7. Открытки Тихомировых 1907 год
«Вологда. Большая Дворянск,
дом 6. Петрова,
Евдокии Григор.
Г-же Тихомировой
4/5 - 6 вечера.
Дорогая Дуня!
Переехали Волгу.
Гулял на бульвар.
едем с кассир с пасс. Ст.
Мне не скучно –
целую тебя и Зою,
маму
приветствую. Вася»
Пришлось разбираться со словом «едем», пока не понял, что первая буква - ять,
Вторая, с поздравлениями с Рождеством, из Петербурга 24.12.1907 на станцию Свеча. Северной железной дороги. Василий Афиногеновича назначен запасным агентом.
Станция Свеча железной дороги Вологда – Вятка открыта в 1906 году.
Вокзал на ст. Свеча построен в 1906 -1907 годах одновременно с вокзалами в городах Галич и в Вятка. Возможно, Тихомиров был назначен на ст. Свеча еще до постройки вокзала, так как имеется открытка (без текста) о прибытии первого поезда в город Галич, изданная в 1905 и с карандашной отметкой «1905».
К концу 1907 гола Василий Афиногенович женат, служит на станции Свеча запасным агентом. Есть дочь Зоя. Жена - Евдокия Григорьевна с дочерью и матерью В.А. Тихомирова Ульяной живут в Вологде. Учитывая наличие 4-х открыток с видами Москвы, по две из Ярославля и Галича, на которых имеются карандашные отметки «1907», и то, что в письме от 4 мая сказано «Переехали Волгу.» - ехал в Москву.
Меня сначала удивила должность – запасной агент. Как оказалось, должность железнодорожный агент существует и в настоящее время для организации и контроля исполнения заказов грузовладельцев на железнодорожные перевозки и платные услуги.
Жизнь и работа железнодорожного служащего весьма непроста. О нагрузке, зависимости от размера станции и расписания очень много говорит письмо в редакцию в журнала «Железнодорожник», опубликованное в 1903г. N16. 14 Сентября. (нашел его на сайте forum.vgd.ru «Выписки из журнала Железнодорожник 1903-1909г» в разделе «Дневник Pupil» размещено в 2013 году)
«(По поводу допущения женщин к исполнению должности Начальника станции). .
Никак не могу молчать, так и подмывает: люблю, знаете, с барынями и барышнями полемизировать. Письмо мое будет относиться до будущих «Начальниц» станций. Наши досужия барыни, верно, не знают, что должность Начальника станции дается за заслугу, пока-же дослужишься до нея верою и правдою, а не вертя хвостом и языком, не мало перетерпишь горя. Вот сколько мне потребовалось поработать, чтобы получить должность Начальника станции на 50 рублей. Теперь я служу уже безпрерывно 25 лет, прослужив 3 года телеграфистом и два года запасным агентом. А знают-ли наши барыни, что это за должность запаснаго агента по движению: не доспавши, не доевши, вступай, в дежурство, а сменился – твоя квартира – под столом, а там проснулся чайку бы попил, да кипятку достать негде. Даю честное слово, я только то пишу, что испытал на своей шкуре. О, Боже, сохрани, Ты, этих умных барышень, которыя хотят быть Начальниками станций, и спаси их от исполнения обязанности запаснаго агента, без чего стать Начальником станции нельзя. Чтобы быть Начальником станции, надо пройти все стадии службы, и вот я был еще один год таксировщиком и 4 года помощником начальника станций на разных станциях, да еще один год агентом передачи. Следовательно, пока я дослужился до Начальника станции, прошло 11 лет. И что это был за период? Бывало, что я работал безсменно. Например, я два года был на станции, где второго помощника начальника станции не было, и вот я имел свободу только от часу ночи до 6 час. утра; вся работа лежала на мне. А можете сами себе представить, какая это была работа, когда движение доходило до 20 пар поездов по одноколейному пути. Так, вот милыя барыньки, как заслуживается должность начальника станции! За то, пройдя такую работу, будешь, действительно настоящим начальником, а не тем, что получают станцию через язык и протекцию. Если женщины умеют брать под башмак великих сановников, то что оне сумеют подъезжать и к железнодорожным начальствующим, в этом, конечно, я не сомневаюсь. Но я ручаюсь, что ни одна женщина не в состоянии переносить такие труды, какие я перенес, да и для какой цели им себя мучить, если оне, сидя в телеграфе, и без того получают до 40 руб., не неся никакой страшной ответственности по службе. Бросьте, милыя барышни, ваши мечтания и помните Крыловскую басню о музыкантах! К тому-же, чтобы быть Начальником станции, вам необходимо изменить покрой платья, да и о прическах позабыть. А без этого вам не удобно будет прыгать на ходу на паровозы и лазить под буфера, как это приходиться ежедневно распорядительным агентам движения… Я вот и Начальник станции, а с 1897 года ни одной ночи не поспал как следует: встаю в 7 часов утра, до 2-х часов работаю, отдыхаю два часа и в 4 снова на работу до 10 часов вечера; с десяти до часу ночи посплю, а с часу до четырех утра опять работаю, заканчивая суточную отчетность и продавая на три поезда билеты пассажирам. Нет, барыньки, какой угодно изыскивайте и изобретайте труд для себя, но не стремитесь только к труду начальника станции. Само собой разумеется, что хорошеньким барынькам, Начальникам станций, наверное, дадут опытных помощников из мужчин, и само начальство к таким барынькам на чаек, да на обед станет ездить. Но, ведь, это будет не дело. При таких условиях на станции получится не служба, а рай земной. Грешен, старик я, а и то пошел-бы в помощники к хорошенькой Начальнице станции и уверен, что она быстро мне выхлопотала-бы прибавку даже и за оплошность мою иной раз. А то я теперь бьюсь как рыба об лед: две дочери в гимназии, сын студент, а сам живу на пище Святого Антония. Начальник станции Иван Трофимов.»
Свидетельство о публикации №220122701726