Кубок Ревы по волейболу

Вчера в Санкт-Петербурге завершился очередной розыгрыш Кубка России по волейболу среди мужчин, который носит имя легендарного волейболиста Константина Ревы.  В полуфинальных поединках встретились команды из Москвы – «Динамо» и из Новосибирска – «Локомотив». Интриги этому поединку придавал тот факт, что буквально да 3 дня до этого они встречались в Москве, и тогда «Динамо» одержало безоговорочную победу – 3:0. На этот раз «Локомотив» вышел отмобилизованный и в двух первых партиях не оставил надежд «Динамо» - 25:19 и 25:14.  Но волейбольный матч, как известно, заканчивается победой в 3-х партиях. Игроки «Динамо» сумели переломить ситуацию на площадке. В третьей партии они выиграли на «больше-меньше», а в четвертой разочарованные упущенной победой игроки «Локомотива» сопротивлялись не так яростно, а в пятой вообще опустили руки – 8:15. «Динамо» в финале.

Второй поединок между двумя «Зенитами» из Казани и Санкт-Петербурга прошел намного напряженнее во всех партиях.  В пятой решающее очко не смог принести команде из Казани её легионер – Беднорж,  который проводил уже не первый матч ниже своих возможностей.  Счет этой партии 17:15.  Кстати, хочу заметить, что и в финале женского турнира три последний проигранный мяча на счету бразильской волейболистки из московского «Динамо» Наталья Перейры. Слишком уж много доверяют легионерам в наших клубах, а они не оправдывают надежд. Таким образом, в финале играли команды из двух столиц России – Москвы и Санкт-Петербурга.

Увы, но в финале борьбе не получилось. С первых розыгрышей в каждой партии вперед уходили москвичи, питерцы их догоняли. Но ближе к концу начинал играть московский блок, и  сыгравшие накануне очень здорово Клюка и Полетаев то и дело натыкались на него. А вот диагональный москвиче болгарин Соколов в этот вечер сыграл выше всяких похвал. Я еще не видел такой от него игры ни в итальянских клубах, ни в казанском «Зените».  Счет по партиям – 25:20, 25:21 и 25-19 говорит о полном превосходстве московского «Динамо», которому доставлял кубок  Ревы по волейболу среди мужчин.

Один небольшой грустный эпизод произошел в этот вечер. Финальный матч судил прославленных российских судья международной категории Андрей Зинович. 25 лет он судил на всевозможных международных турнирах, за его плечами три Олимпиады, на двух из которых он судил финальные матчи.  И вот в это день он судил последний раз в своей такой долгой карьере.  Остается пожелать Андрею Зиновичу долго служить любимому виду спорта, делиться своим опытом и знаниями с молодыми судьями.

А теперь хочу рассказать об игроке, чья фамилия украшает кубок России по волейболу среди мужчин.  В отличии от Гиви Ахвледиани, чьим именем назван кубок России среди женщин, бывший чемпионом мира как игрок и тренер мужской сборной СССР,  чемпионом Олимпийских игр как тренер женской сборной, Константин Рева вписал себя в историю как игрок. Но какой!!!

Мне не довелось увидеть игру Константины Ревы, но эту фамилию я услышал очень давно, еще будучи школьником. Мой дядя Виктор Пастернак был лучшим волейболистом Хабаровского края в 50-е годы прошлого века. Лишь привходящие обстоятельства не позволили ему выступить на первой Спартакиаде народов СССР за сборную команду РСФСР, куда он был приглашен.  Имея такого знаменитого дядю, я не мог не увлечься волейболом, поистине русской народной игрой. В те годы издавалось немало книг о спорте, всевозможные справочники по видам спорта,  в которых рассказывалось об игре лучших советских спортсменов. Вот тогда я и впервые вычитал фамилию Ревы. Позже  я воочию увидел многих игру многих игроков сборной СССР, выигравших золотые медали на первой Олимпиаде для волейболистов в 1964 году в столице Японии Токио.

Поэтому все, что ниже  вы, уважаемые читатели, прочитаете об игре этого волейболиста, написано не мной, а взято из заметок о Константине Реве его сверстниками, поклонниками и товарищами по команде.  Вот что написал ярый болельщик волейбола тех далеких послевоенных лет.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ волейбол, как и послевоенный футбол, был исключительно зрелищным. А самым ярким волейболистом тех лет был, бесспорно, Константин Рева. Специалисты волейбола, возможно, возразят мне, припомнив Алексея Якушева - игрока тонкого, все понимающего и все умеющего, или Владимира Щагина - подлинного универсала в волейболе, но для нас, болельщиков, лучшим всегда был Рева.

Прежде всего, он был красив - высокий стройный блондин, с широкими плечами и длинными сухими ногами. Он был красив и в игре: даже в прыжке, зависая над сеткой, он успевал изящно полусогнуть ноги, и это было красиво.

Популярность Ревы была огромна. На него "ходили" так же, как "ходили" на Всеволода Боброва. Перед началом игры болельщики, рассаживаясь на трибунах, предвкушали удовольствие от того, как "Костя будет забивать кола". "Забивать кола" - это когда мяч после удара по вертикальной траектории мимо блока вонзается в площадку. По отскоку мяча можно было судить о силе удара. Так бил только Рева.

Он был щедро одарен от природы. Прекрасно прыгал в высоту, имел первый разряд по футболу и после войны был зачислен в состав мастеров команды ЦДКА. Но создан он был для волейбола.

Константин Рева был игроком без слабых мест. Есть чистые "забойщики" - те, кто отлично атакуют, но не умеют пасовать. Есть отличные защитники, но без "нокаутирующего" удара. Рева же владел всем набором технических средств классного игрока. Он одинаково бил с обеих рук, у него была отличная боковая подача. Он мог в отчаянном броске вытащить безнадежный мяч. И как пасующий он был на высоте. Но, прежде всего, он был нападающим - прирожденным. На него играли в клубе, на него играли в сборной, и он всегда оправдывал возлагавшиеся на него надежды. Его прыгучесть была удивительна. Обычно всегда можно различить все стадии прыжка: приседание, отталкивание от площадки и только потом сам прыжок. Глядя на Реву, создавалось впечатление, что срабатывал пиропатрон, который и выбрасывал его по грудь над сеткой. И сетку он чувствовал поразительно: в момент нанесения удара он находился от сетки ровно на оптимальном расстоянии - ни ближе, ни дальше. А "мельница" в его исполнении? Это было незабываемо: резкий взлет над сеткой, молниеносная работа рук, и не только зрительно, и соперники не успевали предугадать, какой рукой будет наноситься удар. А его знаменитый крюк?..

Вообще, волейбол тех лет, как мне кажется, был интереснее сегодняшнего - в зрелищном плане. Мяч дольше держался в воздухе, и техника приема мяча была выше. Сейчас все без исключения принимают мяч на запястья рук, снизу. Тогда же под удар ложились, принимая мяч сверху - кончиками пальцев. Потому и передачи были точнее и удобнее для приема. "Мертвые", не берущиеся мячи вытаскивались в акробатических прыжках, и это было нормой. Все это создавало красоту игры. Сейчас же в волейболе главенствует силовое направление. Меньше стало оригинальных ходов, обманных ударов. Тот же Рева мог, например, выпрыгнув над сеткой, имитировать замах для нанесения удара, а в последний момент неуловимым движением кисти руки тихонько пробросить мяч мимо блока, и мяч падал на площадку противника впритирку с сеткой.

...Хорошо помню чемпионат мира 1952 года. Это было событием в спортивной жизни Москвы. Приехала даже делегация китайцев. Игры проходили на открытых площадках перед западной трибуной стадиона "Динамо". Все для нас было в новинку - Москва еще не видела чемпионатов мира. Помню оглушительный свист на трибунах, когда диктор, представляя команду Франции, называл русские фамилии французских игроков - Лисицына и Шишкина. Французы непонимающе смотрели друг на друга, но то были сталинские времена, и Шишкина с Лисицыным зрители воспринимали как белоэмигрантов. Наши волейболисты выиграли тот чемпионат, несмотря на некоторые сложности с составом, а Рева сыграл, как всегда, блестяще. Его едва ли не самым главным достоинством было умение сыграть на пределе своих возможностей в самой ответственной, самой решающей игре. Именно такой была игра с чехословацкими волейболистами. Проигрывая поначалу, сборная СССР сумела собраться и одержала победу.

Константин Рева играл вплоть до 1960 года. Уже появилась плеяда новых интересных игроков во главе с Нилом Фасаховым, но Рева не померк, не затерялся. За ним приятно было наблюдать. На площадке все так же собран, спокоен. Никогда не позволял себе - а ведь звезда - повысить голос, упрекнуть партнера, апеллировать к судье, и если проигрывал, то - достойно. И только опущенная вниз голова и неспешная расслабленная походка выдавали горечь поражения.

У истинного, неравнодушного болельщика всегда возникает желание сравнивать прошлое с настоящим. Вот и я задаюсь вопросом: а сыграл бы Рева сейчас, когда игрокам ростом менее двух метров - даже разыгрывающим - на площадке ж делать нечего? И честно признаюсь - не знаю. А уж если совсем честно - думаю, и не сыграл бы. Но ведь не бывает правил без исключения? И если исключения все же есть, то пусть этим исключением будет Константин Рева. Он это заслужил.

А вот мнение об игре Ревы его товарища по сборной СССР, заслуженного мастера спорта Владимира Саввина:

Так играл Константин Рева
Время меняет характер игры, ее тактику, пополняет игровой арсенал новыми техническими приемами. Многое устаревает и обновляется, но опыт выдающихся спортсменов, таких, например, как заслуженный мастер спорта Константин Рева, сохраняет свою ценность и глубокую поучительность.

Любители спорта впервые о Реве услышали в 1937 году, когда в коллективе спортивного клуба «Правда» появился 16-летний юноша с недюжинными способностями. В ту пору Косте пришлось выбирать, какому виду спорта отдать предпочтение. Хорошие результаты в прыжках в высоту (170 см), в длину и в метаниях сулили успешные выступления в легкой атлетике. Игра в юношеских футбольных командах заманчиво рисовала перспективу стать мастером футбола. Не без колебаний Костя отдал предпочтение волейболу. Через два года он уже играл в первой команде московских спартаковцев, одном из сильнейших волейбольных коллективов тех лет. А в 1940 году вместе со своими товарищами по команде завоевал титул чемпиона страны. Война надолго прервала спортивные увлечения юноши. Боец Военно-Воздушных Сил Константин Рева охранял московское небо от фашистских пиратов.

После окончания войны офицер Рева снова увлекается волейболом, играет в команде московских армейцев. Многие годы этот замечательный волейболист нес бессменную вахту в основном составе сборной страны. Вместе со своими товарищами завоевывал золотые медали на двух чемпионатах мира и на двух чемпионатах Европы. Восемь раз Константин Рева награждался титулом чемпиона Советского Союза. Когда в 1957 году группа советских спортсменов была отмечена правительственными наградами, среди награжденных был и Константин Рева, удостоенный ордена Трудового Красного Знамени.

Успех команды — всегда результат действий всего коллектива. Но в коллективных усилиях особенно ощутим вклад того, кто проявит инициативу с самого начала. Рева обычно вступал в игру, находясь у сетки в зоне 4—зоне сильнейшего нападающего. Все годы выступлений Ревы в волейбольных соревнованиях на его майке всегда мы видели № 4 — символ доверия и большой ответственности.

В чем же особенности спортивного мастерства Константина Ревы? Игра Ревы— это, прежде всего,  непрерывные проявления подлинного атлетизма. Всесторонне физически подготовленный, он сохранял мощь и легкость прыжка в течение всего соревнования. Зрителям доставляло огромное удовольствие наблюдать за спокойными, экономными и точными действиями этого стройного, отлично сложенного спортсмена. Ни одного лишнего движения! Ни намека на какой-либо шаблон! В каждой игровой ситуации Рева неизменно находил самое рациональное решение.

Разбег, прыжок, удар — все эти действия нападающего выполнялись Ревой легко, красиво и с максимальным эффектом. Разбегался он предельно экономно, всего два-три шага, и не столько для увеличения высоты прыжка, сколько для того, чтобы занять наиболее удобное, оптимально выгодное положение по отношению к мячу и провести сокрушительный удар. А ведь зачастую даже известные мастера оказываются после разбега в невыгодном для удара положении: мяч или далеко от них, или, наоборот, чересчур близко, а порой даже оказывается за спиной игрока. У Ревы этого не бывало. Сделать удар ему всегда было удобно.

Заканчивая разбег, Рева слегка приседал и тут же взлетал над сеткой, придав своему прыжку нужное направление. Он не только высоко прыгал, но и оказывался в воздухе в наиболее удобной для удара позиции. Можно было позавидовать той уверенности, с какой он управлял своим телом и координировал движения в безопорном положении.

У каждого волейболиста есть излюбленный способ нападения, любимый, или, как говорят, коронный удар. Был ли такой удар у Ревы? Может быть, и был, но трудно сказать какой, ибо он одинаково искусно применял почти все известные в волейболе удары. Поэтому соперникам было так трудно играть против Ревы. Они никак не могли приноровиться к его разнообразному арсеналу. Удары Ревы чередовались и по направлению, и по силе, и по способу их проведения. Его прямые и боковые удары по передней половине площадки противника были феноменальными по силе. Он вкладывал в них усилие мышц не только одной руки, но и всего корпуса. Это придавало ударам особую мощь. Ударами поверх ладоней блокирующих по глубине площадки кистью руки и в зоны 2 и 1 с поворотом корпуса он держал под обстрелом все игровое поле противника. Играя в зоне 2, Рева с успехом осуществлял сильные удары левой рукой. Любую выгодную ситуацию он использовал для того, чтобы послать неотразимый мяч на сторону противника.

Весьма поучительна игра Ревы в зоне 3. Удар по мячу с так называемой короткой передачи, когда мяч еле поднимается над сеткой, во времена Ревы считался весьма трудным по исполнению и применялся довольно редко. Весьма сложным он считается и поныне. Отлично координируя движения, сочетая правильный разбег с высоким прыжком, обладая прекрасной реакцией, Рева безукоризненно атаковал с короткой передачи. Здесь требуется особенно четкое взаимодействие нападающего с игроком, передающим мяч к сетке. Но если даже передача бывала недостаточно точной, Рева успевал встретить мяч в наиболее выгодной в данной ситуации точке, придать ему нужное направление и добиться успеха. Обычно он наносил удар по восходящему мячу, то есть в момент, когда мяч еще не достиг верхней точки подъема. Очень часто Рева прыгал для удара еще до того, как мяч касался рук передающего партнера. Активные действия Ревы в зоне 3 вынуждали блокирующих непрерывно следить за ним, чтобы не опоздать с прыжком для блокирования.

Вот Рева резко вышел к сетке  и взлетел для удара по мячу с короткой передачи. Это побудило соперника прыгнуть вверх, чтобы попытаться преградить путь мячу. Увидев это, пасующий  направил мяч не основному бомбардиру, а сделал передачу почти в той же зоне. Рева и блокировавший его соперник опустились после прыжка, а в это время партнер  провел нападающий удар без сопротивления блокирующих.

Константин Рева обладал и еще двумя важными качествами выдающегося мастера. Он любил риск. Но его риск зиждился на высоком искусстве. Я не помню случая, чтобы мяч после его удара врезался в сетку или ушел за пределы площадки. Особенно старательно он доигрывал мячи, принятые партнерами. И второе его качество: умение сохранять самообладание в самые напряженные моменты игры. Сколько раз Реве приходилось отыгрывать последние, решающие, мячи, когда уже только от него зависел исход матча, а то и всего чемпионата!

Умение ясно видеть, что делается в стане противника, позволяло Реве принимать правильные решения в ходе игры. Вот ладони двух блокирующих преградили путь мячу. Рева мгновенно отказывается от своего первоначального намерения и вместо удара откидывает мяч партнеру.

Уже будучи зрелым мастером, Рева при подаче вводил мяч в игру самым элементарным способом. Товарищи указывали ему на этот недостаток, и Костя заверил коллектив: «Научусь подавать сильно!». И, как всегда, сдержал слово. Вскоре боковая подача Ревы стала грозным оружием команды.

В заключительном матче чемпионата страны 1958 года встречались основные претенденты на золотые медали — армейцы и динамовцы столицы. Перед этим матчем у «Динамо» было на один выигрыш больше, чем у команды ЦСКА. Последняя игра шла с переменным успехом. В пятой, решающей, партии динамовцам удалось захватить инициативу. Над армейцами нависла угроза поражения. При счете 8:13 на подачу вышел Рева. Очко... второе... третье... приносит он команде. Динамовцы нервничают, а Рева с удивительным спокойствием подает четвертый раз. Мяч, почти касаясь сетки, перелетает на сторону противника, пробивает подставленные динамовцем руки и уходит за пределы площадки. Выиграно четвертое очко! А за ним еще два очка! Победили в этом матче армейцы. А на следующий день в дополнительной встрече волейболисты ЦСКА переиграли динамовцев и завоевали титул чемпионов страны. Это было последнее в чемпионатах Советского Союза выступление нашего замечательного спортсмена.

«Удары Константина Ревы пригвождали соперников к земле». Такую подпись сделал чехословацкий художник к своему дружескому шаржу, опубликованному в 1949 году в дни первого чемпионата мира по волейболу, проходившего на площадках Праги.

И в заключение несколько справочных данных.
               
Полковник авиации в отставке Константин Кузьмич Рева награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, «Знак Почёта», медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «30 лет Советской Армии и Флота», «В память 800-летия Москвы», «За безупречную службу» I степени.

27 октября 2005 года имя Константина Ревы увековечено в волейбольном зале славы (город Холиок, штат Массачусетс, США). С 2009 года имя Ревы носят соревнования за Кубок России по волейболу среди мужчин.
24 ноября 2009 года в Москве на Аллее спортивной славы ЦСКА был открыт бронзовый бюст Константина Ревы


Рецензии