По поводу одного четверостишия...

 


           «Ту аз кучо омадие?» («Откуда ты пришёл?»)
           Не знаю - почему, но это выражение, услышанное мною ещё в далёком детстве, настолько глубоко запало в душу, что на протяжении всей своей сознательной жизни оно периодически возникало предо мною, всякий очередной раз, заставляя надолго задуматься. Откуда это? И почему эти строчки имеют такую необъяснимую и притягательную силу? И вот, по прошествии 63-х лет, наконец, удалось найти сам источник этих строк, кроящийся в народном фольклоре.
           А связано это, оказывается, с ранним периодом насильственного насаждения ислама на территории среднеазиатского региона.
           Как известно, местные жители оказывали героические сопротивление арабским захватчикам. Согдийцы неоднократно поднимали восстания. Не случайно, новая религия не приживалась на земле жителей, издревне исповедающих зороастризм. Всякий раз, захватив этот непокорный народ, арабы оставляли тут свой гарнизон, который истреблялся со временем восставшими жителями.
            Используя раздробленность страны и внутренние распри местных аристократов-дихканов, арабский полководец Кутейба сумел постепенно укрепить позиции халифата в Средней Азии. Он покорил в 705 г. отдельные районы области Балха. Кроме самого Балха, ему подчинились Чаганиан (правитель которого Тиш в это время примкнул к арабам и натравливал их на соседние владения), Шуман и др. В 706 г. он с большими силами вступил в Мавераннахр. Как пишет Табари, Кутейба, переправившись через Амударью, двинулся на Пайкенд, причем в составе его войска были дихкане Балха, чаган-худат – изменники, ради своих корыстных целей оказывавшие поддержку завоевателям.
            Пайкенд считался в то время одним из самых цветущих городов Мавераннахра. Его называли «городом купцов», а также «меднобронным городом», так как он имел сильно укрепленную цитадель. Здесь армия Кутейбы впервые встретила упорное сопротивление жителей. В обороне города участвовали не только пайкендцы, но и другие согдийцы, к которым пайкендцы обратились за помощью. Вначале на их стороне был перевес, и арабы попали в тяжелое положение. Арабское войско длительное время было окружено согдийцами, коммуникационные линии Кутейбы были перерезаны. Во всех мечетях Ирака и Ирана возносились молитвы. Но Кутейбу спасли не молитвы, а отсутствие единства среди местных правителей. Постепенно некоторые из них отвели свои отряды. Ряды защитников Пайкенда поредели. Этим воспользовался Кутейба: он овладел городом, разграбил его и направился на Бухару. Осада Пайкенда продолжалась, по некоторым сведениям, 50 дней, по другим – 10 месяцев.
             Не успел Кутейба отойти и пяти фарсахов, т. е. около 30 км, от Пайкенда, как жители этого города восстали и перебили арабский гарнизон. Захватив Пайкенд вторично, Кутейба разрушил его до основания, перебил всех мужчин, а женщин и детей обратил в рабство. Захватчики овладели здесь такой богатой добычей, какой до этого им не удавалось захватить нигде. Быть может, наиболее важной частью этой добычи было огромное количество оружия и боевых доспехов – целый арсенал. Качество этих изделий было исключительно высоким, ибо с тех пор в арабской поэзии в качестве эпитета для несравненного мастерства употреблялось обозначение «согдийский». По некоторым сведениям, до захвата Пайкенда в армии Кутейбы имелось лишь 350 комплектов боевых доспехов. Поэтому он настоял, чтобы захваченное в Пайкенде боевое снаряжение не попало в разделяемую часть добычи, а вооружил им своих воинов, чем значительно увеличил боевую силу арабского войска.
            В 712-13 гг. Согд заключил союз с Тюрками, Чачем и Ферганой. Однако Кутайба в 713-715 гг разгромил и захватил Чач и Фергану. В 725 г. жители Хуталяна  отбили нападение арабского войска во главе с Асадом ибн Абдуллахом.
           Лишь в 737 году арабы вновь сумели собраться с силами для захвата Хуталяна. Вначале хуталянцы объединившись с тюркским каганом, нанесли поражение арабам и даже захватили Балх. Но вместо того чтобы развивать успех, они долго выжидали. Асад ибн Абдуллах собрав новое войско нанес поражение им в Харистане.
           Правитель Хуталяна Бадр Тархан начал переговоры, в результате которых ему была обещана неприкосновенность, но это было обманом со стороны Асада. Бадр был вероломно убит. Только после этого события арабы завладели Хуталяном. Завоевание Мавераннахра продолжалось в течении всего VIII века. Уструшана была завоевана в конце VIII века.
           До наших дней сохранились отдельные отрывки народного фольклора того времени. Например, песня жителей Балха о поражении арабского правителя Хорасана Асада ибн Абдуллы в Хуталане:


Аз Хуталон омадие.
Ба р; табо; омадие. 
Овор боз омадие.
Хушку низор омадие...


Из Хуталяна ты пришёл,
Обесчещенным ты пришёл.
Сокрушённым ты вернулся,
Истощённым, растерянным ты прибыл...


Рецензии