского участка села Кызыл-Кишлака, в числе 57 душ мужского пола и 46 женского пола молоканской секты и переселенцы из России. Также в 1843 году поселены при станции Маразы Кобринского участка, тоже молокане из России, а в настоящее время, в 1844 году, основано новое поселение на урочище Джабаны Кущинского участка. Прибывали в Хельмилли: в 1840—352; 1841 – 12; в 1842 – 3; в 1843 – 14; в 1844 – 17 человек.

БЛАГОУСТРОЙСТВО.
 
В каспийской области все поселения русских раскольников устроены по образцу деревень и сел внутренних губерний в России. В Ширванском уезде в селе Хильмилли и Чухур-Юрт отбиты по одной улице, на коих указано строить дома. Раскольники тех селений не соблюдают строго правил даже в том, чтобы улицы были прямы. Лучшего устройства дома находятся в Ширванском уезде, в селениях Алты-Агач, Топчи и Хильмилли.

УПРАВЛЕНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, С/ХОЗЯЙСТВО.

Сельское управление в раскольничьих селениях состоит из старосты, десятских и писаря. В Шиваском уезде писари получают: в селе Хильмилли 100 руб. с канцелярскими припасами; в Алты-Агаче – 90 руб.; в Топчи – 120 руб. без канцелярских припасов. Школ в раскольничьих селениях нет.
Сельское Хозяйство у переселенцев ведётся по принятым правилам их праотцами с тою только разницей, что плодородие земли поселяет между ними ещё большую беспечность, чем прежде в России, ибо дает достаточные урожаи без употребления тщательной обработки и удобрения полей. Кроме того, закостенелость в старинных обычаях, непредприимчивость и отвращение от всякого рода нововведений овладели ими до невероятной степени.

НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ.
 
Раскольники, поселенные в Каспийской области, ведут себя вообще трезво, скромно, миролюбиво между собою, а главы семейств заботятся о благосостоянии своих жён и детей. Пьянство между раскольниками весьма редко.
Раскольники между собою очень доверчивы, но к другим жителям не только не доверчивы, но даже весьма скрытны, что увеличивается тем более, чем ближе известное обстоятельство к их пользе касается, и вообще они делаются пред теми скрытными, которые составляют их начальство или имеют какое-либо влияние.

В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.
Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день.

В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тыс. человек. Большинство из них жили в Закавказье (в том числе в Карсской области, впоследствии отошедшей к Турции), и на Северном Кавказе.

Обширный район в южной части Владикавказа до сих пор в народе называют Молока;нкой по названию Молоканской слободы, многие строения которой сохранились до наших дней. В этом районе продолжает функционировать молоканский дом собраний, на собраниях бывают около 150 человек.
Один из центральных городских садов Баку носил ранее наименование «Молоканский садик» (до Революции – Мариинский сквер, ныне официально – Сад им. Хагани); это название популярно среди бакинцев по сей день.

Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. Советское правительство выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации.
Остававшиеся в Турции молокане были репатриированы в Россию (в разные районы Ставропольского края) в 1961 году.

Молокане в Америке

В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад).
По пути на Русскую горку, где живут сан-францискские молокане, наш проводник рассказывал историю их переселения. Когда-то, давным-давно, молокане жили на Волге. Их притесняло царское правительство, подсылало к ним попов и миссионеров. Молокане не поддавались. Тогда их переселили на Кавказ, куда-то в район Карса. Они и там, в новых местах, принялись делать то, что делали веками, — сеять хлеб. Но жить становилось все труднее, преследования делались ожесточеннее, и молокане решили покинуть родную страну, оборотившуюся к ним мачехой. Куда ехать? Люди едут в Америку. Поехали в Америку и они — пятьсот семейств. Было это в 1902 г. Как они попали в Сан-Франциско? Да так как-то. Люди ехали в Сан-Франциско, поехали в Сан-Франциско и они. … В Америке молокане хотели по-прежнему заняться хлебопашеством, но на покупку земли не было денег. И они пошли работать в порт. С тех пор сан-францискские молокане – грузчики. В городе молокане поселились отдельно на горке, постепенно настроили домиков, выстроили небольшую молельню, которую торжественно называют «Молокан-черч», устроили русскую школу, и горка стала называться «Русской горкой».

На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения.

В 1997 году при поддержке американских молокан был построен Молоканский центр в селе Кочубеевском Ставропольского края.
В Краснодарском крае в Отрадненском районе был хутор Новый Ардоган, куда переселяли из Карса (центр Карской области, отданный Османской империи в 1878 г.), где с 1900 по 1978 жили молокане, осталось кладбище.

Существующие населённые пункты:

Украина

Посёлок Южный, Приазовский район, запорожская область.
Посёлок Нововасилёвка, Приазовский район, Запорожская обл.
Посёлок Новоспасское, Приазовский район, Запорожская обл.
Посёлок Астраханка, Приазовский район, Запорожская обл.

Россия

Посёлок Цимлянский, Шпаковский район, Ставропольский край.
Станица Новомарьевская, Шпаковский район, Ставропольский край.
Село Надежда, Шпаковский район, Ставропольский край.  Дом Собраний.
Город Михайловск, Шпаковский район, Ставропольский край.
Село Казьминское, Кочубеевский район, Ставропольский край.
Село Новоблагодарное, Предгорный район, Ставропольский край.
Село Кочубеевское, Ставропольский край. Центральная церковь Молоканского собрания.
Село Тяглое-Озеро, Пестравский район Самарской обл.
Сёла Плодородное и Ольшанка, хутор Одинцовка, Целинский район Ростовской обл.
Деревня Горки, Спасский район, Нижегородская обл.
Село Кабаево, Республика Мордовия, Дубёнский район.
Село Явлеи,  село Кувакино, пос.Комсомольское,  Республика Чувашия (сохранились остатки «молокан»).
Село Павлодаровка, Горьковский район Омской области
Сёла Каменка, Каменная Балка, Благодарненский район, Ставропольский край.
Село Юца, Предгорный район, Ставропольский край.
Село Шилово, Бондарский район, Тамбовская обл., большая часть жителей в советское время были молокане (женщины молоканки от рождения не стригли волосы), есть молоканское кладбище, сейчас село практически вымерло.
Село Тамбовское, Терский район, Кабардино- Балкария.

Армения

Село Михайловка, основано в 1835—1840 годах русскими поселенцами, в основном староверами, в 1920 году переименовано в Кармир гюх (арм. ;;;;;; ;;;;;, в переводе с армянского, «красное село»), в 1972 году переименован в город Красносельск, в 1991 году получил современное название Чамбарак.
Село Лермонтово (ранее село Воскресеновка образовано в 1844 г. русскими переселенцами-молоканами из Моршанского уезда Тамбовской губернии, позже подселились молокане из Саратовской губернии), село в Лорийской области Армении (марз Лори).
Село Фиолетово, основано в 1820 году ссыльными молоканами Тамбовской губернии, до 1936 года село носило название Никитино и было переименовано в честь бакинского комиссара И.Т. Фиолетова.

Азербайджан

Ивановка — село в Исмаиллинском районе.
Новосаратовка — село в Кедабекском районе.
Чухур юрд — Шемахинский район, село на месте бывшего урочища с одноименным названием основали сектанты-молокане в 1841 году, высланные царской администрацией с побережья Дона (Ново-Черкасский уезд, станица Николаевка).
Ново-Ивановка (главным образом, населённый пункт не молокан, а староверов; находится недалеко от Новосаратовки) — село в Кедабекском районе.

Грузия

Село Ульяновка, Кахетия, Сигнахски район, бывшее Ново-Александровка (так, в честь царя, до революции называлось село) основано в октябре 1859 году переселенцами из Балашовского уезда Саратовской губернии.
Давитиани (груз. ;;;;;;;;;) — село основано сосланными в Грузию молоканами, во времена Российской империи называлось Графовка. Находится в Лагодехском муниципалитете края Кахетия.
Мзисгули (груз. ;;;;;;;;), до 2012 года село Богда;новка,  Сагареджойский муниципалитет, Кахетия.
Сатапле (груз. ;;;;;;;), до 2012 года — Красного;рск (Сагареджойский муниципалитет).
Село Гореловка, Ниноцминдский муниципалитет, Самцхе- Джавахети, основано в 1841 году сосланными из России и с Украины духоборами, живущими в Гореловке и поныне, было «столицей» духоборцев в Грузии.

В посёлке Новокумском Ставропольского края действует историко-этнографический музей молокан и казаков-некрасовцев при Центре традиционной русской культуры. В музее, в частности, собран этнографический материал, связанный с проживанием молокан в Турции.
В селе Павлодаровка, Горьковский района Омской области есть молоканское кладбище, где похоронены переселенцы-молокане из Тамбовской губернии.
В хуторе Новосальском Дубовского района Ростовской области есть молоканское кладбище.

………………………………………………………………


Из всех  этих справочных материалов, далеко не полных,  можно сделать следующий вывод:
 Старая, а вернее Древняя Вера предков – Православие, продолжало существовать и существует сегодня параллельно  с новой «христианской» верой, постоянно подвергаясь  жёсткому вытеснению. 
Но официальная история об этом даёт мало информации, известно о реформах Никона, приведших к расколу  христиан  на старообрядцев (раскольников) и истинных (новых) христиан, но ничего не говорится о том, как эти реформы коснулись староверов. При чём, сегодня между староверами  и старообрядцами ставят знак равенства, «а чё там» разбираться в тонкостях,  всех под одну гребёнку, одним словом – раскольники.
Известно о реформах Петра I, но тоже информация о них умышленно не полная. Почему? Потому, что историческая наука это такая сфера, которая никогда не была и не будет, наверное, никогда наукой точной, объективной. А субъективизм обеспечен сменяющимися политическими режимами и устойчивыми к ним христианскими догматами. Если первое по определению не может быть постоянным, то устойчивое второе не может быть заинтересовано в правдивости исторических событий.

  А Правда как всегда проста: христианство – чуждая русскому духу религия, и как кукушонок в чужом гнезде оно делает всё, чтобы избавится от того, что мешает,  пытается вычистить русское пространство от  родной Веры – Православия. Реформы Никона тем и прославились, что  христианство  нашло оригинальный, дьявольский по своей сути способ,  прикрываясь Православием бороться с самим Православием.
В недавнем выступлении на ТВ из уст главного попа России Кирилла так и прозвучало – «святой» князь Владимир (сын ключницы Малки, дочери раввина), предавший старую Веру, оказывается,  принял «православие», а не «христианство», по принципу – чем наглее ложь, тем больше надежд, что она сойдёт за правду.

 28 июля 2015 года все каналы ТВ сообщили о проводимой церковью грандиозного «шоу» по случаю 1000-летия кончины «равноапостольного» князя. Даже президент по такому «торжественному» случаю вслед за патриархом церкви повторил эту новоиспеченную историческую новость. Светскую власть нисколько не смущает ни своё участие в этом церковном «шоу», ни такая наглая подмена важнейших понятий. Крепко вцепились иудеи  в тело Руси, которую вновь возглавляет  Владимир, а не Святослав.
Такое ощущение, что всё это происходит не в 21-ом  веке, а в веке 15-ом, 16-ом. Но вплоть  до 16 века даже в русских христианских летописях в отношении христианской религии не использовался  термин - “православная”, использовались другие определения – “божья”, “истинная”, “христианская”, “правая”,  “непорочная”.
 
"Русская Ортодоксальная Христианская Церковь Греческаго Кафолическаго Обряду" - полное название церкви со времен "никонианского реформирования и расколу».

«Ортодоксальная» или «правоверная» – эти термины не приживались на русской земле и стали подменяться боле привычным, хранящим русский образ - «православныя».

К своему названию церковь подходила очень тщательно и приспосабливаясь ко времени своё название многократно изменяла:

– «Российская Православная греко-кафолическая церковь» - 1700 г. (т.е. греческая вселенская церковь на российской земле);
 
– «Православная Кафолическая Восточная Греко-Российская Церковь» - 1823 г. (т.е. «православная вселенская», но восточная, на половину греческая, на половину российская; но греческой западной половины к тому времени уже не было);

– До 1901 (очевидно до 1917 г.)  года  она  называлась  «Православныя Кафолическiя Греко-россiйскiя Церковь» (газета «Церковные Ведомости» от 24 февраля 1901 года с главной передовой статьёй о предании анафеме Л.Н. Толстого; «кафолическая» = «католическая» = вселенская, всеобъемлющая).
 
С падением монархии   в  России  в 1917 г.,  уничтожаемая и разоряемая большевиками  церковь (а она отказывалась признавать новую власть), тем не менее, продолжала существовать.
Считается, что «русской православной» она стала именоваться с 1943 года, находясь под контролем НКВД, но так она уже именуется в документах и  решениях  очередного поместного  собора в 1917-18 годов – РПЦ, что подтверждается решением «Чрезвычайного Архиерейского Собора» 2006 года. 
Т.е. если следовать многовековой логике церковных реформаторов, это название надо понимать так, что её целью помимо  вытеснения  Православия было и остаётся уничтожение всего русского. 
Об успехах последнего можно судить по той крохе сохранившихся русских традиций и усиленно внедряемым в сознание самих русских и всех других народов убеждения о том, что пьянство и прочие безобразия  русских и привитые церковные обряды – это и  есть их настоящие традиции.
   
 Сторонники христианства на Руси, поддерживаемые властью, никогда не заморачивались моральными вопросами по поводу того, как поступать со своими противниками, и анафемствованиями это не заканчивалось.  Если началось всё с физического уничтожения несогласных искупаться в «христианской купели», то в последующем это вылилось в целенаправленное уничтожение носителей мудрости старой Веры, хранителей наследия предков – Волхвов (их сжигали в кострах, предварительно изрубив тела, чтобы не восстали). 
В последующие годы уничтожению подлежали старые книги. Сравните с фашистской Германией – при Петре I их сжигали в таких количествах, что после из костров пудами доставали медь от расплавленных книжных застёжек, но в фашистской Германии это было чудовищно, а на Руси – правильно и «цивилизованно».
 Многие кострища не оставляли других следов кроме пепла, как пепел остатков  памяти об этой позорной странице нашей истории.
 
Одновременно внедрялось в обязательном порядке «чтиво» о «житии святых». Над этим трудились многие церковные писцы начиная с XII века, при митрополите Макарии (в миру – Михаил; ок. 1482 – 31 декабря 1563, митрополит Московский и всея Руси с 1542 года) этому было уделено особое внимание, при нём были собраны и упорядочены в 12-ти томный свод так называемые «Четьи минеи» («чтиво на каждый месяц» – в переводе с греческого).
 В последующем книги переписывались и добавлялись и стали называться  «Великие четьи-минеи».  «Минеи» эти представляют собой свод почти всех произведений церковно-повествовательного и духовно-учительного характера. Материалом для сборника послужили: существовавшие и уже переведенные к этому времени с греческого оригинала жития святых Симеона Метофраста, сборники «житий» русских святых, различные  Отечники, Патерики, Лимонари (из интернета).

……………………………………………………


Патерики (греч. ;;;;;;;;;, по-русски отечник, отечная книга, т. е. книга отцов или об отцах) – в византийской аскетической литературе так называли сборники, состоящие или из кратких повестей о подвижниках какой-нибудь знаменитой обители, или из кратких аскетически-нравоучительных слов этих отцов, или же из тех и других. По славяно-русским рукописям наиболее древним (XII–XIII вв.) является так называемый Синайский Патерик, или Лимонарь.
Лимонарь (греч. ;;;;;;;;;;; - буквально «лужок»,  лат. Pratum spirituale - «Луг духовный»), также именуется «Синайский патерик» – название нравоучительной книги, содержащей повествования о жизни христианских подвижников. Основным автором текстов Лимонария считается инок Иоанн Мосх (VII век). Закончен, дополнен и издан этот труд был другом и соратником Иоанна Мосха Софронием Иерусалимским.
 Лимонарь имеет несколько редакций, наиболее полной является «Великий Лимонарь» (греч. ;;;;;;;;;;; ;;;;). Лимонарь был переведён на славянский язык и впервые напечатан в 1628 году, переведенный на современный русский язык М. И. Хитровым под заглавием "Луг духовный" (М., 1896)., а также Сборники и Синаксари (жития святых). Книги собирали в разных городах и монастырях Руси.

…………………………………………


Начиная с середины XVII века  макарьевские «четьи-минеи» перестали издавать, его имя  и имена тех церковных старателей, кто трудился под его покровительством, как собирателей и издателей сборника было забыто, а все труды по собиранию «житей святых» были приписаны Димитрию Ростовскому. «Жития святых» так и называли с XVIII века: «Жития святых Димитрия Ростовского». Но в конце XX веке церковь вспомнила и оценила заслуги Макария – почти через пять веков он канонизирован в лике святителей на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1988 году. (Из интернета).

Имя Святослава Великого, деяния которого для русской истории более значимы (3 июля 965г.(964?) – ДЕНЬ РАЗГРОМА КНЯЗЕМ СВЯТОСЛАВОМ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА! В 2015г. – 1050 лет!), в историю христианской «русской» церкви никак не вписывается.
 
……………………………………………………


Именно с введения этих «великих» книг на Руси исчезли русские имена, вместо них была введена традиция наречения младенцев именами христианских (в основном греческих) «святых», поэтому о происхождении имён  у наших лжеучёных, полностью разделяющих воззрения церковников на своё прошлое, нет других версий кроме как древнегреческого или древнееврейского происхождения.

Интересно кстати,  и объяснения происхождения русских фамилий:   в интернет-пространстве на сайте с одноимённым названием утверждается, что все они имеют древнеславянские корни, но произошли как бы от добавления к христианскому имени (а «святых» было мало) второго имени-оберега. Создатели сайта не обращают внимания на то что, во-первых:
– получается, что «древнеславянские корни» не могли возникнуть раньше принятия христианства на Руси, что само по себе абсурдно;
– а во-вторых: «оберег» – это символ наших дохристианских предков - «язычников», которые по утверждению рьяных церковнослужителей  «были настолько дикими, что не имели ни своей  грамоты, ни имён», и общались на непонятном для пришлых попов языке.  Так кто от кого что взял и к чему добавил?
 
Этим же (небольшим количеством «христианских святых») объясняется  и наличие в больших русских семьях детей с одинаковыми именами, родившихся в один месяц, что тоже не является русским обычаем.

Вытеснение Православной Веры  происходило и продолжает происходить  с заменой и подменой православных образов на их христианское подобие, духовного наследия предков на бездуховное, безропотное, рабское подчинение. И сегодня появляются авторы, желающие повторить опыт прошлых веков и предлагающие «чтиво на каждый день», вместо того, чтобы делать человека разумным, закрепляют в нём рабскую покорность. К своему удивлению нашёл таких:
 
– «Христианские чтения на каждый день», автор пастор П. Шатров, Москва,2000 г.;

– Дмитрий Дементьев – «Чтение на каждый день Великого поста», Москва, Сретенский монастырь, 2012 г.

– Наталья Степанова - "Вечный календарь. Книга для чтения на каждый день", Москва, 2014 г.

Вероятно, что есть и другие авторы, клерикалы сегодня активны на всех информационных пространствах, в том числе на ТВ и в интернете.

Но в памяти народной (и очевидно по каким-то сохранившимся книгам)  продолжали существовать и традиции, и основные принципы Веры предков. По официальным источникам русские староверские секты существовали вплоть до конца XIX века, по неофициальным  – существуют и поныне. 
То, что передавалось  устно, не могло быть полным, поэтому сохранялось в урезанном, усечённом, искажённом варианте  лидерами сект. Часто  это были простолюдины, по своему понимавшими или пытавшихся приспособить старое под новые христианские «святые писания».  Но, похоже, что нередко это желание людей сохранить старую Веру возглавляли  сознательные и подготовленные провокаторы-«жидовствующие», имевшие цель не сохранение старой Веры, а её уничтожение изнутри. Даже в наше время возрождение старой Веры является главной опасностью для современных иерархов церкви.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру Ридигер А.М.) на открытии Архиерейского собора 2004 года  в своём выступлении назвал «распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века», поставив его в один ряд с терроризмом и другими губительными явлениями современности.
 
Вот так вот, господа миряне – «кукушата» выросли и окрепли, и требуют для себя полной свободы.

 Как лидерами русских сект в те  далёкие годы  и попами  в «русской» церкви сегодня могли стать иудеи? Что это – русская  национальная особенность  не доверять своим и полагаться на мнение чужаков? Наша доброта или леность? Или последствие привившейся традиции дурманить свои головы алкоголем, никотином, наркотиками, пойлом под названием «пиво» и «пепси»? Или всё вместе взятое, дабы совсем перестали думать люди русские? Ответов на эти вопросы в современных информационных источниках не найти, но для самостоятельного поиска материала достаточно.
Наши мудрые предки оставили для нас простое наставление: - «Затрудни голову, кривду покрой Правдой, познай себя трудом».
Трудитесь, братья, постигайте! Не надо надеяться только на Бога, но с его помощью надо объединиться и потрудиться самим для будущего наших детей и внуков.


Рецензии
Статья для тех, кто ещё не разучился мыслить самостоятельно, слушать свою совесть и верить правде. Спасибо!

Елена Витальева   24.04.2022 17:25     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Елена, за отзыв.
Всего доброго!

Николай Леухин   24.04.2022 19:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.