Мамины уроки

У мамы люди.
Ума мы люди.
Мы - у мамы.
Мы-ум мамы.



Я любила и люблю их всех трех: мою маму и двух бабушек. С детства привыкла всех трех
называть словом "мама" чуть ли не с рождения моего.
Очень о многом мне сейчас напомнило чтение рассказа Н.Макаровой "Уроки наших родителей"
Там у нее есть такие слова:
   "Оказывается,  действительно, не важно, каких чинов и званий ты  добился в жизни, если сумел не озлобиться, не унизиться до обид и пересудов – ты сделал  главное дело на земле – помог идущим следом отличить истинное от ложного,  научиться ценить подлинные чувства."
"Помог идущим следом"...
Я,  до сих пор обращаюсь за помощью, за советом
 к бабушке- маме ,которую звали Ида, Идочка...И я всегда знаю точно, что она ответит.
10 лет назад я приезжала на свою малую родину, зашла в библиотеку.
Оказалось, там  бережно хранят литературные  журналы, старые роман-газеты, где рукой моей матери на задней обложке написано о произведении и его ближайшем будущем. в это поверить трудно, но она никогда не ошибалась, какие награды и почести ждут это произведение. Это забавляло и библиотекарей и читателей. Поэтому, когда, прочитав, она возвращала журнал с интересной новинкой. ее просили это черкануть на обложке. Когда произведение автора отказывалась отмечать надписью, это значило, что оно что оно ничего не получит.

Помню как я,еще в 5 классе училась...спросила у мамы:
-А как ты угадываешь?? Ты экстрасенс?
-Нет. Я не гадаю, логически подхожу
Меня этот ответ не устроил:
-А в комиссиях по присуждению всех этих премий могут быть
 и дураки...
-Я это учитываю,-спокойно ответила мама Ида.

Вот! Вот это меня до сих пор ошарашивает!
Ну, кто это может учесть дураков.
Дураки, конечно, бывают разные.
 Уж кто только ни брался их классифицировать. Бывают дураки
 зимние, летние, дураки от медицины, от искусства, бывают дурак бдительный,
довольный дурак, фрондирующий дурак, дурак ,бывает, от спорта...Теперь еще- олигархический дурак, интернетдурак, ковиддурак.... И .конечно, дураки от литературы тоже есть. Дурак, бывает, и читатель.
Да вы знаете.

 Смотришь порой, а стихотворение совсем никуда не годится.
Знакомство с поэзией у автора явно ограничивается прослушиванием текстов песен современны, совсем не похожих на стихи...
Ну, вот, а дальше читаешь восторги читателя-дурака.
Здесь эти парочки все на виду.
Короче это я не об этом сайте говорю.
А там. на самом литературном верху, среди литературных небожителей учесть дураков...
По-моему это дело...сложное...

Но я не об этом. Хочу я вспомнить почти дословно мамины уроки, которые она давала мне с самого моего детства.
Это была на рассмотрении у нас немецкая классическая философия.
Она сама-немка, немецким владела на уровне носителя и читала произведения в подлиннике, а мне задавала на русском, подчеркивая ногтем то, над чем надо подумать, прав ли автор, откуда он мог это знать, каким путем он мог бы к этому прийти.
И еще это были уроки литературы. Классику я выбирала сама, а современные произведения-мама, причем в определенной последовательности...
Если я нарушала этот порядок, она очень огорчалась и уговаривала: ..2это отложит пока, а сперва читай вот это..."

Помню, в классе шестом или седьмом, я увлеклась толстыми книгами про мушкетеров Дюма. Она презрительно называла их "Брожелонами", сердилась, что я их читаю...
Вот, когда в прошлом году я увлеклась тут, на прозе ру, фанфиком Сидоровича , меня постоянно преследовало в воспоминаниях её лицо и в мозгу выплывали слова: "Опять бражелонов себе нашла!!!"

Так вот собственно об уроках.
Мама учила, что сильного автора не надо быстро отпускать. Произведения надо читать не спеша и не раз. Можно через время снова прочитать. Самые сильные писатели- это самые умные люди. Беглое чтение от одного у другому-ничего не даст. Обдумывая произведение после прочтения ,надо брать не с начала повествования, а с сюжетного ядра. Нет, это не кульминационный момент, но все раскручивается от ядра. Мысль автора, судьбы героев, все раскручивается и устанавливается по местам в этой воронке. Ядро содержит цель автора. Без цели и муха на потолок не сядет. а большого писателя и цель большая.
И  цель написания произведения может быть не одна. Но это у сильных-не деньги и не слава.
А без цели написанное - болтовня.

Причем понять надо не только те цели, которые сознательно преследует автор, но и те, которые ставятся у него подсознательно.
Все дело в том, что у сильных писателей основная работа ведется подсознательно.
Подсознательная работа писателя над произведением представляет собой огромный интерес, именно она делает произведение гениальным и отличает автора от бездаря.
Подсознание крутит сразу много пластов произведения, срабатывая его от самых глубин мысли до звукового исполнения. и всё это подчинено определенным целям.
Подсознание выдает автору соответствующие слова, мысли, направления, а писатель может сознательно принимать или отвергать.
Ну, как бы у примеру, Менделеев отверг бы периодическую таблицу элементов, которую увидел во сне? Во сне-не во сне, какая разница. Он столько работал над ней сознательно, искал подходы...И вдруг она сложилась разом, гениально, на века и до сих пор работает и работает.
Академик Анри Рухадзе сказал мне , что именно эта таблица-самое гениальное изобретение в науке. 
Вот так работают и произведения сильных писателей.
Читать надо. С умом.  Писатель на таком чтении обучает своё подсознание...
И не только....
На прозе ру, как это заметно, мы учимся.
Учимся писать, анализировать, учимся и на недостатках, недоработках, ошибках друг друга.
Вот я и решила, что мамины уроки могут пригодиться.
Кому надо, тот возьмет из них кое-что.

Ваша Маришка

 


Рецензии
Спасибо, Марина! С большим интересом прочитала. И вообще, вы для меня - находка. Столько полезного и интересного у Вас нахожу.

Людмила Каштанова   09.03.2024 12:46     Заявить о нарушении
надо мне выпопросить его еще одно продолжение.

Марина Славянка   09.03.2024 13:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.