Козырев Николай Иванович
В РККА с 25 декабря 1931 года, был призван Чкаловским районным военкоматом Нижегородской области.
В звании лейтенанта служил в качестве младшего лётчика в 40-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 мая по 29 сентября 1937 года в качестве пилота 1-й эскадрильи истребителей И-16.
После возвращения из Испании продолжал служить в авиации.
В 1937 году ему было присвоено звание капитана.
В июне 1938 года стал командовать одним из истребительных авиационных полков Киевского военного округа.
Имел к тому времени более 500 часов налета в воздухе.
Участвовал в походе в Западную Белоруссию и Западную Украину в сентябре 1939 года.
«…Советские войска подходили к городу Кобрин со стороны станции Барановичи. Польская военщина решила воспрепятствовать нашему продвижению и отстоять город. Противник направил из Пинска в Кобрин крупные подразделения.
Мы только что прилетели в Барановичи, пообедали и расположились у самолетов. Видим, спешит к нам командир тов. Козырев. Он получил задание разведать район Кобрин - Пинск по железной дороге. Звено истребителей вырулило на старт. Условились, что тов. Козырев будет наблюдать и записывать, а летчик тов. Мордвиненко и я будем смотреть за воздухом.
Взлетели. Погода была скверная. Шел дождь, низко над землей двигались тяжелые облака. Командир шел первым, и у станции Городец из сада, что близ вокзала, по нему открыли огонь из зенитного пулемета. Тов. Козырев продолжал полет по маршруту, а мы с Мордвиненко пикировали и, внезапно вырвавшись из-за станционного здания, на бреющем полете обстреляли вражеский пулемет.
Мы обнаружили 9 неприятельских эшелонов, направлявшихся в Кобрин, и повернули обратно. Облака прижимали нас все ближе к земле. Между станциями Янув и Барановичи летели в нескольких метрах от земли, «перепрыгивая» через леса и кустарник.
Командир написал донесение, а через несколько минут было получено новое задание: атаковать вражеские эшелоны и не допустить их к Кобрину.
Одно за другим, с интервалом в 5 минут, поднялись в воздух звенья истребителей. Наше звено шло первым. Перед станцией Городец командир покачал крыльями своей машины. Это означало «приготовиться». Я перезарядил пулемет, открыл прицел и спикировал на стоявший у станции воинский эшелон.
Не успели обстрелять один эшелон, как встретили другой и с высоты 400 метров прямо повалились на него. С крыш и из окон вагонов противник открыл по нас ружейно-пулеметный огонь. Мы зашли от паровоза и прошли бреющим полетом до хвоста поезда, поливая его свинцовым дождем. Я шел последним и видел, как от наших попаданий взорвался паровоз.
Станция Дрогин. На рельсах - 6 воинских поездов. На перроне суетятся люди. Снова обстреливаем эшелоны, затем берем курс на Барановичи. Обстрелянные нами эшелоны горели, солдаты разбегались. Задание было выполнено…»
(Из газеты «Правда», 10 октября 1939 года)
Участвовал в Великой Отечественной войне.
В звании майора с 28 июля 1942 года командовал 929-м истребительным авиационным полком, воевал под Сталинградом.
Погиб 17 августа 1942 года. При перелете с аэродрома Пичуга на аэродром Большая Ивановка, самолет У-2, на котором он находился в качестве пассажира, был обстрелян немецким истребителем Ме-110. Майор Козырев был убит и похоронен на площади села Большая Ивановка Иловлинского района Волгоградской области (Россия).
Награжден орденом Красного Знамени** (11.11.1937).
Примечания:
* По другим данным - в поселке Василёво ныне город Чкаловск Нижегородской области (Россия).
** Орден имел порядковый № 1235.
Свидетельство о публикации №220122700738
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 28.12.2020 00:41 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 28.12.2020 08:41 Заявить о нарушении