Почему так трудно быть богатым и хорошим?

С первого взгляда всё довольно прозаично. У богатых людей несколько иная иерархия ценностей, которая позволяет им гораздо легче покорять вершины финансового успеха и независимости, чем рядовому обывателю, будь тот хоть семи пядей во лбу. В основе всего - неистощимое трудолюбие, недюжинная работоспособность и целеустремленность,  готовность рисковать и проигрывать, что закономерно оправдывает повышенную требовательность к себе и окружающим и это никак не делает человека "плохим" в глазах этих окружающих, а наоборот лишь вызывает уважение.

Однако? мы живём в мире, где все социальные процессы происходят на фоне процесса более фундаментального - беспрестанной борьбы добра и зла. А вот здесь уже возникают всякого рода "перекосы", которые людьми начинают оцениваться, как "хорошо" или "плохо".  И эти оценки мало зависят от их религиозности или уровня образования. Больше от воспитания,  мировоззрения, общей культуры, местных традиций и т.п.

Но речь не об этом. Речь о том, что у нас "хорошими"  принято считать людей добродушных, бескорыстных, открытых, добрых, т.е. обладающих доминирующими качествами, практически не совместимыми с условиями ведения бизнеса в среде дикого капитализма. Здесь-то и начинаются противоречия. Оказывается, что творить добро, руководствуясь просто рациональными мотивами невозможно. Добро можно делать только по совести, т.е. совершенно немотивированно. Логический ход очень простой, он сам и поясняет феномен - ведь человеку, что бы стремиться к добру, нужно уже иметь его в себе.

Обычно мы находимся в области нравственности там, где нет никаких "других" причин быть нравственными.

Наблюдая картину  человеческих поступков, их можно классифицировать: вот этот испугался, поэтому соврал, этот был голоден, поэтому украл хлеб - каждый раз есть причины.

Мы не замечаем, что мы нуждаемся в причинах объяснения каждый раз ТОЛЬКО в случае аморальных поступков. А когда мы имеем случай морального поступка, т.е. необъяснимого причинами, мы просто пожимаем плечами и говорим: "нет, не по этому - просто по совести".

Мудрость, различающая подлинные и фальшивые вещи, должна бы нам подсказать, что совершить добро не то же самое, что сделать кому-то приятно. Иначе банщик или массажист окажется добродетельнейшим из смертных. Это не значит оказать кому-то услугу. В этом случае официант – праведник. И даже принести пользу – не то же самое, что сделать добро. Тогда разумные эгоисты, создающие рабочие места в беднейших регионах с целью сократить производственные издержки, должны почитаться наравне со святыми.

Добро не сбывается там, где нет особой драматургической логики любви. Одно дело – снять с брюха излишки жира, и совсем другое – «положить живот за други своя». Отдавая излишнее, мы не совершаем жертвы.

Среди циников распространен афоризм: за зло расплачиваться не нужно – расплачиваться нужно за добро. И в этом есть доля истины: верный признак того, что удалось сделать что-то хорошее, – если зло возмутилось и обрушило на тебя удар. И наоборот: если у тебя в жизни решительно все благополучно, это подозрительно. Почему дьявол не мешает? Быть может, ты давно уже с ним заодно, просто не подозреваешь об этом?

Экзистенциальная оценка добра – страдание, которое ты за него готов претерпеть. Для обретения бытия добру, в отличие от зла, требуется жертва: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». (Мк.12:41)

Все, чем располагает человек, в том числе его личные силы и способности, есть дар от Бога. Отдать это – значит отдать не свое. Вполне своим человек может считать лишь то, что уводит его от боли и смерти. Только отдавая это, можно творить настоящее добро.

Зло, в отличие от добра, не испытывается страданием, потому что оно заведомо не может быть качественным. Так, пробу ставят на золото, а не на мешок с навозом. Зло совершается проще и минует этап экзистенциальной оценки, потому что каратов не имеет. В каратах оценивают бриллианты, стекло – принимают на вес. Поэтому если ты хочешь сделать добро, то будь готов к тому, что его тщательно оценят: на сколько карат «тянет» твое добро?

«Мудрость — это ум,
соединённый с добротой.
Ум без доброты — хитрость».
(Дмитрий Лихачёв).


В статье использованы цитаты Сергея Мазаева и Мераба Мамардашвили.


Рецензии