Город мертвых

 

Никто и никогда не говорил мне, что трехэтажный дом, в котором мы жили в 40-50-х годах, стоял над старым дореволюционным кладбищем. Под домом был город мертвых.

Я узнала об этом, когда  чудесный садик перед  окнами нашей квартиры  выкорчевали и сняли красивую литую изгородь вокруг него.   
На месте  садика  начали рыть  котлован под бомбоубежище.
 
Однажды, выглянув в окно, я замерла не скажу, что от ужаса, а, как мне показалось, от неожиданности.
 
Сняв чернозем, зубья ковша экскаватора стали вгрызаться в глину.  Верхний слой глины был желтым и однородным, как слой сливочного масла, а ниже на одинаковой глубине в глине были видны пепельного цвета  вкрапины, по форме напоминающие  поперечное сечение гроба.
Они располагались приблизительно на одном расстоянии  друг от друга длинным рядом.

Так я невольно заглянула  в подземный город мертвых.

Рабочий день был закончен. Экскаваторщик заглушил машину и ушел.

Город мертвых остался беззащитным под открытым небом, а я оказалась  наедине с
длинным рядом  разрезанных поперек могил.

Место котлована не было огорожено.   
Вечером  мальчишки  со всех соседних дворов засовывали руки в серый пепел, доставали  человеческие черепа и тазобедренные кости и пугали ими девочек и друг друга.

Мы жили в то время и в той стране, в которой  не было  ни малейшего  представления о том,  насколько интимным должно быть это  действо-строительство на земле, более ста лет принадлежавшей мертвым.

Мы были атеистами и  не верили ни в бога, ни в черта, ни в привидения.

 
Человеку не дано знать, что там - за  чертой  между жизнью и смертью. но  каждый выбирает  такое толкование, которое  доступно его пониманию или было воспитано в нем с детских лет.

27.12.2020


Рецензии