Письмо

     Анна Ивановна  давно вышла на пенсию. Не раз перебирала свои шкафы, потихоньку  выносила в мусорный ящик уже ненужную методическую литературу, конспекты, старые тетради. А вот этот листочек, исписанный мелким детским почерком, выбросить все не решалась. Вот и сейчас она в очередной раз, сидя на детской табуреточке, доставшейся ей от внуков, перетряхивала содержимое нижних ящиков и наткнулась на листок, осколочек чужой жизни.
     Ей отчетливо вспомнилось, как давно, когда еще не было в школах турникетов, на перемене она встретила пожилую  дородную женщину в платке, которая что-то доказывала девочке лет двенадцати, но та резко ей отвечала, а в глазах стояли слезы. Девочка уходила, но женщина ее догоняла и опять уговаривала и что-то втолковывала.  Слышалось в ответ только «нет!», «нет!», «нет!». Судя по всему, разговор не состоялся. Анна Ивановна,  мать двоих детей, тогда еще довольно цветущая и не познавшая многих скорбей, подошла к растерянной женщине:
     - Здравствуйте. Чего Вы хотите от этой девочки?
     - Добрый день, - поздоровалась та в ответ. – Понимаете, меня попросила бабушка Нади, чтобы я поговорила с девочкой об отце.  Ее родители развелись, и она слышать о нем не хочет, а бабушка очень переживает, хочет девочку увидеть. Девочка же ни  в какую не соглашается, бегает от меня.
     - Ну раз ребенок не хочет, может быть, не стоит тогда заводить этот разговор? -  резюмировала Анна Ивановна.
     - Эх, если бы Вы знали, как бабушка страдает. Сын-то, отец Нади, пьет, живет с матерью, а ей так хочется увидеть внучку, так хочется...
     Женщина поправила платок и, вздыхая, что-то еще тихонько бормоча, направилась к выходу.
     Через три года Анна Ивановна приняла новый класс и с удивлением обнаружила  повзрослевшую Надю на последней парте. Значит, отметила она,  Надя будет учиться у нее. Девочка оказалась тихой, как мышка, очень старательной и скромной в отличие от многих своих одноклассниц. Небольшого росточка, кругленькая, в удлиненном сарафане, со старомодным пучком на голове, девочка не производила  внешне особого впечатления.  «Странная немного эта Надя, - подумала Анна Ивановна, - но учится хорошо, «чего же боле»…
     Дни шли за днями, один урок сменялся другим, и вот однажды Анна Ивановна стала учить детей, как правильно писать письмо. Все объяснила, напомнила о стиле письма, привела примеры из писем великих и попросила ребят написать свое письмо.
     Читать письма было интересно. Ребята писали неизбито, кто друзьям, кто родителям, кто учителям. В основном рассказывали о своем житье-бытье, интересовались, чем заняты те, к кому они обращаются, вспоминали разные эпизоды из жизни.
     «Здравствуй, дорогая бабушка, – писала Надя, - это письмо ты никогда не прочтешь, поэтому я буду искренна с тобой. Бабушка, милая,  я очень-очень тебя люблю и хорошо помню. Не думай, что я забыла, как мы вместе гуляли по парку, как однажды я разбила колено, и ты повела меня в ближайшую аптеку, чтобы купить зеленку и вату. Я помню все твои подарки на день рождения и Новый год. Я помню, как ты мне читала книжку про Незнайку и сказки Андерсена. А еще я помню, как ты заплетала мне косички и ласково гладила по голове. А помнишь, мы с тобой ночью встали, нагрели чай и лопали булки с вареньем? Если бы было можно, я бы попробовала твои пирожки: такие вкусные печешь только ты. Ты у меня модница и красавица. Ты у меня веселая.
      Не грусти.  У меня все хорошо. Новый папа удочерил меня. А ведь двух отцов быть не может, правда? Теперь я ношу глупую фамилию Квакина, но я не показываю вида, что фамилия мне не нравится, потому что он хороший человек. Они с мамой часто ходят в храм, берут меня с собой. Я  молюсь за тебя, бабушка, перед иконой Богородицы. Я учусь смирению, учусь отвечать за свои поступки и мысли. А прощению мне еще, видимо, предстоит научиться.  Главное, мама счастлива. У меня подрастает брат. Ты в моей памяти останешься навсегда.
      Твоя внучка Надя.»
     Анна Ивановна не сказать, чтобы была сентиментальной, однако Надино письмо произвело на нее впечатление. Она поставила девочке пятерку,не могла не поставить, но листок оставила  у себя. У нее затеплилась надежда отыскать  такую чудесную бабушку и передать письмо, чтобы бабушка утешилась. Поспрашивала коллег,  выяснила, о ком речь, и…смутилась.  Закралась мысль: а нужно ли? А имеет ли право передавать девочкино письмо?
     В  семейных заботах, в нелегких  учительских буднях шел год за годом. Однажды Анна Ивановна спохватилась, разыскала адрес  и после уроков  позвонила в  нужную дверь. Сначала долго не открывали, а потом на пороге появился заспанный лохматый мужчина. Он вглядывался в Анну Ивановну, пытаясь сконцентрироваться.
     - Вы ко мне? – дохнул перегаром он.
    - Нет, мне нужна Жанна Анатольевна. Вы можете ее позвать?
     - Опоздали, - икнул мужчина. – Нет больше матери. Умерла.
     Дверь захлопнулась.

2020г.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.