Кратко о свободе и дисциплине

Один из парадоксов, которые открыла Мария Монтессори — невозможно иметь свободу без дисциплины и дисциплину без свободы.

Некоторые люди ошибочно полагают, что дисциплина обязательно связана с принуждением, с муштрой, с насилием. Многие взрослые подменяют волю ребёнка своей волей и считают это нормальным. Но дети по своей природе настолько восприимчивы, что любое насилие не только вызывает немедленную реакцию, но и приводит к изъянам, к деформациям, к искажениям, которые при повторении опыта становятся постоянными и затем воспринимаются как свойства личности.
На самом деле в Монтессори подходе особое внимание уделяется пониманию того, что "дети отдельно, поведение отдельно". Детское поведение, которое мы, взрослые, называем "плохим", чаще всего просто сигнализирует, что в жизни ребёнка не всё в порядке, что у него есть неудовлетворённые естественные природные потребности.
Поэтому важно то, что истинная дисциплина возникает спонтанно, не по воле взрослого, и идёт изнутри, питаемая любовью, а не страхом.

Другая крайность, когда свобода понимается как вседозволенность, ведущая к хаосу при отсутствии каких-либо границ, без предоставления занятий по возрасту и примера. Мария Монтессори называла такую ситуацию "предательством свободы". И заблуждаются те, кто считает, что в Монтессори классах дети делают что хотят и как хотят. Правила есть, но детей мягко перенаправляют, увлекают, заинтересовывают, подают пример, не используя насилия в какой-либо форме. Малышей отвлекают, в случае необходимости можно сказать "стоп" (это не запрет, а остановка опасного или негативного действия).

У детей постарше больше правил, но они участвуют в их обсуждении и формулировании вместе с наставником-взрослым, понимают, что эти правила справедливы и необходимы. Правил не много, всё только действительно важное и нужное. После обсуждения, когда каждый ребёнок группы как бы примеряет ситуацию на себя и понимает, что он хотел бы, чтобы так относились к нему самому (твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого), правила кратко записываются на плакатик и вывешиваются на стену. Дети ещё не умеют читать, но сами запоминают правила как картинки и всегда могут показать где какое написано.

Например: "Если коврик на пути, коврик надо обойти". За столом занимаются только по необходимости или по желанию, когда пишут, рисуют, обводят... Чаще дети расстилают коврики и занимаются как удобнее, на полу. Неподвижно сидеть всё время занятий за столом утомительно и вредно для детей. Правило — уважать чужой труд, занятость и не бегать по коврикам на которых занимаются другие дети, не портить их занятие, не мешать.

Таким образом, выбор и свобода у детей есть всегда, но в рамках позитива. Дети ведут в выборе занятий по душе, по интересу который есть прямо сейчас и соответствует уровню развития, но в отношениях ведёт всегда взрослый и ответственность всегда на нём. Взрослый не стоит на пьедестале "я всё знаю, я вас учу, так как вы ничего не знаете и не понимаете", он служит, он — часть развивающей среды. Дети же свободны в деятельности, так как деятельность по возрасту и по интересам им предоставлена и всё так продумано заранее взрослыми, чтобы было удобно, понятно, посильно, по возрасту и разнообразно. Продуманное позитивное разнообразие занятий, где при этом нет ничего лишнего, даёт вкус к развивающим занятиям и чувство удовлетворённости, радости. Ребёнок "сам" идёт от одной маленькой победы к другой, так как всё по возрасту и по силам — успешность и самостоятельность продуманы и заложены в упражнениях и организации пространства.

Чем более самостоятельным становится ребёнок, осваивая всё новые и новые навыки, практикуясь в интересных ему занятиях, тем больше наставник взрослый как бы отходит на второй план, становится незаметным, помогает и подсказывает только по запросу ребёнка. При этом, разумеется, взрослый следит за безопасностью, держит во внимании всю среду и всех детей, заботится, всем детям уделяет равное внимание (а не только забиякам), когда видит эту необходимость, но не отвлекает, когда дети позитивно заняты.

Дети не прерываются "на самом интересном месте" своих занятий, не переключаются искусственно с одного занятия на другое по команде взрослого, выбирают сами занятия. Если наставник видит, что пора уже показать следующее упражнение, он может это предложить, получить согласие ребёнка, или сесть неподалёку от ребёнка и сам начать его делать. Дети часто заинтересовываются, подходят, смотрят, запоминают последовательность действий, а затем могут сами взять упражнение с полки и попробовать. Так же можно делать, если у ребёнка не получается, вместо того, чтобы его унижать, поучая и исправляя его ошибки. Обучаем показывая, а не исправляя.

Самое ценное в такой организации процесса занятий то, что ребёнок, которого не прерывают, который выбирает занятие по своему интересу, начинает концентрироваться на том, что делает. Всё более развивающаяся концентрация внимания детей — ценнейшее достижение метода. При этом ребёнок, чувствуя границы и заботу, внимание взрослого, всё же свободен и становится всё более удовлетворённым, радостным, активным, самостоятельным, учится уважать других, учится взаимодействовать. Если хотят, дети делают что-то вместе. Дети старше трёх — четырёх лет часто действуют сообща, что-то придумывают, много общаются, дружат. Они не сидят за партами, как их посадили, а постоянно в движении и свободно выбирают с кем делать то или иное занятие, одному или вместе.

А когда детям так интересно, они оптимально расслаблены — ведь если ребёнок боится, напряжён, он учиться вообще не может, так как банки памяти блокируются и "включён" режим выживания.
Напротив, когда ребёнок чувствует себя в безопасности, в позитивных границах, мягко с любовью и уважением направляем при необходимости взрослым, он чувствует свободу и радость, ему не нужна похвала или порицания для этого, его никто не сравнивает с другими детьми и не тыкает носом в ошибки, не наказывает, он в контакте с собой! Развиваются хорошие привычки, помогающие затем всю жизнь. Развивается упорство в достижении целей, способность самому видеть свои ошибки и желание их исправить, делать снова и снова, пока не получится, пока не наступит внутреннее удовлетворение от качества работы, а не когда кто-то другой поставит оценку и похвалит, скажет "хватит".
Дети в настоящей Монтессори среде естественным образом послушны, так как просьбы наставника не противоречат их внутренним устремлениям.
Ребёнок становится самоуправляемым со временем и делает порой даже больше, чем его просит наставник из любви и чувства благодарности, много и с удовольствием помогает младшим. Это и есть в итоге дисциплина.

Таким образом, ребёнку нужна позитивная деятельность по потребностям и по возрасту в организованных для этого безопасных условиях, нужно показать как делать проще и удобнее, как это делают люди, а не конкретная Марья Иванна (только так, как Я сказала), ребёнку нужен свой собственный опыт активной деятельности, навыки пригодные для жизни, а не слушание об опыте других, сидя неподвижно за партой с шести лет, а то и раньше. Опыт и практика дают навыки и сами приводят к дисциплине, а не какие-то внешние вещи, например, указания взрослого.

Очень важно не торопить события, подходить к каждому ребёнку индивидуально, давать время (Монтессори — это не о "раннем" развитии, а о своевременном!). Дети постепенно, при возможности свободного выбора в границах позитива, развивают за счёт концентрации внимания осознанность своих действий. А осознанное добровольное действие, как говорила Мария Монтессори, ведёт к "пробуждению духа".

Сознательная воля развивается только в процессе её применения, начиная месяцев с шести, постепенно. Обездвижьте ребёнка — мышцы не будут развиваться без тренировки, и ребёнок погибнет, так как всё взаимосвязано, и вся высшая нервная деятельность связана с движением. Лишите ребёнка свободы воли, волевого усилия выбора - и он не сможет быть самим собой, не сможет нормально развиваться, не сможет быть счастливым.
Дети не должны быть механически, принудительно послушными! Это опаснейшее и глубочайшее заблуждение. Истинное послушание может развиваться только как высшее проявление собственной свободной воли индивида. Послушание же неосознанное опасно социально и угрожает жизни, ведёт к риску уничтожения, к гибели.
Всё наше будущее, будущее человечества, заложено, как зерно, в маленьком ребёнке. Стоит задуматься...

Так что - "Недисциплинированный ребёнок становится дисциплинированным благодаря работе в компании других, а не потому, что ему говорят, что он непослушный." (Мария Монтессори. Впитывающий разум.)

27.12.2020
Фото автора


Рецензии