Улыбнемся, вспомнив НФ-60!

            


 НФ… Какая притягательная аббревиатура для                мальчиков прошлого века! Какой ажиотажный спрос, какое количество авторов, пытающихся утвердиться в этом жанре! Нынче большинство их кануло в Лету, запомнившихся можно посчитать на пальцах одной руки… а все ж давайте оглянемся, и  представим себе, как НФ-авторы 60-х в своих произведениях отразили бы события будущего, если им хоть одним глазком удалось заглянуть лет эдак на шестьдесят вперед. Постараемся максимально сохранить пассажи и стилистику  произведений тех лет.


Д а л е к а я   К о – В и с т а


- Такой удручающий пейзаж! Ну и планета! - Ричард Александрович Кторов,  профессор ксенологии, рассматривал простиравшуюся перед ним равнину. Скалы, песок, бесчисленное множество камней… в общем, каменная пустыня. Хотя бы волосок травинки. И тишина, беспредельная тишина. А позади – незачем было даже оборачиваться, чтобы увидеть – золотисто поблескивал в лучах местного светила огромный и вместе с тем невесомый, словно парящий в воздухе купол Совета МКЭР. Сюда, на Ристину, на внеочередное заседание Межгалактической Комиссии Экстренных Расследований, его доставил дежурный крейсер ранним утром по местному времени,  и возможности осмотреться не было. Отсюда ему и предстояло отправиться к далекой Ко-Висте.

  Прибытия профессора ждали с нетерпением: Кторову удалось вычислить первоисточник КО-вируса, поразившего население Обитаемых Миров вплоть до Ристины. Дальше был уже Ближний Земле космос… Остановить таинственный вирус, неуловимо мутирующий едва ли не каждый день, можно было, лишь выявив геном протовируса. Вот эту начальную для вируса планету и вычислил профессор Кторов.

 Когда он развесил в аудитории графики распространения КО-вируса, убедительно указывающие на его источник, зал ахнул:

-  Ко-Виста?! Это же у края «красного смещения»?!

- Совершенно верно - десять миллиардов светолет!

Лететь Кторову предстояло на сверхсветовом крейсере-разведчике «Пионер» - время не ждало. Командиром крейсера был опытный поисковик Северов.

Теперь на площадке у Совета МКЭР профессор ждал  энтокар, который доставит его на борт «Пионера». Кторов посмотрел вверх – где-то там, в зеленоватом небе, в нескольких сотнях километров над поверхностью Ристины,  висел крейсер- разведчик.

Вскоре энтокар и появился,  заложил вираж и сел в паре шагов от ученого. Распахнулась дверца, за штурвалом была совсем еще юная девушка с милым вздернутым носиком:

- Вы профессор Кторов?

- Да. А Вы…

- А я лаборантка. Таня. Работаю в лаборатории, изучающей вирусы. Полечу на Ко-Висту с вами… Да Вы садитесь!
 Профессор сел, захлопнул дверцу и энтокар взмыл круто вверх.

                ***

Они сидели втроем перед огромным экраном: Ричард Александрович, Северов и Таня. Космолет набирал скорость. Вначале величаво проплывали галактики, на их месте возникали другие. Менялись узоры звезд, менялась их окраска. Мерцали приборы. Но со временем пролет галактик  убыстрялся, пока на экране все не слилось в белесые полосы. У Тани закружилась голова, и она закрыла глаза. Заметив это, Северов по-отечески коснулся ее руки:

- Предлагаю разойтись по своим каютам и отдохнуть – нам предстоит еще трое суток пути.

                ***

Ах, эта Ко-Виста! – совсем не такой представляла Таня далекую планету. Планету с атмосферой, столь похожей на земную, что первые поисковики ходили здесь без скафандров, разнеся затем КО-вирус по Обитаемым Мирам. Теперь на Тане был защитный скафандр. Легкий вначале, после нескольких часов бесплодных поисков, он давил на плечи и сковывал движения.
 
Девушка огляделась, насколько ей позволял шлем. Везде, куда ни глянь -  пески. Сплошные пески! Барханы – как застывшие бурые волны. Островки колючих растений-эфемеров, а далеко на востоке еле приметная низкая гряда разрушенных гор, скорее похожих на холмы. Таня поправила обруч на шлеме – за ее передвижениями внимательно с корабля наблюдали Кторов с Северовым. Связь они поддерживали по шлемофону и уже настойчиво предлагали вернуться на крейсер – на следующий день очередь искать Ко-вирус была Северова.

У Тани на этот счет были свои планы: капитан, конечно, прославленный поисковик, но у него вон уже седина окрасила виски… а она как-никак чемпион Ристины по экзотриатлону! Отключив шлемофон, Таня направилась к ближним зарослям колючек. Если интуиция чего-то стоила, там могла поджидать ее удача… И верно! - зеленая лампочка на вирус-ловушке, помигав, погасла наконец. Значит, надо ожидать, что вот-вот загорится красная – знак того, что вирус обнаружен.

 До зарослей оставалось каких-то сто метров, но – странное дело! – пройти их  оказалось непросто. У Тани возникло ощущение, что она поднимается на высокую гору, дышать становилось все труднее, и сковывал движение скафандр. Даже видение возникло: будто танцует она среди барханов, смеющиеся складки прозрачной ее одежды бесшумно трепещут от мягкого ветерка, а тихая ласковая мелодия подхватывает ее, словно падающий осенний лист и кружит в воздушном вальсе. Рука непроизвольно потянулась к магнитным застежкам, но тут дятлом в мозгу достучался до нее зуммер вызова. Нажав кнопку,  услышала охрипший голос Северова: « Татьяна! Татьяна! Очнись! – что ты делаешь?! Немедленно возвращайся на корабль!» Таня покрылась холодным потом, скосила глаза на ловушку и увидела мигающую красную лампочку – значит, вирус был пойман. Возвращалась к энтокару будто во сне, словно кто-то манил ее и не отпускал: сбрось одежды и останься здесь… Но захлопнулась дверца, взмыл энтокар и наваждение отпустило.  Пристыковавшись к «Пионеру», Таня вошла в шлюз, и с легким звоном закрылся за ней дымчатый люк.

                ***

Крейсер возвращался на Базу после успешно выполненного задания, КО-вирус был пойман и помещен в специальный хрустальный контейнер. Казалось, имелись все основания для ликования… но странная какая-то обстановка проявилась на крейсере сразу же после старта на возвращение. Тане поведение мужчин показалось неестественным: то Северов, то Кторов стали заявлять, какой прекрасный вирус они везут Обитаемым Мирам, как важно его доставить неповрежденным. Вскоре и сама Таня стала ловить себя на таких же мыслях, стоило ей приблизиться к контейнеру. Она помнила – подобные ощущения она испытывала на КО-Висте. Значит…

 - Ричард Александрович, поймите – это гипноз! Они навязывают нам эти мысли!

- Кто «они», деточка? – раскуривал любимую трубку Кторов.

- Вирусы! Они разумные! Они общаются с нами! И там, на Ко-Висте…

- На Ко-Висте Вы очень устали, Таня. Этот скафандр, это напряжение… Разумные вирусы – это нелепость. Вы же вирусолог. Как-никак… В прошлом веке я бы посоветовал Вам выпить 50 граммов коньячку для успокоения нервов. Но хорошо, что в нашем, двадцать первом веке, человечество и Обитаемые Миры не употребляют алкоголь! И те сто грамм этилового спирта, что есть на борту у Северова, он употребляет только для протирки контактов. Хм…

И Кторов вновь углубился в прослушивание очередной монографии на кристаллофоне.
Подобный же разговор состоялся у Тани и с Северовым. К ее огорчению, узнав мнение профессора, он  согласился с его доводами. Таким образом, единомышленников на корабле у Тани не осталось. Пришлось действовать в одиночку.

                ***

Когда по бортовому времени наступила ночь, и Кторов с Северовым отправились по каютам спать, Таня тихонько пробралась в рубку, где хранился хрустальный контейнер, и плотно закрыла за собой дверцу…

 Наутро, когда, почистив зубы, командир корабля и профессор встретились в рубке управления, их уже поджидала Таня.

- Я вас приглашаю пройти со мной, - осипший голос и красные глаза выдавали, что она провела бессонную ночь. Заинтригованные  мужчины переглянулись и беспрекословно пошли за ней в рубку, где находился контейнер. Там они сели в кресла и приготовились слушать.

 «Здравствуйте!» - прозвучало в головах у обоих, и они оглянулись потеряно.
 
 - Вы сомневались? – устало заметила Таня. – А это Мудрец, между прочим... Отвечайте – некрасиво не здороваться в ответ!

- Почему мудрец? Откуда на борту? – растеряно глянул на Таню Северов.
«Ну, вот: сами поймали, заточили, а теперь спрашивают…»

- Да. Это КО-вирус. Тот самый, неразумный, - в голосе Тани сквозило плохо скрытое злорадство.

- Этого не может быть! – затряс головой профессор. – Мы уже вторые сутки на борту… какой мудрец? Отчего молчал до этих пор?

- Мудрецом он сам себя назвал… - начала Таня

«… А молчал потому, что никто из вас не сподобился научить меня языку. Пока ваша женщина не догадалась…»

                ***

Ответственной за ужин второго дня была Таня – мужчины разочаровано ковыряли вилками манную кашу. Но это не отменяло горячих споров.

- А я боюсь доставлять Мудреца в Обитаемые Миры: вдруг он там выкинет что-нибудь такое… - у Тани предательски дрогнул голос.

- Знаете, на что я обратил внимание? – задумчиво обронил Северов. – Он частенько напирал на то, какие мы молодцы, что отказались от потребления алкоголя в обитаемых мирах.

- И что? – сощурился Кторов.

- Не знаю. Просто он напирал…

- А что касается Вашей позиции, Таня, - профессор зачерпывал кашу вилкой и наблюдал, как она падает обратно в тарелку. – В принципе, я разделяю эти опасения. Судя по тому, как вирус влияет на нашу психику, можно совершить оплошность, но… наша обязанность доставить этого Мудреца на Базу – следует расшифровать его геном!

- Ну… - Северов порылся в карманах своего комбинезона и вытащил плоский серебристый прибор со стеклянными трубками. – Тут у меня случайно завалялся…

- Портативный масс-спектрограф! – ахнул Кторов. – Северов! Вы кудесник! С ним ведь я могу определить геном Мудреца прямо сейчас!

- Давайте вместе… - обеспокоенно предложила Таня.

                ***

Они встретились уже за полночь – Таня с профессором и Северов. В рубке управления висел сизый туман – видно, не одну трубку выкурил капитан, ожидая вирусологов. Их вид капитана озадачил: у Тани заметно тряслись руки, а у Кторова появилась седая прядь. Северов, качая головой, заварил им крепкого чая и поставил на откидной столик у пульта.

- Таня молодец! – обжигаясь, пригубил чай профессор. – Это по ее предложению я в критические моменты начинал громко петь…

- То, что наша Таня молодец, я давно знаю! – потеплел взгляд у Северова. – Но откуда критические моменты? Прибор?

- Вирус сопротивлялся масс-спектроскопии, - разъяснила Таня. – На то он и Мудрец – почуял неладное.

- У меня порой было ощущение, будто по рукам и ногам связали… - Кторов подул в чашку, расплескивая чай.

- … и тогда Ричард Александрович начинал петь – извините! – дурным голосом!
- И вы что - не определили геном?

- Определили все же! – потер ладони профессор. – Удивительный оказался анализ: к примеру, в состав ДНК у вируса входит бромводород!

- Да что вы! – дурашливо всплеснул руками капитан

- Для справок: бромводород вступает в реакцию с этиловым спиртом, - заметила Таня.

- Ого! – стукнул о стол трубкой Северов. – Так вот отчего он напирал на трезвость человечества! А у меня как раз случайно завалялось сто грамм этилового спирта…

- Капитан! Что вы имеете ввиду? – упал голос у Тани. – Вы же не предлагаете его… убить?

 - Ваши предложения? – сощурился профессор.

- Ну… я не знаю, - растерялась. – Выпустить…

- Открыть форточку и выбросить Мудреца в космос?
 
Таня вспыхнула, но тут Северов примиряющее развел руки:
- Участь Мудреца теперь решена, как это ни горько… но проблема в другом: подумайте, каким будет лекарство для  зараженных КО-вирусом в Обитаемых Мирах?
 Кторов и Таня пораженно переглянулись: НЕУЖЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ СНОВА ПРИДЕТСЯ ПИТЬ АЛКОГОЛЬ?!

                Рисунок Юрия Макарова


Рецензии
Замечательно фанантазируете-фантанируете. Легко воспринимается именно потому что я хорошо помню НФ тех лет. Помню молодого Андрея Балабуху (начинающий отечественный питерский фантаст)познакомился с ним в 68 году. По нраву. Малахитовая кнопочка.

Сергей Плетнев   07.02.2024 19:45     Заявить о нарушении
Так захотелось мне улыбнуться вослед нашим детским тогдашним восторгам, Сергей : )
Очень рад, что разделили со мной улыбку. Балабуха... смутно припоминается... напомните, пожалуйста о его творчестве

Александр Скрыпник   08.02.2024 11:03   Заявить о нарушении
Я знал его через не очень-то большое любование им его женой, мы работали с ней в одной организации. И Андрей, которому тогда только исполнилось чуть больше 20 имел несколько напечатанных в журналах рассказов. По-моему в стиле Шефнера, типа полу сказок. Это было так давно. Мы были ровесники,но его творчество как-то не впечатлило. Самому стало интересно посмотрю в инете.

Сергей Плетнев   08.02.2024 11:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.