Предаться духовному наставнику. Как?

***

1. Слушать наставления, проповеди, лекции
   (обучаться духовной жизни).
2. Задавать уместные, уточняющие вопросы.
3. На основании полученного знания из (1) и (2), хорошо его
   обдумав, совершать свою личную духовную практику.

Как видно из этих 3-х пунктов, процесс общения с духовным наставником точно такой же, как общение с учителем в школе, с родителями в семье, преподавателями в Вузе, руководителем на производстве. Там мы тоже слушаем, спрашиваем, обдумываем  (важно не принимать наставления слепо) и воплощаем в жизнь. С той только разницей, что духовный наставник помогает нам понять глубинную суть жизни, нашу вечную связь с Богом.

Священные писания говорят о духовных наставниках следующее:
"Все мы в неоплатном долгу перед теми, кто с полной убежденностью, опираясь на свидетельства священных писаний, указывает людям путь к постижению своей духовной природы, помогает им осознать свои взаимоотношения с Верховной Личностью и просвещает их. Нам остается только отблагодарить их. Такие великие люди находят
подлинное удовлетворение лишь в собственной деятельности, которой они по своей безграничной милости занимаются на благо всех людей."
(Шримад-Бхагаватам 4.15.23)

В Деяниях святых Апостолов мы читаем, что, когда святой апостол Филипп спросил вельможу царицы Кандакии, читающего пророка Исайю, разумеет ли он, что читает, тот ответил:
"Как я могу разуметь, если никто не наставит меня?"
(Деяния. VIII, 31).

В Исламе, Абу Я‘ла передает достоверный хадис Пророка:
"О, Посланник Аллаха, с кем нам лучше всего пребывать?"
Пророк Мухаммед ответил:
"С тем, при виде которого вы вспоминаете Аллаха".

Эти и подобные им примеры показывают важность духовного наставничества и раскрывают тончайшие эмоции и действия души в преданности Богу.

Удивительна по силе чувств и мудрости песнь скорби одного буддистского монаха, Речунгпа, который со слезами взывает к своему ушедшему духовному Учителю, Миларепе:

Учитель, защитник существ!
Лама, Будда трех времен!
Пребывая в мире великой мудрости и сочувствия,
Услышь эту горестную песню
Твоего несчастного ученика Речунгпа.

Драгоценный Учитель! Я скорблю и печалюсь.
Я спешил сюда в надежде побыть рядом с тобой,
Но мне не хватило благой заслуги
Даже на то, чтобы увидеть твое лицо.
Великодушный отец, подумай обо мне с любовью!

Перед тобой, Буддой трех времен,
Мудрым, сильным и сочувственным,
Я, нищий странник,
Почтительно простираюсь телом, речью и умом.

Подношу тебе в качестве ритуального дара
Всю практику медитации,
Что я совершал, выполняя твои указания.

Признаю все свои ошибки,
Дурные дела, искаженные взгляды
И восхищаюсь твоими превосходными качествами.
Пожалуйста, вращай колесо тайного Учения
И оставайся здесь, не исчезай в нирване!
Пускай все мои благие деяния
Служат свершению твоих намерений!

Пусть благодаря этой заслуге
Мне, йогину с дурной кармой,
Посчастливится увидеть лицо моего усопшего
Мастера!
Я был первым, кого ты принял в ученики, –
А сегодня не могу к тебе прикоснуться!

Мне не довелось застать тебя в живых,
Но позволь мне взглянуть на твои останки!
Представ перед ними, я попрошу:
Мастер, явись мне в жизни или медитации
И подари устные наставления
О том, как искоренить все помехи
В двух фазах тантрической(сокровенной) практики!

Учитель, кто больше нас, твоих духовных сыновей,
Нуждается в твоей великодушной поддержке?
Крепко держи нас железным крюком сострадания!
Покоясь в невидимом пространстве подлинной
природы,
Не своди с нас сочувственного взора!

Твой вестовой(слуга) Речунгп обременен неведением –
Взгляни на него с любовью, Будда трех времен!

Твой сын Речунгп измучен пятью ядами ( 5 причин страданий в уме) –
Повернись к нему лицом,
Мастер пяти видов просветленной мудрости!

Посмотри на всех существ оком своей доброты –
И особенно на меня, Речунгпа!

(Цанг Ньон Херука "Речунгпа прощается с Миларепой".
№24 журнала Буддизм.ру)


***

Если же указания духовного учителя и его поступки противоречат священным писаниям и наставлениям святых людей; если учитель пал, - только в этом случае его указания следует отвергнуть. Но даже в такой ситуации, ученик не всегда отказывается от своего Учителя, а пытается помочь ему вернуть утраченную веру.
Если чувствует, что имеет такую духовную силу.
Настоящий духовный ученик - очень разумен, смирен и терпелив, свободен от злословия, обидчивости и слепой подчиненности.


***


Рецензии