Воспоминания прошлого 49 Дела семейные

 Жизнь продолжается

 В 1960 году  произошло радостное событие – рождение сына. Я был безумно рад появлению на свет продолжателя рода военной династии.
 Молодая мама, еще до рождения влюбленная в своего будущего ребенка, ни на минуту не оставляла родившегося малыша без присмотра.
Когда она обрела знания и опыт ухода за младенцем, откуда взялись силы и выносливость выдерживать бессонные ночи и выполнять все процедуры по обеспечению его жизненных потребностей?
 
 Кроме всего, она успевала содержать в образцовом порядке и чистоте квартиру с печным отоплением.
 Готовила пищу, занималась стиркой белья, обеспечивала уют и удобства проживания семьи в небольшом пространстве малоразмерной квартиры.

 Ей было всего 20 лет, казалось бы девочка, а как ярко проявлялись ее материнские качества и способности женщины, понимающей жизненные проблемы и находящей способы их преодоления.
 Полагаю, все положительное в ее характере и способностях зародилось и укрепилось в трудных условиях послевоенной жизни без отца, при активном участии в ее воспитании матери и близких родственников. А может это природный дар?
До сих пор она не утратила своего таланта.

Признаюсь, я мало помогал жене в домашних делах и недостаточно в воспитании сына. Отговорка, весьма необъективная- служебная занятость.
Спустя многие годы я понял, какую несправедливость и обиду внутренне терпела моя верная спутница из-за недостаточной моей помощи.
 В один из летних дней был приглашен на беседу в отдел кадров НИИ . Состоялся разговор с представителем Главного штаба войск ПВО страны, который предложил изменить место службы с целью моего должностного продвижения.
 Я не дал согласия по причине увлеченности работой в должности начальника комплекса «Амур», который самостоятельно изучил и освоил  на военном заводе. Я выразил желание повысить образование в академии, если будет предоставлена возможность поступления.
 Это была предварительная беседа с прицелом на мое будущее предназначение.
Через несколько лет, при изменении штатного расписания части я был назначен заместителем командира – начальником штаба батальона, на капитанскую должность.
 С этой должности можно было поступать в военную командную академию.
Разрешение на поступление ждал до 1967 г.
Период ожидания максимально использовал для подготовки к конкурсным вступительным экзаменам.
 Приняв должность от начальника штаба майора Духовникова Бориса Александровича, опытного "штабиста, который по возрасту увольнялся в запас, приступил к исполнению обязанностей.

 Началась необычная и незнакомая мне штабная работа.
 Значительно расширился сектор направлений служебной деятельности и естественно повысилась ответственность за состояние дел в части: за воинскую дисциплину и караульную службу, за боевую и политическую подготовку, за работу с личным составом, офицерами и вольнонаемными. Наибольшую служебную  ответственность требовало ведение секретного делопроизводства и сохранение военной и государственной тайны.

 Благодарю покойного отца за первоначальную оказанную помощь.
Имея громадный опыт военной службы, отец за два вечера рассказал о большинстве нюансов кропотливой штабной работы с документами, с особенностями повседневного поведения штабного работника, с организацией всех служб и отделов, с особенностями ведения секретных работ и учета секретных документов, с организацией делопроизводства в воинской части.
 Упомянул об ответственности лично начальника штаба за проколы в служебной деятельности и  за их последствия. 
В остальном, знания и практические навыки по должности приобретал в процессе повседневной кропотливой работы с людьми и разного рода документами – текущими и отчетными.
 Подрастал сынишка. Как только начал ходить немного уменьшились трудности, которые возникали практически ежедневно в присмотре за его детским поведением. 
 Уход лежал на плечах жены и выполнялся с материнской добротой, лаской и ответственностью, невзирая на собственное здоровье и физическую усталость. 
 Иногда я брал сына с собой в расположение части, где он быстро прижился и был под контролем замечательных людей из батальона.
 С ними проходила часть дневного времени, во время которого супруга успевала выполнить накопившиеся домашние дела и немного отдохнуть.
Сын не докучал своими капризами и просьбами, не мешал работе и не ходил за отцом по пятам.
В нем проявилась детская самостоятельность, любопытство и увлечение коллекционированием жучков, паучков и бабочек, а с возрастом – различных минералов и лабораторных химических препаратов.
 Научившись читать, он увлекся химией. Листал страницы книг и журналов, рассматривал рисунки и замысловатые химические уравнения.
Вникал ли в содержание – сомневаюсь, но уверен, что в детской голове какие-то знания оседали.

Эти способности у него ярко проявились в Якутии, когда он увлекся чтением знаменитого учебника химии, под общей редакцией И. Глинки, который я принес домой из библиотеки части.
Дома появились коробочки и ящички с цветными камешками, пробирки, колбы и стеклянные трубочки.
 Он делал несложные опыты, а мы – родители поощряли его увлечения и не мешали. Никаких серьезных происшествий с его химическими «исследованиями» не происходило.
 Уверен, что его детские увлечения пригодились и положительно повлияли на школьное обучение и получение в дальнейшем военного образования.   


Рецензии