Как историческое развитие отразилось на современны

Как историческое развитие отразилось на современных тюркских языках

Основной лексический фонд азербайджанского языка мало подвергался фонетическим изменениям и поэтому, в подавляющем большинстве случаев в памятниках тысячелетней давности имеют тот же вид, что и в современном азербайджанском языке.

Названия основных домашних животных являлись для тюркских народов словами, связанными с их хозяйственной жизнью. Являясь терминами, эти слова почти не имели внутреннего развития значений и очень мало подвергались фонетическим изменениям.
Большое значение тех или иных домашних животных в хозяйственной жизни тюркских народов определило обширное развитие терминологии, связанное с обозначением возраста. пола и породы животных. Напротив, для тех домашних животных, которые не имеют хозяйственного значения, эта терминология отсутствует.

Некоторые названия диких животных имеются только в тех языках, народы которых живут в местах распространения этих животных. Имеются и просто заимствования названий диких животных, особенно мелких, в тех тюркских языках, которые в данной местности распространились относительно недавно.

Можно предположить, что многие домашние животные, в частности верблюд, стали известны монголам через тюрок, следовательно, их наименования могли быть тюркскими.

 Прародиной тюрок была территория, на которой обитали лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд, осел  и многочисленные дикие животные, исключая обезьяну, рысь, леопарда и слона.

Собака относится к числу тех животных, которые играли существенную роль в быту многих древних народов уже со времени раннего неолита, о чем свидетельствуют археологические данные.

Имеющиеся различия в лексике тюркских народов, связаны с изменением географической среды и влиянием соседних народов.

Заимствование новых слов и понятий происходит тогда, когда появляется необходимость использования новых, еще не освоенных в этом языке слов и понятий, которые не могут быть выражены средствами данного языка.

По мнению  известного тюрколога А.М.Щербака в тюркском праязыке начальный й отсутствовал «Система гласных фонем и их распределение в большинстве современных тюркских языков таковы, что они исключают возможность употребления й в начале слова. В начальной позиции й восходит к с, который в наибольшей мере сохранил свое первоначальное качество в чувашском с и якутском с, то есть в языках, обнаруживающих, по общему мнению, некоторое количество очень древних черт.» Таким образом, по предположению А.М.Щербака начальный с в алтайском языке развивался в д, в тувинском, киргизском и шорском –в ч, в карачаевском, казахском, каракалпакском- в ж, в остальных –в й. В чувашском и якутском языках сохранилась фонема с.
Необходимо отметить, что в азербайджанском языке в некоторых случаях наблюдается исчезновение начального й

Азерб огузский     значение
ил           йил           год
улдуз йулдуз       звезда
илан    йилан          змея
ийирми йегирми       двадцать
ит-        йит-             ит
Чем старше возраст того или иного народа язык имеет свойство укорачиваться во времени. При этом отпадают в основном начальные звуки.
Махмуд Кашгари отмечал, что слова с начальным й у Огузов передаются без этого й . Он отмечал, что  тюрки «гостя» называют «йялкин», а Огузы же-«елкин», общетюркское «йылыг сув»-теплая вода у Огузов звучит как «илыг сув».
Среди всех современных огузских языков утрата начального й больше всего характерна для азербайджанского языка.
В произведении под названием «История цивилизаций тюркского народа» социолога Зийи Гёкальпа пишется: «У каждого тюркского племени имеется своя река, также и своя гора. Племя зимует на побережье реки, а на склоне горы пасет скот. Кочевники Конар иногда все четыре периода года проводили в различных местах.
В те времена, еще до зарождения Ислама, лето, называли весной. Время года, которое мы называем летом, кочевники называли йай. На этом основании, имеются специальные названия поселений, где кочевники проводили четыре времени года.
Весеная стоянка Йазлак поселение в весеннее время
Летняя стоянка Йайлак
Осенняя стоянка Гюзлек
Зимняя стоянка Кышлак
Некоторые племена меняли место стоянки два раза в год, зимой Йайлак и летом Кышлак.
Степные поселения кочевников – распространенный вид поселений. Возникли они в результате развития экономики, опирающейся на земледелие. Поселения кочевников представляли собой подобие деревни.
По определению физической географии пастбище  у некоторых тюркских народов йайла это равнина, разделенная реками, у азербайджанцев же это всегда горное альпийское пастбище. Просто по географическому определению, йайла – это местность, пустующая в основном зимой, но летом, в самый жаркий период времени, населяемая скотоводами. Климатические условия йайлы позволяют производить такие продукты как молоко, масло, сыр и где имеются естественные природные условия для их хранения, иначе говоря йайла – это горные луга. Пастбища в высокогорье также называют йайла, как и йайлак, йазлак.
Определение пастбища: с географической точки зрения, равнина, находящаяся на высоте 2000 – 3000 метров над уровнем моря, покрытая лугами богатой зеленью, имеющая в большом количестве водные источники. В разных регионах нашей страны, где все еще развито скотоводство, временные поселения, образованные для выпаса скота называют осенними пастбищами (гюзле йайлаги).
Имелись также зимние пастбища. Зимой, для защиты животных от холода и для того что бы животные могли пастись, спускались на склоны гор, на зимнюю стоянку животных. Это была местность на низменности, с умеренным климатом. Главное в данной ситуации – это защита животных от холода. В местах этого рода устраивали загон для скота. Это районы, не подверженные холоду, имеющие не большой снежный покров. Зимние стоянки располагались в долинах рек, среди местности, заросшей кустарником, в луговых лесах.
Время переселение скота на летнее пастбище менялось в зависимости от региона, но в основном начиналось в апреле, в мае месяце. Переселение длилось в течении 15 – 20 дней. И по последствии 3 – 4 месяцев, в конце августа, в начале сентября, из высокогорья скот возвращался на постоянное место нахождения.
Советский тюрколог Н. А. Баскаков в статье «К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ» писал: «Тюркские языки представляют собой, исторически исконную общность, развившуюся из общих по грамматическому строю и словарному составу языков более ранних общностей первобытно-общинных родовых объединений. Эта общность в процессе развития - объединения я распада - сохранила единство - единую группу языков, имеющих, однако, не только схождения, исторически представляющие собой явления более древние, но и возникшие на определенных этапах объединения и распада племен и союзов, - расхождения, которые объясняются различными связями этих языков и их скрещиванием с другими языками.
Таким образом, классификация тюркских языков есть не что иное, как периодизация истории развития тюркских народов и тюркских языков. В результате самостоятельного развития в фонетической структуре некоторых тюркских языках произошли изменения:
 а) замещение древних з, д, т > либо древним р либо й, например, ура, айак, "нога" вместо адак, азак, атах и пр.;
б) большая степень дифференциации глухих и звонких согласных: б - п, к - г, с - з, д - т;
в) наличие дифференцированных согласных фонем х, в, h и пр.

Булгарская группа языков, к которой относятся: древние языки - булгарский, хазарский и современный чувашский язык, - образовалась в среде древнейшего населения Поволжья болгар или булгар (VI-XIV вв.), а также более поздних по времени дунайских булгар и хазар, непосредственных преемников племен, входивших в состав западных хунну, современными потомками которых являются сохранившие древний строй языка чуваши.
Характерными признаками языков булгарской группы и в частности чувашского языка, по которым он отличается от языков других групп, входящих в западную ветвь, являются:
В фонетической структуре: а) наличие особой системы вокализма, состоящего из трех широких и шести узких фонем; б) замещение некоторых гласных в начале слов языков других групп дифтонгами и дифтонгоидными сочетаниями, например: йерт- "водить" (вм. ерт-), й;кев "подпилок" (вм. егеу), й;р "след" (вм. из), вут "огонь" (вм. от), выр;н "место" (вм. орын) и пр.; в) явление ротацизма, т. е. замещения чередующихся согласных с/з ~ т/д ~ й в других языках согласным р - например, в конце слов з/с > р: ;;вар (вм. агыз || авыз) "рот", пар (вм. буз) "лед", х;р (вм. кыз), к;р (вм. к;з) "осень" и пр. - и в середине слов, например, ура (вм. адак, азак, айак и пр.) "нога" и т. д.; г) явление ламбдаизма, т. е. замещения согласного ш ~ с других языков согласным л, например, х;л (вм. кыш ~ кыс) "зима", т;л;к (вм. т;ш ~ т;c) "сон", алак (вм. ишик, есик) "двери" и пр.
В основном словарном фонде: а) наличие в лексике значительного слоя слов, характеризующих только данную группу и отсутствующих в других тюркских языках, ср., например: ;;мса "нос", ;ур;м, ка;;н "спина", ар;м "женщина", ;атма "сковорода", курка "ковш", ;е;е "нога", тул; "пшеница", м;й;р "орех" и др., а также значительного слоя слов, общего по происхождению со славянскими словами, и лексики, общей по происхождению с угро-финскими языками.
Якутская подгруппа представлена только одним якутским языком; якуты и якутский язык являются изолированными от массива других тюркских народов и языков многоязычными племенами и главным образом тунгусскими и палеоазиатскими.
Современный якутский язык, имея некоторые общие уйгурские черты, характеризуется следующими основными чертами, выделяющими его из состава языков уйгурской группы: а) наличие согласного т в середине слова вместо чередующихся по языкам согласных й ~ д ~ з, например, атах (вм. айак ~ адак ~ азах) "нога", б) наличие согласного с в начальной позиции в слове вместо чередующихся по другим языкам й ~ ж ~ дж ~ дь ~ ч, например, сыл (вм. йыл ~ жыл ~ джыл ~ дьыл ~ чыл) "год", суол (вм. йол ~ жол ~ джол ~ чол) "путь, дорога", в) исчезновение в некоторых словах начального с, например, агыс "восемь" вместо сегиз в других языках; эн "ты" вместо сен в других языках; г) переход звука с (< ш < ч) в h в середине слова, например, быhах "нож" вместо бысах (бышак, пычак); д) наличие восходящих дифтонгов типа ыа, иэ, уо, ;;, отсутствующих в других тюркских языках. Кроме того, якутский язык характеризуется своеобразными чертами своего грамматического строя, главным образом в области морфологии, и, как уже было указано выше, особенностями своей лексики».Н. А. Баскаков

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ

(Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. XI. Вып. 2. - М., 1952. - С. 121-134).
Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".


Рецензии